Место родительской семьи студентов в системе социальной стратификации нижегородского общества, %

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Социальные слои, страты

Потенциальные ученые

Весь массив студентов

Население области

Муж

Жен

Муж

Жен

Оба пола

Элита, высшие слои

4

2

2

4

0,3

Слой между высшим и срединным

15

16

21

18

1,3

Срединный слой

52

56

57

63

15,0

Слой между срединным и низшим

26

22

11

8

38,6

Низший и самый низкий

3

4

1

1

43,8

 

Среди студентов, ориентированных на науку, доля представителей низкостатусных страт у мужчин в два, а у женщин – почти в три раза выше, чем во всем студенческом массиве. Подобная модель социальной стратификации говорит о том, что в слоях выше срединного уровня научная карьера перестает быть привлекательной. Гендерное несоответствие в данном случае затеняется слоевой стратификацией населения.

Изучение материального положения семей студентов (для подавляющего большинства речь идет о родительских семьях, а не собственных) показывает, что студенты, ориентированные на науку, живут в менее обеспеченных семьях, что логически вытекает из уровня доходов срединных слоев современного российского общества, которые в основном и поставляют в вуз юношей и девушек с ориентацией на научную деятельность.

Похоже, что и новое поколение научно-педагогических работников высшей школы растет бессребрениками и бескорыстными людьми, не помышляющими о том, чтобы получить в вузе такую профессию и найти такую работу, чтобы можно было повысить свое материальное положение по сравнению с родительской семьей. Это у них дети «новых русских» недоуменно спросят: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»

Гендерные особенности материального положения студентов, ориентированных на науку состоят в том, что среди родительских семей девушек статистически значимо больше низкодоходных семей.

Чтобы поставить точку в разговоре о материальном положении студентов, скажем несколько слов о некоторой собственности, имеющейся в родительских семьях Это еще один показатель материального положения семьи. Единственное преимущество малообеспеченной интеллигенции – это наличие в доме персонального компьютера. В нижегородских семьях, в которых студенты ориентированы на науку, треть респондентов имеет дома компьютер. У остальных студентов – 27% Огромны гендерные различия в среде наукоориентированных студентов по этому показателю: у 41% юношей дома есть компьютер, тогда как у девушек всего в 21% семей. Отсюда берут начало гендерные различия в приобщении к новейшим информационным технологиям.

Самое большое богатство семей интеллигенции, откуда родом будущие кандидаты наук - это книги – хлеб культуры. В 28% этих семей, вызывающих симпатию у читателей «Социса», в домашних библиотеках имеется не менее 1000 томов книг. В семьях остальных студентов меньше – 22%, и эта разница статистически значима.

Приведенные эмпирические данные говорят о том (и в дальнейшем этот тезис будет становиться все более убедительным), что стремление молодежи заниматься профессионально научно-педагогической деятельностью чаще всего формируется благодаря семейной атмосфере, где эрудиция и интеллект являются высшими ценностями, а также высокому образовательному и культурному уровню родительских семей студентов.

Желание ступить на тропу науки – необходимое, но недостаточное условие для поступления в аспирантуру. Второе необходимое условие – способности к учебе и научному творчеству.

В учебном процессе в вузе студенты с установками на науку представляют собой идеал студента, «голубую мечту» преподавателя вуза. Две трети из них успешно учились на первых курсах (у всех других студентов – 59%). Среди старшекурсников успешно учились (учатся) на четвертом курсе 80% (58% у прочих). Гендерные отличия состоят в том, что затраты времени на учебу у девушек выше, чем у юношей. На самостоятельную внеаудиторную подготовку три часа и более в будний день тратят 53% наукоориентированных девушек и только 39% юношей. Среди юношей в 2–3 раза больше студентов, постоянно или периодически подрабатывающих, что сильно влияет на затраты времени на учебную деятельность.

Рыночная стихия предъявляет специфические и вполне конкретные требования к выпускникам вуза. Руководители коммерческих структур, кадровые агентства вполне справедливо ищут перспективных работников (мобильных, обучаемых, быстро ориентирующихся в изменяющейся обстановке и т.п.) в студенческой среде.

Сегодня «джентльменский набор» деловых и личностных качеств, требуемых от претендентов на хорошо оплачиваемую работу, включает в себя примерно следующий перечень: интеллект, коммуникабельность, профессиональное владение компьютером, знание иностранного языка, умение водить автомашину. В анкетном опросе были воспроизведены некоторые пункты этого набора, и студенты в первом приближении давали себе оценку по ряду параметров.

Если самооценки студентов приблизительно адекватны действительному уровню перечисленных знаний, умений и навыков, то изучаемый контингент не выходит в лидеры на воображаемом рынке труда. Его рыночные достоинства в коммерческом секторе не столь велики, как у его однокурсников.

Таблица 5

Оценка студентами вузов ПФО своего «социального капитала», %

Капитал, человеческие ресурсы студентов

Наукоориентированные студенты

Прочие студенты

Муж.

Жен.

Оба пола

Свободно владеют иностранным языком

13

12

12

11

Владеют профессионально компьютером

21

2

14

9

Хорошие навыки вождения автомашины

26

3

17

17

Предприимчивость

24

30

26

31

Высокий культурный уровень

28

32

30

23

Коммуникативность

28

40

33

37

 

По-видимому, многие студенты, ориентированные на науку, не заблуждаются о своих способностях предпринимателя и менеджера и совершенно правильно встают на путь служения науке, где их нерыночные достоинства востребованы полнее, хотя и не вознаграждаются в той же степени материально в родных пенатах.

Система ценностей человека ориентирует и регулирует его жизнедеятельность, поэтому можно ожидать, что ценностные миры наукоориентированных студентов и их однокурсников, нацеленных на другие сферы деятельности после окончания вуза, будут в какой-то степени  дифференцированы.

Таблица 6

Некоторые жизненные ценности нижегородских студентов. Процент лиц, ответивших ,что данная ценность для него очень важна. (Позиция «5» на пятибалльной шкале ценностей)

Ценности

Наукоориентированные

прочие студенты

Ценности

Наукоориентированные

Прочие студенты

Эрудиция

49

39

Интересная работа

60

55

Родина

39

30

Интеллект

62

48

Комфорт

26

32

Профессионализм

58

51

Творчество

29

22

Интеллигентность

36

30

Материальное благополучие

36

43

Связи с нужными людьми

25

34

Порядочность

43

39

Чистая совесть

43

37

 

Действительно, косвенные признаки о том, что в жизни студентов, выбирающих себе научное поприще, велика роль духовных, творческих начал и относительно меньшее значение имеют материальные блага, подтверждаются при прямых исследованиях доминирующих ценностей.

Последнее, что выявлялось у студентов вузов Приволжского федерального округа, ориентированных на поступление в аспирантуру – это их жизненные планы после окончания аспирантуры.

Таблица 7

Предпочтительные варианты жизнеустройства после окончания

 аспирантуры студентов вузов ПФО. %

Варианты жизнеустройства

муж

жен

Работать в вузе преподавателем

16

48

Работать в НИИ

34

14

Работать в наукоемком, инновационном бизнесе

58

19

Уйти работать по специальности туда, где больше платят

45

57

Работать по любой хорошо оплачиваемой специальности

18

14

Уехать работать за границу

50

24

Открыть собственное дело

16

24

Не работать, воспитывать детей

0

10

 

Гендерные различия в жизненных планах невелики только по одной жизненной стратегии – уйти работать по специальности туда, где больше платят, т.е. не в научно-педагогическую сферу. Остальные варианты имеют существенные расхождения: мало мужчин хотели бы остаться в вузе преподавателем, тогда как половина девушек не прочь связать свою жизнь с вузом. Более трети мужчин готовы работать в НИИ, но девушек это не устраивает. Каждый второй будущий обладатель ученой степени мужского пола готов искать достойной работы и денег за границей, тогда как среди женской части будущих кандидатов «только» четверть готова покинуть Родину. Отрадно, что 58% мужчин мечтают о работе в наукоемком бизнесе, рассчитывая убить двух зайцев: иметь интересную работу и достаточные средства, чтобы соответствовать гендерному стереотипу кормильца семьи.

Таким образом, рассматривая гендерные различия в студенчестве как предпосылки формирования кадров высшей квалификации (научно-педагогической интеллигенции, интеллектуалов, профессионалов с ученой степенью), можно заметить, что уже на входе в высшую школу нельзя говорить о равенстве возможностей юношей и девушек в становлении их в качестве научно-педагогической интеллигенции.

У вузов есть некоторые возможности увеличить долю студенток пополнении научно-педагогических кадров путем популяризации научной деятельности среди школьниц и студенток, в росте их самосознания как творческих работников, способных сказать свое слово в науке.

 

Социальные слои, страты

Потенциальные ученые

Весь массив студентов

Население области

Муж

Жен

Муж

Жен

Оба пола

Элита, высшие слои

4

2

2

4

0,3

Слой между высшим и срединным

15

16

21

18

1,3

Срединный слой

52

56

57

63

15,0

Слой между срединным и низшим

26

22

11

8

38,6

Низший и самый низкий

3

4

1

1

43,8

 

Среди студентов, ориентированных на науку, доля представителей низкостатусных страт у мужчин в два, а у женщин – почти в три раза выше, чем во всем студенческом массиве. Подобная модель социальной стратификации говорит о том, что в слоях выше срединного уровня научная карьера перестает быть привлекательной. Гендерное несоответствие в данном случае затеняется слоевой стратификацией населения.

Изучение материального положения семей студентов (для подавляющего большинства речь идет о родительских семьях, а не собственных) показывает, что студенты, ориентированные на науку, живут в менее обеспеченных семьях, что логически вытекает из уровня доходов срединных слоев современного российского общества, которые в основном и поставляют в вуз юношей и девушек с ориентацией на научную деятельность.

Похоже, что и новое поколение научно-педагогических работников высшей школы растет бессребрениками и бескорыстными людьми, не помышляющими о том, чтобы получить в вузе такую профессию и найти такую работу, чтобы можно было повысить свое материальное положение по сравнению с родительской семьей. Это у них дети «новых русских» недоуменно спросят: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»

Гендерные особенности материального положения студентов, ориентированных на науку состоят в том, что среди родительских семей девушек статистически значимо больше низкодоходных семей.

Чтобы поставить точку в разговоре о материальном положении студентов, скажем несколько слов о некоторой собственности, имеющейся в родительских семьях Это еще один показатель материального положения семьи. Единственное преимущество малообеспеченной интеллигенции – это наличие в доме персонального компьютера. В нижегородских семьях, в которых студенты ориентированы на науку, треть респондентов имеет дома компьютер. У остальных студентов – 27% Огромны гендерные различия в среде наукоориентированных студентов по этому показателю: у 41% юношей дома есть компьютер, тогда как у девушек всего в 21% семей. Отсюда берут начало гендерные различия в приобщении к новейшим информационным технологиям.

Самое большое богатство семей интеллигенции, откуда родом будущие кандидаты наук - это книги – хлеб культуры. В 28% этих семей, вызывающих симпатию у читателей «Социса», в домашних библиотеках имеется не менее 1000 томов книг. В семьях остальных студентов меньше – 22%, и эта разница статистически значима.

Приведенные эмпирические данные говорят о том (и в дальнейшем этот тезис будет становиться все более убедительным), что стремление молодежи заниматься профессионально научно-педагогической деятельностью чаще всего формируется благодаря семейной атмосфере, где эрудиция и интеллект являются высшими ценностями, а также высокому образовательному и культурному уровню родительских семей студентов.

Желание ступить на тропу науки – необходимое, но недостаточное условие для поступления в аспирантуру. Второе необходимое условие – способности к учебе и научному творчеству.

В учебном процессе в вузе студенты с установками на науку представляют собой идеал студента, «голубую мечту» преподавателя вуза. Две трети из них успешно учились на первых курсах (у всех других студентов – 59%). Среди старшекурсников успешно учились (учатся) на четвертом курсе 80% (58% у прочих). Гендерные отличия состоят в том, что затраты времени на учебу у девушек выше, чем у юношей. На самостоятельную внеаудиторную подготовку три часа и более в будний день тратят 53% наукоориентированных девушек и только 39% юношей. Среди юношей в 2–3 раза больше студентов, постоянно или периодически подрабатывающих, что сильно влияет на затраты времени на учебную деятельность.

Рыночная стихия предъявляет специфические и вполне конкретные требования к выпускникам вуза. Руководители коммерческих структур, кадровые агентства вполне справедливо ищут перспективных работников (мобильных, обучаемых, быстро ориентирующихся в изменяющейся обстановке и т.п.) в студенческой среде.

Сегодня «джентльменский набор» деловых и личностных качеств, требуемых от претендентов на хорошо оплачиваемую работу, включает в себя примерно следующий перечень: интеллект, коммуникабельность, профессиональное владение компьютером, знание иностранного языка, умение водить автомашину. В анкетном опросе были воспроизведены некоторые пункты этого набора, и студенты в первом приближении давали себе оценку по ряду параметров.

Если самооценки студентов приблизительно адекватны действительному уровню перечисленных знаний, умений и навыков, то изучаемый контингент не выходит в лидеры на воображаемом рынке труда. Его рыночные достоинства в коммерческом секторе не столь велики, как у его однокурсников.

Таблица 5

Оценка студентами вузов ПФО своего «социального капитала», %

Капитал, человеческие ресурсы студентов

Наукоориентированные студенты

Прочие студенты

Муж.

Жен.

Оба пола

Свободно владеют иностранным языком

13

12

12

11

Владеют профессионально компьютером

21

2

14

9

Хорошие навыки вождения автомашины

26

3

17

17

Предприимчивость

24

30

26

31

Высокий культурный уровень

28

32

30

23

Коммуникативность

28

40

33

37

 

По-видимому, многие студенты, ориентированные на науку, не заблуждаются о своих способностях предпринимателя и менеджера и совершенно правильно встают на путь служения науке, где их нерыночные достоинства востребованы полнее, хотя и не вознаграждаются в той же степени материально в родных пенатах.

Система ценностей человека ориентирует и регулирует его жизнедеятельность, поэтому можно ожидать, что ценностные миры наукоориентированных студентов и их однокурсников, нацеленных на другие сферы деятельности после окончания вуза, будут в какой-то степени  дифференцированы.

Таблица 6

Некоторые жизненные ценности нижегородских студентов. Процент лиц, ответивших ,что данная ценность для него очень важна. (Позиция «5» на пятибалльной шкале ценностей)

Ценности

Наукоориентированные

прочие студенты

Ценности

Наукоориентированные

Прочие студенты

Эрудиция

49

39

Интересная работа

60

55

Родина

39

30

Интеллект

62

48

Комфорт

26

32

Профессионализм

58

51

Творчество

29

22

Интеллигентность

36

30

Материальное благополучие

36

43

Связи с нужными людьми

25

34

Порядочность

43

39

Чистая совесть

43

37

 

Действительно, косвенные признаки о том, что в жизни студентов, выбирающих себе научное поприще, велика роль духовных, творческих начал и относительно меньшее значение имеют материальные блага, подтверждаются при прямых исследованиях доминирующих ценностей.

Последнее, что выявлялось у студентов вузов Приволжского федерального округа, ориентированных на поступление в аспирантуру – это их жизненные планы после окончания аспирантуры.

Таблица 7

Предпочтительные варианты жизнеустройства после окончания

 аспирантуры студентов вузов ПФО. %

Варианты жизнеустройства

муж

жен

Работать в вузе преподавателем

16

48

Работать в НИИ

34

14

Работать в наукоемком, инновационном бизнесе

58

19

Уйти работать по специальности туда, где больше платят

45

57

Работать по любой хорошо оплачиваемой специальности

18

14

Уехать работать за границу

50

24

Открыть собственное дело

16

24

Не работать, воспитывать детей

0

10

 

Гендерные различия в жизненных планах невелики только по одной жизненной стратегии – уйти работать по специальности туда, где больше платят, т.е. не в научно-педагогическую сферу. Остальные варианты имеют существенные расхождения: мало мужчин хотели бы остаться в вузе преподавателем, тогда как половина девушек не прочь связать свою жизнь с вузом. Более трети мужчин готовы работать в НИИ, но девушек это не устраивает. Каждый второй будущий обладатель ученой степени мужского пола готов искать достойной работы и денег за границей, тогда как среди женской части будущих кандидатов «только» четверть готова покинуть Родину. Отрадно, что 58% мужчин мечтают о работе в наукоемком бизнесе, рассчитывая убить двух зайцев: иметь интересную работу и достаточные средства, чтобы соответствовать гендерному стереотипу кормильца семьи.

Таким образом, рассматривая гендерные различия в студенчестве как предпосылки формирования кадров высшей квалификации (научно-педагогической интеллигенции, интеллектуалов, профессионалов с ученой степенью), можно заметить, что уже на входе в высшую школу нельзя говорить о равенстве возможностей юношей и девушек в становлении их в качестве научно-педагогической интеллигенции.

У вузов есть некоторые возможности увеличить долю студенток пополнении научно-педагогических кадров путем популяризации научной деятельности среди школьниц и студенток, в росте их самосознания как творческих работников, способных сказать свое слово в науке.