ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ И АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ПАССАЖЕЙ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 63  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. ОБЗОР ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ

ГОРОДСКИХ ПАССАЖЕЙ 12

1.1. Историко-экономические предпосылки и социальные

и градообразующие факторы, влияющие на форми-

рование и тенденций развития пассажей 13

1.2. Функциональные и пространственные

характеристики внутренней среды 21

1.3. Основные концепции организации пространства

пассажей, тенденции взаимосвязи внешних

и внутренних пространств 29

Выводы по главе 1 33

Глава 2. АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ПАССАЖЕЙ 35

2.1. Основные тенденции в организации внутренних

пространств, связь с другими типами

торговых зданий 36

2.2. Архитектурная композиция и световая среда внут-

ренних пространств, особенности восприятия 43

2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной

организации пассажей и их связь с окружающей средой 50

2.4. Технико-экономические аспекты формирования

пассажей 58

Выводы по главе 2 67

Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ,

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ И АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ПАССАЖЕЙ 71

3.1. Рекомендации по объемно-планировочной структуре 71

3.2. Основные архитектурно-планировочные приемы 77

3.3. Социально-экономическая эффективность

предлагаемых решений 79

Выводы по главе 3 84

Заключение 86

Библиография 94

Введение

Пассаж, как тип общественного комплекса, за свою более чем 200-летнюю историю развития нашел широкое распространение в мировой градостроительной практике. Развитие пассажей объясняется целым рядом их преимуществ перед другими формами торговли и прежде всего их особой привлекательностью для людей благодаря комфорту и комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных функций, экономии времени на покупки и услуги, общей благоприятной среде для различных видов деятельности. Кроме того большое значение имеет высокая социально-экономическая эффективность пассажей, возможность использования универсальных решений и передовых технологий.

Пассажи можно рассматривать как прогрессивные самостоятельные типы торговых предприятий и как важные связующие элементы крупных торговых комплексов или сети торгово-бытового обслуживания населения городов. В настоящее время опыт проектирования и строительства пассажей в нашей стране крайне мал. Тем не менее некоторые из осуществленных проектов, таких как торговый центр в Омске, в бывшем Ленинграде, Вильнюсе и Лиепае, где пассаж является связующим звеном всего торгового центра, отличаются своеобразием и интересными решениями.

Следует отметить, что в первоначальный период развития архитектуры пассажей в России основное внимание уделялось развитию центров оптовой и розничной торговли в узловых городах. Трудности в разработке научно-обоснованных принципов формирования пассажей местного значения были связаны с однотипностью первоначального использования, социальной и градостроительной значимостью. Долгое время это не позволяло подойти к проблеме типового проектирования в комплексе с предприятиями торгово-бытового обслуживания других типов, хотя существуют примеры типового строительства пассажей в чистом виде или объединенные с торговыми рядами уже более 150-ти лет назад.

Изучение перспективных направлений развития пассажей в отечественной науке связано с задачами типологии конструктивных элементов, объемно-планировочной структуры, градостроительного решения участков, экономики и т.д. Вне этой сферы остались проблемы архитектуры, отражающие композиционно-художественные и функционально-пространственные требования, предъявляемые обществом к пассажам как средоточию городской активности. Отдельные аспекты этих проблем затрагивались в разработках ряда институтов, направленных на преодоление одностороннего понимания архитектуры пассажей, так как градостроительной и утилитарной функциями не исчерпываются сложность и разнообразие данных объектов как основы формирования общественных центров города. Это свидетельствует о становлении нового подхода к организации пассажей городского значения, который признает соцкультурную функцию наиболее важным структурообразующим фактором. Данный подход и принят за основу в настоящем исследовании.

С развитием строительной технологии, совершенствованием форм розничной и оптовой торговли, ростом населения крупных городов и целым рядом социальных и технических достижений, проектирование пассажей, особенно в составе крупных торговых центров, приобретает сложный специализированный характер. В то же время качественные характеристики пассажей, как типа, параметры и элементы пространственных зон, принципы организации и ситуации применения непрерывно совершенствуются. Не прекращается развитие системы композиционных принципов, которая связана с возникновением новых интегрированных типов зданий с включением пассажей как связующих элементов с центральной или коммуникативной нагрузкой, усложнением эмоциональных требований к внутренним пространствам, развитием градостроительства и научным исследованиям транспортных и грузовых потоков, изменением эстетических представлений и самих элементов архитектуры.

Огромное значение для расширения использования и развития пассажей в нашей стране имеет изучение зарубежной практики, накопившей огромный опыт в проектировании и строительстве пассажей. Использование и переосмысление наиболее интересных приемов и принципов этой практики составляет неотъемлемую часть развития отечественной типологии пассажей.

За последние 15–20 лет за рубежом появилось довольно много принципиально новых идей, которые существенно изменили прежние модели пассажей и подход к их организации. Постепенно возникло новое поколение пассажей, пришедших на смену традиционной, исключительно функциональной структуре с традиционным молом. Новаторство в проектировании стало средством утверждения уникальности и неповторимости, основанном на высокоразвитом рынке и постоянно обновляемой моде. Теперь огромное значение стало предаваться высокому качеству архитектуры, стилю, среде, которые рассматриваются теперь не как роскошь, а как непреложное требование современной торговли.

Новые тенденции чаще проявляются в творческом проектировании, на страницах журналов, чем на улицах городов, в реальном воплощении. Массовое же строительство опирается в основном на сложившиеся стереотипы и стандарты, в лучшем случае используя вариации на темы традиционных моделей. Поскольку в таких случаях композиционные возможности довольно ограничены, то поиск индивидуальности часто сводится к поиску эффектных комбинаций материалов и отделки. Однако следует отметить и некоторые моменты, которые во многих странах оказывают ощутимое влияние и на массовую практику.

С одной стороны, это, прежде всего, касается развития в пассажах неторговых функций. Объединение торговли с развлекательными центрами, питанием, игровыми элементами и т.п. повышает покупательскую активность за счет увеличения числа посетителей и отсутствия чисто прагматического интереса. Изменяется характер активности потребительского поведения по отношению к торговле, как к деятельности, связанной с отдыхом, познанием. Все это требует дополнительных пространств, демонстрирующих одновременно комфорт, стиль, а также незаурядный элемент фантазии. Такое направление связано с рядом проблем, которые в общем виде можно сформулировать так: отсутствие строго определенного мнения о путях развития пассажа ни как самостоятельного типа, ни как элемента в составе целого комплекса.

С другой стороны, немаловажным фактором развития пассажей стало установление стабильного соотношения открытых и крытых пространств в общественных и торговых зданиях в пользу последних. Этому не в последнюю очередь послужила практика реконструкции пешеходных торговых улиц в системы крытых торговых центров, связанных пешеходным и транспортным движением.

К тому же, в последнее время сильно повысились требования к эмоциональной насыщенности интерьеров. Таким образом появилась необходимость не только в целостной и согласованной внутренней среде, но и в потенциальной возможности для раскрытия индивидуальности и повышения ее творческой активности.

Основные предпосылки подхода к организации пассажей на современном этапе и обобщение новейшей архитектурной практики и теоретической архитектурной мысли позволяют выявить соответствующие принципы формирования архитектурной среды, понять направления в изменении и развитии отдельных элементов структуры, представить развитие пассажа как самостоятельного типа и, главное, как связующего элемента общественного или торгового комплекса.

Актуальность исследования. Пассаж городского значения является предметом индивидуального проектирования, и его композиция целиком определяется автором. Но в процессе творчества архитектор неизбежно руководствуется системой общих композиционных принципов, складывающихся на основе обобщения конкретных примеров сложившейся практики. Эти общие композиционные закономерности и есть стилевые признаки архитектуры современного поколения пассажей, и одновременно — руководство к действию архитектора наряду с другими факторами. Обобщений же по отдельным вопросам этой важной темы пока не достаточно. Но развиваясь и закрепляясь в лучших достижениях современности, композиционные закономерности и архитектурные приемы существуют, и должны быть изучены для совершенствования проектирования.

Цель исследования: выявить закономерности формирования внутренней среды пассажей и их роль и связи с другими формами общественных и торговых зданий, а также разработка предложений по совершенствованию их архитектурной и функциональной организации.

Задачи исследования.

Теоретические:

— анализ и обобщение опыта проектирования и строительства;

— классификация внутренней структуры, закономерности архитектурно-композиционной и — функционально-пространственной организации;

— предложения по перспективам развития.

Практические:

— разработка системы оценки пространственной структуры (ряд показателей качественного и типологического характера);

— предложения по новым приемам решения архитектурно-композиционных и функционально-пространственных проблем;

— обоснование социально-экономической эффективности новых типов решений.

Объект исследования: пассажи городского значения (отечественный и зарубежный опыт).

Предмет исследования: внутренняя среда пассажей, обусловленная взаимодействием составляющих и примыкающих к ней пространств различных объектов и предприятий и сложным комплексом современных требований, в том числе пешеходными, транспортными и грузовыми потоками, функциональным зонированием, уровнем развития современной технологии и социальными требованиями.

Границы исследования: функционально-пространственный и архитектурно-композиционные аспекты организации внутренней среды.

Предмет защиты:

1. Обоснование значимости композиционного совершенствования внутренней среды пассажей для развития системы обслуживания;

2. Принципы архитектурной организации внутренних пространств во взаимосвязи с городским окружением и другими типами общественных и торговых зданий;

3. Предложения по организации внутренних пространств пассажей как связующих элементов и обоснование их социально-экономической эффективности.

Исследовательская гипотеза. Композиционная задача проектирования внутреннего пространства пассажа — отражение единства и взаимосвязи различных торговых и обслуживающих предприятий и учреждений. Для реализации композиционных и функциональных преимуществ пассажа необходима, с одной стороны, пространственная коммуникативная целостность и, с другой стороны, вариантность пространственных структур, составляющих и примыкающих зон. Единство внутреннего и внешнего пространств осуществимо в виде непрерывного перехода от одного к другому, определяемое городским окружением и функциональными связями.

Методика исследования направлена на выработку количественных и качественных (типологических) характеристик архитектурно-композиционной среды пассажей.

1. Методика анализа: сравнительный анализ по литературным источникам, натурным обследованиям, логическое моделирование (факторы влияния, закономерности, принципы); поисковое проектирование макетно-модельным способом.

2. Приемы анализа: дифференциация системы, выделение подсистем и элементов; формирование комплекса условий для характеристик системы; выявление закономерностей изменения системы в процессе развития.

3. Средства описания: графическая форма, словесная форма, системная модель.

Сложность и недостаточная изученность архитектурно-композиционного строения крупных пассажей обусловили необходимость рассмотрения в работе вопросов, касающихся современной методики проектирования, психологии поведения и восприятия, эстетики и теории архитектуры. Для иллюстрации отдельных положений предпочтение отдано наиболее характерным примерам, дающим конкретные практические рекомендации по проектированию.

В работе использованы материалы трех групп научно-исследовательских работ, затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы:

— основополагающие труды по общим вопросам формирования общественно-торговых и деловых многофункциональных комплексов В.А. Абызова, И.П. Васильевой, А.А. Гаврилиной, А.И. Урбаха, а также Н. Беддингтон, Д. Гослинга, Б. Майтленда;

— проблемные публикации и исследования по вопросам истории развития и современной организации пассажей и торговых комплексов В.А.Лаврова, А.А. Максимова, С.М. Шумилкина, А.И. Урбаха, Н.П. Кириенко, Т.М. Розанова, И. Зайдлера, М. Колчак, И. Эпплтона и др.;

— исследования по архитектурно-композиционным проблемам современной практики А. Мирошина, Ю. Земцова, А.И. Урбаха, М. Лина, Д.К. Берштейна и др.

Диссертация состоит из трех глав посвященных соответственно обобщению опыта развития и формирования городских пассажей, анализу факторов, влияющих на композиционные решения, и раскрытию принципов архитектурной организации, и обоснованию предложений по совершенствованию.

Список литературы

1. Агапкин В. Программа "Новый город".//Строительство и строительная индустрия. М., 1996. № 3, с. 19. (инвестиционные проекты для создания в Москве сети торговых зданий);

2. Антошвили М.Е. и др. Оптимизация размещения городских центров культурно-бытового обслуживания. Учебное пособие. М., 1983. МАРХИ;

3. Антошвили М.Е. и др. Оптимизация функционального зонирования. М., 1986. МАРХИ;

4. Арбат. 16 ракурсов одной улицы.//Архитектура СССР. 1986. № 4;

5. Архитектурное проектирование общественных зданий. М., Стойиздат, 1985;

6. Барановская И.Н. Не здание, а квартал.//Строительство и архитектура Ленинграда., 1986. № 1;

7. Беддингтон Н. Строительство торговых центров. Пер. с англ. ред. И. Федосеева. М., Стойиздат, 1986;

8. Безродный И.П. Опыт организации пешеходных зон в городах УССР. М., МГЦТИ, 1988. Экспресс информация. вып. 5;

9. Бобков И. Город и магазины.//Строительство и архитектура., М., 1982, № 4. С. 18–19;

10. Богданов И.А. Гостиный двор.//Ленинградская панорама., 1984. № 4с. 32–34;

11. В старых кварталах новая жизнь.//А.С.Д. М., 1997, № 1, с. 6–9. (планы реконструкции и застройки центра мастерскими Моспроекта–2);

12. Васильев Н.Г. Композиционные приемы формирования архитектуры торговых зданий в исторически сложившейся среде. XXXVIII научная конференция. Казань, 1984;

13. Васиольева И.П. Размещение предприятий торгового обслуживания в подземном пространстве. М., ЦНТ по гражданскому строительству и архитектуре. 1972;

14. ВСН 2–85. Ведомственные строительные нормы. М., 1986;

15. Великорецкий О. Торговые комплексы.//Архитектура. прилож. к строительной газете, 1975, III. № 5. С. 2–3. Новые работы ин-та Гипроторг;

16. Великорецкий О. Торговый центр "Гулистан" в Ашхабаде. //Архитектура СССР., 1984, № 4. С. 62–67;

17. Викторова Т. Стеклянные фасады.//Строительная газета. 1997, № 36. с. 17;

18. Высоковский А.А., Привалов И.Т. Формирование комплексов общественных центров. М., 1982;

19. Гаврилина А.А. Алабян Л.Н. Многофункциональный общественный центр в жилой застройке.//Жил. строительство, 1982, № 11;

20. Гаврилина А.А. Особенности пространственного проектирования многофункциональных комплексов массового строительства. М., 1981;

21. Гарамов Ю.М., Урбах А.И. Планировочная организация торговой и складской зон крытого рынка. Матер. н. конф. МАИ, М., 1976;

22. Гарамов Ю.М. Предприятия торгово-бытового обслуживания. Сб. н. тр. Ташкент. полит. ин-та, Ташкент, 1989, с. 16–19;

23. Гиговская Н. О творчестве Марио Ботта.//Арх. вестник. 1997, № 2. С. 61–65;

24. Глушкова В.Г., Жолков А.О. Реализация планов соц.-эконом. Развития и градостроительного совершенствования крупных городов. М., МГЦНТИ, 1986. Обзор. Информация, вып. 6;

25. Гнедовский Ю., Кулага В., Федосеева М., Общественный центр ЭЖК в г.Горьком. Вып. матер II-й науч. конф. СССР/ДР. М., 1980. с. 41. ЦНИИЭП;

26. Гослинг Д., Мэйтленд Б. Проектирование торговых комплексов. Пер. с англ. ред. Федосеевой И.Р. М., Стройиздат, 1979;

27. Грюн В., Смит Л. Торговые центры США. Планировка торговых центров. Пер. с англ. ред. Урбах А.И., М., Стройиздат, 1966;

28. Гулликсен, Кайрамо, Вормала. Пристройка к магазину. Sbockmanu'. В Хельсинки./Проект Россия. 1996, № 2. С. 8–9. Новое стр-во, вписанное в застройку XIXв.;

29. Гутнов А. Города и люди. М., "Ладья", 1993;

30. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры./Лицо города./М., Молодая гвардия, 1990;

31. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М., 1995. Учебник;

32. Дубынин Н.В. Эволюция развития архитектуры многофункциональных комплексов в России.// Жил. строительство. Начало 1996 № 4, № 6, № 10, 1997 № 2;

33. Жемчужникова Н.И. Проблема использования историко-архитектурного наследия больших городов. М., МГЦНТИ, 1986, вып. 11;

34. Журнал "Зодчество мира", М., 1997. № 1=дракон-центр. с. 12–13; дизайн-центр. с. 6–7; концертный зал. С. 10–11. И т.д. (13–15; 26–27);

35. И овцы целы... К итогам конкурса на торгово-деловой центр в Столешниковом переулке.//Арх. вестник, 1997, № 3. с. 50–53;

36. Иконников А.В. Город — реконструкция как формула бытия.// Арх. вестник, 1997. № 1. С. 11;

37. Иконников А.В. Улица для пешеходов.// Декоративное искусство, 1984, № 9;

38. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., Стройиздат, 1986;

39. Иллюстрированный каталог проектов открытого конкурса на разработку проектных предложений торговых центров жил. зон городов. М., 1981;

40. Ильиницкий В.Л. Развитие архитектурыы МНФЖК.// Жил. строительство, 1993, № 2 с. 14–16. — МНФК с максимальным включением торговых предприятий;

41. Козлов М.В., Косицкий Я.В. Торговая зона как полифункциональное пространство. ВКН: вопросы теории и практики архитектуры и градостроит. Межвузовск. СБ. МАРХИ, М., 1980. вып. 35. с. 55;

42. Козлова Ю.В. Пассаж обновляется.//Механизация строительства, 1989, № 11;

43. Круглов Ю.В. Экономические характеристики территории города — основа его планировки. Известия вузов. Строительство, М., 1997, № 6. с. 129–131;

44. Кузьмин А.В. Архитектура и город.//Пром. и гражд. стр-во, 1997, № 4;

45. Культурно-торговый центр "Форум" в Братиславе. Чехословакия.//Архитектура и общество, 1987, с. 76–77;

46. Кулаги В.Л., Курышев В.Г. Общественные центры в сложившейся жилой застройке. М., Стройиздат, 1981;

47. Лабудин Б.В. и др. Шатровые покрытия торговых павильонов.//Жил. строительство, 1992, № 5, с. 17–18. илл., табл.;

48. Лежава И.Г., Смоляров И.М. Проблемы архитектуры и градостроительства. Известия вузов. Строительство. М., 1996, № 9, с. 8–11;

49. Лелина В.И. Тенденция формирования торг.-обществ. комплексов в городах севера. Арх. и градо. Межвуз. сб. н. тр. ЛИСИ. М., 1990, с. 75–79. Анализ исторических форм торговли;

50. Либерман С.Ю. Организация пешеходных зон в больших городах. М., МГЦНТИ, 1982. Экспесс информ. вып. 3;

51. Лин М.Т. Современный подход к проектированию торговых центров в Великобритании. М., 1984. Экспресс информ. ЦНТИ г.г.строя. вып. 12;

52. Лин. М.Т. Современные торговые пассажи за рубежом. М., 1984. Экспресс информ. ЦНТИ госгражданстроя. вып. 12;

53. Лошаков И., Бреус А. Дворцы торговли вчера, сегодня, завтра.//Архитектура. прилож. к строительной газете, 1987, № 1, с. 4–5. О формировании нового типа предприятий — торговых выставок.

54. Лошаков И.И. Теория архитектуры и градостроительства. (психология восприятия архитектурных объектов) Киев, 1988;

55. Макаревич Г.В. Москва вчера, сегодня, завтра: заметки о генеральном плане.//Пром. и гражд. строительство, 1997, № 5, с. 18–20;

56. Макоитенко В.А. Конкурсный проект светопрозрачного покрытия старого Гостиного двора.//Пром. и гражд. строительство, 1997, № 4, с. 42 Пром. и гражд. строительство43. № 2, с. 68–73;

57. Максимов В.П. Итоги международного конкурса.//Арх. вестник, 1996, № 3, с. 56–59;

58. Максимов В.П. Климат и архитектура торговых центров.//Жил. стр-во, 1990, № 3, с. 17–18;

59. Малышков В. Реконструкция как способ преуспеть.//Моя Москва, 1996, № 1 (32, с. 10) О реконструкции торговых предприятий столицы.;

60. Маркявичене Ю. Острова комфорта (пешеходная улица) — путь, по которому город идет к человеку.// архитектура, 1983, № 11;

61. Матвеенко А.И. Эволюция торговых центров США и современные тенденции их развития. Материалы XXX конф. МАИ. М., 1976, с. 103–104;

62. Мейтленд Б. Пешеходные торгово-общественные торговые центры и пространства. Ред. Федосеева. Пер. с англ. М., Стройиздат, 1989;

63. Мирошкин А., Земцов Ю. Пассаж в новой роли.// Арх. СССР, 1977, № 7, с. 54–56;

64. Митрин П. Век ГУМа и век гуманизма.// Архитектура, 1993, № 1–2, с. 13;

65. Михайловский Е.В. Историческая городская среда и ее использование./Памятники архитектуры в структуре городов. М., Стройиздат, 1978;

66. Многофункциональные здания и комплексы. МГСН. 04/04/94. Утв. правительством Москвы;

67. Многофункциональные комплексы и сооружения. (обзор) М., 1973. ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре. Сост. А.В. Боков;

68. Моисеева С.Б. Объекты обслуживания в разных градостроительных условиях. Стр. и арх. София. Жил.-град. стр-во. Обзорная информация ВНИИНТПИ, 1997, вып. I, с. 44;

69. Морозов А.Ф. Специализированные торговые комплексы. Сб. н. тр. ЦНИИЭП жилища, М., 1988, с. 13–17;

70. Мудров Л.В. Планировочные условия размещения крупных торговых центров. ВКН. Проблемы формирования и развития общественных центров городов. Сб. н. трудов ЦНИИ градостроительства, ХА., 1978, с. 44–52;

71. Муска В.В. К вопросу архитектуры торгово-выставочных зданий. ВКН: строительство и архитектура. Респ. межвед. н.-т. сб., вып. 14. Киев "Будiвельник", 1978, с. 44–47;

72. Никитин В.Д. "Супермаркет". Фантазия или реальность?// Стр. и арх. Белоруссии, 1990, № 1, с. 6–11;

73. Никифоров Л. Обновление торгово-жилых улиц и кварталов в центрах городов Болгарии.//архитектура СССР, 1982, № 4;

74. Новые общественные комплексы Парижа. Каламыкова В.Н. в сборнике: Некоторые проблемы современной архитектуры. М., 1985;

75. Остин Т. (Austin) Проектирование и строительства общественно-выставочных комплексов в США.// Стр-во в США, 1992, 2, с. 11–13;

76. Паскевич Ю. Быть ли киевскому дефансу? Киев, 1997, № 1, с. 8–9. Радикальные градостроительные решения по важнейшим зонам реконструкции Киева;

77. Пелова Ц., Вулов Я. Пасажите в Големите градово.// Болгарск. Архитектура, 1984, № 9, с. 22–25;

78. Порени И. Город, человек, окружающая среда. Проблемы рекреации в градостроительстве., 1981, изд. АН Венгрии;

79. Пискаленко Б.Ю. Пешеходные зоны в центрах городов ГДР.//Строительство и архитектура, 1984, № 7;

80. Полуприватное и полуобщественное пространство.// Арх. и стр-во России, 1997, № 1, с. 11–16. Принципы проектирования общественных зданий, особенно торговых;

81. Портнов Б.А. Расчет и размещение торгово-бытовых учреждений повседневного пользования в центральных райнах городов. М., 1986. Экспресс информация МГЦНТИ вып. 1;

82. Посохин Н. Арбатский бульвар как отправная точка градостроительных преобразований.// Архитектурный вестник, 1996, № 6, с. 15–18;

83. Постнов В., Чисилихин Е. Торговый комплекс "Тиас".//Арх. вестник, 1997, № 1, с. 24–28;

84. Предтенский В.М., Малинский А.И. Проектирование зданий с учетом движения людских потоков. М.,1984;

85. Прогнозирование и моделирование в градостроительстве. Сборник ЦНИИП градостроительства. М., 1984;

86. Пронин Е.С. Планировочные особенности пешеходных зон в городах ФРГ. М., 1987. (экспресс информация МГЦНТИ, вып. 4/1);

87. Пронин Е.С. Формирование городских центров. М., Стройиздат, 1983;

88. Рапопорт Е.М. Пассаж по спирали.//Стр-во и архитектура Ленинграда, 1979, № 9, с. 30–39;

89. Ревзин Г. Молчащий постмодернизма.//Проект Россия, 1996, № 4, с. 33–39. Анализ стилистических особенностей архитектуры общественных зданий;

90. Розенблюм Е., Суетин С. Пешеходная Дерибасовская в Одессе.// Архитектура СССР, 19844, № 1;

91. Розпутний М.А. Уникальный торговый комплекс в Киеве.//Строительство и архитектура, 1972, № 9, с. 20–22. (Обзорно-простр. колап. Республиканского дома оптово-розничной торговли);

92. Савченко В.В., Муска В. Комплексный подход к решению торговво-выставочных зданий.//Стр-во и архитектура, 1977, № 9, с. 18–20;

93. Саксон Р. Атриумные здание. М., Самиздат, 1987;

94. Скокан А.А. Плохое время для хорошей архитектуры.//Архитектура и стр-во Москвы, 1996, № 6, с. 6–9. Оценка практики застройки и реконструкции исторического ценра Москвы;

95. Скураковский Г.М. Многофункциональная пропорциональная система. Новосибирск, изд. СГАПС, 1996;

96. Смоляр И.М. Московский мегаполис: проблема развития.//Архитектура и строительство Москвы, 1996, № 6, с. 27–31. Формирование московского мегаполиса, количественные показатели, соц. условия, концепция развития;

97. Современные методики функционально-пространственной организации крупных торговых центров. — Токмаджян Л.Г. Тез. Док. XI н. практ. конф. по теме: Роль научных исследований в практике градостроительного проектирования ЦНИИЭП градостр. М., 1980, с. 61–62;

98. Cоколов Л.И. Функциональная и архитектурно-пространственная структура центров городов. Градостроительные проблемы формирования центров малых и средних городов. М., ЦНИИП градостроительства, 1979;

99. Ставничий Ю.А., Бойченко А.А. Организация пешеходного движения в городах.//Жилищное строительство, 1981, № 5;

100. Столяренко С.Н. Торговые ряды в городе Арзамасе. Матер. докл. н. конф. Н. Новгород, 1995, с. 254–264;

101. Тареев В.М. Новые пассажи в старых домах.//Ленинградская панорама, 1986, № 2, с. 23–25;

102. Тенденции развития объемно-планировочной структуры торгово-выставочных комплексов. (Лакаков, Зилаина — Киев, 1984. Рукопись депонирован. в ЦНТИ гражданстроя, № 262);

103. Торгово-общественные центры: иллюстрированный каталог индивидуальных проектов. Центр. н. и. проектн. ин-т комплекс. реконстр. исторических городов. М., 1988, 1991;

104. Торговые здания в городских зонах высокой интенсивности функционального использования./Лошаков И.И. Стр-во и арх. Республ. межед. н.-тех. Сб./Киев, ЗНИИЭП. Киев, 1989, вып. 25, с. 53–58;

105. Торговые центры в планах русских городов второй половины XVIII–нач.XIX в. Максимов А.А. ВКН: памятники рус. Арх. и монумент искусства. М., Наука, 1980, с. 126–139. Сб. статей ВНИИ искусстввознания;

106. Урбах А.И., Лин М.Т. Архитектура городских пешеходных пространств. М., Стройиздат, 1990;

107. Урбах А.И., Матвеенко А. В несколько ярусов.// Стр-во и архитектура Москвы, 1986, № 6;

108. Урбах А.И., Лин М.Т., Возрождение пассажа.//Архитектура прил. к стр. газете, 1984, ; 14, с. 4–5;

109. Урбах А.И. Многоярусные общественные торговые центры. Сост. Урбах А.И., Урбах Л.А., 1973;

110. Урбах А.И. и др. Малые и средние города Подмосковья: пути совершенствования торгового обслуживания.//Арх. и стр-во подмосковья, 1984, № 1, с. 12–14;

111. Урбах А.И. Общественно-торговые центры. М., ЦНТИ по стр. и арх., 1972

112. Урбах А.И. Проблемы формирования новых типов торговых зданий и комплексов. М., 1973;

113. Урбах А.И. Торговые здания и комплексы. М., Стройиздат, 1974;

114. Урбах А.И., Кириенко Н.П. Архитектурно-композиционная вариантность массовых общественных зданий в застройке больших городов. Проблемы больших городов. Обзорная информация. ГОСИНТИ, 1981, вып. 27;

115. Урбах А.И., Хорошилов В.Б. Новые тенденции в архитектуре общественных центров. Обзорная информация. ВНИИТАГ, 1990, вып. 4;

116. Урбах А.И., Хорошилов В.Б. Перспективы развития торговых центров городского значения. Обзорная информация. ВНИИТАГ, 1989, вып. 13;

117. Урбах А.И., Лин М.Т. Пешеходные торговые улицы и зоны за рубежом. Обзорная информация. МГЦНТИ, 1982, вып. 30;

118. Урбах А.И. Проблемы повышения качества и социально-экономической эффективности проектирования и строительства общественно-торговых комплексов. ГОСИНТИ, № 8, 1976;

119. Урбах А.И., Михайлов Н.П. Проект нового общественно-торгового центра в Неаполе. Экспресс информация. МГЦНТИ, 1986, вып. 1;

120. Урбах А.И., Омуралиев Д.Д. Системно-структурный метод проектирования обществееных центров больших городов. Обзорная информация. ГОСИНТИ, 1980, вып. 3;

121. Урбах А.И. Современные градостроительные структуры и организация общественно-торгового обслуживания. Сост. А.А. Урбах, М., ГОСИНТИ, 1973;

122. Урбах А.И., Лин М.Т. Торговые центры. Аналитическая практика. Прилож. к стр. газете, 1983, № 26, с. 7;

123. Федосеева И.Р. и др. Торговые центры. М., Стройиздат, 1988;

124. Федосеева И.Р., Токмаджян А.Г. Трехмерно-пространственная организация функциональной структуры современных крупных торговых центров. ВКН: Совершенствование системы и типов зданий торг.-быт. Сб. н. т. ЦНИИЭП жилища. М., 1980, с. 55–60;

125. Федутинова Ю.А. и др. Формирование пешеходных улиц в больших городах. М., МГЦНТИ, 1988, вып. 18;

126. Федяева Н., Набокова Т. Многофункциональные жилые комплексы. М., 1981;

127. Формирование торговых зданий и центров на основе применения функциональных объемно-пространственных элементов. Сб. н. трудов ЦНИИЭП жилища, М., 1985;

128. Харитовнова З. Дореволюционный строительный устав глазами современного градостроителя.// Арх. вестник, 1997, с. 14–19;

129. Шавина Т. Уникальный объект. О торг.-рекреационном комплексе на Манежной площади.//Строительная газета, 1996, № 34, с. 7;

130. Шимко В.Т. Альтернативные принципы формирования городской среды (предпосылки и перспективы). Известия вузов. Строительство. М., 1997, № 7, с. 107–112;

131. Шорина Е.Н. Формирование общественных торговых центров на базе транспортных узлов. Тезисы докл. Пенза, 1987, с. 92–93. Инж.-стр. ин-т;

132. Шумилкин С.М. Пассажи России периода классицизма.//Арх. мира, вып. 1. Материалы конф. М., 1992, с. 108–113;

133. Шумилкин С.М. Торговый центр Н. Новгорода. Матер. докл. н. конф. Н. Новгород, 1995, с. 264–274. "Проблемы исследования памятников истории культуры и природы".

134. Ямпольский Е. Старый центр на современный лад.//Моя Москва, 1997, № 1, с. 10–12;

135. Ямпольский Е. Там, где кончается асфальт.// Моя Москва, 1997, № 2, с. 40–46. (Особенности торг.-рекреационного центра на Манежной площади.);

136. Brenuan Y. Green architecture. Style over content.// Architectural design, 1997. vol. 67, № 1/2, p. 22–25. Зеленая архитектура – пути объединения природы и строений;

137. Dominguer A. Alhondiga Residence.//Architectural design. 1997. vol. 67, № 1/2, p. 82–83. Жилой дом на стесненном участке Севильи;

138. Hoyt C. Focuson: Creating Communities.//Architectural record, 1996, № 6, p. 102–103. Внимание к системе обслуживания. Примеры зданий общественных центров;

139. Hypo Alphe — Adria Center.// Morphosis architecture. 1997, vol. 86, № 1, p. 62–65. Проект застройки центра, отмечен премией. (AWARD 1996);

140. Hopkins M. Research into Sustainable Architecture.//Architectural design, 1997. vol. 67, № 1/2, p. 26–36. Решение проблем воздухообмена и освещения;

141. Landecher H. New Urbanism is Good for America?//Architecture, 1996, vol. 85, № 1, p. 68–77. Анализ развития градостроительных идей в Америке. Новые структуры городских структур, окрестностей, систем обслуживания;

142. Pepchinski M. Crystal Palacedor Reboru Drade Center.//Architectural record, 1996, vol. 184, № 11, p. 80–89. Хрустальный дворец для возрождения центра торговли;

143. Russelly. Entertaiment Retail.//Architectural record, 1977, vol. 185, № 3, p. 90–93. Примеры рекреационных зданий;

144. Ryu Akira. The Best Use of Landscape Items in Architectural Rending. Tokyo, 1994.

145. Shillihgburg D. When Design Meets Image.//Architectural record, 1996, № 184, p. 104–105. Богатое воображение в проектировании. Взаимоотношение архитектуры и функций в проектировании магазинов;

146. Thompson Y. Design under Glass.//Landcape architecture, 1997, vol. 87, № 2, pp. 62–69, 86–88. Проектирование остекленных пространств. Иллюстрация создания открытого пространства.

Диссертации, авторефераты на сосиск. уч. степ. канд. арх.

1. Алабян Л.М. Композиционная целостность и развитие общественных зданий, их ансамблей. М., 1980. В 2-х томах. (МАРХИ);

2. Атинов В.С. Принципы проектирования зданий культ. центров с гибкой планировочной структурой (на примере авторских работ). М., 1987, т. 2. (на примере авторских работ. МАРХИ);

3. Васильева И.П. Принципы формирования торговых подземных зон.

4. Козлов М.В. Архитектурно-планировочная организация городских пешеходных улиц и площадей в условиях континентального климата. М., 1983. Автореф.;

5. Кубасова М.В. Градостроительные доминанты в формировании архитектурного своеобразия центральной части Москвы. Автореферат. МАРХИ, 1989;

6. Лин. М.Т. Формирование архитектуры пешеходных пространств улиц сложившихся малых и средних малых и средних городов на примере московской агломерации. В 2-х т. М., 1984. (МАРХИ);

7. Матвеенко А.И. Многоуровневые общественно-торговые центры.

8. Нахуцришвили О.Н. Архитектурно-планировочное решение общественных комплексов в связи с организацией движения пешеходов. М., 1970;

9. Фоменко О.А. Сигнал и язык в анализе архитектурной формы. Автореферат: 1997, Киев;

10. Харитонова З.В. Пешеходные улицы в исторически сложившейся среде крупного города. М., 1988;

11. Хорошилов В.Б. Принципы организации архитектурной среды общественно-торговых центров;

12. Шмидт О.Р. Формирование комплексов учреждений культуры на основе исторической застройки Москвы. М., 1980.

Примечания:

Примечаний нет.