Отражение маскулинных тенденций в религиозной жизни поздней Римской империи (на примере митраистических общин)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Изучение митраистических сообществ в гендерном аспекте представляет особый интерес, т.к. они являют собой яркую репрезентацию маскулинной тенденции в религиозной жизни Римской империи II–IV вв. н. э. Основываясь на обширных эпиграфических данных, можно, несмотря на противоречивые сведения нарративных источников (Тертуллиан, Псевдо-Августин), констатировать исключительно мужской состав митраистических общин. До сего момента не обнаружено ни единого эпиграфического свидетельства с указанием на посвящение женщины хотя бы в низшую степень культовой иерархии. Членство в культовых сообществах носило персональный характер и, как правило, письменно фиксировалось (например, список из митреума в умбрийском Сентинии). Совместные трапезы в складчину (о чем свидетельствуют граффити на стенах римских митреумов) были самым важным после культовой инициации ритуалом. Таким образом, митраистические общины представляли собой закрытые мужские сообщества, подобные афинским гетериям, но формировались они на религиозной основе.
Процесс подготовки к обряду посвящения и сама культовая инициация в митраизме отличались от подобных обрядов иных мистериальных культов большей жесткостью. Помимо традиционных для других мистерий поста и соответствующего психо-эмоционального воздействия на кандидата (Apul. Metam. XI, 21–25), митраистическая инициация предполагала испытания, граничащие с истязаниями. Культовая инициация в митраизме предполагала испытание таких качеств, как выносливость, стойкость, презрение к боли, бесстрашие, которые с точки зрения существующих в архаичных обществах гендерных стереотипов являют собой пример маскулинности.
Поскольку в соответствии с римским менталитетом война и армия воспринимались как исключительно мужские сферы деятельности, то все, что связано с военным делом в культовой практике митраизма, может рассматриваться как маркеры маскулинности. Среди поклонников Митры, особенно в имперском пограничье, было значительное количество военных. Одна из степеней посвящения культа именуется «Воин» (Miles). Свидетельство Тертуллиана о том, что в процессе культовой инициации использовался фрагмент римского воинского ритуала, подтверждается данными иконографии (митреум в Капуе). В культовой символике митраизма большое место уделяется военным атрибутам (меч, кинжал, лук, стрелы, солдатская сумка). В посвятительных надписях самым распространенным эпитетом Митры является «Непобедимый» (Invictus). Мифологический Митра наделен всеми качествами, ценимыми в воинской среде: честность, прямота, храбрость, энергичность. Эти качества одновременно являются и яркими манифестациями маскулинности.
Два базисных мифологических сюжета митраизма: борьба Митры с жертвенным быком и соперничество с божеством Гелиосом — также демонстрируют качества, типичные для традиционных моделей маскулинности: активность, настойчивость и состязательное начало. Таким образом, мифология митраизма также демонстрирует ярко выраженные маскулинные тенденции.
Л.В. Калмычкова (Краснодар)
Изучение митраистических сообществ в гендерном аспекте представляет особый интерес, т.к. они являют собой яркую репрезентацию маскулинной тенденции в религиозной жизни Римской империи II–IV вв. н. э. Основываясь на обширных эпиграфических данных, можно, несмотря на противоречивые сведения нарративных источников (Тертуллиан, Псевдо-Августин), констатировать исключительно мужской состав митраистических общин. До сего момента не обнаружено ни единого эпиграфического свидетельства с указанием на посвящение женщины хотя бы в низшую степень культовой иерархии. Членство в культовых сообществах носило персональный характер и, как правило, письменно фиксировалось (например, список из митреума в умбрийском Сентинии). Совместные трапезы в складчину (о чем свидетельствуют граффити на стенах римских митреумов) были самым важным после культовой инициации ритуалом. Таким образом, митраистические общины представляли собой закрытые мужские сообщества, подобные афинским гетериям, но формировались они на религиозной основе.
Процесс подготовки к обряду посвящения и сама культовая инициация в митраизме отличались от подобных обрядов иных мистериальных культов большей жесткостью. Помимо традиционных для других мистерий поста и соответствующего психо-эмоционального воздействия на кандидата (Apul. Metam. XI, 21–25), митраистическая инициация предполагала испытания, граничащие с истязаниями. Культовая инициация в митраизме предполагала испытание таких качеств, как выносливость, стойкость, презрение к боли, бесстрашие, которые с точки зрения существующих в архаичных обществах гендерных стереотипов являют собой пример маскулинности.
Поскольку в соответствии с римским менталитетом война и армия воспринимались как исключительно мужские сферы деятельности, то все, что связано с военным делом в культовой практике митраизма, может рассматриваться как маркеры маскулинности. Среди поклонников Митры, особенно в имперском пограничье, было значительное количество военных. Одна из степеней посвящения культа именуется «Воин» (Miles). Свидетельство Тертуллиана о том, что в процессе культовой инициации использовался фрагмент римского воинского ритуала, подтверждается данными иконографии (митреум в Капуе). В культовой символике митраизма большое место уделяется военным атрибутам (меч, кинжал, лук, стрелы, солдатская сумка). В посвятительных надписях самым распространенным эпитетом Митры является «Непобедимый» (Invictus). Мифологический Митра наделен всеми качествами, ценимыми в воинской среде: честность, прямота, храбрость, энергичность. Эти качества одновременно являются и яркими манифестациями маскулинности.
Два базисных мифологических сюжета митраизма: борьба Митры с жертвенным быком и соперничество с божеством Гелиосом — также демонстрируют качества, типичные для традиционных моделей маскулинности: активность, настойчивость и состязательное начало. Таким образом, мифология митраизма также демонстрирует ярко выраженные маскулинные тенденции.
Л.В. Калмычкова (Краснодар)