Место родительской семьи студентов в системе социальной стратификации нижегородского общества, %
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Социальные слои, страты |
Потенциальные ученые |
Весь массив студентов |
Население области |
||
Муж |
Жен |
Муж |
Жен |
Оба пола |
|
Элита, высшие слои |
4 |
2 |
2 |
4 |
0,3 |
Слой между высшим и срединным |
15 |
16 |
21 |
18 |
1,3 |
Срединный слой |
52 |
56 |
57 |
63 |
15,0 |
Слой между срединным и низшим |
26 |
22 |
11 |
8 |
38,6 |
Низший и самый низкий |
3 |
4 |
1 |
1 |
43,8 |
Среди студентов, ориентированных на науку, доля представителей низкостатусных страт у мужчин в два, а у женщин – почти в три раза выше, чем во всем студенческом массиве. Подобная модель социальной стратификации говорит о том, что в слоях выше срединного уровня научная карьера перестает быть привлекательной. Гендерное несоответствие в данном случае затеняется слоевой стратификацией населения.
Изучение материального положения семей студентов (для подавляющего большинства речь идет о родительских семьях, а не собственных) показывает, что студенты, ориентированные на науку, живут в менее обеспеченных семьях, что логически вытекает из уровня доходов срединных слоев современного российского общества, которые в основном и поставляют в вуз юношей и девушек с ориентацией на научную деятельность.
Похоже, что и новое поколение научно-педагогических работников высшей школы растет бессребрениками и бескорыстными людьми, не помышляющими о том, чтобы получить в вузе такую профессию и найти такую работу, чтобы можно было повысить свое материальное положение по сравнению с родительской семьей. Это у них дети «новых русских» недоуменно спросят: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»
Гендерные особенности материального положения студентов, ориентированных на науку состоят в том, что среди родительских семей девушек статистически значимо больше низкодоходных семей.
Чтобы поставить точку в разговоре о материальном положении студентов, скажем несколько слов о некоторой собственности, имеющейся в родительских семьях Это еще один показатель материального положения семьи. Единственное преимущество малообеспеченной интеллигенции – это наличие в доме персонального компьютера. В нижегородских семьях, в которых студенты ориентированы на науку, треть респондентов имеет дома компьютер. У остальных студентов – 27% Огромны гендерные различия в среде наукоориентированных студентов по этому показателю: у 41% юношей дома есть компьютер, тогда как у девушек всего в 21% семей. Отсюда берут начало гендерные различия в приобщении к новейшим информационным технологиям.
Самое большое богатство семей интеллигенции, откуда родом будущие кандидаты наук - это книги – хлеб культуры. В 28% этих семей, вызывающих симпатию у читателей «Социса», в домашних библиотеках имеется не менее 1000 томов книг. В семьях остальных студентов меньше – 22%, и эта разница статистически значима.
Приведенные эмпирические данные говорят о том (и в дальнейшем этот тезис будет становиться все более убедительным), что стремление молодежи заниматься профессионально научно-педагогической деятельностью чаще всего формируется благодаря семейной атмосфере, где эрудиция и интеллект являются высшими ценностями, а также высокому образовательному и культурному уровню родительских семей студентов.
Желание ступить на тропу науки – необходимое, но недостаточное условие для поступления в аспирантуру. Второе необходимое условие – способности к учебе и научному творчеству.
В учебном процессе в вузе студенты с установками на науку представляют собой идеал студента, «голубую мечту» преподавателя вуза. Две трети из них успешно учились на первых курсах (у всех других студентов – 59%). Среди старшекурсников успешно учились (учатся) на четвертом курсе 80% (58% у прочих). Гендерные отличия состоят в том, что затраты времени на учебу у девушек выше, чем у юношей. На самостоятельную внеаудиторную подготовку три часа и более в будний день тратят 53% наукоориентированных девушек и только 39% юношей. Среди юношей в 2–3 раза больше студентов, постоянно или периодически подрабатывающих, что сильно влияет на затраты времени на учебную деятельность.
Рыночная стихия предъявляет специфические и вполне конкретные требования к выпускникам вуза. Руководители коммерческих структур, кадровые агентства вполне справедливо ищут перспективных работников (мобильных, обучаемых, быстро ориентирующихся в изменяющейся обстановке и т.п.) в студенческой среде.
Сегодня «джентльменский набор» деловых и личностных качеств, требуемых от претендентов на хорошо оплачиваемую работу, включает в себя примерно следующий перечень: интеллект, коммуникабельность, профессиональное владение компьютером, знание иностранного языка, умение водить автомашину. В анкетном опросе были воспроизведены некоторые пункты этого набора, и студенты в первом приближении давали себе оценку по ряду параметров.
Если самооценки студентов приблизительно адекватны действительному уровню перечисленных знаний, умений и навыков, то изучаемый контингент не выходит в лидеры на воображаемом рынке труда. Его рыночные достоинства в коммерческом секторе не столь велики, как у его однокурсников.
Таблица 5
Оценка студентами вузов ПФО своего «социального капитала», %
Капитал, человеческие ресурсы студентов |
Наукоориентированные студенты |
Прочие студенты |
||
Муж. |
Жен. |
Оба пола |
||
Свободно владеют иностранным языком |
13 |
12 |
12 |
11 |
Владеют профессионально компьютером |
21 |
2 |
14 |
9 |
Хорошие навыки вождения автомашины |
26 |
3 |
17 |
17 |
Предприимчивость |
24 |
30 |
26 |
31 |
Высокий культурный уровень |
28 |
32 |
30 |
23 |
Коммуникативность |
28 |
40 |
33 |
37 |
По-видимому, многие студенты, ориентированные на науку, не заблуждаются о своих способностях предпринимателя и менеджера и совершенно правильно встают на путь служения науке, где их нерыночные достоинства востребованы полнее, хотя и не вознаграждаются в той же степени материально в родных пенатах.
Система ценностей человека ориентирует и регулирует его жизнедеятельность, поэтому можно ожидать, что ценностные миры наукоориентированных студентов и их однокурсников, нацеленных на другие сферы деятельности после окончания вуза, будут в какой-то степени дифференцированы.
Таблица 6
Некоторые жизненные ценности нижегородских студентов. Процент лиц, ответивших ,что данная ценность для него очень важна. (Позиция «5» на пятибалльной шкале ценностей)
Ценности |
Наукоориентированные |
прочие студенты |
Ценности |
Наукоориентированные |
Прочие студенты |
Эрудиция |
49 |
39 |
Интересная работа |
60 |
55 |
Родина |
39 |
30 |
Интеллект |
62 |
48 |
Комфорт |
26 |
32 |
Профессионализм |
58 |
51 |
Творчество |
29 |
22 |
Интеллигентность |
36 |
30 |
Материальное благополучие |
36 |
43 |
Связи с нужными людьми |
25 |
34 |
Порядочность |
43 |
39 |
Чистая совесть |
43 |
37 |
Действительно, косвенные признаки о том, что в жизни студентов, выбирающих себе научное поприще, велика роль духовных, творческих начал и относительно меньшее значение имеют материальные блага, подтверждаются при прямых исследованиях доминирующих ценностей.
Последнее, что выявлялось у студентов вузов Приволжского федерального округа, ориентированных на поступление в аспирантуру – это их жизненные планы после окончания аспирантуры.
Таблица 7
Предпочтительные варианты жизнеустройства после окончания
аспирантуры студентов вузов ПФО. %
Варианты жизнеустройства |
муж |
жен |
Работать в вузе преподавателем |
16 |
48 |
Работать в НИИ |
34 |
14 |
Работать в наукоемком, инновационном бизнесе |
58 |
19 |
Уйти работать по специальности туда, где больше платят |
45 |
57 |
Работать по любой хорошо оплачиваемой специальности |
18 |
14 |
Уехать работать за границу |
50 |
24 |
Открыть собственное дело |
16 |
24 |
Не работать, воспитывать детей |
0 |
10 |
Гендерные различия в жизненных планах невелики только по одной жизненной стратегии – уйти работать по специальности туда, где больше платят, т.е. не в научно-педагогическую сферу. Остальные варианты имеют существенные расхождения: мало мужчин хотели бы остаться в вузе преподавателем, тогда как половина девушек не прочь связать свою жизнь с вузом. Более трети мужчин готовы работать в НИИ, но девушек это не устраивает. Каждый второй будущий обладатель ученой степени мужского пола готов искать достойной работы и денег за границей, тогда как среди женской части будущих кандидатов «только» четверть готова покинуть Родину. Отрадно, что 58% мужчин мечтают о работе в наукоемком бизнесе, рассчитывая убить двух зайцев: иметь интересную работу и достаточные средства, чтобы соответствовать гендерному стереотипу кормильца семьи.
Таким образом, рассматривая гендерные различия в студенчестве как предпосылки формирования кадров высшей квалификации (научно-педагогической интеллигенции, интеллектуалов, профессионалов с ученой степенью), можно заметить, что уже на входе в высшую школу нельзя говорить о равенстве возможностей юношей и девушек в становлении их в качестве научно-педагогической интеллигенции.
У вузов есть некоторые возможности увеличить долю студенток пополнении научно-педагогических кадров путем популяризации научной деятельности среди школьниц и студенток, в росте их самосознания как творческих работников, способных сказать свое слово в науке.
Социальные слои, страты |
Потенциальные ученые |
Весь массив студентов |
Население области |
||
Муж |
Жен |
Муж |
Жен |
Оба пола |
|
Элита, высшие слои |
4 |
2 |
2 |
4 |
0,3 |
Слой между высшим и срединным |
15 |
16 |
21 |
18 |
1,3 |
Срединный слой |
52 |
56 |
57 |
63 |
15,0 |
Слой между срединным и низшим |
26 |
22 |
11 |
8 |
38,6 |
Низший и самый низкий |
3 |
4 |
1 |
1 |
43,8 |
Среди студентов, ориентированных на науку, доля представителей низкостатусных страт у мужчин в два, а у женщин – почти в три раза выше, чем во всем студенческом массиве. Подобная модель социальной стратификации говорит о том, что в слоях выше срединного уровня научная карьера перестает быть привлекательной. Гендерное несоответствие в данном случае затеняется слоевой стратификацией населения.
Изучение материального положения семей студентов (для подавляющего большинства речь идет о родительских семьях, а не собственных) показывает, что студенты, ориентированные на науку, живут в менее обеспеченных семьях, что логически вытекает из уровня доходов срединных слоев современного российского общества, которые в основном и поставляют в вуз юношей и девушек с ориентацией на научную деятельность.
Похоже, что и новое поколение научно-педагогических работников высшей школы растет бессребрениками и бескорыстными людьми, не помышляющими о том, чтобы получить в вузе такую профессию и найти такую работу, чтобы можно было повысить свое материальное положение по сравнению с родительской семьей. Это у них дети «новых русских» недоуменно спросят: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»
Гендерные особенности материального положения студентов, ориентированных на науку состоят в том, что среди родительских семей девушек статистически значимо больше низкодоходных семей.
Чтобы поставить точку в разговоре о материальном положении студентов, скажем несколько слов о некоторой собственности, имеющейся в родительских семьях Это еще один показатель материального положения семьи. Единственное преимущество малообеспеченной интеллигенции – это наличие в доме персонального компьютера. В нижегородских семьях, в которых студенты ориентированы на науку, треть респондентов имеет дома компьютер. У остальных студентов – 27% Огромны гендерные различия в среде наукоориентированных студентов по этому показателю: у 41% юношей дома есть компьютер, тогда как у девушек всего в 21% семей. Отсюда берут начало гендерные различия в приобщении к новейшим информационным технологиям.
Самое большое богатство семей интеллигенции, откуда родом будущие кандидаты наук - это книги – хлеб культуры. В 28% этих семей, вызывающих симпатию у читателей «Социса», в домашних библиотеках имеется не менее 1000 томов книг. В семьях остальных студентов меньше – 22%, и эта разница статистически значима.
Приведенные эмпирические данные говорят о том (и в дальнейшем этот тезис будет становиться все более убедительным), что стремление молодежи заниматься профессионально научно-педагогической деятельностью чаще всего формируется благодаря семейной атмосфере, где эрудиция и интеллект являются высшими ценностями, а также высокому образовательному и культурному уровню родительских семей студентов.
Желание ступить на тропу науки – необходимое, но недостаточное условие для поступления в аспирантуру. Второе необходимое условие – способности к учебе и научному творчеству.
В учебном процессе в вузе студенты с установками на науку представляют собой идеал студента, «голубую мечту» преподавателя вуза. Две трети из них успешно учились на первых курсах (у всех других студентов – 59%). Среди старшекурсников успешно учились (учатся) на четвертом курсе 80% (58% у прочих). Гендерные отличия состоят в том, что затраты времени на учебу у девушек выше, чем у юношей. На самостоятельную внеаудиторную подготовку три часа и более в будний день тратят 53% наукоориентированных девушек и только 39% юношей. Среди юношей в 2–3 раза больше студентов, постоянно или периодически подрабатывающих, что сильно влияет на затраты времени на учебную деятельность.
Рыночная стихия предъявляет специфические и вполне конкретные требования к выпускникам вуза. Руководители коммерческих структур, кадровые агентства вполне справедливо ищут перспективных работников (мобильных, обучаемых, быстро ориентирующихся в изменяющейся обстановке и т.п.) в студенческой среде.
Сегодня «джентльменский набор» деловых и личностных качеств, требуемых от претендентов на хорошо оплачиваемую работу, включает в себя примерно следующий перечень: интеллект, коммуникабельность, профессиональное владение компьютером, знание иностранного языка, умение водить автомашину. В анкетном опросе были воспроизведены некоторые пункты этого набора, и студенты в первом приближении давали себе оценку по ряду параметров.
Если самооценки студентов приблизительно адекватны действительному уровню перечисленных знаний, умений и навыков, то изучаемый контингент не выходит в лидеры на воображаемом рынке труда. Его рыночные достоинства в коммерческом секторе не столь велики, как у его однокурсников.
Таблица 5
Оценка студентами вузов ПФО своего «социального капитала», %
Капитал, человеческие ресурсы студентов |
Наукоориентированные студенты |
Прочие студенты |
||
Муж. |
Жен. |
Оба пола |
||
Свободно владеют иностранным языком |
13 |
12 |
12 |
11 |
Владеют профессионально компьютером |
21 |
2 |
14 |
9 |
Хорошие навыки вождения автомашины |
26 |
3 |
17 |
17 |
Предприимчивость |
24 |
30 |
26 |
31 |
Высокий культурный уровень |
28 |
32 |
30 |
23 |
Коммуникативность |
28 |
40 |
33 |
37 |
По-видимому, многие студенты, ориентированные на науку, не заблуждаются о своих способностях предпринимателя и менеджера и совершенно правильно встают на путь служения науке, где их нерыночные достоинства востребованы полнее, хотя и не вознаграждаются в той же степени материально в родных пенатах.
Система ценностей человека ориентирует и регулирует его жизнедеятельность, поэтому можно ожидать, что ценностные миры наукоориентированных студентов и их однокурсников, нацеленных на другие сферы деятельности после окончания вуза, будут в какой-то степени дифференцированы.
Таблица 6
Некоторые жизненные ценности нижегородских студентов. Процент лиц, ответивших ,что данная ценность для него очень важна. (Позиция «5» на пятибалльной шкале ценностей)
Ценности |
Наукоориентированные |
прочие студенты |
Ценности |
Наукоориентированные |
Прочие студенты |
Эрудиция |
49 |
39 |
Интересная работа |
60 |
55 |
Родина |
39 |
30 |
Интеллект |
62 |
48 |
Комфорт |
26 |
32 |
Профессионализм |
58 |
51 |
Творчество |
29 |
22 |
Интеллигентность |
36 |
30 |
Материальное благополучие |
36 |
43 |
Связи с нужными людьми |
25 |
34 |
Порядочность |
43 |
39 |
Чистая совесть |
43 |
37 |
Действительно, косвенные признаки о том, что в жизни студентов, выбирающих себе научное поприще, велика роль духовных, творческих начал и относительно меньшее значение имеют материальные блага, подтверждаются при прямых исследованиях доминирующих ценностей.
Последнее, что выявлялось у студентов вузов Приволжского федерального округа, ориентированных на поступление в аспирантуру – это их жизненные планы после окончания аспирантуры.
Таблица 7
Предпочтительные варианты жизнеустройства после окончания
аспирантуры студентов вузов ПФО. %
Варианты жизнеустройства |
муж |
жен |
Работать в вузе преподавателем |
16 |
48 |
Работать в НИИ |
34 |
14 |
Работать в наукоемком, инновационном бизнесе |
58 |
19 |
Уйти работать по специальности туда, где больше платят |
45 |
57 |
Работать по любой хорошо оплачиваемой специальности |
18 |
14 |
Уехать работать за границу |
50 |
24 |
Открыть собственное дело |
16 |
24 |
Не работать, воспитывать детей |
0 |
10 |
Гендерные различия в жизненных планах невелики только по одной жизненной стратегии – уйти работать по специальности туда, где больше платят, т.е. не в научно-педагогическую сферу. Остальные варианты имеют существенные расхождения: мало мужчин хотели бы остаться в вузе преподавателем, тогда как половина девушек не прочь связать свою жизнь с вузом. Более трети мужчин готовы работать в НИИ, но девушек это не устраивает. Каждый второй будущий обладатель ученой степени мужского пола готов искать достойной работы и денег за границей, тогда как среди женской части будущих кандидатов «только» четверть готова покинуть Родину. Отрадно, что 58% мужчин мечтают о работе в наукоемком бизнесе, рассчитывая убить двух зайцев: иметь интересную работу и достаточные средства, чтобы соответствовать гендерному стереотипу кормильца семьи.
Таким образом, рассматривая гендерные различия в студенчестве как предпосылки формирования кадров высшей квалификации (научно-педагогической интеллигенции, интеллектуалов, профессионалов с ученой степенью), можно заметить, что уже на входе в высшую школу нельзя говорить о равенстве возможностей юношей и девушек в становлении их в качестве научно-педагогической интеллигенции.
У вузов есть некоторые возможности увеличить долю студенток пополнении научно-педагогических кадров путем популяризации научной деятельности среди школьниц и студенток, в росте их самосознания как творческих работников, способных сказать свое слово в науке.