С о д е р ж а н и е

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 

 

Введение..................................................................…………………………………4         

Некоторые размышления о предмете социологии………………………………..8       

Почему люди задают вопросы............................………………………………...35         

Искусство задавать вопросы и получать ответы.………………………………...57

Факт и его интерпретация......................................………………………………..87       

Порог социализации...............................................………………………………103       

A priori & a posteriori (интерпретация понятий)...……………………………...154

Как выйти замуж?...................................................………………………………185    

Заключение.............................................................……………………………….205        

 

 

 

Когда человечество осознало, что является особым образованием, оно поставило задачу понять себя. Так появилась социальная философия, а затем социология как специальная наука об обществе.

Однако, исследуя социальные процессы и явления, социология практически не занималась собственно своими проблемами - как методологией (прежде всего) и методикой исследований.  Нередко происходило смешение понятий "социальное знание" и "социологическое знание", подмена одного другим. Социальное знание представлялось в научной литературе как социологическое, а в социологию включали фактически все социальное знание, хотя социология изначально была определена как наука, исследующая общество, социальные процессы и институты в соответствии со своими законами и правилами познания. Задача социологии - выяснить, как человек познает, исследует социальный мир - заменялась знанием о социальном мире. Специфика социального мира предполагает и особые методы его познания.

В исследовании социального, безусловно, использовались специальные методология и методы, но по большей части неосознанно, скорее интуитивно. Социальное знание добывалось, обрабатывалось, систематизировалось, представлялось и оформлялось, но как это делалось? Сложный механизм получения знания с его законами и правилами, особенностями оставался нераскрытым.

В настоящей работе обращено внимание только на один методический аспект социологии - умение задавать вопросы, чтобы получать адекватные ответы. Может быть, умение задавать вопросы есть краеугольный камень всего процесса познания, в том числе и социологии. Методологически и методически правильно поставленный вопрос означает получение нового знания на основе осознания имеющегося знания, т.е. исследование неизвестных областей в частности социального.

Таким образом можно заключить что предметом социологии является прежде всего то знание, которое находится в сознании человека в различных формах это весьма принципиальное положение. Объективный мир ставит задачи, ответы на которые человек в первую очередь ищет в своем прошлом проверенном знании и проверяет их путем положительной реакции природы на свои действия. Иначе говоря, человек как бы спрашивает природу: правильно ли я тебя понял? Получив положительный ответ, он смело вступает в новый для него мир. Понять неизвестное можно только посредством известного и никак не иначе.

Что же изучает социология? Только законы социального образования или социальные законы, причем в "чистом" виде, примерно так же, как это делает математика, разрабатывая "чистые" математические законы.

Научное знание всегда осознанно в отличие от обыденного представления, которое по большей части интуитивное. Человек не смог бы жить в пространственном мире физических величин, если бы не знал законов пространственной вариации, выражаемой, в частности, математическими законами. Они известны любому человеку, иначе он сбивал бы углы на поворотах. Но знание это, подчеркнем, интуитивное, неосознанное.

Любой человек знает и социальные законы, иначе он не смог бы существовать в социальном мире. Поняв эти законы, социологи вписали их в учебники и тем самым убыстрили процесс передачи знания и освоения мира. Неосознанное знание требует длительного освоения, осознанное - формальных методов передачи знания, т.е. обучения и короткой социализации.

То, что социология исследует, называется фактом в его узком или широком смысле. Факт, согласно расхожему мнению, - это нечто, существующее в качестве объективной реальности, данной человеку, а вопрос - требование (потребность) получения информации. На наш взгляд, это не совсем так. Вопрос - это форма выражения концептуально-гипотетического знания, которое необходимо проверить в процессе выхода в тот мир, который ставит вопросы и который находится вне сознания. Но построить концепцию, даже гипотетическую, означает обрести знание, его актуализировать. Такое понимание факта означает, что он есть знание, которое уже существует. Ибо любая объективная реальность существует в голове человека только как знание осознанное или неосознанное. Факт в данном случае осознанное знание приобретшее статус прошлого знания и объективной реальности. В соответствии с применяемой в данной работе терминологией факт - прошлое проверенное истинное знание, не более того. Но и таковым он становится только в тех временных и пространственных рамках, в которых человек способен решать свои задачи. Вне этих рамок факт уже не существует, он превращается в интерпретируемый факт. Это означает, что факт как прошлое знание, успешно действовавший в прошлой типовой ситуации, нельзя применять, использовать в новой для него ситуации, принципиально новой или несколько отличной.

Что же такое интерпретация факта? Только то, что приобретенное знание является гипотетическим, или, возможно, истинным знанием. Интерпретация факта означает познание новой реальности посредством известного прошлого знания, имеющегося в голове человека. Интерпретация - это тот мостик, который мы мысленно прокладываем в новый мир из своего собственного.

В рамках вышесказанного хорошо интерпретируется и процесс социализации. Ребенок усваивает мир как прошлое знание человечества. Для него мир истинный и имеет статус факта, он просто есть как объективная реальность, которую надо познать и которой необходимо подчиняться. Но ребенок не был бы человеком, если бы не интерпретировал факты, ибо только в интерпретации познаются законы социального бытия и всего естественного мира, благодаря им ребенок познает и строит собственный мир. Социализация - это обучение и умение перекидывать тот самый мостик из прошлого в будущее знание.

В настоящей работе представлена еще одна статья, которая как бы выбивается из общего стиля и поля исследования. Это  интерпретация понятий априори и апостериори И.Канта. Но только на первый взгляд. На самом деле философское учение о  трансцендентальном познании  мира может быть очень тесно взаимоувязано с природой социального бытия. Во всяком случае, идеи врожденных программ как основы социализации человека безусловно находят отражение в кантовских априорных формах.

Это лишь некоторые идеи, высказанные в предлагаемом исследовании. Насколько они окажутся интересными, судить читателю.

 

 


    

Что можно и что  нельзя

    Имеются действия, которые можно совершать, и о которых можно говорить.

    Имеются действия, которые можно совершать, но о которых нельзя говорить.

    Имеются действия, о которых можно говорить, но которые нельзя совершать.

    И имеются действия,  о которых нельзя говорить и нельзя  совершать.

 

Порядок  и беспорядок

                Беспорядком обычно называют такой  порядок вещей (явлений, поступков, мыслей), который не позволяет решить  осознанную задачу. Беспорядка, т.е. бессистемного расположения вещей  как такового не бывает,  имеется только разные системы расположения вещей, решающие различные задачи.

     Другое дело, что задача, которую решает данный порядок, не известен и тогда говориться о беспорядке.

 

Что такое хорошо и что такое плохо

 

    В советское  время, особенно, в так называемые, застойные годы, люди жили хорошо, но не на столько хорошо, что бы понять, что они живут хорошо, но все-таки жили  настолько хорошо, что поняли, что живут плохо.

     Для них понятие «жить хорошо» осталось не известным, но стало понятным, что значит жить плохо.

     Не социализм  погубил советское общество, а общество погубило социализм и его идеи: люди перепутали понятие «жить хорошо» с его интерпретацией.

 

Нет плохих людей, есть плохие отношения.

 

Общество всегда планирует свое прошлое

     Это происходит по одной простой причине: люди хотят иметь то, что им не хватало в молодости, в первые двадцать пять лет своей жизни -  период ранней социализации.

     В последующие двадцать пять лет они все это планируют и воспроизводят.

      Таким образом потребности людей и их настоящая жизнь протекают не в реальном времени, а с запаздыванием примерно на двадцать пять лет. Своеобразный и неизбежный временной лаг.

Понятно, что если одно и тоже поколение будет занимать ключевые позиции в обществе не двадцать пять лет, а например, пятьдесят, то это означает, что будет воспроизводится тот период социализации, в котором они жили, соответственно  временной лаг запаздывания будет еще больше. И целое поколение выпадет из периода активной социальной деятельности.

     Даже если первое поколение задержится в периоде активной социальной деятельности  на десять-пятнадцать  лет, то второму останется укороченное время для активной социальной деятельности. Это не позволит полностью реализовать свои потребности, что опять же приведет к запаздыванию в социальном развитии общества. 

 

Единство места

времени и действий

 

    Так уж устроен мир, что в одном месте в одно время быть может совершенно только одно действие.

     Но если понятие место  время и действие рассматривать как протяженное и дискретное, то оказывается, что их единство может быть не полным. Поскольку точность места времени и действия являются бесконечной величиной, то их единство так же необходимо рассматривать как бесконечную величину.

    Но в рамках выполнения задачи их точность и единство являются относительными величинами. Ограничением выступает только рамки выполнения задачи. Но чем точнее определено время, место и действие тем быстрее и лучше будет выполнена задача.

      Но в рамках  парадигмы времени, в разных местах могут совершаться различные действия. В рамках парадигмы места могут совершаться в разное время разные действия  и в рамках парадигмы действия может быть разное время в одном месте или в разных местах в одно время.

 

Сначала человек думает о жизни, потом о смерти, а затем о вечности.

 

Два бытия – две

истинны

    Заключения  по поводу смысла жизни, человек представляет особой сущностью, но не сознания, а самого бытия, без какого-либо разграничения их как особых сущностей.

       Происходит это в силу особенности мышления, которое в обязательном порядке воспринимает мир концептуально, т.е. системно, но точно так же и строит отношения с ним.

    Построенная им концепция, являясь логически не противоречивой, воспримется как истинная, т.е. соответствующей сущности жизни, хотя таковой может и не быть, но всегда оставаясь истинной для самого сознания.

 

 

Взаимодействие субъектов всегда эквивалентно.

 Это означает, что человек получает ровно столько, сколько отдает. Независимо меняет ли он деньги на деньги, вещь на вещь, любовь на любовь. Но тогда нет прироста, той дельты, на которой основано развитие, прибыль и т.д.

     На самом деле прирост имеется. В результате равного обмена появляется нечто то, чего не было ни  у одной обменивающей стороны. Меняя бушель зерна на сюртук, та и другая сторона с необходимостью получает с сюртуком и зерном нечто, что позволяет не только производить, но и воспроизводить жизнь.

 

Конфликт есть превращенная форма движения.

 

 

 

 

 


 

Введение..................................................................…………………………………4         

Некоторые размышления о предмете социологии………………………………..8       

Почему люди задают вопросы............................………………………………...35         

Искусство задавать вопросы и получать ответы.………………………………...57

Факт и его интерпретация......................................………………………………..87       

Порог социализации...............................................………………………………103       

A priori & a posteriori (интерпретация понятий)...……………………………...154

Как выйти замуж?...................................................………………………………185    

Заключение.............................................................……………………………….205        

 

 

 

Когда человечество осознало, что является особым образованием, оно поставило задачу понять себя. Так появилась социальная философия, а затем социология как специальная наука об обществе.

Однако, исследуя социальные процессы и явления, социология практически не занималась собственно своими проблемами - как методологией (прежде всего) и методикой исследований.  Нередко происходило смешение понятий "социальное знание" и "социологическое знание", подмена одного другим. Социальное знание представлялось в научной литературе как социологическое, а в социологию включали фактически все социальное знание, хотя социология изначально была определена как наука, исследующая общество, социальные процессы и институты в соответствии со своими законами и правилами познания. Задача социологии - выяснить, как человек познает, исследует социальный мир - заменялась знанием о социальном мире. Специфика социального мира предполагает и особые методы его познания.

В исследовании социального, безусловно, использовались специальные методология и методы, но по большей части неосознанно, скорее интуитивно. Социальное знание добывалось, обрабатывалось, систематизировалось, представлялось и оформлялось, но как это делалось? Сложный механизм получения знания с его законами и правилами, особенностями оставался нераскрытым.

В настоящей работе обращено внимание только на один методический аспект социологии - умение задавать вопросы, чтобы получать адекватные ответы. Может быть, умение задавать вопросы есть краеугольный камень всего процесса познания, в том числе и социологии. Методологически и методически правильно поставленный вопрос означает получение нового знания на основе осознания имеющегося знания, т.е. исследование неизвестных областей в частности социального.

Таким образом можно заключить что предметом социологии является прежде всего то знание, которое находится в сознании человека в различных формах это весьма принципиальное положение. Объективный мир ставит задачи, ответы на которые человек в первую очередь ищет в своем прошлом проверенном знании и проверяет их путем положительной реакции природы на свои действия. Иначе говоря, человек как бы спрашивает природу: правильно ли я тебя понял? Получив положительный ответ, он смело вступает в новый для него мир. Понять неизвестное можно только посредством известного и никак не иначе.

Что же изучает социология? Только законы социального образования или социальные законы, причем в "чистом" виде, примерно так же, как это делает математика, разрабатывая "чистые" математические законы.

Научное знание всегда осознанно в отличие от обыденного представления, которое по большей части интуитивное. Человек не смог бы жить в пространственном мире физических величин, если бы не знал законов пространственной вариации, выражаемой, в частности, математическими законами. Они известны любому человеку, иначе он сбивал бы углы на поворотах. Но знание это, подчеркнем, интуитивное, неосознанное.

Любой человек знает и социальные законы, иначе он не смог бы существовать в социальном мире. Поняв эти законы, социологи вписали их в учебники и тем самым убыстрили процесс передачи знания и освоения мира. Неосознанное знание требует длительного освоения, осознанное - формальных методов передачи знания, т.е. обучения и короткой социализации.

То, что социология исследует, называется фактом в его узком или широком смысле. Факт, согласно расхожему мнению, - это нечто, существующее в качестве объективной реальности, данной человеку, а вопрос - требование (потребность) получения информации. На наш взгляд, это не совсем так. Вопрос - это форма выражения концептуально-гипотетического знания, которое необходимо проверить в процессе выхода в тот мир, который ставит вопросы и который находится вне сознания. Но построить концепцию, даже гипотетическую, означает обрести знание, его актуализировать. Такое понимание факта означает, что он есть знание, которое уже существует. Ибо любая объективная реальность существует в голове человека только как знание осознанное или неосознанное. Факт в данном случае осознанное знание приобретшее статус прошлого знания и объективной реальности. В соответствии с применяемой в данной работе терминологией факт - прошлое проверенное истинное знание, не более того. Но и таковым он становится только в тех временных и пространственных рамках, в которых человек способен решать свои задачи. Вне этих рамок факт уже не существует, он превращается в интерпретируемый факт. Это означает, что факт как прошлое знание, успешно действовавший в прошлой типовой ситуации, нельзя применять, использовать в новой для него ситуации, принципиально новой или несколько отличной.

Что же такое интерпретация факта? Только то, что приобретенное знание является гипотетическим, или, возможно, истинным знанием. Интерпретация факта означает познание новой реальности посредством известного прошлого знания, имеющегося в голове человека. Интерпретация - это тот мостик, который мы мысленно прокладываем в новый мир из своего собственного.

В рамках вышесказанного хорошо интерпретируется и процесс социализации. Ребенок усваивает мир как прошлое знание человечества. Для него мир истинный и имеет статус факта, он просто есть как объективная реальность, которую надо познать и которой необходимо подчиняться. Но ребенок не был бы человеком, если бы не интерпретировал факты, ибо только в интерпретации познаются законы социального бытия и всего естественного мира, благодаря им ребенок познает и строит собственный мир. Социализация - это обучение и умение перекидывать тот самый мостик из прошлого в будущее знание.

В настоящей работе представлена еще одна статья, которая как бы выбивается из общего стиля и поля исследования. Это  интерпретация понятий априори и апостериори И.Канта. Но только на первый взгляд. На самом деле философское учение о  трансцендентальном познании  мира может быть очень тесно взаимоувязано с природой социального бытия. Во всяком случае, идеи врожденных программ как основы социализации человека безусловно находят отражение в кантовских априорных формах.

Это лишь некоторые идеи, высказанные в предлагаемом исследовании. Насколько они окажутся интересными, судить читателю.

 

 


    

Что можно и что  нельзя

    Имеются действия, которые можно совершать, и о которых можно говорить.

    Имеются действия, которые можно совершать, но о которых нельзя говорить.

    Имеются действия, о которых можно говорить, но которые нельзя совершать.

    И имеются действия,  о которых нельзя говорить и нельзя  совершать.

 

Порядок  и беспорядок

                Беспорядком обычно называют такой  порядок вещей (явлений, поступков, мыслей), который не позволяет решить  осознанную задачу. Беспорядка, т.е. бессистемного расположения вещей  как такового не бывает,  имеется только разные системы расположения вещей, решающие различные задачи.

     Другое дело, что задача, которую решает данный порядок, не известен и тогда говориться о беспорядке.

 

Что такое хорошо и что такое плохо

 

    В советское  время, особенно, в так называемые, застойные годы, люди жили хорошо, но не на столько хорошо, что бы понять, что они живут хорошо, но все-таки жили  настолько хорошо, что поняли, что живут плохо.

     Для них понятие «жить хорошо» осталось не известным, но стало понятным, что значит жить плохо.

     Не социализм  погубил советское общество, а общество погубило социализм и его идеи: люди перепутали понятие «жить хорошо» с его интерпретацией.

 

Нет плохих людей, есть плохие отношения.

 

Общество всегда планирует свое прошлое

     Это происходит по одной простой причине: люди хотят иметь то, что им не хватало в молодости, в первые двадцать пять лет своей жизни -  период ранней социализации.

     В последующие двадцать пять лет они все это планируют и воспроизводят.

      Таким образом потребности людей и их настоящая жизнь протекают не в реальном времени, а с запаздыванием примерно на двадцать пять лет. Своеобразный и неизбежный временной лаг.

Понятно, что если одно и тоже поколение будет занимать ключевые позиции в обществе не двадцать пять лет, а например, пятьдесят, то это означает, что будет воспроизводится тот период социализации, в котором они жили, соответственно  временной лаг запаздывания будет еще больше. И целое поколение выпадет из периода активной социальной деятельности.

     Даже если первое поколение задержится в периоде активной социальной деятельности  на десять-пятнадцать  лет, то второму останется укороченное время для активной социальной деятельности. Это не позволит полностью реализовать свои потребности, что опять же приведет к запаздыванию в социальном развитии общества. 

 

Единство места

времени и действий

 

    Так уж устроен мир, что в одном месте в одно время быть может совершенно только одно действие.

     Но если понятие место  время и действие рассматривать как протяженное и дискретное, то оказывается, что их единство может быть не полным. Поскольку точность места времени и действия являются бесконечной величиной, то их единство так же необходимо рассматривать как бесконечную величину.

    Но в рамках выполнения задачи их точность и единство являются относительными величинами. Ограничением выступает только рамки выполнения задачи. Но чем точнее определено время, место и действие тем быстрее и лучше будет выполнена задача.

      Но в рамках  парадигмы времени, в разных местах могут совершаться различные действия. В рамках парадигмы места могут совершаться в разное время разные действия  и в рамках парадигмы действия может быть разное время в одном месте или в разных местах в одно время.

 

Сначала человек думает о жизни, потом о смерти, а затем о вечности.

 

Два бытия – две

истинны

    Заключения  по поводу смысла жизни, человек представляет особой сущностью, но не сознания, а самого бытия, без какого-либо разграничения их как особых сущностей.

       Происходит это в силу особенности мышления, которое в обязательном порядке воспринимает мир концептуально, т.е. системно, но точно так же и строит отношения с ним.

    Построенная им концепция, являясь логически не противоречивой, воспримется как истинная, т.е. соответствующей сущности жизни, хотя таковой может и не быть, но всегда оставаясь истинной для самого сознания.

 

 

Взаимодействие субъектов всегда эквивалентно.

 Это означает, что человек получает ровно столько, сколько отдает. Независимо меняет ли он деньги на деньги, вещь на вещь, любовь на любовь. Но тогда нет прироста, той дельты, на которой основано развитие, прибыль и т.д.

     На самом деле прирост имеется. В результате равного обмена появляется нечто то, чего не было ни  у одной обменивающей стороны. Меняя бушель зерна на сюртук, та и другая сторона с необходимостью получает с сюртуком и зерном нечто, что позволяет не только производить, но и воспроизводить жизнь.

 

Конфликт есть превращенная форма движения.