Гетерия Алкея и фиас Сапфо на Лесбосе VII–VI вв. до н.э.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Доклад посвящен особенностям половозрастных объединений позднеархаического Лесбоса. Стихи Алкея и Сапфо были ориентированы на восприятие не читателями, а слушателями, широта или узость круга которых зависела от жан­ра поэм. Гимны в честь богов, или френы, посвященные павшим героям, могли быть адресованы всем, кто был на религиозном празднике, а застольные песни (у Алкея — также «песни мятежа») исполнялись в узком кругу сотрапезников или единомышленников.

Была ли знатность происхождения условием «членства» в гетерии Алкея? Существует проблема достоверности традиции о «худородст­ве» Питтака в свете данной им клятвы. Заменяла ли клятва пе­реход из одной возрастной группы в другую и прохождение ини­циации как условие вхождения в «круг посвященных»? Отличие такой гетерии от мужских союзов у дорян (Спарта, общины Крита) выражалось и в том, что педерастия как форма досуга у эолян (как и у ионян по данным вазописи) не столь явно выражала от­ношения господства и подчинения, а оторванность аристократов от семей и женского общества чаще объяснялась пребыванием вне полиса (аморская торговля, колонизация, наемничество), а не времяпрепровождением внутри общины (занятия охотой, атлетикой).

Будет обсуждена спорность вопроса о посвящении фиаса Сапфо Афродите и Музам. Был ли «Дом Муз» частным культовым сообществом, полис­ным или межполисным институтом? Все ли воспитанницы Сапфо по­кидали фиас по достижении брачного возраста? Статус учениц, не являвшихся уроженками Лесбоса; связи аристократок круга поэтессы с Лидией. Соперницы Сапфо внутри фиаса и вмешатель­ство властей Митилены в его деятельность. Изгнание поэтессы и ее возвращение к руководству митиленским фиасом.

С.В. Комарова (Санкт-Петербург)

Доклад посвящен особенностям половозрастных объединений позднеархаического Лесбоса. Стихи Алкея и Сапфо были ориентированы на восприятие не читателями, а слушателями, широта или узость круга которых зависела от жан­ра поэм. Гимны в честь богов, или френы, посвященные павшим героям, могли быть адресованы всем, кто был на религиозном празднике, а застольные песни (у Алкея — также «песни мятежа») исполнялись в узком кругу сотрапезников или единомышленников.

Была ли знатность происхождения условием «членства» в гетерии Алкея? Существует проблема достоверности традиции о «худородст­ве» Питтака в свете данной им клятвы. Заменяла ли клятва пе­реход из одной возрастной группы в другую и прохождение ини­циации как условие вхождения в «круг посвященных»? Отличие такой гетерии от мужских союзов у дорян (Спарта, общины Крита) выражалось и в том, что педерастия как форма досуга у эолян (как и у ионян по данным вазописи) не столь явно выражала от­ношения господства и подчинения, а оторванность аристократов от семей и женского общества чаще объяснялась пребыванием вне полиса (аморская торговля, колонизация, наемничество), а не времяпрепровождением внутри общины (занятия охотой, атлетикой).

Будет обсуждена спорность вопроса о посвящении фиаса Сапфо Афродите и Музам. Был ли «Дом Муз» частным культовым сообществом, полис­ным или межполисным институтом? Все ли воспитанницы Сапфо по­кидали фиас по достижении брачного возраста? Статус учениц, не являвшихся уроженками Лесбоса; связи аристократок круга поэтессы с Лидией. Соперницы Сапфо внутри фиаса и вмешатель­ство властей Митилены в его деятельность. Изгнание поэтессы и ее возвращение к руководству митиленским фиасом.

С.В. Комарова (Санкт-Петербург)