6. Составление годового плана работы на основе результатов анализа социометрической информации.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Результаты исследования состояния психологической службы в школах свидетельствуют о том, что планирование деятельности психологов нередко обусловлено тем кругом задач, по которым специалист имеет наилучшую подготовку, или к которым он питает особый интерес.

Многочисленные творческие встречи школьных психологов проявляют ситуацию, где каждый из специалистов в чем–то силен, и именно на эти направления они ориентируются при выборе стратегии в своей практической деятельности. Психологи стремятся выполнять заказы специалистов и администрации школ в рамках наиболее освоенных ими направлений. Таким образом формируется ситуация когда планирование работы школьных психологов обуславливается не потребностями и актуальностью практических задач, а профессиональными интересами самих психологов: что более всего умеют, то и делают.

Практика показывает, что реальную помощь большинству нуждающихся детей психологические службы не могут оказать. Это во многом связано с тем, что психологи не располагают необходимой для этого информацией. Чаще всего в поле их деятельности попадают дети, которых направили к ним классные руководители, педагоги или администрация школ. Каждый такой случай уже является тяжелым: ребенку надо было долго делать что–то “не то” для того, чтобы он стал объектом внимания узких специалистов. Психологи обычно начинают работать с его индивидуальными особенностями, применяя различные тесты, проводя беседы и наблюдения. Рабочего времени на одного ребенка у них уходит очень много. В результате создается некоторое описание особенностей его индивидуальности и личности. Далее начинается работа по коррекции его поведения различными способами. Организация и проведение такой работы также занимает большое количество времени. Когда психологу удается достигнуть некоторого положительного результата в этой работе, совершенно очевидными являются ее высокая трудоемкость, большие временные затраты и низкая эффективность.

Использование метода “Социометрия: мониторинг” в практической деятельности школьных психологов позволяет перейти на новый этап планирования их работы. Получая путем анализа социометрической информации полную картину состояния социальной системы школы, психолог может максимально эффективно использовать весь имеющийся у него арсенал средств с перспективой планомерного и целенаправленного разворачивания во времени своей работы с объектом. Возможность постановки системы наблюдений в мониторинговом режиме позволяет получать необходимую обратную связь для оперативной корректировки плана конкретных действий. В работе психолога создаются условия итерактивного режима взаимодействия со всеми участниками педагогической ситуации. Корректировке подлежит при этом вся среда, породившая феномены школьной дезадаптации.

Так как метод позволяет наблюдать не только индивидуальные маршруты социализации учащихся, но и состояние классных коллективов в целом, это обеспечивает возможность проведения углубленной работы психолога с классными руководителями.

Проведение анализа состояния социальной системы школы в целом обеспечивают выход психологу на высший уровень управления школой и участие в разработке и принятии наиважнейших управленческих решений. Безусловно, для этого психологу потребуются хорошие знания в области социологии, социальной психологии и психологии управления. Практика показывает, что психологи принявшие в свой арсенал метод “Социометрия: мониторинг” не отказываются от своих привычных и хорошо отработанных ранее направлений, напротив, они начинают более активно и более адресно ими пользоваться. Получая возможность наблюдать исследуемые явления в сложной реальной социальной ситуации, они видят, какое влияние наряду с их коррекционными воздействиями оказывают факторы окружающей ребенка среды, и насколько эффективны оказываются в связи с ними действия специалиста, корректирующего ситуацию.

Проведение массового социометрического замера обеспечивает психолога таким объемом информации, который позволяет спланировать его работу достаточно детально на текущий год. В поле деятельности при планировании попадают практически все специалисты школы, так как в качестве информационных объектов выступают все ученические группы школы (классы).

Состояние социальной системы школы в целом определяет и круг теоретических вопросов, которые необходимо проработать психологу с педагогическим коллективом на семинарах в течение года. Обосновывается необходимость и содержание проведения тренинговой работы с педагогами. Обычно такие виды работ содержательно определяются предложениями психологов и идут от его профессиональных интересов.

3. Выявление школьной дезадаптации на уровне системы образования территориально–административного района.

Получение социометрической информации о состоянии социальных процессов ученической среды во всех образовательных учреждениях одного из территориальных районов города проводится по специальной организационной технологии, предполагающей участие в подготовке и проведении социально – психологического мониторинга руководителей всех управленческих уровней в системе образования района.

Организована централизованная деятельность инженеров–электроников по технической поддержке компьютерного парка образовательных учреждений, где будет осуществляется установка программного обеспечения и проводится актуализация электронных баз данных. Инженерная служба обеспечивает сбор информации с мест для формирования электронных баз данных районного уровня с целью информационного обеспечения управленческой деятельности руководителей системы образования района.

Условие массовости проведения социометрических срезов предполагает обучение школьных психологов метрологическим требованиям, обеспечивающим стандартность получаемых результатов.

По окончании проведения первого (и каждого из последующих) мониторинговых срезов информация на уровне образовательных учреждений анализируется по схеме, представленной выше. Организацию проведения аналитических работ на школах осуществляет ответственный специалист РОО. Оснащение автоматизированного рабочего места заведующего РОО социометрической информацией позволяет обеспечить более качественное выполнение им многих управленческих задач.

Централизованная постановка системы социально–психологического мониторинга во всех школах района на основе компьютерных информационных технологий впервые создает возможность руководителям этого уровня иметь на рабочем месте оперативную информацию о процессе социализации каждого учащегося из любой школы района. В городе Ярославле в общеобразовательных учреждениях административно–территориальных районов численность учащихся составляет от 10 000 до 25 000. Заведующие РОО в дни приема по личным вопросам очень часто стоят перед необходимостью принимать сложные и судьбоносные для дальнейшего развития детей решения. Оптимальность этих решений зависит от качества имеющейся в распоряжении руководителя информации.

Опыт показывает, что предоставляемая руководителям РОО информация из образовательных учреждений о проблемах учебной деятельности отдельных детей более всего отражает производственные интересы педагогов, а не жизненно важные интересы ребенка, и далеко не полно характеризует реально сложившуюся вокруг него социальную ситуацию.

Оснащение рабочего места заведующих РОО оперативной и достоверной информацией о характере социальных отношений каждого из нескольких тысяч учащихся района, о средовых факторах, обусловивших возникновение трудностей в процессе их школьной адаптации, позволяет совершенствовать средства анализа реально сложившейся ситуации вокруг ребенка и повысить качество принимаемых решений.

Заведующие РОО часто принимают участие в заседании КДН по рассмотрению дел детей, совершивших правонарушения.

При анализе информации по правонарушениям несовершеннолетних в одном из территориальных районов г.Ярославля выявилась тенденция влияния фактора принадлежности к конкретной школе на формирование типа асоциального поведения детей.

В таблице 4 представлены результаты статистического анализа данных по 19–ти типам правонарушений за период с 1995 по 1998 год по одному из территориальных районов г.Ярославля.

Таблица 4.

Частота фиксации в КДН различных типов правонарушений по школам района.

N

Распространенные

Редко встречающиеся

шк

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

13

3

24

8

9

17

20

12

9

0

2

 

 

 

4

 

 

 

 

2

24

12

36

3

21

6

14

13

3

3

 

 

 

 

1

 

 

 

 

3

6

1

2

1

14

7

8

7

4

4

 

2

1

 

2

 

2

 

 

4

1

0

1

1

4

1

4

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6

0

1

5

2

6

7

0

2

2

 

 

 

3

 

 

 

2

 

6

4

3

8

6

6

13

15

4

11

0

3

 

 

 

 

8

2

 

 

7

5

2

2

1

2

8

0

1

2

0

 

 

 

2

1

 

 

 

 

8

10

3

6

1

6

6

4

2

5

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

9

4

4

7

7

10

7

1

10

4

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

10

22

0

4

9

4

5

15

13

6

2

 

 

 

2

1

 

1

 

 

11

5

0

6

1

2

8

6

2

1

4

1

 

 

 

 

 

 

 

 

12

7

3

6

4

11

7

3

1

2

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

13

7

2

16

6

12

7

10

14

2

0

1

1

 

 

 

 

2

 

 

14

13

1

3

2

4

6

6

0

0

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

5

3

11

6

8

16

6

1

4

2

 

 

1

1

2

 

 

 

 

16

7

0

4

2

1

4

10

2

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

8

1

9

2

7

7

7

0

2

0

 

1

 

 

 

 

4

 

 

18

9

5

9

2

10

3

11

9

1

0

 

 

 

 

 

1

 

 

 

19

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

 

 

 

 

 

2

1

 

 

20

21

5

23

4

19

16

21

18

5

10

2

 

 

 

 

 

1

1

2

21

2

1

7

1

6

4

22

1

4

0

 

 

 

 

 

1

 

 

 

22

8

9

1

4

11

5

36

11

5

0

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

Распространенные:

уклонение от учебы

нарушение ПДД, ОП и т.п.

грабеж, кража, хищение

нанесение побоев, драка

хулиганство

мелкое хулиганство

пьяный вид

токсикомания, наркомания

уход из дома

катанье (на сцепке и др.)

 

Редко встречающиеся:

вымогательство

мошенничество

попрошайничество

издевательство, словесные оскорб-ления, неприязненные отношения

азартные игры

на сексуальной почве

мытье машин

торговля с нарушением норм

ложные сигналы (о терр.актах)

 

Из таблицы видно, что каждая школа обладает характерным для нее набором типов правонарушений, по которым можно построить “профиль правонарушений”. Выделились две основные группы школ: с высоким характерным профилем и статистически значимыми отклонениями от средних по району по ряду показателей; и с низким, сглаженным, но все же характерным, профилем.

Последующий содержательный анализ выявленных структур правонарушений для каждой школы и сопоставление с официальной информацией об этих школах и с информацией, полученной в ходе социально–психологического мониторинга, позволили сделать вывод, что действующая система внутришкольных норм, особенности организации учебного процесса, тип сложившейся в школе управленческой деятельности влияют на характер асоциального поведения учащихся.

При проведении дальнейшего анализа сформировалась гипотеза, что тип нормирования поведения учащихся, сложившийся в каждой школе, влияет на “вид социального протеста” детей. Предполагается, что дети не осознают связь между своими внутренними состояниями и теми внешними причинами, которыми они вызваны. Так как мы располагаем данными по школам разного типа (гимназии, специальные школы с углубленным преподаванием предметов, обычные школы, школы–гиганты, школы с небольшой численностью учащихся), и каждая школа (!) отличается по структуре правонарушений своим особым “профилем”, то из этого следует, что действия педагогов, всегда связанные с необходимостью нормирования поведения детей в рамках учебно–образовательного процесса, имеют не только социализирующий эффект, но и сопутствующие ему отрицательные социальные следствия, проявляющиеся в виде конкретных устойчивых форм выработанного во взаимодействии с педагогами асоциального поведения.

Эти выводы обусловили необходимость проведения углубленного анализа наиболее типичных для школы случаев правонарушений на уровне индивида. Для этого использовались данные, полученные методом “Социометрия: Мониторинг”, хранящиеся в базах данных автоматизированной системы информационного обеспечения управления соответствующих школ.

Так, например, в делах КДН рассматриваются правонарушения, связанные с различными формами насилия над личностью потерпевшего: жестокие избиения сверстников, участие в драке с нанесением тяжелых телесных повреждений и др. Выделение детей, совершивших этот тип правонарушений из общего списка правонарушителей в одну группу и организация в соответствие с ним выборки из школьных баз данных по социометрии позволило обнаружить, что всех детей данной группы можно разделить на две подгруппы по признаку успешности школьной адаптации: среди них есть как очень успешные в учебном процессе дети так и дети с сильно проявленным феноменом школьной дезадаптации. Внимательное знакомство с их делами в КДН позволило выявить существенную разницу в их поведении при совершении одного и того же типа правонарушений: дети с выраженным феноменом школьной дезадаптации стремились в акте насилия только к физическому воздействию над жертвой, а дети с высокими показателями успешности в школьной адаптации стремились не столько к физическому насилию над жертвой, но более к унижению их человеческого достоинства. В описании их дела имелись дополнительные характерные факты: топтание по волосам упавшей девочки, оплевывание потерпевшего, вытирание ног об одежду, требование ползать по полу и собирать намеренно разбросанные книги и т.д.

Мы предполагаем, что дети с высокими показателями по школьной адаптации (успешные) и дети с ярко выраженной школьной дезадаптацией (неуспешные) ведут себя по–разному в акте совершения одного и того же типа правонарушений (дела проходили по одной статье) потому, что они находились под давлением норм, равным по силе, но сами нормы имели разное происхождение: в первом случае школьная успешность достигалась путем чрезмерного давления на личность ребенка нормами авторитетных взрослых, во втором случае ребенок испытывал давление со стороны авторитетной группы детей своего класса. Социометрические диаграммы (рис.24 и 25) наглядно демонстрируют это.

 

 

 

 

 


Рисунок 24

Выявились также социометрические особенности учащихся, совершавших кражи, опасные для жизни действия, мошенничество и вымогательство и многое другое. Это позволяет сделать вывод о том, что наибольшие возможности при использовании метода “Социометрия: мониторинг” открываются для профилактической работы, так как на основе мониторинговой социометрической информации появляется возможность прогнозировать возможные формы социального протеста учащихся задолго до свершения ими правонарушений.

 

 

 

 


Рисунок 25

Ниже представлены картины распределения статусных центров индивидуальных социометрических локусов всех учащихся реальной “Х” школы (рис.26), группы уча-щихся этой школы, поставленных на внутришкольном учет (рис.27) и реальной группы всех несовершеннолетних правонарушителей прошедших через КДН другого “N”–го территориального района города (рис. 28).

 

 

 


Рисунок 26

 

 

 


Рисунок 27

 

 

 

 


Рисунок 28

При сравнении этих трех распределений видно:

1. Облако распределения центров социометрических локусов группы “трудных” детей, состоящих на внутришкольном учете в школе “Х”, и облако распределения центров социометрических локусов по всей генеральной совокупности учащихся этой школы разнонаправлены: первое облако равномерно “стягивается” в “зону А” первого квадранта, а элементы второго расположены преимущественно в зонах первого и четвертого квадрантов.

2. Сравнение облаков распределения по группам несовершеннолетних правонарушителей из школ другого территориального района “N” и группы детей, стоящих на внутришкольном учете из школы “Х”, обнаруживают их сходство.

Из статистического анализа данных следует, что дети с трудностями в школьной адаптации и дети, совершившие правонарушения и состоящие на учете в КДН, имеют сходные социометрические показатели. Так как в первой группе находятся дети в большинстве своем несовершившие еще никаких правонарушений, а во второй – уже совершившие, то из этого следует, что социометрическая информация может лежать в основе прогнозирования детей зоны риска и обеспечивать организацию адресно направленной профилактической работы. Приведем другой пример, в котором отражены результаты наблюдения одного из явлений ШД в течение длительного мониторинга, без осуществления (в данном случае) целенаправленной коррекции средовой ситуации.

 

 

 

 

 


Рисунок 29

На экранной форме (см.рис. 29) представлена траектория движения центра индивидуального социометрического локуса одной из учащихся реальной школы “N” за трехлетний период социометрических наблюдений. Траектория движения центра не выходит за границы четвертого квадранта. Это говорит о том, что ребенок всегда был в целом положительно расположен к своей учебной группе и всегда при этом имел в целом отрицательное встречное отношение членов группы, То есть находился в ситуации социальной депривации. Результаты наблюдений в исследовательских целях не предъявлялись руководителям школы: необходимо было отследить устойчивость действия стратифицирующих факторов. В данном случае ребенок являлся пассивным носителем феномена ШД, То есть им не совершались асоциальные действия, он просто терпел свою хроническую социальную отверженность.

 

 

 

 

 


Рисунок 30

Другой случай (см. рис. 30) наглядно демонстрирует зависимость социального признания ребенка от норм взрослого. Картина движения статусного центра на третьем срезе резко меняется и до последнего замера не возвращается в зону положительного социального признания. Дополнительные данные свидетельствуют, что первые два среза ребенок находился в начальной школе, а все последующие – в среднем звене. Так смена классного руководителя при неизменной семейной ситуации ребенка повлияла на формирование отношения к нему со стороны сверстников. Это свидетельствует о том, что в системе ценностей нового классного руководителя особенности этого ребенка обнаружили резко отрицательный отклик, что и проявилось в отрицательной реакции на эти особенности большинства членов ученической группы, которая не “видела” их при первом классном руководителе.

Все эти данные свидетельствуют о необходимости разворачивания серьезных исследований в направлении изучения социальных последствий пребывания детей в образовательных средах разного типа и в разных системах личностных ценностей педагогов.

При первом же подходе практического применения полученной информации мы ощутили необходимость строгого соблюдения конфиденциальности в ее использовании.

Социометрическая информация по всей группе детей территориального района, совершивших правонарушения, стоящих на внутришкольном учете и по всем социальным системам каждой школы района, может предоставляеться заведующему РОО как в электронном виде посредством компьютерной когнитивной графики, так и на бумажных носителях в форме аналитических материалов для принятия управленческих решений и формирования официальных представлений для специалистов социальной сферы.

Предоставление социометрической информации секретарям КДН проводится строго по согласованию и разрешению заведующего РОО независимо от вида и формы представления информации (справок, экспертных заключений, устных консультаций и т.д.).

Как показывает наш опыт, секретари КДН испытывают большую потребность в социометрической информации, позволяющей увидеть более точно реально сложившуюся вокруг ребенка социальную ситуацию и разобраться в мотивах его поведения. Это позволит выяснить всех участников сложившейся ситуации, в том числе ответственных взрослых, и определить формы работы как с ребенком–правонарушителем, так и с его окружением, наиболее соответствующие природе свершившегося факта.

3. Районные отделы образования ежегодно проводят плановый контроль за деятельностью школ. Среди множества направлений работы особое внимание инспекторов привлекает изучение состояния воспитательной работы школы. Множество отчетов по проведению ярких внеурочных мероприятий, тексты планов, сориентированных на всестороннее развитие личности учащихся школы, посещение внеклассных мероприятий и многое другое не позволяют получить полную картину состояния социальных процессов в ученической среде, которое единственное является прямым результатом действия любой воспитательной системы и самым интегративным показателем ее эффективности: какова норма отношений детей друг к другу, такова социальная ценность системы воспитательной работы в школе.

Метод “Социометрия: мониторинг” позволяет глубоко проанализировать сложившиеся нормы отношений в школе. Статистическая обработка социометрической информации позволяет получить процент детей с ШД по школе в целом, определить процент детей по группе ШД с положительной и отрицательной социальной направленностью, получить числовое значение показателя уровня социального признания в среднем по школе, свидетельствующей о степени социальной ценности “ученика” данной школы, определить доминирующий тип поведенческих реакций детей в школе, вырабатываемых под влиянием общешкольных требований и многое другое, имеющее прямое отношение к сформированной под влиянием школьных норм культуре поведения детей. В каждом образовательном учреждении есть дети, поставленные администрацией на внутришкольный учет. По официальным данным на внутришкольном учете состоит обычно около 1,5% учащихся от общей численности ученического контингента в каждом образовательном учреждении. Этот процент представляется школами в вышестоящие инстанции – в районные отделы управления образования мэрии и в департамент.

Некоторые школы ведут учет трудных детей “для себя”, и эти списки всегда много больше официально представляемых и составляет как правило от 3% до 9% от всего ученического контингента.

Данные, полученные с помощью метода “Социометрия: мониторинг”, свидетельствуют о том, что процент детей с феноменами школьной дезадаптации в каждом образовательном учреждении составляет от 15% до 30%. Эти цифры по каждому учрежде-нию изменяются от года к году, но остаются в данном коридоре значений.

Анализируя причины столь большой разницы в данных – официальных, неофициальных и социометрических, мы предположили, что:

во–первых, чем выше уровень в иерархизированной системе управления, тем мень-ше возможностей для управления поведением элементов системы нижнего уровня и именно поэтому высшие уровни управления не приветствуют официального представления от школ большого процента детей с различными трудностями;

во–вторых, объективные возможности действующей системы управления школой не позволяют обеспечить успешность социализации большинства детей, нуждающихся в помощи, и поэтому процент детей, стоящих на неофициальном внутришкольном учете соответствует реальным возможностям школьной администрации по их сопровождению.

Термин “сопровождение”, по нашему мнению, наиболее соответствует той деятельности, которая разворачивается в школах по работе с трудными детьми.

4. Выводы по результатам исследования школьной дезаптации с помощью метода “Социометрия: мониторинг”.

В связи с вышеизложенным сформулируем несколько заключительных положений.

1. Выявление ШД массово на всей совокупности образовательных учреждений какой–либо территории, в нашем случае территории района и города, позволяет получить картину состояния муниципальной образовательной системы в целом, меру ее дисфункции (см. выше), состояние образовательных систем каждого территориального района и каждого конкретного образовательного учреждения.

2. Явления ШД развиваются в системе образования не мгновенно, а медленно, постепенно, длительно. Своевременное выявление феноменов ШД на ранних этапах формирования социального конфликта позволяет принципиально обеспечить разворачивание профилактической работы и формирование направленной адресной деятельности специалистов по отношению к каждому зафиксированному случаю ШД.

3. Получение информации о массовых явлениях ШД связано с процессами информатизации в сфере образования, поэтому деятельность специалистов в данном направлении должна разворачиваться строго в соответствии с законодательством РФ в области информатизации.

4. Феномены ШД формируются постоянно в системе образования. Каждый ученик с той или иной вероятностью может быть подвержен феномену ШД, так как наиболее часто феномен ШД обусловлен социально – демографическими факторами. Никто не гарантирован от различных семейных катаклизмов, например, таких как резкое ухудшение финансового положения семьи, развод родителей, смерть родственников, болезнь и многое другое. Произошедшее в семье негативное социальное событие не сразу влияет на изменение социальной позиции ребенка: потери социальной активности происходят со временем. Поэтому важно постоянное наблюдение и отслеживание тенденций нарастания дисфункций в поведении, что возможно осуществлять в условиях мониторинга.

5. Пополнение новым составом учащихся происходит ежегодно в системе образования. Введение новых объектов наблюдения предполагает наличие определенным образом организованной информации, что обуславливает необходимость связи работы по раннему выявлению ШД с работами в области информатизации управленческой деятельности в сфере образования.

6. Наблюдаемая зависимость феноменов ШД от сложившихся уникально в каждом конкретном учреждении внутришкольных норм регуляции поведения детей и взрослых, а также от ценностных ориентаций отдельных педагогов обуславливает необходимость проведения более глубоких исследований в данном направлении с целью наработки подходов к становлению системы контроля и управления процессами нормообразования. 

Результаты исследования состояния психологической службы в школах свидетельствуют о том, что планирование деятельности психологов нередко обусловлено тем кругом задач, по которым специалист имеет наилучшую подготовку, или к которым он питает особый интерес.

Многочисленные творческие встречи школьных психологов проявляют ситуацию, где каждый из специалистов в чем–то силен, и именно на эти направления они ориентируются при выборе стратегии в своей практической деятельности. Психологи стремятся выполнять заказы специалистов и администрации школ в рамках наиболее освоенных ими направлений. Таким образом формируется ситуация когда планирование работы школьных психологов обуславливается не потребностями и актуальностью практических задач, а профессиональными интересами самих психологов: что более всего умеют, то и делают.

Практика показывает, что реальную помощь большинству нуждающихся детей психологические службы не могут оказать. Это во многом связано с тем, что психологи не располагают необходимой для этого информацией. Чаще всего в поле их деятельности попадают дети, которых направили к ним классные руководители, педагоги или администрация школ. Каждый такой случай уже является тяжелым: ребенку надо было долго делать что–то “не то” для того, чтобы он стал объектом внимания узких специалистов. Психологи обычно начинают работать с его индивидуальными особенностями, применяя различные тесты, проводя беседы и наблюдения. Рабочего времени на одного ребенка у них уходит очень много. В результате создается некоторое описание особенностей его индивидуальности и личности. Далее начинается работа по коррекции его поведения различными способами. Организация и проведение такой работы также занимает большое количество времени. Когда психологу удается достигнуть некоторого положительного результата в этой работе, совершенно очевидными являются ее высокая трудоемкость, большие временные затраты и низкая эффективность.

Использование метода “Социометрия: мониторинг” в практической деятельности школьных психологов позволяет перейти на новый этап планирования их работы. Получая путем анализа социометрической информации полную картину состояния социальной системы школы, психолог может максимально эффективно использовать весь имеющийся у него арсенал средств с перспективой планомерного и целенаправленного разворачивания во времени своей работы с объектом. Возможность постановки системы наблюдений в мониторинговом режиме позволяет получать необходимую обратную связь для оперативной корректировки плана конкретных действий. В работе психолога создаются условия итерактивного режима взаимодействия со всеми участниками педагогической ситуации. Корректировке подлежит при этом вся среда, породившая феномены школьной дезадаптации.

Так как метод позволяет наблюдать не только индивидуальные маршруты социализации учащихся, но и состояние классных коллективов в целом, это обеспечивает возможность проведения углубленной работы психолога с классными руководителями.

Проведение анализа состояния социальной системы школы в целом обеспечивают выход психологу на высший уровень управления школой и участие в разработке и принятии наиважнейших управленческих решений. Безусловно, для этого психологу потребуются хорошие знания в области социологии, социальной психологии и психологии управления. Практика показывает, что психологи принявшие в свой арсенал метод “Социометрия: мониторинг” не отказываются от своих привычных и хорошо отработанных ранее направлений, напротив, они начинают более активно и более адресно ими пользоваться. Получая возможность наблюдать исследуемые явления в сложной реальной социальной ситуации, они видят, какое влияние наряду с их коррекционными воздействиями оказывают факторы окружающей ребенка среды, и насколько эффективны оказываются в связи с ними действия специалиста, корректирующего ситуацию.

Проведение массового социометрического замера обеспечивает психолога таким объемом информации, который позволяет спланировать его работу достаточно детально на текущий год. В поле деятельности при планировании попадают практически все специалисты школы, так как в качестве информационных объектов выступают все ученические группы школы (классы).

Состояние социальной системы школы в целом определяет и круг теоретических вопросов, которые необходимо проработать психологу с педагогическим коллективом на семинарах в течение года. Обосновывается необходимость и содержание проведения тренинговой работы с педагогами. Обычно такие виды работ содержательно определяются предложениями психологов и идут от его профессиональных интересов.

3. Выявление школьной дезадаптации на уровне системы образования территориально–административного района.

Получение социометрической информации о состоянии социальных процессов ученической среды во всех образовательных учреждениях одного из территориальных районов города проводится по специальной организационной технологии, предполагающей участие в подготовке и проведении социально – психологического мониторинга руководителей всех управленческих уровней в системе образования района.

Организована централизованная деятельность инженеров–электроников по технической поддержке компьютерного парка образовательных учреждений, где будет осуществляется установка программного обеспечения и проводится актуализация электронных баз данных. Инженерная служба обеспечивает сбор информации с мест для формирования электронных баз данных районного уровня с целью информационного обеспечения управленческой деятельности руководителей системы образования района.

Условие массовости проведения социометрических срезов предполагает обучение школьных психологов метрологическим требованиям, обеспечивающим стандартность получаемых результатов.

По окончании проведения первого (и каждого из последующих) мониторинговых срезов информация на уровне образовательных учреждений анализируется по схеме, представленной выше. Организацию проведения аналитических работ на школах осуществляет ответственный специалист РОО. Оснащение автоматизированного рабочего места заведующего РОО социометрической информацией позволяет обеспечить более качественное выполнение им многих управленческих задач.

Централизованная постановка системы социально–психологического мониторинга во всех школах района на основе компьютерных информационных технологий впервые создает возможность руководителям этого уровня иметь на рабочем месте оперативную информацию о процессе социализации каждого учащегося из любой школы района. В городе Ярославле в общеобразовательных учреждениях административно–территориальных районов численность учащихся составляет от 10 000 до 25 000. Заведующие РОО в дни приема по личным вопросам очень часто стоят перед необходимостью принимать сложные и судьбоносные для дальнейшего развития детей решения. Оптимальность этих решений зависит от качества имеющейся в распоряжении руководителя информации.

Опыт показывает, что предоставляемая руководителям РОО информация из образовательных учреждений о проблемах учебной деятельности отдельных детей более всего отражает производственные интересы педагогов, а не жизненно важные интересы ребенка, и далеко не полно характеризует реально сложившуюся вокруг него социальную ситуацию.

Оснащение рабочего места заведующих РОО оперативной и достоверной информацией о характере социальных отношений каждого из нескольких тысяч учащихся района, о средовых факторах, обусловивших возникновение трудностей в процессе их школьной адаптации, позволяет совершенствовать средства анализа реально сложившейся ситуации вокруг ребенка и повысить качество принимаемых решений.

Заведующие РОО часто принимают участие в заседании КДН по рассмотрению дел детей, совершивших правонарушения.

При анализе информации по правонарушениям несовершеннолетних в одном из территориальных районов г.Ярославля выявилась тенденция влияния фактора принадлежности к конкретной школе на формирование типа асоциального поведения детей.

В таблице 4 представлены результаты статистического анализа данных по 19–ти типам правонарушений за период с 1995 по 1998 год по одному из территориальных районов г.Ярославля.

Таблица 4.

Частота фиксации в КДН различных типов правонарушений по школам района.

N

Распространенные

Редко встречающиеся

шк

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

13

3

24

8

9

17

20

12

9

0

2

 

 

 

4

 

 

 

 

2

24

12

36

3

21

6

14

13

3

3

 

 

 

 

1

 

 

 

 

3

6

1

2

1

14

7

8

7

4

4

 

2

1

 

2

 

2

 

 

4

1

0

1

1

4

1

4

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6

0

1

5

2

6

7

0

2

2

 

 

 

3

 

 

 

2

 

6

4

3

8

6

6

13

15

4

11

0

3

 

 

 

 

8

2

 

 

7

5

2

2

1

2

8

0

1

2

0

 

 

 

2

1

 

 

 

 

8

10

3

6

1

6

6

4

2

5

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

9

4

4

7

7

10

7

1

10

4

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

10

22

0

4

9

4

5

15

13

6

2

 

 

 

2

1

 

1

 

 

11

5

0

6

1

2

8

6

2

1

4

1

 

 

 

 

 

 

 

 

12

7

3

6

4

11

7

3

1

2

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

13

7

2

16

6

12

7

10

14

2

0

1

1

 

 

 

 

2

 

 

14

13

1

3

2

4

6

6

0

0

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

5

3

11

6

8

16

6

1

4

2

 

 

1

1

2

 

 

 

 

16

7

0

4

2

1

4

10

2

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

8

1

9

2

7

7

7

0

2

0

 

1

 

 

 

 

4

 

 

18

9

5

9

2

10

3

11

9

1

0

 

 

 

 

 

1

 

 

 

19

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

 

 

 

 

 

2

1

 

 

20

21

5

23

4

19

16

21

18

5

10

2

 

 

 

 

 

1

1

2

21

2

1

7

1

6

4

22

1

4

0

 

 

 

 

 

1

 

 

 

22

8

9

1

4

11

5

36

11

5

0

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

Распространенные:

уклонение от учебы

нарушение ПДД, ОП и т.п.

грабеж, кража, хищение

нанесение побоев, драка

хулиганство

мелкое хулиганство

пьяный вид

токсикомания, наркомания

уход из дома

катанье (на сцепке и др.)

 

Редко встречающиеся:

вымогательство

мошенничество

попрошайничество

издевательство, словесные оскорб-ления, неприязненные отношения

азартные игры

на сексуальной почве

мытье машин

торговля с нарушением норм

ложные сигналы (о терр.актах)

 

Из таблицы видно, что каждая школа обладает характерным для нее набором типов правонарушений, по которым можно построить “профиль правонарушений”. Выделились две основные группы школ: с высоким характерным профилем и статистически значимыми отклонениями от средних по району по ряду показателей; и с низким, сглаженным, но все же характерным, профилем.

Последующий содержательный анализ выявленных структур правонарушений для каждой школы и сопоставление с официальной информацией об этих школах и с информацией, полученной в ходе социально–психологического мониторинга, позволили сделать вывод, что действующая система внутришкольных норм, особенности организации учебного процесса, тип сложившейся в школе управленческой деятельности влияют на характер асоциального поведения учащихся.

При проведении дальнейшего анализа сформировалась гипотеза, что тип нормирования поведения учащихся, сложившийся в каждой школе, влияет на “вид социального протеста” детей. Предполагается, что дети не осознают связь между своими внутренними состояниями и теми внешними причинами, которыми они вызваны. Так как мы располагаем данными по школам разного типа (гимназии, специальные школы с углубленным преподаванием предметов, обычные школы, школы–гиганты, школы с небольшой численностью учащихся), и каждая школа (!) отличается по структуре правонарушений своим особым “профилем”, то из этого следует, что действия педагогов, всегда связанные с необходимостью нормирования поведения детей в рамках учебно–образовательного процесса, имеют не только социализирующий эффект, но и сопутствующие ему отрицательные социальные следствия, проявляющиеся в виде конкретных устойчивых форм выработанного во взаимодействии с педагогами асоциального поведения.

Эти выводы обусловили необходимость проведения углубленного анализа наиболее типичных для школы случаев правонарушений на уровне индивида. Для этого использовались данные, полученные методом “Социометрия: Мониторинг”, хранящиеся в базах данных автоматизированной системы информационного обеспечения управления соответствующих школ.

Так, например, в делах КДН рассматриваются правонарушения, связанные с различными формами насилия над личностью потерпевшего: жестокие избиения сверстников, участие в драке с нанесением тяжелых телесных повреждений и др. Выделение детей, совершивших этот тип правонарушений из общего списка правонарушителей в одну группу и организация в соответствие с ним выборки из школьных баз данных по социометрии позволило обнаружить, что всех детей данной группы можно разделить на две подгруппы по признаку успешности школьной адаптации: среди них есть как очень успешные в учебном процессе дети так и дети с сильно проявленным феноменом школьной дезадаптации. Внимательное знакомство с их делами в КДН позволило выявить существенную разницу в их поведении при совершении одного и того же типа правонарушений: дети с выраженным феноменом школьной дезадаптации стремились в акте насилия только к физическому воздействию над жертвой, а дети с высокими показателями успешности в школьной адаптации стремились не столько к физическому насилию над жертвой, но более к унижению их человеческого достоинства. В описании их дела имелись дополнительные характерные факты: топтание по волосам упавшей девочки, оплевывание потерпевшего, вытирание ног об одежду, требование ползать по полу и собирать намеренно разбросанные книги и т.д.

Мы предполагаем, что дети с высокими показателями по школьной адаптации (успешные) и дети с ярко выраженной школьной дезадаптацией (неуспешные) ведут себя по–разному в акте совершения одного и того же типа правонарушений (дела проходили по одной статье) потому, что они находились под давлением норм, равным по силе, но сами нормы имели разное происхождение: в первом случае школьная успешность достигалась путем чрезмерного давления на личность ребенка нормами авторитетных взрослых, во втором случае ребенок испытывал давление со стороны авторитетной группы детей своего класса. Социометрические диаграммы (рис.24 и 25) наглядно демонстрируют это.

 

 

 

 

 


Рисунок 24

Выявились также социометрические особенности учащихся, совершавших кражи, опасные для жизни действия, мошенничество и вымогательство и многое другое. Это позволяет сделать вывод о том, что наибольшие возможности при использовании метода “Социометрия: мониторинг” открываются для профилактической работы, так как на основе мониторинговой социометрической информации появляется возможность прогнозировать возможные формы социального протеста учащихся задолго до свершения ими правонарушений.

 

 

 

 


Рисунок 25

Ниже представлены картины распределения статусных центров индивидуальных социометрических локусов всех учащихся реальной “Х” школы (рис.26), группы уча-щихся этой школы, поставленных на внутришкольном учет (рис.27) и реальной группы всех несовершеннолетних правонарушителей прошедших через КДН другого “N”–го территориального района города (рис. 28).

 

 

 


Рисунок 26

 

 

 


Рисунок 27

 

 

 

 


Рисунок 28

При сравнении этих трех распределений видно:

1. Облако распределения центров социометрических локусов группы “трудных” детей, состоящих на внутришкольном учете в школе “Х”, и облако распределения центров социометрических локусов по всей генеральной совокупности учащихся этой школы разнонаправлены: первое облако равномерно “стягивается” в “зону А” первого квадранта, а элементы второго расположены преимущественно в зонах первого и четвертого квадрантов.

2. Сравнение облаков распределения по группам несовершеннолетних правонарушителей из школ другого территориального района “N” и группы детей, стоящих на внутришкольном учете из школы “Х”, обнаруживают их сходство.

Из статистического анализа данных следует, что дети с трудностями в школьной адаптации и дети, совершившие правонарушения и состоящие на учете в КДН, имеют сходные социометрические показатели. Так как в первой группе находятся дети в большинстве своем несовершившие еще никаких правонарушений, а во второй – уже совершившие, то из этого следует, что социометрическая информация может лежать в основе прогнозирования детей зоны риска и обеспечивать организацию адресно направленной профилактической работы. Приведем другой пример, в котором отражены результаты наблюдения одного из явлений ШД в течение длительного мониторинга, без осуществления (в данном случае) целенаправленной коррекции средовой ситуации.

 

 

 

 

 


Рисунок 29

На экранной форме (см.рис. 29) представлена траектория движения центра индивидуального социометрического локуса одной из учащихся реальной школы “N” за трехлетний период социометрических наблюдений. Траектория движения центра не выходит за границы четвертого квадранта. Это говорит о том, что ребенок всегда был в целом положительно расположен к своей учебной группе и всегда при этом имел в целом отрицательное встречное отношение членов группы, То есть находился в ситуации социальной депривации. Результаты наблюдений в исследовательских целях не предъявлялись руководителям школы: необходимо было отследить устойчивость действия стратифицирующих факторов. В данном случае ребенок являлся пассивным носителем феномена ШД, То есть им не совершались асоциальные действия, он просто терпел свою хроническую социальную отверженность.

 

 

 

 

 


Рисунок 30

Другой случай (см. рис. 30) наглядно демонстрирует зависимость социального признания ребенка от норм взрослого. Картина движения статусного центра на третьем срезе резко меняется и до последнего замера не возвращается в зону положительного социального признания. Дополнительные данные свидетельствуют, что первые два среза ребенок находился в начальной школе, а все последующие – в среднем звене. Так смена классного руководителя при неизменной семейной ситуации ребенка повлияла на формирование отношения к нему со стороны сверстников. Это свидетельствует о том, что в системе ценностей нового классного руководителя особенности этого ребенка обнаружили резко отрицательный отклик, что и проявилось в отрицательной реакции на эти особенности большинства членов ученической группы, которая не “видела” их при первом классном руководителе.

Все эти данные свидетельствуют о необходимости разворачивания серьезных исследований в направлении изучения социальных последствий пребывания детей в образовательных средах разного типа и в разных системах личностных ценностей педагогов.

При первом же подходе практического применения полученной информации мы ощутили необходимость строгого соблюдения конфиденциальности в ее использовании.

Социометрическая информация по всей группе детей территориального района, совершивших правонарушения, стоящих на внутришкольном учете и по всем социальным системам каждой школы района, может предоставляеться заведующему РОО как в электронном виде посредством компьютерной когнитивной графики, так и на бумажных носителях в форме аналитических материалов для принятия управленческих решений и формирования официальных представлений для специалистов социальной сферы.

Предоставление социометрической информации секретарям КДН проводится строго по согласованию и разрешению заведующего РОО независимо от вида и формы представления информации (справок, экспертных заключений, устных консультаций и т.д.).

Как показывает наш опыт, секретари КДН испытывают большую потребность в социометрической информации, позволяющей увидеть более точно реально сложившуюся вокруг ребенка социальную ситуацию и разобраться в мотивах его поведения. Это позволит выяснить всех участников сложившейся ситуации, в том числе ответственных взрослых, и определить формы работы как с ребенком–правонарушителем, так и с его окружением, наиболее соответствующие природе свершившегося факта.

3. Районные отделы образования ежегодно проводят плановый контроль за деятельностью школ. Среди множества направлений работы особое внимание инспекторов привлекает изучение состояния воспитательной работы школы. Множество отчетов по проведению ярких внеурочных мероприятий, тексты планов, сориентированных на всестороннее развитие личности учащихся школы, посещение внеклассных мероприятий и многое другое не позволяют получить полную картину состояния социальных процессов в ученической среде, которое единственное является прямым результатом действия любой воспитательной системы и самым интегративным показателем ее эффективности: какова норма отношений детей друг к другу, такова социальная ценность системы воспитательной работы в школе.

Метод “Социометрия: мониторинг” позволяет глубоко проанализировать сложившиеся нормы отношений в школе. Статистическая обработка социометрической информации позволяет получить процент детей с ШД по школе в целом, определить процент детей по группе ШД с положительной и отрицательной социальной направленностью, получить числовое значение показателя уровня социального признания в среднем по школе, свидетельствующей о степени социальной ценности “ученика” данной школы, определить доминирующий тип поведенческих реакций детей в школе, вырабатываемых под влиянием общешкольных требований и многое другое, имеющее прямое отношение к сформированной под влиянием школьных норм культуре поведения детей. В каждом образовательном учреждении есть дети, поставленные администрацией на внутришкольный учет. По официальным данным на внутришкольном учете состоит обычно около 1,5% учащихся от общей численности ученического контингента в каждом образовательном учреждении. Этот процент представляется школами в вышестоящие инстанции – в районные отделы управления образования мэрии и в департамент.

Некоторые школы ведут учет трудных детей “для себя”, и эти списки всегда много больше официально представляемых и составляет как правило от 3% до 9% от всего ученического контингента.

Данные, полученные с помощью метода “Социометрия: мониторинг”, свидетельствуют о том, что процент детей с феноменами школьной дезадаптации в каждом образовательном учреждении составляет от 15% до 30%. Эти цифры по каждому учрежде-нию изменяются от года к году, но остаются в данном коридоре значений.

Анализируя причины столь большой разницы в данных – официальных, неофициальных и социометрических, мы предположили, что:

во–первых, чем выше уровень в иерархизированной системе управления, тем мень-ше возможностей для управления поведением элементов системы нижнего уровня и именно поэтому высшие уровни управления не приветствуют официального представления от школ большого процента детей с различными трудностями;

во–вторых, объективные возможности действующей системы управления школой не позволяют обеспечить успешность социализации большинства детей, нуждающихся в помощи, и поэтому процент детей, стоящих на неофициальном внутришкольном учете соответствует реальным возможностям школьной администрации по их сопровождению.

Термин “сопровождение”, по нашему мнению, наиболее соответствует той деятельности, которая разворачивается в школах по работе с трудными детьми.

4. Выводы по результатам исследования школьной дезаптации с помощью метода “Социометрия: мониторинг”.

В связи с вышеизложенным сформулируем несколько заключительных положений.

1. Выявление ШД массово на всей совокупности образовательных учреждений какой–либо территории, в нашем случае территории района и города, позволяет получить картину состояния муниципальной образовательной системы в целом, меру ее дисфункции (см. выше), состояние образовательных систем каждого территориального района и каждого конкретного образовательного учреждения.

2. Явления ШД развиваются в системе образования не мгновенно, а медленно, постепенно, длительно. Своевременное выявление феноменов ШД на ранних этапах формирования социального конфликта позволяет принципиально обеспечить разворачивание профилактической работы и формирование направленной адресной деятельности специалистов по отношению к каждому зафиксированному случаю ШД.

3. Получение информации о массовых явлениях ШД связано с процессами информатизации в сфере образования, поэтому деятельность специалистов в данном направлении должна разворачиваться строго в соответствии с законодательством РФ в области информатизации.

4. Феномены ШД формируются постоянно в системе образования. Каждый ученик с той или иной вероятностью может быть подвержен феномену ШД, так как наиболее часто феномен ШД обусловлен социально – демографическими факторами. Никто не гарантирован от различных семейных катаклизмов, например, таких как резкое ухудшение финансового положения семьи, развод родителей, смерть родственников, болезнь и многое другое. Произошедшее в семье негативное социальное событие не сразу влияет на изменение социальной позиции ребенка: потери социальной активности происходят со временем. Поэтому важно постоянное наблюдение и отслеживание тенденций нарастания дисфункций в поведении, что возможно осуществлять в условиях мониторинга.

5. Пополнение новым составом учащихся происходит ежегодно в системе образования. Введение новых объектов наблюдения предполагает наличие определенным образом организованной информации, что обуславливает необходимость связи работы по раннему выявлению ШД с работами в области информатизации управленческой деятельности в сфере образования.

6. Наблюдаемая зависимость феноменов ШД от сложившихся уникально в каждом конкретном учреждении внутришкольных норм регуляции поведения детей и взрослых, а также от ценностных ориентаций отдельных педагогов обуславливает необходимость проведения более глубоких исследований в данном направлении с целью наработки подходов к становлению системы контроля и управления процессами нормообразования.