ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЯ «ОТДЕЛ ОБРАБОТКИ» ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «БИБЛИОТЕКА»

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 75  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 6

1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДУЛЯ «ОТДЕЛ ОБРАБОТКИ» ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «БИБЛИОТЕКА» ……………………………………………………………………………….. 13

1.1. Информационный анализ внутренней структуры библиотеки ХГУ

……………………………………………………….………………... 13

1.2. Анализ существующих АРМ………….……………………….. 17

1.3. Инфологическая модель данных………………..………….….. 25

Выводы……………………………………………..………………… 30

2. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЯ «ОТДЕЛ ОБРАБОТКИ» ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «БИБЛИОТЕКА» ………………….. 32

2.1. Выбор средств разработки программы…………..……………. 32

2.2. Общие алгоритмы……………………………………….……… 37

2.3. Программная реализация………………………………….…… 40

Выводы……………………………………………………………..… 49

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕСТОВЫХ ИСПЫТАНИЙ……………………………………………………………… 50

3.1. Показатели качества…………………………………………….. 50

3.2. Результаты тестирования………………………..……………… 51

Выводы……………………………………………..………………… 52

4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИ СОЗДАНИИ АРМ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………. 54

4.1. Исходное положение по эргономике программного продукта

………………………………………………………..……………..… 54

4.2 Описание графического интерфейса…………….……………… 58

Выводы……………………………………………….………………. 59

5. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЗДАННОГО ПО…………………………………. 61

5.1. Экономическая целесообразность использования разработанного программного обеспечения………………………………………..………. 61

5.2. Правовые аспекты использования разработанного программного обеспечения………………………………………………………..……….. 65

Выводы……………………………………………………..………… 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 72

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………… 74

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………... . 76

СПИСОК АББРЕВИАТУР…………………………………………... 77

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………… 78

П.1. Техническое задание……………………………………………

П.2. ……………………………………………………………………

П.3. ……………………………………………………………………

П.4. ……………………………………………………………………

П.5. ……………………………………………………………………

Введение

Известно, что информационная и коммуникационная функции культуры наряду с социализирующей, мемориальной, познавательной формируют как отдельную личность, так и среду ее обитания. В настоящее время все мы являемся свидетелями постоянного расширения спектра программных средств и создаваемых на их базе информационных технологий. Естественно, новые информационные технологии находят все более широкое применение в культурных и, в частности, в образовательных процессах.

Уже давно не секрет, что уровень развития зависит от количества и качества информации, которую общество сумело накопить и сберечь. Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно называть “бумажной информатикой”.

Известно, что могущество нации определяется уровнем её культуры. Традиционными хранилищами культурных ценностей всегда были библиотеки, которые в настоящее время, располагая кроме привычных книг, журналов и газет произведениями искусства, аудио- и видеосредствами, микроформами, компьютерными программами и многим другим, приобрели ещё большее значение. Крупные библиотеки получают обязательный экземпляр вышедшего издания, и читатель имеет таким образом доступ к интересующей его литературе в полном объёме[1].

Наиболее известные библиотеки за рубежом представляют собой коммерческие предприятия, продающие самое ценное - информацию.

Традиционно пользователи привыкли к мысли, что в библиотеке можно получить любую информацию. Теперь, в условиях информационного перенасыщения, библиотеке все сложнее выполнять основные функции: фондообразование, информационно-библиографическое и абонементное обслуживание. Улучшить сбор, хранение и обеспечение доступа к информации библиотека сможет только при условии изменения ее технического оснащения.

Насколько же необходимо обзаводиться вычислительной техникой, и, что нам могут дать автоматизированные библиотечно-информационные системы?

Чаще всего приводится следующий аргумент - повышение скорости поиска информации. На самом деле это не главное. В конце концов, в относительно небольшом массиве данных ручной поиск занимает не слишком много времени.

Более существенны следующие возможности:

• одноразовый ввод данных и многоцелевое их использование для поиска документов, печати подобранной информации, передачи массивов данных другим организациям, подготовки изданий и т.д.;

• многоаспектный поиск данных по различным признакам и их сочетаниям без формирования дополнительных картотек и указателей;

• поиск в каталогах других библиотек и сводных каталогах, который осуществляется с дисплея своего компьютера в теледоступе по каналам связи или в базах данных на оптических дисках большой емкости, устанавливаемых на компьютерах в своей библиотеке;

• автоматизированный учет и ведение статистики во всех процессах, включая обслуживание читателей;

• надежное хранение библиотечных каталогов в нескольких копиях;

• сокращение затрат на комплектование фондов и обработку входных потоков документов;

• расширение сферы услуг за счет привлечения новых информационных источников.

На практике это означает выполнение автоматизированной обработки новых поступлений в библиотеку; освобождение сотрудников от ряда рутинных работ по подготовке картотек, изданий, списков, заказов, писем, отчетной документации; создание базы данных о поступлениях; осуществление операций по созданию и копированию тематических архивов литературы. Благодаря автоматизации можно выполнять предметный поиск информации по запросам читателей, обслуживание баз данных информационных и периодических изданий библиотеки, ведение массива библиографических описаний журнальных статей, поиск записей по ключевым словам, создание электронных справочников, контроль за выданной литературой: учет читателей и их формуляров; автоматическая запись в формуляр читателя выданной литературы; контроль срока возврата книг. А главное - обеспечение читателям своей библиотеки выхода в отечественное и мировое информационное пространство[2].

Итак, перечислим, для чего сегодня нужно автоматизировать библиотеку. Учитывая, что внедрение вычислительной техники потребует новой организации труда и нового отношения к управлению, рассмотрим проблему автоматизации как с точки зрения внутренних потребностей библиотеки, так и с точки зрения пользователей.

В настоящее время библиотекарям приходится выполнять множество повторяющихся операций, которые требуют значительных затрат времени. Вычислительная техника позволяет быстро обрабатывать большие количества документов, улучшает качество работы библиотеки, автоматизирует все виды библиотечных процессов[3].

При автоматизированной каталогизации поиск также становится более удобным и быстрым. Каталожные ящики ликвидируются, отпадает необходимость в тиражировании карточек и их расстановке. Кроме выигрыша во времени, избавление от каталожных ящиков высвобождает дополнительные площади.

Появляется возможность в любое время получить точную информацию о состоянии библиотечного фонда. При работе вручную добиться этого практически невозможно.

На данный момент в библиотеке ХГУ уже имеется информационно-библиотечная система “Библиотека”. Она обладает следующими возможностями:

• снижение непроизводительных затрат времени библиотечных работников и избавление их от рутинных операций по поиску изданий и обработки документов;

• облегчение поиска изданий для читателей и ускорение их обслуживания;

• централизованное хранение сведений об имеющихся в библиотеке изданиях и контроль за их перемещением.

Правда данная программа находится на стадии внедрения и требует ещё ряд доработок и дополнений. А т.к. в основном она ориентирована на внутреннее использование библиотечным персоналом, притом не автоматизированы все отделы, было решено создать новое программное средство на базе уже существующего, чтобы расширить возможности программы, в частности для отдела обработки литературы.

Целью дипломной работы является разработка и исследование методов и алгоритмов построения автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) и разработка на этой базе автоматизированного рабочего места (АРМ) “Отдел обработки”.

Задачи исследования. Для достижения поставленных целей были поставлены и решены следующие задачи:

• разработана база данных;

• написан простой и понятный пользовательский интерфейс для работы с созданной базой данных.

Объект исследования. Объектом исследования являются обработка и хранение информации об изданиях, хранящихся и поступающих в библиотеку ХГУ.

Предметом исследования является АРМ “Отдел обработки”.

Методы исследования. Данная работа представляет собой изучение, анализ и построение информационно-логической модели базы данных для подразделения “Библиотека” Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова и разработку алгоритма для работы с этой базой данных.

Основная цель создания информационно-логической модели базы данных – обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в базе данных.

Такая человеко-ориентированная модель полностью независима от физических параметров среды хранения данных. Поэтому информационно-логическая модель базы данных не должна изменяться до тех пор, пока какие-то изменения в реальном мире не потребуют изменения в ней некоторого определения, чтобы эта модель продолжала отражать предметную область.

Проект базы данных нужно начинать с анализа предметной области и выявления требований к ней отдельных пользователей.

Объедения частные представления о содержимом базы данных, полученные в результате опроса пользователей, и свои представлений о данных, создается неформальное описание создаваемой базы данных. Это описание, выполненное с помощью естественного языка, графиков, таблиц, функциональных схем, называют информационно-логической моделью базы данных.

Реализовав информационно-логическую модель базы данных на физическом уровне, необходимо создать пользовательский интерфейс с учётом функционирования отделов и источников возникновения информации.

Новизна работы в том, что в разрабатываемом проекте информационно-библиотечной системы применяется клиент-серверная технология на базе сервера баз данных Microsoft SQL Server, а клиентская часть пишется на объектно-ориентированной системе управления базами данных Microsoft Visual Basic.

Также важным моментом является то, что эта система разрабатывается с учётом специфики организации и функционирования библиотеки ХГУ и использует ГОСТы и стандарты документов, принятые в нашей библиотеке.

Практическая ценность данной работы в том, что разработанная программа найдёт непосредственное применение в библиотеке ХГУ и послужит для улучшения качества работы библиотеки.

Использование разработанной информационно-библиотечной системы позволяет повысить эффективность обслуживания читателя и отслеживать прохождение изданием всего жизненного пути в библиотеке за счет внедрения новых информационных технологий в работу библиотеки, а также значительно снизит временные затраты.

На защиту выносятся:

1. Результаты исследования предметной области.

2. Структура реляционных баз данных комплексной информационно-библиотечной системы, которая позволяет:

• хранить все необходимые данные об изданиях;

• отслеживать целостность данных.

3. Клиентская часть проекта, позволяющая просматривать и редактировать данные, а также получать все требуемые отчёты.

Гипотеза исследования – внедрение автоматизированной информационно-библиотечной системы позволит унифицировать и ускорить скорость работы отделов библиотеки университета.

Реализация результатов работы. Данная работа проходит период тестирования в библиотеке ХГУ.

Структура и объём работы. Пояснительная записка изложена на ?? страницах печатного текста, содержит ?? рисунка и ?? таблицы.

Работа состоит из введения, 5-ти разделов, заключения и приложений. Список использованной литературы включает ?? наименования работ отечественных и зарубежных авторов.

В первом разделе рассмотрены существующие программные комплексы автоматизации библиотек, принципы построения и функционирования подсистемы “Библиотека”, её место в структуре управления университетом, определены информационные потребности библиотеки и представлена разработанная реляционная база данных.

Во втором разделе обосновывается выбор средств для программной реализации модуля “Отдел обработки” подсистемы “Библиотека” и разрабатываются алгоритмы работы программы, также описаны некоторые алгоритмы выполнения отдельных операций.

В третьем разделе представлены результаты опытной эксплуатации созданного модуля и изменения, произведённые с целью приведения программы в соответствие имеющимся требованиям.

В четвёртом разделе рассмотрены требования к эргономике программного продукта и описан графический интерфейс.

В пятом разделе рассмотрены экономико-правовые вопросы использования разработанного программного обеспечения, показана экономическая целесообразность разработки и внедрения собственного ПО для автоматизации библиотеки ХГУ.

В заключении сформулированы основные результаты работы.

Список литературы

1. Библиотеки и библиотечное дело США: комплексный подход / под редакцией канд. техн. наук доц. В.В. Попова. – М.: научно-производственное предприятие “Информ-система”, 1993.

2. Мишель Лалеман. Liber Информационная система для библиотек. – М.: издательство ГПНТБ России, 1993.

3. Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение. – М.: издательство Московского государственного университета культуры, 1996.

4. Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России. – М.: издательство Либерия, 1996.

5. М. А. Аппак “Автоматизированные рабочие места на основе ПЭВМ”. – М.: издательство Радио и связь, 1989.

6. А. Ф. Иоффе “Персональные ЭВМ в организационном управлении”. – М.: издательство Наука, 1988.

7. Адрес в Интернете http://www.gpntb.ru, официальный сайт ГПНТБ.

8. Адрес в Интеренете http://www.irbis.ru, сайт системы “ИРБИС”.

9. К. Дейт “Введение в системы управления базами данных”. М.: издательство БИНОМ, 1999.

10. Ресурсы Microsoft BackOffice: SQL Server и SNA Server. – СПб.: издательство BHV – Санкт-Петербург, 1998.

11. Visual Basic 6.0

12. Шкарина

13. Экономика, разработка и использование программного обеспечения ЭВМ: Учебник / Благодатских В.А., Енгибарян М.А., Ковалевская Е.В. и др. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 288с.: ил., стр. 21-24, 119-129.

14. Методические указания по дипломному пректированию. – М.: МЭСИ, 1997.

15. Носова И.А., Козадеров Н.П. (гл. 3, раздел 7.2) Программное обеспечение: правовые проблемы, пути их решения. – М.: КомпьютерПресс, 1998. – 320 с. – ил.

16. Пономарев В.А. Экономико-правовые основы рынка информационных услуг. / Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серия 1: Математика и Информатика. – Абакан; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1997, 117 стр.

17. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”

18. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах” (с изменениями от 19 июля 1995 г.)

19. Стратегии клиент/сервер. Руководство по выживанию для специалистов по организации бизнеса. / Пер. с англ. Клен В.И., Меженный О.А. и др. – К.: Диалектика, 1996. – 384с., ил.

20. Липаев В.В. Документирование и управление конфигурацией программных средств. Методы и стандарты. Серия “Информатизация России на пороге XXI века”. – М.: Синтег, 1998. – 220 с.

21. Липаев В.В., Филинов Е.Н. Мобильность программ и данных в открытых информационных системах. – М.: Научная книга, 1997. – 368 с.

Примечания:

Примечаний нет.