Этноконфессиональная специфика формирования образа мужчин и женщин в башкирском обществе
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
В докладе планируется представить анализ формирования образа мужчин и женщин в условиях этнического и конфессионального возрождения на материале биографических и экспертных интервью*.
Исследования показали, что на современном этапе на формирование гендерной идентичности этнических мусульман и на осознание ими собственных прав большое влияние имеют процессы поиска нациями собственной идентичности. Иначе говоря, воспроизводство традиционных гендерных ролей имеет дополнительное идеологическое обоснование в «целях возрождения нации», что оказывается важным для этнических меньшинств, в особенности для мусульманских народов России. При этом речь идет не о латентных этноконфессиональных гендерных стереотипах, а о включении гендерных ролевых различий на нормативном уровне. Религия в данном случае оказывается тем идеологическим конструктом, на основе которого решаются проблемы этнического ренессанса.
В российских условиях процессам реанимации патриархатных ценностей в обществе способствуют как процессы реисламизации, так и процессы рехристианизации. Эксперты полагают, что «в условиях доминирования одной религии, которая де-факто является уже государственной, объективно возникает ситуация обостренного самоощущения других».
Как известно, исламский образ жизни предполагает коллективизм, есть понимание мусульманской Уммы — мусульманской общины, которая не имеет границ ни между национальностями, ни между странами, ни между континентами. При этом необходимо отметить специфическую особенность российского Ислама — для мусульманских народов нашей страны он выступает как важный ресурс этничности.
Активное сотрудничество с братьями по вере из других стран приводит зарубежный или «новый» для россиян ислам, который, безусловно, оказывает влияние на традиционные институты и на вектор развития духовной сферы мусульманских народов страны. И как следствие, становятся востребованными «новые» образы мужчин и женщин, соответствующие социокультурному опыту монокультурных стран в условиях мультикультурного сообщества. Процесс возрождения и укрепления мусульманского уклада в сфере семейно-личностных отношений меняет ролевые предписания в отношении мужчин и женщин, начинает подспудно влиять на жизнь мусульманских анклавов в целом. Это выражается как в фоновых текстах, звучащих в СМИ, так и в саморепрезентации в одежде, в стиле поведения, ценностных ориентациях. «Успех» «нового», нетрадиционного для башкир Ислама, обусловлен многими причинами, в том числе отсутствием общероссийской идеологии, экономическими проблемами, войной в Чечне, террористическими актами, в результате которых обострились конфессиональные различия.
Ш.Р. Шакурова (Уфа)
В докладе планируется представить анализ формирования образа мужчин и женщин в условиях этнического и конфессионального возрождения на материале биографических и экспертных интервью*.
Исследования показали, что на современном этапе на формирование гендерной идентичности этнических мусульман и на осознание ими собственных прав большое влияние имеют процессы поиска нациями собственной идентичности. Иначе говоря, воспроизводство традиционных гендерных ролей имеет дополнительное идеологическое обоснование в «целях возрождения нации», что оказывается важным для этнических меньшинств, в особенности для мусульманских народов России. При этом речь идет не о латентных этноконфессиональных гендерных стереотипах, а о включении гендерных ролевых различий на нормативном уровне. Религия в данном случае оказывается тем идеологическим конструктом, на основе которого решаются проблемы этнического ренессанса.
В российских условиях процессам реанимации патриархатных ценностей в обществе способствуют как процессы реисламизации, так и процессы рехристианизации. Эксперты полагают, что «в условиях доминирования одной религии, которая де-факто является уже государственной, объективно возникает ситуация обостренного самоощущения других».
Как известно, исламский образ жизни предполагает коллективизм, есть понимание мусульманской Уммы — мусульманской общины, которая не имеет границ ни между национальностями, ни между странами, ни между континентами. При этом необходимо отметить специфическую особенность российского Ислама — для мусульманских народов нашей страны он выступает как важный ресурс этничности.
Активное сотрудничество с братьями по вере из других стран приводит зарубежный или «новый» для россиян ислам, который, безусловно, оказывает влияние на традиционные институты и на вектор развития духовной сферы мусульманских народов страны. И как следствие, становятся востребованными «новые» образы мужчин и женщин, соответствующие социокультурному опыту монокультурных стран в условиях мультикультурного сообщества. Процесс возрождения и укрепления мусульманского уклада в сфере семейно-личностных отношений меняет ролевые предписания в отношении мужчин и женщин, начинает подспудно влиять на жизнь мусульманских анклавов в целом. Это выражается как в фоновых текстах, звучащих в СМИ, так и в саморепрезентации в одежде, в стиле поведения, ценностных ориентациях. «Успех» «нового», нетрадиционного для башкир Ислама, обусловлен многими причинами, в том числе отсутствием общероссийской идеологии, экономическими проблемами, войной в Чечне, террористическими актами, в результате которых обострились конфессиональные различия.
Ш.Р. Шакурова (Уфа)