Мужчина и мужественность в произведениях писательниц начала XX века (роман Е. А. Нагродской «Гнев Диониса»)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Имя Е. А. Нагродской (1866–1930) приобрело известность сразу после выхода в свет ее романа «Гнев Диониса» (1910), который оказался одним из самых читаемых в России, вызывая интерес столь популярной в начале XX в. «половой проблемой». С 1910 по 1916 г. роман переиздавался десять раз.
Проблема пола и сексуальности была одной из основных в философском и культурном дискурсах начала XX в. Большую популярность получила идея стирания границ между полами. Интерес к понятию половой неопределенности стимулировался переводом на русский язык книги австрийского философа Отто Вейнингера «Пол и характер», в которой утверждалась мысль об андрогинности человеческой природы. Женщина, по Вейнингеру, является неполноценной по самой сути своей биопсихологической природы, а все ценностное в мире связано с мужским началом, так называемым «М».
Несмотря на явно выраженный антифеминистский характер, теория Вейнингера стимулировала развитие русского женского самосознания и использовалась женскими авторами начала XX в. В романе Е. Нагродской теория Вейнигера находит проявление на уровне системы персонажей. Главная героиня Таня — художница, наделенная многими мужскими качествами, — неожиданно для себя влюбляется в женственного мужчину. Далее сюжет романа развивается в соответствии с гендерной инверсией персонажей, и судьбы героев оказываются детерминированными их гендером.
Категория мужественности у Нагродской (впрочем, как и в текстах других писательниц начала XX в.) лишена субстанционального значения и является основным средством достижения равноправия женщин и способом преодоления гендерной бинарности. В ее романе впервые появляется особый тип мужского персонажа — «женственный мужчина».
А.В. Парщик (Харьков)
Имя Е. А. Нагродской (1866–1930) приобрело известность сразу после выхода в свет ее романа «Гнев Диониса» (1910), который оказался одним из самых читаемых в России, вызывая интерес столь популярной в начале XX в. «половой проблемой». С 1910 по 1916 г. роман переиздавался десять раз.
Проблема пола и сексуальности была одной из основных в философском и культурном дискурсах начала XX в. Большую популярность получила идея стирания границ между полами. Интерес к понятию половой неопределенности стимулировался переводом на русский язык книги австрийского философа Отто Вейнингера «Пол и характер», в которой утверждалась мысль об андрогинности человеческой природы. Женщина, по Вейнингеру, является неполноценной по самой сути своей биопсихологической природы, а все ценностное в мире связано с мужским началом, так называемым «М».
Несмотря на явно выраженный антифеминистский характер, теория Вейнингера стимулировала развитие русского женского самосознания и использовалась женскими авторами начала XX в. В романе Е. Нагродской теория Вейнигера находит проявление на уровне системы персонажей. Главная героиня Таня — художница, наделенная многими мужскими качествами, — неожиданно для себя влюбляется в женственного мужчину. Далее сюжет романа развивается в соответствии с гендерной инверсией персонажей, и судьбы героев оказываются детерминированными их гендером.
Категория мужественности у Нагродской (впрочем, как и в текстах других писательниц начала XX в.) лишена субстанционального значения и является основным средством достижения равноправия женщин и способом преодоления гендерной бинарности. В ее романе впервые появляется особый тип мужского персонажа — «женственный мужчина».
А.В. Парщик (Харьков)