Взаимодействие семьи и детского сада в процессе обучения детей правилам семейного этикета

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 63  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3

Глава 1. Теоретические основы развития взаимодействия семьи и детского сада в процессе обучения дошкольников правилам семейного этикета……6

1.1. Взаимодействие семьи и детского сада…………………………..………..6

1.2. Обучение детей правилам семейного этикета……………………....……16

Глава 2. Организация взаимодействия семьи и детского сада в процессе обучения детей правилам семейного этикета……………………………...….30

2.1. Определение уровня взаимодействия воспитателя и родителей экспериментальной группы……………………………………………………..30

2.2. Определение у детей уровня владения правилами семейного этикета………………………………………………………………………........37

2.3. Педагогическая деятельность по организации взаимодействия воспитателя и родителей в процессе обучения детей старшей группы правилам семейного этикета……………………………………………...…….39

2.4. Анализ педагогической работы по организации взаимодействия воспитателя и родителей в процессе обучения детей старшей группы правилам семейного этикета……………………………………………...…….55

Выводы…………………………………………………………………………...58

Список использованной литературы …………………………………………..60

Приложения…………………………………………………………..………….63

Введение

Дошкольный возраст представляет собой важный возрастной период, который отвечает за становление и формирование личности. Именно в этот возрастной период ребенок знакомится с духовными ценностями, искусством, осваивает морально-нравственные качества, необходимые для дальнейшего развития культуры ребенка и гармоничного развития личности в целом.

В дошкольных образовательных учреждениях особая роль отводится этическому и эстетическому воспитанию ребенка. Воспитание культуры ребенка требует слаженной работы родителей и воспитателей. Поскольку именно семья - как главный и основной социальный институт, в котором формируется личность, и закладываются все основы нравственности - является той основой, где ребенок усваивает правила семейного этикета.

Но не только в семье происходит формирование и усвоение нравственных и эстетических качеств личности, не менее важное значение имеют и дошкольные учреждения, которые выступают тоже как институты социализации личности. Большую часть времени ребенок провидит в дошкольном учреждении, поэтому очень важен аспект взаимодействия между этими социальными институтами - семьей и дошкольным учреждением, в роли которого выступает детский сад.

Гармоничное развитие личности ребенка не возможно без родительского внимания и слаженной работы детского сада, таким образом, в процессе воспитания происходит усвоение ребенком правил семейного этикета в полной мере.

Понятие "этикет" автор Васнева Н.Н. рассматривает как ярко выраженный феномен культуры, затрагивающий чувства и эмоции человека. Если первоначально этикет в буквальном смысле слова означал порядок поведения и правила учтивости, необходимые при дворцовых церемониях, то позже он стал означать порядок поведения и соблюдение норм и правил учтивости, принятых в обществе. Синонимами этикета являются "хорошие манеры", "хороший тон". Современный этикет включает следующие виды: а) общегражданский этикет; б) военный этикет; в) дипломатический этикет.

Понятие "семейный этикет" включает правила поведения в семье с близкими людьми, умение проявлять заботу о них. В ДОУ психологи указывают на основные правила, которые необходимо освоить дошкольнику в области усвоения семейного этикета:

- доброжелательное отношение к близким, окружающим людям;

- проявление заботы и внимания к окружающим;

- стараться не ссориться с родными

- оказывать знаки внимания близким (делать сюрпризы, подарки).

Цель работы: определить наиболее эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада в процессе обучения дошкольников правилам семейного этикета.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности взаимодействия семьи и детского сада.

2.Изучить особенности обучения детей правилам семейного этикета.

3. Определить уровни взаимодействия воспитателя и родителей экспериментальной группы.

4. Определить у детей уровень овладения правилами семейного этикета.

5. Раскрыть педагогическую деятельность по организации взаимодействия воспитателя и родителей в процессе обучения детей старшей группы.

6. Проанализировать педагогическую работу по организации взаимодействия воспитателя и родителей в процессе обучения детей правилам семейного этикета.

Объект исследования: взаимодействие семьи и детского сада.

Предмет исследования: процесс взаимодействия семьи и детского сада при обучении дошкольников правилам семейного этикета.

Вопросам изучения семейного этикета и в целом эстетическому воспитанию уделялось большое значение в работах Загвязинского Г.И., Васневой Н.Н., Байбородовой Л.В. и других авторов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Список литературы

1. Андреева Социальная психология.- М.: Просвещение, 2001

2. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности... -Л., 1981.

3. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. -С.-Петербург: Аквариум, Дельта, 2006.

4.Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2005.

5. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. -М.: Просвещение, 1978.

6. Байдурин А.К. У истоков этикета. -Л., Наука, 2000.

7. Буровин К.А. Родословная вещей. -М.: Знание, 1990.

8. Безруких М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. -М., 1991.

9. Бушелева Б.В. О культуре поведения. -М.: Просвещение, 2004.

10. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. -М: Просвещение, 1988.

11.Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. -М.: Педагогика, 1990.

12.Васильева Т., Руденко О. Сколько праздников в году? -М.:Рус. язык, 1989.

13..Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. -М.: Мол. гвардия, 1987.

14. Горбовский А. Человек человеку. -М., 1965.

15. Гусейнов А, Золотое правило нравственности. -М., 1979.

16. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс поведения. -М., 1989.

17. Дружинин.В.Н.Психология семьи.- Екатеринбург 2000.

18. Дунцова К.Г., Станкевич Г.П. Этикет за столом. -М.: Экономика, 1990.

19. Жаринов Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. -М.: Просвещение, 1991.

20. Камычек Я. Вежливость на каждый день. -М.: Знание, 1988.

21. Курочкина И.Н. Современный этикет.- Калуга, 1993.

22. Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: Пособие для родителей. - М.: Просвещение, 2007

23. Лыба С. Прием гостей. Рига, 1980.

24. Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. -М.:Сов. Россия, 1991.

25. Матвеев В.М., Панов А.Н. Если мы вежливы... -М.:Знание, 1977.

26. Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. М., 1976.

27. Палемарь А.О. Мудрость общения. -М.:Мол. гвардия, 1990.

28. Платонов К.К. Занимательная психология. -М., 1986.

29. Пекелис В. Твои возможности, человек! -М.:Знание, 1975.

30.Пословицы, поговорки, загадки. -М.: Современник, 1986.

31. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета. -С.-Петербург:ИКФ "МиМ-экспресс", 1996.

32. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. -М.: Рус. язык, 2001

33. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. -М.:Педагогика, 1990.

34. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. -М., 1978.

35. Смолке К. Правила хорошего тона. - М.: Прогресс, 2000

36.Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этике. - М.: Моск. правда, 1991.

37. Успенский Л.В. Культура речи. -М.: Знание, 1996.

38. Фурмановская Н.И. Речевой этикет и культура общения -М.: "ВШ", 2005.

39. Ходакова М. Как не надо себя вести. -М., 2002

40. Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся. Методическое пособие. -Л., 1992.

41. Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. Методическое пособие для работы с детьми. Второе издание. -М.: "Новая школа", 1994.

42.Эстетическое развитие дошкольников /под. ред. Дубровиной. - М., 2000

Примечания:

Примечаний нет.