Разрушение традиционных стереотипов мужского и женского в творчестве О.Шапир.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Беллетристка и публицистка Ольга Андреевна Шапир (1850–1916) в своих произведениях развивает тему взаимоотношения полов, разрабатывавшуюся ее предшественницами. Как нам видится, тексты Шапир являют собой новый, переходный этап моделирования отношений, когда осуществляется попытка переосмыслить категории «мужественного» и «женственного».

 1. Субъектом повествования у Шапир является женщина, образы же героев-мужчин объектны, — это окружение героини, средство индентифицировать ее.

 2. В текстах Шапир присутствуют традиционные мужские роли: наставник (не отец), соблазнитель и проч., но доминирующей функции (человек, который во всем определял бы судьбу героини), эти персонажи уже не выполняют. Анализ ряда текстов писательницы показывает, что только образ отца обуславливает жизненную позицию героини. Чем деспотичнее отец, тем больше героиня соответствует стереотипу «женского» в патриархатном дискурсе. И наоборот, его отсутствие или наличие безвольного апатичного отца определяет появление т.н. «новой героини», которая, в свою очередь, формирует иные отношения с мужчинами.

Н.И. Павлова (Тверь)

Беллетристка и публицистка Ольга Андреевна Шапир (1850–1916) в своих произведениях развивает тему взаимоотношения полов, разрабатывавшуюся ее предшественницами. Как нам видится, тексты Шапир являют собой новый, переходный этап моделирования отношений, когда осуществляется попытка переосмыслить категории «мужественного» и «женственного».

 1. Субъектом повествования у Шапир является женщина, образы же героев-мужчин объектны, — это окружение героини, средство индентифицировать ее.

 2. В текстах Шапир присутствуют традиционные мужские роли: наставник (не отец), соблазнитель и проч., но доминирующей функции (человек, который во всем определял бы судьбу героини), эти персонажи уже не выполняют. Анализ ряда текстов писательницы показывает, что только образ отца обуславливает жизненную позицию героини. Чем деспотичнее отец, тем больше героиня соответствует стереотипу «женского» в патриархатном дискурсе. И наоборот, его отсутствие или наличие безвольного апатичного отца определяет появление т.н. «новой героини», которая, в свою очередь, формирует иные отношения с мужчинами.

Н.И. Павлова (Тверь)