2. Специфика правосознания как социологической категории

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32  
34 

Формы общественного сознания существуют в своем единстве в качестве целостной системы, отражающей общественное бытие, его различные грани. Вместе с тем каждая из таких форм обладает относительной самостоятельностью.

Исходя из реального социологического подхода к правосознанию как специфическому феномену общественной жизни, видно, что оно постоянно проникает не только в сферу правовых отношений, но в другие сферы общественных отношений. Так, для того, чтобы быть отраженными в форме закона государства необходимые экономические, политические и нравственные требования, нуждающиеся в юридическом закреплении, должны "пройти" сквозь призму правового сознания, принять определенную форму его элементов, а впоследствии стать зафиксированными в качестве новых форм права.

Все формы общественного сознания, включая и правовое, проявляются в определенных своих состояниях. Состояния форм общественного сознания создают социологические представления об индивидуальном, групповом, общественном сознании как о целостном и устойчивом духовном образовании. "Нет ни одного исторического факта, - отмечал Г.В. Плеханов, - которому не предшествовала бы... и за которым не следовало бы известное состояние сознания".

Выделение социологической категории состояния правосознания требует учета ряда важных содержательных его аспектов.

* Первое. Состояние правосознания является связывающими звеньями между сознанием, как процессом отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права.

Социологический аспект изучения правосознания индивида отмщает внимание на важность учета возможного несоответствия между состоянием правосознания и его реальном воплощении в практике поведения в сфере действия права.

* Второе. Состояние правосознания, отражая объективные потребности общественного развития, является предпосылкой и специфическим регулятором поведения индивида. Оно всегда отражается в поведении людей, в их деятельности в правовой сфере. Между тем состояние правосознания и его социальная объективация не всегда адекватна. В реальной практике возможны опаздывание его проявления по времени, неполное выражение в поступках и деятельности человека, "асимметричность" реализации в различных ситуациях пребывания человека и др.

* Третье. Состояние правосознания оказывает существенное воздействие на мотивы принятия людьми определенных решений. Оно включает наличие в сознании индивида, а также социальной группы избираемого установочной оценки к выработке определенного отношения к разнообразным правовым явлениям. В том числе - к праву в целом, его идеям и принципам, к императивности провозглашенных норм права, а также органам юстиции и их деятельности.

* Четвертое. При исследовании правосознания важно исходить из трактовки его состояния как результата отражения социально-правовой действительности, взаимодействия различных форм общественного сознания. Имея дело с состоянием правосознания как определенным результатом отражения, важно сосредоточить внимание не только на изучении имеющихся правовых знаний, но также и на анализе отношения к многообразным явлениям и процессам социально-правовой действительности, соотношении правосознания с деятельностью людей в правовой области. А она реализуется в социальном бытии.

На основе указанного можно отметить следующее. Предметом социологического исследования правосознания являются такие его со стояния, которые различаются между собой по степени интенсивности, характеру воздействия (положительного или отрицательного) на поведение людей, а также и по времени продолжительности такого воздействия. Важно при этом подчеркнуть, что состояние правосознания не представляет собой арифметической совокупности тех или иных концепций, взглядов и социальных чувств. Оно выражает такое их сочетание, при котором одни из таких концепций и чувств занимают доминирующее положение. Причем в зависимости от того, какие именно концепции, представления, мнения, оценки и чувства преобладают в определенный период времени, можно судить о характере направленности состояния правосознании в данный промежуток. Совокупность регулярных социологических замеров, выявляющих динамику состояний, позволяет сделать вывод о своеобразии типа правосознания личности.

Понятие "состояние" по своему объему включает характеристику идеологического и социально-психологического компонентов правового сознания. При этом нельзя недооценивать воздействие его социально- психологического компонента. Такие социальные чувства, как одобрение или гнева оказывают весьма специфическое воздействие на состояние правосознания как индивида, так и больших социальных объединений людей, придавая ему эмоциональную окраску.

Все, что выражается сознанием в той или иной степени, затрагивает интересы и потребности человека, вызывает у него переживания, определенные эмоционально-волевое отношение к фактам, явлениям и процессам социально-правовой действительности. Они (особенно конкретные факты негативного социального характера) придают эмоциональную окраску состоянию правосознания.

Важно иметь в виду, что одно и тоже по содержанию правосознание, но различное по характеру настроение и эмоциональной направленности, оказывает далеко не одинаковое воздействие на поведение и поступки индивида, его деятельность. Это весьма рельефно проявляется при сравнении состояний подъема и упадка. Так, правовое сознание человека или общества в целом, характеризующееся подъемом, носит оптимистический характер, а упадок пронизан пессимизмом, апатией. Таковы полярные выражения состояния правосознания. При этом в условиях экономической нестабильности государства, социальной беззащиты значительного числа людей, правового "беспредела" падает в целом уровень духовности всего общества, доминирующей тенденцией в нем выступает пессимизм и упадничество.

Необходимо отметить, что наряду с полярными состояниями правосознания в обществе, встречаются и их различные переплетения, включающие далеко не одинаковую степень убежденности из-за глубины переживаемых чувств, осознания правовых идей. В условиях трансформации российского общества, в период противоречивого процесса реализации в стране реформ, нельзя не учитывать реальные отклонения состояний правосознания у различных социальных групп от провозглашаемых государством правовых идей и норм.

Наряду с этим, нельзя недооценивать и другой аспект, связанный с состоянием правосознания в период реформирования общества. Поскольку само общество в своем эволюционном развитии проходит ряд этапов, то и правосознание как личности, так и всего общества, переживает ряд этапов. При этом на каждом из них правосознание переживает самые разнообразные состояния. Однако при всей их мозаичности выделяются наиболее устойчивые, позволяющие дифференцировать этапы, основательнее уяснить действенную роль правосознания в социальных процессах, всей общественной жизни.

Важную роль играет в изучении состояния правосознания социологические исследования. При этом представляется необходимым подходить дифференцированно к процессу изучения правосознания применительно к конкретной правовой ситуации (например, анализу правомерности применения тех или иных средств вооруженной борьбы в Чечне) и изучением состояния правосознания в целом, абстрагируясь от какой-либо ситуации. Такие состояния правосознания отличаются по своей устойчивости. Одни из них (относительно исследования конкретной правовой ситуации) кратковременны, подвижны, другие же более устойчивы, стабильны. Вот почему, если по результатам изучения первых зачастую проблематично составить адекватную характеристику содержания правосознания общества, группы, индивида, то по результатам изучения вторых это осуществить, возможно оптимальнее.

Вместе с тем наиболее объективная и достоверная характеристика правосознания может быть составлена только при условии неоднократного проведения социологического исследования состояния правосознания одного и того же региона (тех или иных социальных групп) в течение определенного периода времени. Результаты же проведения такого неоднократного исследования позволяют выявить социологическую панораму динамики состояния правового сознания, уяснить ход его развития, поведение различных носителей.

Следовательно, систематическое изучение состояний, эволюции и тенденций правового сознания - необходимая предпосылка и важный фактор эффективного влияния на развитие правоотношений в обществе, оптимального правового регулирования поведения людей в такой важной сфере их жизни, какой является правовая.

Формы общественного сознания существуют в своем единстве в качестве целостной системы, отражающей общественное бытие, его различные грани. Вместе с тем каждая из таких форм обладает относительной самостоятельностью.

Исходя из реального социологического подхода к правосознанию как специфическому феномену общественной жизни, видно, что оно постоянно проникает не только в сферу правовых отношений, но в другие сферы общественных отношений. Так, для того, чтобы быть отраженными в форме закона государства необходимые экономические, политические и нравственные требования, нуждающиеся в юридическом закреплении, должны "пройти" сквозь призму правового сознания, принять определенную форму его элементов, а впоследствии стать зафиксированными в качестве новых форм права.

Все формы общественного сознания, включая и правовое, проявляются в определенных своих состояниях. Состояния форм общественного сознания создают социологические представления об индивидуальном, групповом, общественном сознании как о целостном и устойчивом духовном образовании. "Нет ни одного исторического факта, - отмечал Г.В. Плеханов, - которому не предшествовала бы... и за которым не следовало бы известное состояние сознания".

Выделение социологической категории состояния правосознания требует учета ряда важных содержательных его аспектов.

* Первое. Состояние правосознания является связывающими звеньями между сознанием, как процессом отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права.

Социологический аспект изучения правосознания индивида отмщает внимание на важность учета возможного несоответствия между состоянием правосознания и его реальном воплощении в практике поведения в сфере действия права.

* Второе. Состояние правосознания, отражая объективные потребности общественного развития, является предпосылкой и специфическим регулятором поведения индивида. Оно всегда отражается в поведении людей, в их деятельности в правовой сфере. Между тем состояние правосознания и его социальная объективация не всегда адекватна. В реальной практике возможны опаздывание его проявления по времени, неполное выражение в поступках и деятельности человека, "асимметричность" реализации в различных ситуациях пребывания человека и др.

* Третье. Состояние правосознания оказывает существенное воздействие на мотивы принятия людьми определенных решений. Оно включает наличие в сознании индивида, а также социальной группы избираемого установочной оценки к выработке определенного отношения к разнообразным правовым явлениям. В том числе - к праву в целом, его идеям и принципам, к императивности провозглашенных норм права, а также органам юстиции и их деятельности.

* Четвертое. При исследовании правосознания важно исходить из трактовки его состояния как результата отражения социально-правовой действительности, взаимодействия различных форм общественного сознания. Имея дело с состоянием правосознания как определенным результатом отражения, важно сосредоточить внимание не только на изучении имеющихся правовых знаний, но также и на анализе отношения к многообразным явлениям и процессам социально-правовой действительности, соотношении правосознания с деятельностью людей в правовой области. А она реализуется в социальном бытии.

На основе указанного можно отметить следующее. Предметом социологического исследования правосознания являются такие его со стояния, которые различаются между собой по степени интенсивности, характеру воздействия (положительного или отрицательного) на поведение людей, а также и по времени продолжительности такого воздействия. Важно при этом подчеркнуть, что состояние правосознания не представляет собой арифметической совокупности тех или иных концепций, взглядов и социальных чувств. Оно выражает такое их сочетание, при котором одни из таких концепций и чувств занимают доминирующее положение. Причем в зависимости от того, какие именно концепции, представления, мнения, оценки и чувства преобладают в определенный период времени, можно судить о характере направленности состояния правосознании в данный промежуток. Совокупность регулярных социологических замеров, выявляющих динамику состояний, позволяет сделать вывод о своеобразии типа правосознания личности.

Понятие "состояние" по своему объему включает характеристику идеологического и социально-психологического компонентов правового сознания. При этом нельзя недооценивать воздействие его социально- психологического компонента. Такие социальные чувства, как одобрение или гнева оказывают весьма специфическое воздействие на состояние правосознания как индивида, так и больших социальных объединений людей, придавая ему эмоциональную окраску.

Все, что выражается сознанием в той или иной степени, затрагивает интересы и потребности человека, вызывает у него переживания, определенные эмоционально-волевое отношение к фактам, явлениям и процессам социально-правовой действительности. Они (особенно конкретные факты негативного социального характера) придают эмоциональную окраску состоянию правосознания.

Важно иметь в виду, что одно и тоже по содержанию правосознание, но различное по характеру настроение и эмоциональной направленности, оказывает далеко не одинаковое воздействие на поведение и поступки индивида, его деятельность. Это весьма рельефно проявляется при сравнении состояний подъема и упадка. Так, правовое сознание человека или общества в целом, характеризующееся подъемом, носит оптимистический характер, а упадок пронизан пессимизмом, апатией. Таковы полярные выражения состояния правосознания. При этом в условиях экономической нестабильности государства, социальной беззащиты значительного числа людей, правового "беспредела" падает в целом уровень духовности всего общества, доминирующей тенденцией в нем выступает пессимизм и упадничество.

Необходимо отметить, что наряду с полярными состояниями правосознания в обществе, встречаются и их различные переплетения, включающие далеко не одинаковую степень убежденности из-за глубины переживаемых чувств, осознания правовых идей. В условиях трансформации российского общества, в период противоречивого процесса реализации в стране реформ, нельзя не учитывать реальные отклонения состояний правосознания у различных социальных групп от провозглашаемых государством правовых идей и норм.

Наряду с этим, нельзя недооценивать и другой аспект, связанный с состоянием правосознания в период реформирования общества. Поскольку само общество в своем эволюционном развитии проходит ряд этапов, то и правосознание как личности, так и всего общества, переживает ряд этапов. При этом на каждом из них правосознание переживает самые разнообразные состояния. Однако при всей их мозаичности выделяются наиболее устойчивые, позволяющие дифференцировать этапы, основательнее уяснить действенную роль правосознания в социальных процессах, всей общественной жизни.

Важную роль играет в изучении состояния правосознания социологические исследования. При этом представляется необходимым подходить дифференцированно к процессу изучения правосознания применительно к конкретной правовой ситуации (например, анализу правомерности применения тех или иных средств вооруженной борьбы в Чечне) и изучением состояния правосознания в целом, абстрагируясь от какой-либо ситуации. Такие состояния правосознания отличаются по своей устойчивости. Одни из них (относительно исследования конкретной правовой ситуации) кратковременны, подвижны, другие же более устойчивы, стабильны. Вот почему, если по результатам изучения первых зачастую проблематично составить адекватную характеристику содержания правосознания общества, группы, индивида, то по результатам изучения вторых это осуществить, возможно оптимальнее.

Вместе с тем наиболее объективная и достоверная характеристика правосознания может быть составлена только при условии неоднократного проведения социологического исследования состояния правосознания одного и того же региона (тех или иных социальных групп) в течение определенного периода времени. Результаты же проведения такого неоднократного исследования позволяют выявить социологическую панораму динамики состояния правового сознания, уяснить ход его развития, поведение различных носителей.

Следовательно, систематическое изучение состояний, эволюции и тенденций правового сознания - необходимая предпосылка и важный фактор эффективного влияния на развитие правоотношений в обществе, оптимального правового регулирования поведения людей в такой важной сфере их жизни, какой является правовая.