Ориентации студентов на различные сферы деятельности глубоко детерминированы гендерными характеристиками студенчества, в силу чего уже в вузе закладывается гендерная асимметрия различных сфер деятельности и отраслей народного хозяйства. Наука присутствует в жизненных планах каждого пятого студента и каждой десятой студентки. Имеются реальные возможности регулировать приток в науку, акцентируя внимание на профориентационной работе с юношами. Впрочем, возможно больший эффект может быть достигнут как раз в работе с женской частью старшеклассников, абитуриентов и студенческой молодежи..

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Зафиксировано интересное явление: у нижегородских студентов-юношей ориентация на науку идет по нарастающей от младших курсов к старшим (они составляли 45% ориентированных на науку на младших курсах и 55% – на старших), тогда как у студенток наблюдается снижение привлекательности науки как сферы трудоустройства с 57% до 43%. Интерпретация данного явления может заключаться в том, что во время обучения женская часть утрачивает былые амбиции и мечты о научной деятельности, которые были в среднем учебном заведении и подкреплялись хорошими и отличными оценками. В школе пятая часть наукоориентированных девушек были круглыми отличницами! У юношей только 12% могут похвастаться такими аттестатами о среднем образовании. Исследование 2002 года в ряде университетов ПФО подтвердило полученные выводы: среди девушек 29% имели в аттестатах о среднем образовании только отличные оценки, среди юношей только 7% отличников..

Наука – не самая привлекательная сфера профессиональной деятельности для самой подготовленной молодежи. «Продвинутость» молодежи из Н. Новгорода по сравнению со сверстниками из малых городов и сел состоит в том, что она быстрее реагирует на сдвиги в ценностях рыночного общества и первая устремляет взор в наиболее перспективные – с точки зрения больших и быстрых денег, властного ресурса – сферы деятельности, то есть в менеджмент, юриспруденцию, финансы, политику.

Таблица 3

Местожительство студентов до поступления в вуз. Нижегородская обл., %

Местожительство до поступления в вуз

Потенциальные  ученые

Весь массив студентов

Мужской

Женский

Мужской

Женский

Н. Новгород

45

48

45

47

Другие города области

32

24

24

25

ПГТ

6

9

8

9

Сельская местность

4

6

5

9

Другой регион России

13

14

18

10

 

Тем не менее, областной центр продолжает оставаться главным поставщиком научной смены.

Анализ социального состава родительских семей студентов убедительно показывает, что ориентированные на науку студенты преимущественно взращиваются в среде интеллигенции. Среди отцов и матерей изучаемого контингента значимо выше доля инженеров, учителей, врачей, научных работников. Достаточно сказать, что две трети отцов и 59% матерей студентов, намеренных посвятить себя науке, имеют высшее образование. Среди остальных студентов доля высокообразованных родителей ниже: по отцам на 11%, по матерям – на 6%. Именно высокообразованные семьи являются сегодня главными поставщиками научной смены. Причем  не обязательно это дети научно-педагогических работников. Данная социально-профессиональная группа уже фактом незначительного деторождения не способна даже к простому  самовоспроизводству.

Обратим внимание на то обстоятельство, что образовательный уровень матерей студенток – будущих ученых, несравнимо выше, чем у девушек из всего массива Нижегородских студентов. Можно предположить, что студентки, ориентированные на научную деятельность, наследуют представления своих высокообразованных матерей о престижности и привлекательности научно–педагогической сферы как сферы жизнеустройства. Такая гипотеза объясняет и факт снижения привлекательности научной сферы у девушек к старшим курсам: влияние (давление) матери становится меньше, студентки начинают больше жить «своим умом» и не находят для себя в научной деятельности того, что в свое время (в 70-80-е годы) завораживало и привлекало их матерей. «Новое поколение выбирает «пепси», а также бизнес, маркетинг, но не науку.

При растущем социальном расслоении населения небезынтересен вопрос, какие слои нижегородского общества будут пополнять российскую научно-педагогическую интеллигенцию.

Сравнение социального состава студенческих семей с семьями нижегородцев в целом (данные опроса по областной репрезентативной выборке летом 1999г.) демонстрируют существенные ограничения доступа к высшему образованию семей из нижних слоев общества.

Таблица 4

Зафиксировано интересное явление: у нижегородских студентов-юношей ориентация на науку идет по нарастающей от младших курсов к старшим (они составляли 45% ориентированных на науку на младших курсах и 55% – на старших), тогда как у студенток наблюдается снижение привлекательности науки как сферы трудоустройства с 57% до 43%. Интерпретация данного явления может заключаться в том, что во время обучения женская часть утрачивает былые амбиции и мечты о научной деятельности, которые были в среднем учебном заведении и подкреплялись хорошими и отличными оценками. В школе пятая часть наукоориентированных девушек были круглыми отличницами! У юношей только 12% могут похвастаться такими аттестатами о среднем образовании. Исследование 2002 года в ряде университетов ПФО подтвердило полученные выводы: среди девушек 29% имели в аттестатах о среднем образовании только отличные оценки, среди юношей только 7% отличников..

Наука – не самая привлекательная сфера профессиональной деятельности для самой подготовленной молодежи. «Продвинутость» молодежи из Н. Новгорода по сравнению со сверстниками из малых городов и сел состоит в том, что она быстрее реагирует на сдвиги в ценностях рыночного общества и первая устремляет взор в наиболее перспективные – с точки зрения больших и быстрых денег, властного ресурса – сферы деятельности, то есть в менеджмент, юриспруденцию, финансы, политику.

Таблица 3

Местожительство студентов до поступления в вуз. Нижегородская обл., %

Местожительство до поступления в вуз

Потенциальные  ученые

Весь массив студентов

Мужской

Женский

Мужской

Женский

Н. Новгород

45

48

45

47

Другие города области

32

24

24

25

ПГТ

6

9

8

9

Сельская местность

4

6

5

9

Другой регион России

13

14

18

10

 

Тем не менее, областной центр продолжает оставаться главным поставщиком научной смены.

Анализ социального состава родительских семей студентов убедительно показывает, что ориентированные на науку студенты преимущественно взращиваются в среде интеллигенции. Среди отцов и матерей изучаемого контингента значимо выше доля инженеров, учителей, врачей, научных работников. Достаточно сказать, что две трети отцов и 59% матерей студентов, намеренных посвятить себя науке, имеют высшее образование. Среди остальных студентов доля высокообразованных родителей ниже: по отцам на 11%, по матерям – на 6%. Именно высокообразованные семьи являются сегодня главными поставщиками научной смены. Причем  не обязательно это дети научно-педагогических работников. Данная социально-профессиональная группа уже фактом незначительного деторождения не способна даже к простому  самовоспроизводству.

Обратим внимание на то обстоятельство, что образовательный уровень матерей студенток – будущих ученых, несравнимо выше, чем у девушек из всего массива Нижегородских студентов. Можно предположить, что студентки, ориентированные на научную деятельность, наследуют представления своих высокообразованных матерей о престижности и привлекательности научно–педагогической сферы как сферы жизнеустройства. Такая гипотеза объясняет и факт снижения привлекательности научной сферы у девушек к старшим курсам: влияние (давление) матери становится меньше, студентки начинают больше жить «своим умом» и не находят для себя в научной деятельности того, что в свое время (в 70-80-е годы) завораживало и привлекало их матерей. «Новое поколение выбирает «пепси», а также бизнес, маркетинг, но не науку.

При растущем социальном расслоении населения небезынтересен вопрос, какие слои нижегородского общества будут пополнять российскую научно-педагогическую интеллигенцию.

Сравнение социального состава студенческих семей с семьями нижегородцев в целом (данные опроса по областной репрезентативной выборке летом 1999г.) демонстрируют существенные ограничения доступа к высшему образованию семей из нижних слоев общества.

Таблица 4