10.1. Корпоративная экономика как условие развития муниципальных образований (городов, районов)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Цель социально-экономического развития муниципального образования — улучшение качества жизни каждого человека сообще­ства. Уровень социально-экономического развития, качество жиз­ни населения в целом и конкретных граждан в значительной сте­пени определяются уровнем компетентности команды менеджеров муниципального уровня, их способностью осуществлять активную, последовательную, ответственную управленческую деятельность.

В Конституции РФ присутствуют термины «муниципальное образование», «местное самоуправление», «органы местного самоуправления».

Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные ор­ганы местного самоуправления.

Местное самоуправление как выражение власти народа — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населе­ния по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интере­сов населения, его исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов мест­ного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Представительный орган местного самоуправления — выбор­ный орган местного самоуправления, обладающий правом пред­ставлять интересы населения и принимать от его имени реше­ния, действующие на территории муниципального образования.

Муниципальное образование — это не просто место совме­стного проживания людей. Оно объединяет сообщество в систе­му, состоящую из элементов (экономика, культура, право, поли­тика и социальные отношения), функционирование которых направлено на достижение генеральной цели — рост качества жизни каждого человека.

В структуре муниципального образования (далее — МО). (Рис. 10.1) особая роль принадлежит экономической сфере. Она играет ведущую роль в жизнедеятельности населения и тесно взаимосвязана с остальными структурными элементами МО.

Рис. 10.1. Структура муниципального образования

Одним из перспективных вариантов управления развитием МО является организационный принцип корпоратизма.

Организация социально-экономического развития сообщест­ва как корпорации с экономической точки зрения, определяет следующую принципиальную схему управления: «население — акционеры — совет — менеджмент», которая является зеркаль­ным отражением системы: «население — избиратели — предста­вительная власть — администрация», реализуемой в сфере поли­тического управления.

Главная цель такой системы управления состоит в необходимости создания ясно очерченной и эффективной системы контроля (отчетности и подотчетности) за социально-экономическим развитием муниципального образования.

Основная обязанность представительной власти и совета директоров в представленной модели — обеспечить ответственность и отчетность менеджмента (администрации и менеджеров) за качество и результаты деятельности.

* Т - товары, П - продукты, Д - деньги

Рис. 10.2. Структура экономической сферы муниципального образования

Определив, что субъект менеджмента обязан нести ответственность за результаты социально-экономического развития муниципального образования и рост уровня качества жизни каждого члена сообщества, подходим к следующему вопросу: конкретные цели развития могут быть достигнуты МО в результате своей деятельности?

Решения, касающиеся целей развития МО (качества жизни человека) принимаются избирателями и акционерами, формы и способы их достижения определяются представительной властью и советом директоров. Что касается администрации и менедже­ров, то они реализуют эти цели.

Как только население как избиратели и как акционеры опре­делило цели развития МО, администрация и совет директоров обязаны организовать работу по их достижению, одновременно обеспечивая подотчетность. Обеспечение подотчетности менед­жеров директорам, а администрации — представительной струк­туре власти — одно из условий корпоративного управления.

Ключевым вопросом эффективного управления МО становится обеспечение сбалансированности в реализации принципов подот­четности и невмешательства. Иными словами, чтобы контроли­ровать менеджмент, представительная власть МО и совет дирек­торов должны быть объектами контроля.

Рис. 10.3. Принципиальная схема корпоративного управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Поиски эффективной структуры корпоративного управления неизбежно приводят к переосмыслению роли и места регио­нального управления, поскольку представительная власть МО и совет директоров являются компонентами гораздо более общей системы управленческих институтов.

Политическое и корпоративное управление, выступая веду­щими звеньями в едином процесса управления развития МО, могут быть организованы различными способами в зависимости от специфических для каждого региона экономических и культур­ных факторов. С течением времени процесс институционализации этих факторов приводит к формированию общих правил их экономического взаимодействия и оформлению стандартов дело­вой активности.

Система управления МО призвана обеспечить компромисс между противоположными интересами. Представительная власть и совет директоров представляют и гарантируют исполнение во­ли многообразных слоев электората. Важнейшим условием этого является оптимизация соотношения между тем, что население МО хочет (цели), и имеющимися в распоряжении МО возмож­ностями, компетенциями, принятыми ценностями.

Корпоративный метод как один из возможных методов хозяй­ствования способен регулировать политические аспекты жизни и содействовать развитию экономики МО.

Цель социально-экономического развития муниципального образования — улучшение качества жизни каждого человека сообще­ства. Уровень социально-экономического развития, качество жиз­ни населения в целом и конкретных граждан в значительной сте­пени определяются уровнем компетентности команды менеджеров муниципального уровня, их способностью осуществлять активную, последовательную, ответственную управленческую деятельность.

В Конституции РФ присутствуют термины «муниципальное образование», «местное самоуправление», «органы местного самоуправления».

Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные ор­ганы местного самоуправления.

Местное самоуправление как выражение власти народа — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населе­ния по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интере­сов населения, его исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов мест­ного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Представительный орган местного самоуправления — выбор­ный орган местного самоуправления, обладающий правом пред­ставлять интересы населения и принимать от его имени реше­ния, действующие на территории муниципального образования.

Муниципальное образование — это не просто место совме­стного проживания людей. Оно объединяет сообщество в систе­му, состоящую из элементов (экономика, культура, право, поли­тика и социальные отношения), функционирование которых направлено на достижение генеральной цели — рост качества жизни каждого человека.

В структуре муниципального образования (далее — МО). (Рис. 10.1) особая роль принадлежит экономической сфере. Она играет ведущую роль в жизнедеятельности населения и тесно взаимосвязана с остальными структурными элементами МО.

Рис. 10.1. Структура муниципального образования

Одним из перспективных вариантов управления развитием МО является организационный принцип корпоратизма.

Организация социально-экономического развития сообщест­ва как корпорации с экономической точки зрения, определяет следующую принципиальную схему управления: «население — акционеры — совет — менеджмент», которая является зеркаль­ным отражением системы: «население — избиратели — предста­вительная власть — администрация», реализуемой в сфере поли­тического управления.

Главная цель такой системы управления состоит в необходимости создания ясно очерченной и эффективной системы контроля (отчетности и подотчетности) за социально-экономическим развитием муниципального образования.

Основная обязанность представительной власти и совета директоров в представленной модели — обеспечить ответственность и отчетность менеджмента (администрации и менеджеров) за качество и результаты деятельности.

* Т - товары, П - продукты, Д - деньги

Рис. 10.2. Структура экономической сферы муниципального образования

Определив, что субъект менеджмента обязан нести ответственность за результаты социально-экономического развития муниципального образования и рост уровня качества жизни каждого члена сообщества, подходим к следующему вопросу: конкретные цели развития могут быть достигнуты МО в результате своей деятельности?

Решения, касающиеся целей развития МО (качества жизни человека) принимаются избирателями и акционерами, формы и способы их достижения определяются представительной властью и советом директоров. Что касается администрации и менедже­ров, то они реализуют эти цели.

Как только население как избиратели и как акционеры опре­делило цели развития МО, администрация и совет директоров обязаны организовать работу по их достижению, одновременно обеспечивая подотчетность. Обеспечение подотчетности менед­жеров директорам, а администрации — представительной струк­туре власти — одно из условий корпоративного управления.

Ключевым вопросом эффективного управления МО становится обеспечение сбалансированности в реализации принципов подот­четности и невмешательства. Иными словами, чтобы контроли­ровать менеджмент, представительная власть МО и совет дирек­торов должны быть объектами контроля.

Рис. 10.3. Принципиальная схема корпоративного управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Поиски эффективной структуры корпоративного управления неизбежно приводят к переосмыслению роли и места регио­нального управления, поскольку представительная власть МО и совет директоров являются компонентами гораздо более общей системы управленческих институтов.

Политическое и корпоративное управление, выступая веду­щими звеньями в едином процесса управления развития МО, могут быть организованы различными способами в зависимости от специфических для каждого региона экономических и культур­ных факторов. С течением времени процесс институционализации этих факторов приводит к формированию общих правил их экономического взаимодействия и оформлению стандартов дело­вой активности.

Система управления МО призвана обеспечить компромисс между противоположными интересами. Представительная власть и совет директоров представляют и гарантируют исполнение во­ли многообразных слоев электората. Важнейшим условием этого является оптимизация соотношения между тем, что население МО хочет (цели), и имеющимися в распоряжении МО возмож­ностями, компетенциями, принятыми ценностями.

Корпоративный метод как один из возможных методов хозяй­ствования способен регулировать политические аспекты жизни и содействовать развитию экономики МО.