О «мужской» традиции в культуре рассказывания сновидений у современных коми и хантов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Рассмотрение ранее опубликованных материалов и результатов современных полевых исследований, позволяет предварительно сформулировать некоторые особенности в «мужской» традиции рассказывания сновидений у современных коми и хантов. Есть основания полагать, что мужская традиция, в отличии от женской, ориентирована не столько на интерпретацию сновидческих текстов с целью предсказания вероятного хода будущих событий, сколько на осмысление и мотивирование уже свершившихся событий либо публично вербализованных определенных намерений. Если рассказ женщин о своих снах, как правило, представляет собой диалог с близкими или знакомыми людьми, к которым обращаются с просьбой помочь понять значение сна, либо совершить какие-либо ритуальные действия, направленные на снятие наваждения плохого сна, то мужская традиция в рассказывании сновидений может быть определена как монологическая. В последнем случае пересказы снов могут быть соотнесены с дидактическими рассказами, поясняющими происхождение тех или иных запретов и норм.
Эти выводы сделаны на основе материалов, собранных в ходе полевых этнографических исследований 1990-х годов на территории Коми республики и Тюменской области (Шурышкарский район — ареал совместного проживания коми и хантов) проводился сбор материалов о культуре рассказывания сновидений у современных коми и хантов в плане изучения механизмов трансляции традиционного мировоззрения. В ходе интервьюирования внимание акцентировалось на следующих темах: традиционные представления о природе сна; запреты, связанные с местом и временем сна; представления о возможности избавления и защиты от «дурного» сна; запреты, связанные с рассказыванием сновидений; регламентация контактов со спящим; ритуальные и «календарные» сны. Было опрошено около 200 информантов разных возрастов (от 25 до 80 лет, при этом респонденты в возрасте от 50 до 70 лет составляют 90 %). Среди них: мужчин — 20%, женщин — 80%.
А.В. Шашкин (Казань)
Рассмотрение ранее опубликованных материалов и результатов современных полевых исследований, позволяет предварительно сформулировать некоторые особенности в «мужской» традиции рассказывания сновидений у современных коми и хантов. Есть основания полагать, что мужская традиция, в отличии от женской, ориентирована не столько на интерпретацию сновидческих текстов с целью предсказания вероятного хода будущих событий, сколько на осмысление и мотивирование уже свершившихся событий либо публично вербализованных определенных намерений. Если рассказ женщин о своих снах, как правило, представляет собой диалог с близкими или знакомыми людьми, к которым обращаются с просьбой помочь понять значение сна, либо совершить какие-либо ритуальные действия, направленные на снятие наваждения плохого сна, то мужская традиция в рассказывании сновидений может быть определена как монологическая. В последнем случае пересказы снов могут быть соотнесены с дидактическими рассказами, поясняющими происхождение тех или иных запретов и норм.
Эти выводы сделаны на основе материалов, собранных в ходе полевых этнографических исследований 1990-х годов на территории Коми республики и Тюменской области (Шурышкарский район — ареал совместного проживания коми и хантов) проводился сбор материалов о культуре рассказывания сновидений у современных коми и хантов в плане изучения механизмов трансляции традиционного мировоззрения. В ходе интервьюирования внимание акцентировалось на следующих темах: традиционные представления о природе сна; запреты, связанные с местом и временем сна; представления о возможности избавления и защиты от «дурного» сна; запреты, связанные с рассказыванием сновидений; регламентация контактов со спящим; ритуальные и «календарные» сны. Было опрошено около 200 информантов разных возрастов (от 25 до 80 лет, при этом респонденты в возрасте от 50 до 70 лет составляют 90 %). Среди них: мужчин — 20%, женщин — 80%.
А.В. Шашкин (Казань)