«Мужское» в белорусской традиционной родинной обрядности: роль и функции мужа
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Родинная обрядность традиционно воспринималась и исследовалась как «женская» тема. Тем не менее, «мужское» — неотъемлемый компонент родинной обрядности, подчас играющий весьма значительную роль. Специфика проявления «мужского» в этой «женской» области представляет большой интерес как явление, весьма ярко отражающее работу гендерных механизмов.
Роль мужа в традиционной родинной обрядности наиболее ярко выражена в сложных, критических ситуациях. Среди белорусов довольно широко была распространена вера в то, что в присутствии мужа рожать легче. До сих пор живы в народе рассказы о том, что некогда мужья могли (да и должны были) разделить родовые муки с женой, взяв на себя часть боли, причем участие отца в родах могло осуществляться и без его на то согласия (силой заговоров).
Во время отведок и крестин роль мужа подчеркнуто второстепенна. Он не участвует в застолье, но должен прислуживать гостям. Интересно отметить обычай, бытовавший в Могилевской и Витебской губерниях. Пищу, которую приносили посетительницы на отведки, категорически запрещалось есть мужу роженицы, «каб не з’есць яе веку». Кроме самих женщин и матери, ее могли есть только братья и сестры новорожденного.
Из довольно многочисленных белорусских обычаев имянаречения существовал обряд, который мог исполнить только отец ребенка. Если дети в семье не выживали, он шел на перекресток, на ростыньки и спрашивал имя первого встречного человека, такое имя и давали ребенку. Назвав ребенка услышанным именем, стремились обеспечить расположение и покровительство предков ребенку. Подобным образом происходит и обряд приглашения на перекрестке кумовьев — случайных прохожих — если дети «не вядуцца».
Роль мужа в родинных обрядах носит двоякий характер: основной в ситуации необходимости установления контакта с «тем» светом с целью узнавания воли и получения защиты и помощи предков; и подчеркнуто второстепенный в обрядах интеграции ребенка в общество. Исключение составляет обряд интеграции ребенка в семью. Но это самый первый уровень, когда состояние ребенка погранично, он не является включенным ни в одну из социальных структур, то есть, отец, фактически, принимает его с «того» света.
Е.Ю. Мещеркина (Москва)
Родинная обрядность традиционно воспринималась и исследовалась как «женская» тема. Тем не менее, «мужское» — неотъемлемый компонент родинной обрядности, подчас играющий весьма значительную роль. Специфика проявления «мужского» в этой «женской» области представляет большой интерес как явление, весьма ярко отражающее работу гендерных механизмов.
Роль мужа в традиционной родинной обрядности наиболее ярко выражена в сложных, критических ситуациях. Среди белорусов довольно широко была распространена вера в то, что в присутствии мужа рожать легче. До сих пор живы в народе рассказы о том, что некогда мужья могли (да и должны были) разделить родовые муки с женой, взяв на себя часть боли, причем участие отца в родах могло осуществляться и без его на то согласия (силой заговоров).
Во время отведок и крестин роль мужа подчеркнуто второстепенна. Он не участвует в застолье, но должен прислуживать гостям. Интересно отметить обычай, бытовавший в Могилевской и Витебской губерниях. Пищу, которую приносили посетительницы на отведки, категорически запрещалось есть мужу роженицы, «каб не з’есць яе веку». Кроме самих женщин и матери, ее могли есть только братья и сестры новорожденного.
Из довольно многочисленных белорусских обычаев имянаречения существовал обряд, который мог исполнить только отец ребенка. Если дети в семье не выживали, он шел на перекресток, на ростыньки и спрашивал имя первого встречного человека, такое имя и давали ребенку. Назвав ребенка услышанным именем, стремились обеспечить расположение и покровительство предков ребенку. Подобным образом происходит и обряд приглашения на перекрестке кумовьев — случайных прохожих — если дети «не вядуцца».
Роль мужа в родинных обрядах носит двоякий характер: основной в ситуации необходимости установления контакта с «тем» светом с целью узнавания воли и получения защиты и помощи предков; и подчеркнуто второстепенный в обрядах интеграции ребенка в общество. Исключение составляет обряд интеграции ребенка в семью. Но это самый первый уровень, когда состояние ребенка погранично, он не является включенным ни в одну из социальных структур, то есть, отец, фактически, принимает его с «того» света.
Е.Ю. Мещеркина (Москва)