Отражение маскулинных тенденций в религиозной жизни поздней Римской империи (на примере митраистических общин)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Изучение митраистических сообществ в гендерном аспекте представляет особый интерес, т.к. они являют собой яркую репрезентацию маскулинной тенденции в религиозной жизни Римской империи II–IV вв. н. э. Основываясь на обширных эпиграфических данных, можно, несмотря на противоречивые сведения нарративных источников (Тертуллиан, Псевдо-Августин), констатировать исключительно мужской состав митраистических общин. До сего момента не обнаружено ни единого эпиграфического свидетельства с указанием на посвящение женщины хотя бы в низшую степень культовой иерархии. Членство в культовых сообществах носило персональный характер и, как правило, письменно фиксировалось (например, список из митреума в умбрийском Сентинии). Совместные трапезы в складчину (о чем свидетельствуют граффити на стенах римских митреумов) были самым важным после культовой инициации ритуалом. Таким образом, митраистические общины представляли собой закрытые мужские сообщества, подобные афинским гетериям, но формировались они на религиозной основе.

Процесс подготовки к обряду посвящения и сама культовая инициация в митраизме отличались от подобных обрядов иных мистериальных культов большей жесткостью. Помимо традиционных для других мистерий поста и соответствующего психо-эмоционального воздействия на кандидата (Apul. Metam. XI, 21–25), митраистическая инициация предполагала испытания, граничащие с истязаниями. Культовая инициация в митраизме предполагала испытание таких качеств, как выносливость, стойкость, презрение к боли, бесстрашие, которые с точки зрения существующих в архаичных обществах гендерных стереотипов являют собой пример маскулинности.

Поскольку в соответствии с римским менталитетом война и армия воспринимались как исключительно мужские сферы деятельности, то все, что связано с военным делом в культовой практике митраизма, может рассматриваться как маркеры маскулинности. Среди поклонников Митры, особенно в имперском пограничье, было значительное количество военных. Одна из степеней посвящения культа именуется «Воин» (Miles). Свидетельство Тертуллиана о том, что в процессе культовой инициации использовался фрагмент римского воинского ритуала, подтверждается данными иконографии (митреум в Капуе). В культовой символике митраизма большое место уделяется военным атрибутам (меч, кинжал, лук, стрелы, солдатская сумка). В посвятительных надписях самым распространенным эпитетом Митры является «Непобедимый» (Invictus). Мифологический Митра наделен всеми качествами, ценимыми в воинской среде: честность, прямота, храбрость, энергичность. Эти качества одновременно являются и яркими манифестациями маскулинности.

Два базисных мифологических сюжета митраизма: борьба Митры с жертвенным быком и соперничество с божеством Гелиосом — также демонстрируют качества, типичные для традиционных моделей маскулинности: активность, настойчивость и состязательное начало. Таким образом, мифология митраизма также демонстрирует ярко выраженные маскулинные тенденции.

Л.В. Калмычкова (Краснодар)

Изучение митраистических сообществ в гендерном аспекте представляет особый интерес, т.к. они являют собой яркую репрезентацию маскулинной тенденции в религиозной жизни Римской империи II–IV вв. н. э. Основываясь на обширных эпиграфических данных, можно, несмотря на противоречивые сведения нарративных источников (Тертуллиан, Псевдо-Августин), констатировать исключительно мужской состав митраистических общин. До сего момента не обнаружено ни единого эпиграфического свидетельства с указанием на посвящение женщины хотя бы в низшую степень культовой иерархии. Членство в культовых сообществах носило персональный характер и, как правило, письменно фиксировалось (например, список из митреума в умбрийском Сентинии). Совместные трапезы в складчину (о чем свидетельствуют граффити на стенах римских митреумов) были самым важным после культовой инициации ритуалом. Таким образом, митраистические общины представляли собой закрытые мужские сообщества, подобные афинским гетериям, но формировались они на религиозной основе.

Процесс подготовки к обряду посвящения и сама культовая инициация в митраизме отличались от подобных обрядов иных мистериальных культов большей жесткостью. Помимо традиционных для других мистерий поста и соответствующего психо-эмоционального воздействия на кандидата (Apul. Metam. XI, 21–25), митраистическая инициация предполагала испытания, граничащие с истязаниями. Культовая инициация в митраизме предполагала испытание таких качеств, как выносливость, стойкость, презрение к боли, бесстрашие, которые с точки зрения существующих в архаичных обществах гендерных стереотипов являют собой пример маскулинности.

Поскольку в соответствии с римским менталитетом война и армия воспринимались как исключительно мужские сферы деятельности, то все, что связано с военным делом в культовой практике митраизма, может рассматриваться как маркеры маскулинности. Среди поклонников Митры, особенно в имперском пограничье, было значительное количество военных. Одна из степеней посвящения культа именуется «Воин» (Miles). Свидетельство Тертуллиана о том, что в процессе культовой инициации использовался фрагмент римского воинского ритуала, подтверждается данными иконографии (митреум в Капуе). В культовой символике митраизма большое место уделяется военным атрибутам (меч, кинжал, лук, стрелы, солдатская сумка). В посвятительных надписях самым распространенным эпитетом Митры является «Непобедимый» (Invictus). Мифологический Митра наделен всеми качествами, ценимыми в воинской среде: честность, прямота, храбрость, энергичность. Эти качества одновременно являются и яркими манифестациями маскулинности.

Два базисных мифологических сюжета митраизма: борьба Митры с жертвенным быком и соперничество с божеством Гелиосом — также демонстрируют качества, типичные для традиционных моделей маскулинности: активность, настойчивость и состязательное начало. Таким образом, мифология митраизма также демонстрирует ярко выраженные маскулинные тенденции.

Л.В. Калмычкова (Краснодар)