Анализ современного состояния развития электронной торговли в РФ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 107  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 6

1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 6

1.2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 12

1.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ СИСТЕМЫ 21

1.4. РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 27

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РФ 32

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РФ 32

2.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 50

2.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 55

2.3.1. Мошенничество в электронной коммерции 55

2.3.2. Проблемы налогообложения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности через Интернет 58

2.4. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ 67

3. АНАЛИЗ САЙТА ТД "АВЕЛОН" 76

3.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ДИНАМИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 76

3.2. КОНЦЕПЦИЯ САЙТА, АНАЛИЗ ДОСТОИНСТВ И НЕДОСТАТКОВ 82

3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ САЙТА ООО "АВЕЛОН" 90

Введение

Актуальность. Конец XX - начало XXI вв. отмечены стремительными изменениями, происходящими в мировой экономике. Новое качественное состояние мировой экономики проявляется как результат "прорастания" индустриального общества в постиндустриальное, которое, в свою очередь, все более и более четко оформляется как информационное общество, приобретая новые, присущие только ему параметры и характеристики. Кардинальная трансформация мирового хозяйства (МХ) является результатом широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), информационных систем (ИС) и сети Internet во всех сферах деятельности современного общества, и особенно в экономической и образовательной.

ИКТ - это технологический процесс, представляющий собой интеграцию компьютеров, электроники и средств связи, при использовании которых становятся возможными поддержка решений, координация, управление, анализ и визуализация в организации. В мировой экономике, в хозяйственной деятельности появилось новое средство производства, оказывающее воздействие на экономические отношения, которые под влиянием информационного фактора строятся по-новому.

Рынок информационных технологий является одним из самых перспективных и быстро развивающихся секторов современной мировой экономики. Как подчеркивается в Окинавской хартии глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они служат достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения благосостояния стран и повышения их конкурентоспособности. Распространение информационных технологий способствует созданию новой экономической инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие, как государств, так и хозяйствующих субъектов за счет качественного улучшения возможностей обмена информацией.

Появился новый элемент производительных сил в виде ИКТ. Под информационным фактором мы понимаем совокупность информации и ИКТ, которая влияет на экономические отношения, изменяя и модифицируя их. Первичную роль в информационном факторе играют информация и знания как элемент производительных сил, как основа для принятия решений. Информация в совокупности с ИКТ или информационный фактор в целом становится одним из важнейших факторов успешного функционирования любой экономической системы в условиях мировой экономики. Информационный фактор оказывает революционное воздействие на развитие новых, более современных форм международного бизнеса и на развитие и модернизацию старых форм бизнеса. Информационный фактор на современном этапе является одной из важнейших категорий мировой экономики.

ИС определяются с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддерживать принятие решений и управление в организациях. ИС помогают производить анализ проблемы, делать видимыми комплексные объекты и создавать новые изделия. С деловой точки зрения ИС рассматриваются как организационные и управленческие решения, основанные на ИКТ, в ответ на вызов, посылаемый деловой окружающей средой.

ИКТ обеспечивают внутригосударственный, международный и действительно глобальный обмен информацией внутри банков, корпораций, правительств и общественных организаций, а также между ними.

В современной мировой экономике на основе использования информации и ИКТ получили развитие электронный бизнес и электронная коммерция.

Электронная коммерция определяется как любая транзакция, совершаемая посредством сети связанных между собой компьютеров, по завершении которой происходит отторжение и передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.

Электронный бизнес в дополнение к использованию электронной коммерции представляет собой процесс, который бизнес-организация производит посредством сети связанных между собой компьютеров, что позволяет соединить отдельные сделки в единую сеть для взаимодействия с деловой средой, используя навигационное программное обеспечение. Информационный маркетинг в Internet создает такое взаимодействие поставщиков и клиентов, при котором последние занимают активную позицию.

Электронный обмен данными на основе Интернет в несколько раз эффективнее традиционного, как по себестоимости, так и по скорости прохождения. Он позволяет субъектам сети, обмениваться информацией, заключать сделки и производить финансовые расчеты в режиме реального времени. При этом в качестве субъектов могут выступать юридические и физические лица, среди которых различные финансовые институты, производители, поставщики и потребители товаров и услуг.

На сегодняшний день безусловным лидером в области использования ИКТ являются США, в которых развитие электронной коммерции заняло прочное место в системе основных государственных приоритетов. США создали собственную программу стимулирования развития сетевой экономики и электронной коммерции. Так, например, в отношении продаж через Интернет введен мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5 - 10% от цены товара. Администрацией президента Б.Клинтона был разработан документ "Основы глобальной электронной торговли", ставший составным элементом политики в области развития торговли и технологий в рамках реализации концепции глобальной информационной инфраструктуры, которая направлена на повышение эффективности торговли путем использования электронных сетей передачи данных. Электронная коммерция несет в себе огромный потенциал для снижения цены товара. Она позволяет изменить отношения с поставщиками, объединив планы производства и поставок. Электронная коммерция облегчает доступ потребителей на рынок и совершенствует цепочку поставщик-потребитель в целом. Интернет представляет платформу, в которой участник цепочки может сотрудничать с другим участником напрямую и необходимость в посреднике отпадает. В электронной коммерции создаются условия для реализации модели совершенной конкуренции, так как формируется достаточность информации, неограниченное количество покупателей и продавцов, сводятся к нулю операционные затраты и практически ликвидируются все барьеры для новых участников рынка.

На современном этапе мирового развития именно информационно-коммуникационные технологии являются определяющим фактором экономического развития.

Тема дипломной работы вызывает определенный интерес у автора в силу недостаточной изученности и актуальности развития электронной торговли на современном этапе мировой экономики.

В силу относительно недавнего появления и высоких темпов развития электронных информационных технологий, практика бурно развивающейся и постоянно совершенствующейся электронной коммерции значительно опережает теорию, благодаря чему это явление и его место в системе экономических и управленческих отношений изучено слабо. Вместе с тем, нельзя не отметить ряд авторов, которые попытались раскрыть содержание электронной коммерции, ее роль и место в экономических структурах общества.

Среди них, Д. Козье, А.Н.Соколова, Н.И.Геращенко, И.Закарян, И.Филатов, А.А.Кантарович, В.В.Царев, П.А.Шалин и другие авторы. Поскольку публикации перечисленных авторов ориентированы в основном на специалистов в той или иной сферы электронной коммерции, то в них не разработан понятийный аппарат, нет подходов к определению предмета электронной коммерции, классификации ее субъектов и объектов, инструментария и других вопросов, прежде всего методических, научного р- описания этого вида деятельности. Таким образом, несмотря на наличие ряда трудов по различным аспектам применения электронных информационных технологий в бизнесе, достаточно стройной теории электронной коммерции пока еще не разработано.

В этой связи, выбранная тема дипломной работы является весьма актуальной, поскольку решаемые в ней задачи могут внести вклад в реализацию возможности эффективного экономического развития России в XXI веке.

Целью дипломной работы развитие электронной торговли в мировой экономике.

Достижение поставленной цели сопряжено с решением следующих задач:

" рассмотреть понятие и сущность электронной торговли;

" провести анализ современного состояния развития электронной торговли в РФ;

" на примере Интернет-магазина ООО ТД "Авелон" провести анализ достоинств и недостатков сайта и дать рекомендации по его совершенствованию.

Объектом исследования является Интернет-торговля как новый сегмент мировой торговли, ее современное состояние, структура и роль в международной торговле.

Предметом исследования являются базовые технологии Интернет-торговли, направления и особенности их использования в России.

Информационной базой исследования являются: статистические данные Всемирной торговой организации; оценки и прогнозы отечественных и зарубежных специалистов в области электронной коммерции; оценки и прогнозы зарубежных аналитических агентств.

Структура дипломной работы. Дипломная работа имеет традиционную структуру и состоит из трех глав, введения, заключения, приложений.

В первой главе дипломной работы "Понятие и роль электронной торговли в развитии мировой экономики" рассматривается понятие и сущность электронной торговли, дана характеристика основных форм организации электронной торговли, представлены особенности форм электронной торговли, определена роль электронной торговли в развитии мировой экономики.

Вторая глава "Анализ современного состояния развития электронной торговли в РФ" посвящена анализу основных показателей развития электронной торговли в РФ. В ней выявлены преимущества и перспективы развития электронной торговли для Российской экономики, рассмотрены основные проблемы развития электронной торговли.

Третья глава "Анализ сайта ТД "Авелон" посвящена анализу сайта предприятия, занимающегося электронной торговлей. В ней определены достоинства и недостатки сайта Интернет-магазина, даны рекомендации и предложения по совершенствованию работы сайта ООО "Авелон".

Список литературы

1. Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002- 2010 гг." // www.e-rus.ru.

2. Письмо Минфина РФ от 27 мая 2005 г. № 01-02-03/03-233 "О налогообложении игр на деньги в сети Интернет" // Учет. Налоги. Право - Официальные документы. 2004. - № 23.

3. Абрамова А.В. Влияние информационных технологий на конкурентоспособность стран в мировой экономике: статья в соавторстве // Вопросы статистики. - 2006. - №5. - С. 10.

4. Абрамова А.В. Проблемы регулирования международной торговли информационными технологиями: статья // Проблемы международного бизнеса. - 2006. - №5. - С. 12

5. Авдокушин Е.Ф. "Новая экономика": сущность и структура - "Экономическая теория на пороге XXI века", т.5. Неоэкономика / Под ред. Осипова Ю.М., Белолиницкого В.Г., Зотовой Е.С., М.: Юристь, 2001.-С.55-60.

6. Абрамова А.В. Международная торговля информационными технологиями: вопросы регулирования: статья в соавторстве // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. -- №2. -С. 7.

7. Анисимов В. Развитие электронной коммерции в России //www.net scope. Ru

8. Богдановская И.Ю. Электронное государство // Общественные науки и современность. - 2005. - №6. - С. 6.

9. Борщев В.Г. Становление и развитие предпринимательской деятельности в интернет-экономике. Диссертация кандидата экономических наук. СПб., 2004. С. 16 - 17.

10. Бритков З., Смольянинов В. Электронный бизнес и наше будущее. // Консультант директора. - 2004. - №2.

11. Васильева Н.М. Электронная коммерция и ее налогообложение // Конкурентоспособность и модернизация экономики: сборник студенческих работ /Н.М. Васильева; отв. ред. Е.Г. Ясин. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - С. 17.

12. Васильева Н.М. Налогообложение электронной коммерции / Н.М. Васильева; под ред. А.Н. Козырина // Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты. - М.: Готика, 2005. - С, 20.

13. Васильева Н.М. Правовое регулирование электронной коммерции в Российской Федерации: налоговые аспекты / Н.М. Васильева // Сборник статей студентов и аспирантов МГЮА по итогам Международной научно-практической конференции "Традиции и новации в российском праве". М., 2006. - С. 19.

14. Васильева Н.М. Особенности налоговых правоотношений в сфере электронной коммерции // Финансовое право. - 2006. - № 3. - с. 14.

15. Васильева Н.М. Налоговые и таможенные аспекты правового регулирования сделок с информационными продуктами, осуществляемых посредством сети Интернет, в Российской Федерации / Н.М. Васильева // Налоги. 2007. №1. - С. 13.

16. Васильева Н.М. Правовое регулирование уплаты налога на добавленную стоимость со сделок с информационными продуктами / Н.М. Васильева // Черные дыры в российском законодательстве. - 2007. - №5.

17. Ведерников Д.Ю. WEB-сайт как зеркало развития электронной торговли// Менеджмент и бизнес. - 2004. - № 11. - С. 35.

18. Вознесенская А. Объемы и темпы роста электронной торговли в России // Курьер печати. - 24.08.2007

19. Воронов В. Мошенничество в электронной коммерции: формы проявления и способы предупреждения //Маркетинг. - 2006. - № 1. - С. 101-114.

20. Воронов В. Организация электронной коммерции//Маркетинг. - 2006. - № 3. - С. 81-93.

21. Воронов В.И. Электронная коммерция и бизнес-интернет.- Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - с. 65.

22. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М.Попов, Р.А.Маршавин, С.И.Ляпунов; Под ред. В.М.Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001. С. 87 - 89.

23. Ильичев С.К. Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции. М.: Маркет ДС, 2004. С. 12.

24. Информационный бюллетень Yandex. Интернет-торговля в РФ: розница, март 2007.

25. Информационно-аналитические понятия: Учебно-метод. пособие / Авторы-сост.: З.Н. Бетина, Д.А. Бетин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - с. 34.

26. Коротких С.С. "Победная поступь" электронной коммерции: интервью заместителя начальника Управления программно-технического обеспечения ММВБ//E-commercial. - 2003. - № 11. - С. 56-57.

27. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М.: Юристъ, 2001. С. 25.

28. Мелешко И.П. Специфика налогообложения электронной коммерции. - 2007.- № 6. - С. 15.

29. Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юрист, 2004. С. 162.

30. Никитина И.В. Особенности ценообразования в условиях электронной коммерции //Вестник Московского Университета. Серия 5 "Экономика". - 2006. - № 5. - С. 32.

31. Обухова Н. Российский бизнес уходит в сеть // Финансовая Россия. - 2000. - № 24. - С. 6.

32. Овчаренко В.В. О проблемах развития электронной торговли в РФ //Вопросы статистики. - 2007. - № 2. - с. 13.

33. Погорлецкий А. И. Внешние факторы формирования национальной налоговой политики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. -204 с.

34. Проблемы доверия в электронной торговле: НАУЭТ объявляет о начале нового проекта направленного на повышение доверия и надежности электронной торговли // Вестник НАУЭТ. - 2005. - № 1. - С. 54-55.

35. Саммер А., Дункан Г. Электронная коммерция. Маркетинг: Пятая волна / Пер. с англ. А. Саммер, Г. Дункан. М.: Б.и., 1999. С. 18.

36. Смирнов С.Н. Электронный бизнес. М.: ДМК Пресс; М.: Компания Ай Ти, 2003. - С. 16.

37. Смирнова Л.Я. Анализ основных видов преступлений в сфере электронной коммерции // Закон и право. 2007. - № 2. - С. 18.

38. Соковнина Е.В., Стриженко А.А. Проблемы налогообложения в Internet: экономика и пути их решения: Монография. Алт. Гос. Техн. Ун-т им. И.И. Ползунова - Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 2004. - 100 с.

39. Соловьев И.Н. Криминогенные аспекты глобальной сети Интернет. // Налоговый вестник, 2001. - № 4. - < http://www.mdi.ru/library/html/_5.45.php

40. Стриженко А.А. Особенности электронной торговли и перспективы ее развития в России. - Барнаул: День, 2005. - с. 13.

41. Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Готика, 2005. С. 183.

42. Хацкевич Л. Д., Макеева О. Б., Логунова И. В. Роль электронного бизнеса в мировой экономической глобализации и реализации алгоритма стратегического выбора // Вестник ВГУ, серия Экономика и управление. - 2005.- № 1. - С. 12.

43. Царев В.В., Кантарович А.А. Электронная коммерция. СПб.:Питер, 2006. - С. 63.

44. Шипунов М.М. Принципы организации налоговой политики в России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. - 2005. - № 5. - С. 13.

45. Эвод И. Электронная коммерция. Практическое руководство / Пер. с англ. Илайес Эвод. СПб.: ООО "ДиаСофтЮП", 2002. - С. 552.

46. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.А. Брагина. М.: Экономистъ, 2005. - С. 14.

47. Электронная торговля в России //Курьер печати. 24.08.2007 http://www.sostav.ru/articles/2007/08/24/ko1/

48. Юрасов А.В. Электронная коммерция. - М.: Дело, 2003. - с. 140.

49. "Measuring Electronic Business Definitions, Underlying Concepts, and Measurements Plans". Government of the Unite States of America. 13.10.1999 // http://www.ecommerce.gov/ecomnews/e-def.php.

50. Boeegh-Nielsen P. EC-learnings: how to measure e-commerce? // www.websm.org/uploadi/editor/nielsen.pdf.

51. Commerce electronique: Une nouvelle donne pour les consommateurs, les entreprises, les citoyens et les pouvoirs publics, Rapport Du Groupe De Travail Preside Par M. Francis Lorentz, Ministere de l'Economie, des Finances et de l'Industrie. 1998 // http://www.finances.gouv.fr/commerce_electronique/lorentz.

52. Council Directive 2002/38/EC of 7 May 2002 amending and amending temporarily Directive 77/388/EEC as regards the value added tax arrangements applicable to radio and television broadcasting services and certain electronically supplied services // http://193.178.200.58/eservices_internet/common/directive_GB.pdf.

53. Goolsbee A. In a World without Borders: The Impact of Taxes on Internet Commerce. NBER Working Papers, No.6863.

54. E-commerce and taxation report by Ministry of Finance of India 2001 // http://www.rashminsanghvi.com/finmin.php.

55. E-commerce and taxation report by Ministry of Finance of India. 2001 // http://www.rashminsanghvi.com/finmin.php.

56. Government of Canada. Electronic Commerce in Canada: Priorities for Action. 1998 // http://e-com.ic.gc.ca/english/ecom_eng.pdf.

57. Kenichi O. The Evolving Global Economy. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1995. P. 12.

58. Kalakota R., Whinston A.B. Frontiers of Electronic Commerce. Reading, MA: Addison - Wesley, 1996.

59. http://doka.info/researches/news/law/20080217.2055

60. http://www.aup.ru/books/m80/6.php

61. http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_1426_aId_70966.php

62. http://www.connect.ru/article.asp?id=3452

63. http://www.logistics.ru/9/2/i20_2420.php

64. Measuring Electronic Business Definitions, Underlying Concepts, and Measurements Plans. Government of the United States of America. 13.10.1999 (http://www.ecommerce.gov/ecomnews/e-def.php).

65. Towards the Age of the digital Economy - For Rapid Progress in the Japanese Economy and World Economic Growth in the 21st Century. Ministry of International Trade and Industry, Government of Japan. 1997 // http://www.miti.go.jp/intro-e/a228100e.php.

66. E-commerce: Impacts And Policy Challenges. OECD. ECO/WKP (2000). June. P4

67. www.nauet.ru

68. http://www.wto.org/

69. http://www.koltunova.com/elektronnyiy-biznes-v-himicheskoy-otrasli/

70. http://www.torgovec.com/news.php?newsId=210

71. http://www.nasledie.ru/fin/6_1/6_1_1/article.php?art=101

72. www.oecd.org

73. http://vimarket1.narod.ru/nov11.php

74. http://www.compress.ru/article.aspx?id=15845&iid=750

75. www.dialog-21.ru

76. http://www.osp.ru/cw/2006/15/1154708/

77. http://www.smi.ru/07/08/28/907948681.php

78. Данные о продажах ООО "Авелон". Годовой отчет за 2007 год

Примечания:

Примечаний нет.