Международный опыт и новые подходы в управлении государственным внешним долгом

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 89  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ: ОСОБЕННОСТИ

УПРАВЛЕНИЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ…………….. 6

1.1. Сущность государственного внешнего долга и его роль в

экономике………………..……………………………………….. 6

1.2. Государственный внешний долг и его структура…….…… 18

1.3. История государственного внешнего долга России и

система управления государственным внешним долгом РФ на

современном этапе……………………………………………...… 27

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ РФ………………..….…… 36

2.1. Теоретические подходы и зарубежная практика

регулирования государственной задолженности……………… 36

2.2. Стандартные и альтернативные методы управления

государственным внешним долгом ……………….…………… 42

2.3. Анализ состава и структуры внешнего долга РФ………… 56

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ И УПРАВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РФ.. 63

3.1. Критерии и оценка долговой устойчивости и перспективы

погашения государственного внешнего долга РФ …… .……… 63

3.2. Направления совершенствования подходов к управлению

государственным внешним долгом РФ….………………..….. .. 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………. 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………………. 81

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 83

Введение

Привлечение и использование иностранных кредитов и займов является одним из важнейших элементов денежно-кредитной и валютной политики практически любого государства. По степени влияния на финансово-экономическое положение стран-заемщиков внешний долг является довольно сложным и противоречивым понятием. С одной стороны, внешние заимствования способствуют привлечению в страну дополнительных финансовых ресурсов, открывают доступ к достижениям в научно-технической сфере и современному управленческому опыту. С другой стороны, значительные размеры внешней задолженности стран неоднократно становились причиной обострения мировой долговой проблемы за последние десятилетия и являются одной из актуальных проблем современности.

Находясь под воздействием эволюции международных экономических отношений, внешние заимствования постепенно приняли интернациональную форму, характеризующуюся повышением значения международных финансовых институтов при принятии решений о кредитовании и урегулировании накопленной задолженности различных категорий стран. Несмотря на реализацию ряда мер и инициатив, направленных на сдерживание роста мирового внешнего долга его размеры продолжают расти. При этом увеличение объемов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, испытывающих недостаток собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран, имеющих значительный внутренний экономический потенциал. Во многих странах решение задач в этой сфере заключено в рамки отдельного направления государственной политики, именуемого управлением внешним долгом. Основная цель управления государственным долгом заключается в обеспечении удовлетворения потребностей правительства в финансировании и выполнении его обязательств по платежам при наименьших затратах в средней и долгосрочной перспективе при разумной степени риска. Эффективная система управления внешним долгом, действующая во многих зарубежных странах, обеспечивает оперативное привлечение необходимого объема заимствований для удовлетворения финансовых потребностей; позволяет им экономить существенные финансовые ресурсы путем оптимизации структуры долга и графиков обслуживания долга; минимизирует риски, накладываемые заимствованиями в иностранной валюте. Несомненно, данный опыт заслуживает самого глубокого и всестороннего анализа. Наличие значительного по объему внешнего долга является также одной из актуальных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики в частности. Российская система управления долгом на протяжении 1990-х гг. практически не модифицировалась в отличии от многих развитых и развивающихся стран. За последние годы ситуация в долговой сфере России принципиально поменялась. В настоящий момент отмечаются и существенные изменения в сфере управления долгом России. Правительство Российской Федерации и Министерство финансов постепенно начинают выходить за рамки краткосрочных, тактических мер; понимание важности скорейшего освоения современных подходов к безопасному управлению суверенной задолженностью находят все большее число сторонников в структурах российской федеральной власти. Основные положения долговой политики на 2007 - 2009 гг. включают в себя новейшие технологические подходы к решению долговых проблем, присущие мировому долговому менеджменту.

Список литературы

1. Бюджетный Кодекс РФ.- М.: Омега-Л, 2004г.

2. Об исполнении Федерального бюджета за 2001 год: Федеральный закон от 7.06.03г. №67-ФЗ.

3. Об исполнении Федерального бюджета за 2002 год: Федеральный закон от 8.05.04г. №35-ФЗ.

4. Об исполнении Федерального бюджета за 2003 год: Федеральный закон от 4.04.05г. №30-ФЗ.

5. Об исполнении Федерального бюджета за 2004 год: Федеральный закон от 15.04.06г. №52-ФЗ.

6. Об исполнении Федерального бюджета за 2005 год: Федеральный закон от 7.05.07г. №41-ФЗ.

7. Алехин Б. И. Государственный долг - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 - 335с.

8. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. 2-изд., переработанное и дополненное - М.: ООО "Городец-издат", 2004 -400с.

9. Воробьев А. Е., Чекушина Т. В. Национальная экономическая безопасность России: методология управления государственными долгами: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 416с.

10. Вавилов Ю. Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. - Изд. 3-е перераб. и дополн. - М.: Перспектива, 2007. - 265с.

11. Врублевская О. В., Романовский М. В. Финансы, денежное обращение, кредит - М.: Юрайт-Издат, 2004. -554с.

12. Данилов Ю. А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 432с.

13. Романовский М. В., Белоглазова Г. Н. Финансы и Кредит. -М.: Высшее образование, 2005. -575с.

14. Воронин Ю. Управление государственным долгом// Экономист. - 2006. -№1 - С. 59-67.

15. Дмитриев В. А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты // Деньги и Кредит. - 2006. - №10. - С. 10-22.

16. Илларионов А. Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга // 2004. http://www.opec.ru/library.

17. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций// Рынок ценных бумаг. -2006. -№3(306) - С. 22-30.

18. Табачков М. Н. Анализ системы управления государственным долгом РФ// Аналитическая записка. - 2006. - №6

19. Хейфец Б. А. Управление государственным долгом в Царской России// Финансы. - 2003.- №11 - С.67-70.

20. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. - 2006. -№4 - С. 51-57.

21. www.minfin.ru

22. www.cbr.ru

Примечания:

Примечаний нет.