2.3.3. Опыт и мышление как две формы деятельности интеллекта

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Основное различие между проблемой и методом видится в том, что проблема, представляя сферу искомого, неизвестного, является предметом поиска, на который ориентирован мыслительный процесс, а метод в процессе этого поиска выступает в качестве инструмента, который в случае удачного воздействия на проблему способствует ее решению. Именно поэтому метод часто определяют как «путь», «стратегия», «подход», «парадигма».

Согласно версии В.Ф. Юлова, если проблема есть «знание-что», то метод – это «знание-как». Интеллект способен структурировать свое информационное содержание на два функциональных блока: предмет и метод. Знания, входящие в состав предмета, выполняют ряд функций: а) репрезентация изучаемого объекта; б) пластичный материал, способный менять свою структуру; в) поле приложения усилий метода. Все эти роли концентрируются в характеристике «что» – когнитивный предмет выступает заместителем внешнего объекта. Если в эмпирическом опыте предмет носит непроблемный характер, то в мышлении он обретает форму проблемы. Если проблема есть для мышления «что», то метод выражает собой блок «как». В роли орудия («как») выступает метод, способный осуществить в проблемном материале необходимые когнитивные трансформации. Здесь проблема играет относительно пассивную роль, активное же доминирование принадлежит методу. Автор замечает, что к содержанию метода необходимо предъявлять строгие истинностные критерии, поскольку только истинный метод, соответствующий поставленной проблеме, способен привести к успеху. Мышление часто определяют как «интеллект в действии».  

 

Результат

 
 


Рис. 6

Интеллект функционирует на двух базисных уровнях – эмпирический опыт и мышление. Они отличаются способами формирования и действия метода. На эмпирический опыт существенное влияние оказывают врожденные программы. Например, в опасной ситуации, когда нами движет инстинкт самосохранения, мы часто не отдаем отчета своим действиям, и, тем не менее, продолжаем действовать. Подобные опытные установки закрепляются верой, которая является одним из базисных состояний ментальной психики. Мы верим в то, что некоторый набор действий, используемый в проблемной ситуации, способствует ее решению, хотя и не понимаем, каким образом это произойдет. Мышление строится совершенно иначе: непрерывная смена проблем определяет свободную динамику методов, что подкрепляется ментальным состоянием сомнения. Сомнение возникает там, где существует проблема, поскольку не возможно знать наверняка, какой метод окажется наиболее эффективным для решения конкретной проблемы (См.: Приложение 2.3. Рис.7).

В когнитивных исследованиях встречаются различные интерпретации понятия интеллект. Некоторые из них отражают сущность данного понятия исчерпывающе и обоснованно, другие представляются не вполне приемлемыми. Так, Дж. Адлер определяет интеллект как способность мыслить и понимать, а также производить суждения и умозаключения (129, 8). Такое определение интеллекта представляется достаточно узким по двум причинам. Во-первых, в рассуждениях автора не фигурирует проблемная установка, тогда как именно она является отправным пунктом любого мыслительного акта. Мы всегда должны иметь ясное представление о предмете нашего мышления. Во-вторых, такая трактовка вписывается лишь в рамки логики, главной задачей которой для становится производство умозаключений. Постановки проблемы, как правило, здесь не требуется. 

Большинство специалистов разделяют единую позицию и определяют интеллект как способность человека к решению проблемных задач. Так, британские ученые К. Рами и К. Блэйр под интеллектом понимают совокупность компонентов и координированных когнитивных процессов, позволяющих индивидам размышлять над проблемными задачами и достигать специфических целей. (216, 60). Американский психолог                 Р. Грегори утверждает, что согласно сложившимся в психологии традициям, интеллекту приписывают два основных значения: обладание знаниями и решение проблем или процесс получения нового знания. В современном понимании под интеллектом подразумевают способности человека или животного решать задачи разной степени сложности, а потому в широком смысле интеллект можно обозначить, как способность решать проблемные задачи (168, 296). Представляется существенным замечание Р. Грегори о том, что интеллект, являясь «хранилищем» определенного знания, использует это знание в ходе решения проблемы и, таким образом, предопределяет возникновение нового знания, которое в последствии составит запас «кладовой» человеческого интеллекта. Когда знание активно участвует в решении проблемы, мы можем сказать, что «интеллект находится в действии». Заметим, что человек является не единственным обладателем интеллектуальных способностей, мы можем говорить о наличии интеллекта и у животных. Но если человек, как существо мыслящее, способен решать проблемные задачи вербального характера, то животное, по причине отсутствия у него вербального мышления, ограничивается исключительно решением перцептивных задач, обусловленных инстинктом самосохранения.

Интеллект человека действует в различных жизненных ситуациях, которые ставит перед ним жизнь. Возьмем профессиональную сферу деятельности человека. Любой класс профессий требует наличия определенных интеллектуальных способностей от которых зависит успех, либо неуспех дальнейшей профессиональной деятельности. Здесь показательным примером может послужить учение американского психолога Г. Гарднера о «семи интеллектах». Автор обращает внимание на разные возможности творческого развития и выделяет семь видов интеллекта:

1. Вербальный интеллект – это вербальные, речевые способности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, обучать, умело используя слова.

2. Логико-математический интеллект – операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста экономиста. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект – этот вид интеллекта «думает» в картинах и пространственных представлениях. Он необходим в профессиональной деятельности архитекторов, фотографов, художников, скульпторов. Люди с высокоразвитым пространственным интеллектом прекрасные наблюдатели. Они любят выражать свои идеи графически и легко ориентируются в незнакомой среде.

4. Музыкально-ритмический интеллект – здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодий, их оценивании и создании. Этой формой интеллекта обладают не только певцы и композиторы, но и все, кто может петь и танцевать.

5. Телесно-кинестетический интеллект – интеллект нашего тела.         К нему относится способность контролировать движения. Этот тип интеллекта необходим спортсменам, ремесленникам, врачам, актерам.

6. Межличностный интеллект – под ним подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроение, темперамент и потребности других людей, как реагируем на них. Он необходим работникам социальных сфер.

7. «Внутриличностный» интеллект – это наша способность понимать свой собственный внутренний мир: наши чувства, установки и ориентировать поведение на собственные желания. Для людей с этим типом интеллекта важно быть независимыми и полностью самостоятельно определять свои цели. Во многих случаях они предпочитают работать в одиночестве (111, 175-177).

Безусловно, такое видовое разделение интеллекта является условным. Мы не можем утверждать, что один человек на протяжении всей жизни использует только вербальный интеллект для решения проблем, в то время как другой решает задачи исключительно посредством логико-математического интеллекта. Каждый человек обладает всеми видами интеллекта, хотя и выражены они по-разному – одни сильнее, другие слабее. Эффективность интеллекта очевидна и проявляется во взаимодействии его видов, когда при решении специальной задачи они дополняют друг друга. Немецкий психолог, К. Фопель обозначил такую способность комбинировать различные типы интеллекта как «фактор Леонардо». Примеры повседневной практики убедительно демонстрируют то, каким образом «сотрудничают» разные виды интеллекта. Так, для того чтобы успешно выдерживать длительные партии, шахматистам необходимы внутриличностный и межличностный виды интеллекта. Когда мы приглашаем гостей и хотим удивить их изысканным меню, нам необходим вербальный интеллект, чтобы понять оригинальный рецепт из кулинарной книги; логико-математический интеллект, чтобы правильно рассчитать необходимое количество продуктов; кинестетический интеллект, чтобы «колдовать» на кухне, и межличностный интеллект, чтобы составить меню, отвечающее вкусам наших гостей.

Способность интеллекта к быстрой адаптации является важным его качеством, особенно в ситуациях, когда необходимо уметь быстро переключиться с одного способа решения проблемных задач на другой. Как правило, такие ситуации требуют наличия определенного метода решения. Именно поэтому деятельность интеллекта ориентируется на выработку адекватной для решения проблемы стратегии или метода (данные понятия здесь и далее мы будем рассматривать как синонимы). Формирование метода и его применение в решении проблемной задачи является следующим основным этапом

Основное различие между проблемой и методом видится в том, что проблема, представляя сферу искомого, неизвестного, является предметом поиска, на который ориентирован мыслительный процесс, а метод в процессе этого поиска выступает в качестве инструмента, который в случае удачного воздействия на проблему способствует ее решению. Именно поэтому метод часто определяют как «путь», «стратегия», «подход», «парадигма».

Согласно версии В.Ф. Юлова, если проблема есть «знание-что», то метод – это «знание-как». Интеллект способен структурировать свое информационное содержание на два функциональных блока: предмет и метод. Знания, входящие в состав предмета, выполняют ряд функций: а) репрезентация изучаемого объекта; б) пластичный материал, способный менять свою структуру; в) поле приложения усилий метода. Все эти роли концентрируются в характеристике «что» – когнитивный предмет выступает заместителем внешнего объекта. Если в эмпирическом опыте предмет носит непроблемный характер, то в мышлении он обретает форму проблемы. Если проблема есть для мышления «что», то метод выражает собой блок «как». В роли орудия («как») выступает метод, способный осуществить в проблемном материале необходимые когнитивные трансформации. Здесь проблема играет относительно пассивную роль, активное же доминирование принадлежит методу. Автор замечает, что к содержанию метода необходимо предъявлять строгие истинностные критерии, поскольку только истинный метод, соответствующий поставленной проблеме, способен привести к успеху. Мышление часто определяют как «интеллект в действии».  

 

Результат

 
 


Рис. 6

Интеллект функционирует на двух базисных уровнях – эмпирический опыт и мышление. Они отличаются способами формирования и действия метода. На эмпирический опыт существенное влияние оказывают врожденные программы. Например, в опасной ситуации, когда нами движет инстинкт самосохранения, мы часто не отдаем отчета своим действиям, и, тем не менее, продолжаем действовать. Подобные опытные установки закрепляются верой, которая является одним из базисных состояний ментальной психики. Мы верим в то, что некоторый набор действий, используемый в проблемной ситуации, способствует ее решению, хотя и не понимаем, каким образом это произойдет. Мышление строится совершенно иначе: непрерывная смена проблем определяет свободную динамику методов, что подкрепляется ментальным состоянием сомнения. Сомнение возникает там, где существует проблема, поскольку не возможно знать наверняка, какой метод окажется наиболее эффективным для решения конкретной проблемы (См.: Приложение 2.3. Рис.7).

В когнитивных исследованиях встречаются различные интерпретации понятия интеллект. Некоторые из них отражают сущность данного понятия исчерпывающе и обоснованно, другие представляются не вполне приемлемыми. Так, Дж. Адлер определяет интеллект как способность мыслить и понимать, а также производить суждения и умозаключения (129, 8). Такое определение интеллекта представляется достаточно узким по двум причинам. Во-первых, в рассуждениях автора не фигурирует проблемная установка, тогда как именно она является отправным пунктом любого мыслительного акта. Мы всегда должны иметь ясное представление о предмете нашего мышления. Во-вторых, такая трактовка вписывается лишь в рамки логики, главной задачей которой для становится производство умозаключений. Постановки проблемы, как правило, здесь не требуется. 

Большинство специалистов разделяют единую позицию и определяют интеллект как способность человека к решению проблемных задач. Так, британские ученые К. Рами и К. Блэйр под интеллектом понимают совокупность компонентов и координированных когнитивных процессов, позволяющих индивидам размышлять над проблемными задачами и достигать специфических целей. (216, 60). Американский психолог                 Р. Грегори утверждает, что согласно сложившимся в психологии традициям, интеллекту приписывают два основных значения: обладание знаниями и решение проблем или процесс получения нового знания. В современном понимании под интеллектом подразумевают способности человека или животного решать задачи разной степени сложности, а потому в широком смысле интеллект можно обозначить, как способность решать проблемные задачи (168, 296). Представляется существенным замечание Р. Грегори о том, что интеллект, являясь «хранилищем» определенного знания, использует это знание в ходе решения проблемы и, таким образом, предопределяет возникновение нового знания, которое в последствии составит запас «кладовой» человеческого интеллекта. Когда знание активно участвует в решении проблемы, мы можем сказать, что «интеллект находится в действии». Заметим, что человек является не единственным обладателем интеллектуальных способностей, мы можем говорить о наличии интеллекта и у животных. Но если человек, как существо мыслящее, способен решать проблемные задачи вербального характера, то животное, по причине отсутствия у него вербального мышления, ограничивается исключительно решением перцептивных задач, обусловленных инстинктом самосохранения.

Интеллект человека действует в различных жизненных ситуациях, которые ставит перед ним жизнь. Возьмем профессиональную сферу деятельности человека. Любой класс профессий требует наличия определенных интеллектуальных способностей от которых зависит успех, либо неуспех дальнейшей профессиональной деятельности. Здесь показательным примером может послужить учение американского психолога Г. Гарднера о «семи интеллектах». Автор обращает внимание на разные возможности творческого развития и выделяет семь видов интеллекта:

1. Вербальный интеллект – это вербальные, речевые способности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, обучать, умело используя слова.

2. Логико-математический интеллект – операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста экономиста. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект – этот вид интеллекта «думает» в картинах и пространственных представлениях. Он необходим в профессиональной деятельности архитекторов, фотографов, художников, скульпторов. Люди с высокоразвитым пространственным интеллектом прекрасные наблюдатели. Они любят выражать свои идеи графически и легко ориентируются в незнакомой среде.

4. Музыкально-ритмический интеллект – здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодий, их оценивании и создании. Этой формой интеллекта обладают не только певцы и композиторы, но и все, кто может петь и танцевать.

5. Телесно-кинестетический интеллект – интеллект нашего тела.         К нему относится способность контролировать движения. Этот тип интеллекта необходим спортсменам, ремесленникам, врачам, актерам.

6. Межличностный интеллект – под ним подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроение, темперамент и потребности других людей, как реагируем на них. Он необходим работникам социальных сфер.

7. «Внутриличностный» интеллект – это наша способность понимать свой собственный внутренний мир: наши чувства, установки и ориентировать поведение на собственные желания. Для людей с этим типом интеллекта важно быть независимыми и полностью самостоятельно определять свои цели. Во многих случаях они предпочитают работать в одиночестве (111, 175-177).

Безусловно, такое видовое разделение интеллекта является условным. Мы не можем утверждать, что один человек на протяжении всей жизни использует только вербальный интеллект для решения проблем, в то время как другой решает задачи исключительно посредством логико-математического интеллекта. Каждый человек обладает всеми видами интеллекта, хотя и выражены они по-разному – одни сильнее, другие слабее. Эффективность интеллекта очевидна и проявляется во взаимодействии его видов, когда при решении специальной задачи они дополняют друг друга. Немецкий психолог, К. Фопель обозначил такую способность комбинировать различные типы интеллекта как «фактор Леонардо». Примеры повседневной практики убедительно демонстрируют то, каким образом «сотрудничают» разные виды интеллекта. Так, для того чтобы успешно выдерживать длительные партии, шахматистам необходимы внутриличностный и межличностный виды интеллекта. Когда мы приглашаем гостей и хотим удивить их изысканным меню, нам необходим вербальный интеллект, чтобы понять оригинальный рецепт из кулинарной книги; логико-математический интеллект, чтобы правильно рассчитать необходимое количество продуктов; кинестетический интеллект, чтобы «колдовать» на кухне, и межличностный интеллект, чтобы составить меню, отвечающее вкусам наших гостей.

Способность интеллекта к быстрой адаптации является важным его качеством, особенно в ситуациях, когда необходимо уметь быстро переключиться с одного способа решения проблемных задач на другой. Как правило, такие ситуации требуют наличия определенного метода решения. Именно поэтому деятельность интеллекта ориентируется на выработку адекватной для решения проблемы стратегии или метода (данные понятия здесь и далее мы будем рассматривать как синонимы). Формирование метода и его применение в решении проблемной задачи является следующим основным этапом