Этноконфессиональная специфика формирования образа мужчин и женщин в башкирском обществе

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

В докладе планируется представить анализ формирования образа мужчин и женщин в условиях этнического и конфессионального возрождения на материале биографических и экспертных интервью*.

Исследования показали, что на современном этапе на формирование гендерной идентичности этнических мусульман и на осознание ими собственных прав большое влияние имеют процессы поиска нациями собственной идентичности. Иначе говоря, воспроизводство традиционных гендерных ролей имеет дополнительное идеологическое обоснование в «целях возрождения нации», что оказывается важным для этнических меньшинств, в особенности для мусульманских народов России. При этом речь идет не о латентных этноконфессиональных гендерных стереотипах, а о включении гендерных ролевых различий на  нормативном уровне. Религия в данном случае оказывается тем идеологическим конструктом, на основе которого решаются проблемы этнического ренессанса.

В российских условиях процессам реанимации патриархатных ценностей в обществе способствуют как процессы реисламизации, так и процессы рехристианизации. Эксперты полагают, что «в условиях доминирования одной религии, которая де-факто является уже государственной, объективно возникает ситуация обостренного самоощущения других».

Как известно, исламский образ жизни предполагает коллективизм, есть понимание мусульманской Уммы — мусульманской общины, которая не имеет границ ни между национальностями, ни между странами, ни между континентами. При этом необходимо отметить специфическую особенность российского Ислама — для мусульманских народов нашей страны он выступает как важный ресурс этничности.

Активное сотрудничество с братьями по вере из других стран приводит зарубежный или «новый» для россиян ислам, который, безусловно, оказывает влияние на традиционные институты и на вектор развития духовной сферы мусульманских народов страны. И как следствие, становятся востребованными «новые» образы мужчин и женщин, соответствующие социокультурному опыту монокультурных стран в условиях мультикультурного сообщества. Процесс возрождения и укрепления мусульманского уклада в сфере семейно-личностных отношений меняет ролевые предписания в отношении мужчин и женщин, начинает подспудно влиять на жизнь мусульманских анклавов в целом. Это выражается как в фоновых текстах, звучащих в СМИ, так и в саморепрезентации в одежде, в стиле поведения, ценностных ориентациях. «Успех» «нового», нетрадиционного для башкир Ислама, обусловлен многими причинами, в том числе отсутствием общероссийской идеологии, экономическими проблемами, войной в Чечне, террористическими актами, в результате которых обострились конфессиональные различия.

Ш.Р. Шакурова (Уфа)

В докладе планируется представить анализ формирования образа мужчин и женщин в условиях этнического и конфессионального возрождения на материале биографических и экспертных интервью*.

Исследования показали, что на современном этапе на формирование гендерной идентичности этнических мусульман и на осознание ими собственных прав большое влияние имеют процессы поиска нациями собственной идентичности. Иначе говоря, воспроизводство традиционных гендерных ролей имеет дополнительное идеологическое обоснование в «целях возрождения нации», что оказывается важным для этнических меньшинств, в особенности для мусульманских народов России. При этом речь идет не о латентных этноконфессиональных гендерных стереотипах, а о включении гендерных ролевых различий на  нормативном уровне. Религия в данном случае оказывается тем идеологическим конструктом, на основе которого решаются проблемы этнического ренессанса.

В российских условиях процессам реанимации патриархатных ценностей в обществе способствуют как процессы реисламизации, так и процессы рехристианизации. Эксперты полагают, что «в условиях доминирования одной религии, которая де-факто является уже государственной, объективно возникает ситуация обостренного самоощущения других».

Как известно, исламский образ жизни предполагает коллективизм, есть понимание мусульманской Уммы — мусульманской общины, которая не имеет границ ни между национальностями, ни между странами, ни между континентами. При этом необходимо отметить специфическую особенность российского Ислама — для мусульманских народов нашей страны он выступает как важный ресурс этничности.

Активное сотрудничество с братьями по вере из других стран приводит зарубежный или «новый» для россиян ислам, который, безусловно, оказывает влияние на традиционные институты и на вектор развития духовной сферы мусульманских народов страны. И как следствие, становятся востребованными «новые» образы мужчин и женщин, соответствующие социокультурному опыту монокультурных стран в условиях мультикультурного сообщества. Процесс возрождения и укрепления мусульманского уклада в сфере семейно-личностных отношений меняет ролевые предписания в отношении мужчин и женщин, начинает подспудно влиять на жизнь мусульманских анклавов в целом. Это выражается как в фоновых текстах, звучащих в СМИ, так и в саморепрезентации в одежде, в стиле поведения, ценностных ориентациях. «Успех» «нового», нетрадиционного для башкир Ислама, обусловлен многими причинами, в том числе отсутствием общероссийской идеологии, экономическими проблемами, войной в Чечне, террористическими актами, в результате которых обострились конфессиональные различия.

Ш.Р. Шакурова (Уфа)