Разрушение традиционных стереотипов мужского и женского в творчестве О.Шапир.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Беллетристка и публицистка Ольга Андреевна Шапир (1850–1916) в своих произведениях развивает тему взаимоотношения полов, разрабатывавшуюся ее предшественницами. Как нам видится, тексты Шапир являют собой новый, переходный этап моделирования отношений, когда осуществляется попытка переосмыслить категории «мужественного» и «женственного».
1. Субъектом повествования у Шапир является женщина, образы же героев-мужчин объектны, — это окружение героини, средство индентифицировать ее.
2. В текстах Шапир присутствуют традиционные мужские роли: наставник (не отец), соблазнитель и проч., но доминирующей функции (человек, который во всем определял бы судьбу героини), эти персонажи уже не выполняют. Анализ ряда текстов писательницы показывает, что только образ отца обуславливает жизненную позицию героини. Чем деспотичнее отец, тем больше героиня соответствует стереотипу «женского» в патриархатном дискурсе. И наоборот, его отсутствие или наличие безвольного апатичного отца определяет появление т.н. «новой героини», которая, в свою очередь, формирует иные отношения с мужчинами.
Н.И. Павлова (Тверь)
Беллетристка и публицистка Ольга Андреевна Шапир (1850–1916) в своих произведениях развивает тему взаимоотношения полов, разрабатывавшуюся ее предшественницами. Как нам видится, тексты Шапир являют собой новый, переходный этап моделирования отношений, когда осуществляется попытка переосмыслить категории «мужественного» и «женственного».
1. Субъектом повествования у Шапир является женщина, образы же героев-мужчин объектны, — это окружение героини, средство индентифицировать ее.
2. В текстах Шапир присутствуют традиционные мужские роли: наставник (не отец), соблазнитель и проч., но доминирующей функции (человек, который во всем определял бы судьбу героини), эти персонажи уже не выполняют. Анализ ряда текстов писательницы показывает, что только образ отца обуславливает жизненную позицию героини. Чем деспотичнее отец, тем больше героиня соответствует стереотипу «женского» в патриархатном дискурсе. И наоборот, его отсутствие или наличие безвольного апатичного отца определяет появление т.н. «новой героини», которая, в свою очередь, формирует иные отношения с мужчинами.
Н.И. Павлова (Тверь)