Анализ влияния монетарной политики на экономическую деятельность предприятия ООО Иплана

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 92  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Монетарная политика и монетарное регулирование экономики

1.1. Монетарная политика и монетарное регулирование экономики в

двухуровневой банковской системе …………………………………. 8

1.2. Цели и инструменты монетарной политики и монетарного

регулирования в условиях финансового кризиса ……………………. 19

1.3. Проблемы согласования бюджетной и монетарной политики ……... 23

Глава 2. Влияние монетарной политики ЦБ на финансовые результаты

деятельности предприятия

2.1. Краткая характеристика ООО Иплана" и его финансового состояния.. 30

2.2. Анализ влияния монетарной политики ЦБ на финансовые

результаты деятельности предприятия ………………………………… 61

Глава 3. Монетарная политика ЦБ РФ с точки зрения оптимизации

финансовой стабильности предприятия…………………………….. 74

Заключение ……………………………………………………………………. 84

Список литературы …………………………………………………………… 89

Введение

Российская экономика и российские власти входят в нынешний финан-совый кризис после длительного периода очень высокого экономического роста, когда в обществе и в экономике сформировалась "привычка к успеху" - ожидание, что условия ведения бизнеса и уровень жизни будут улучшать-ся, несмотря ни на что. Пересмотр этих ожиданий уже сам по себе создаст достаточное напряжение, тем более что в течение второй половины 2007 - первой половины 2008 гг. власти активно убеждали население в том, что Россию расширяющийся глобальный кризис не затронет.Сегодня настал пе-риод осознания новой реальности, и перед властями стоит задача сформули-ровать и реализовать пакет мер, которые позволят российской экономике пройти через кризис с наименьшими потерями, и, по возможности, подгото-вится к тому, чтобы совершить мощный экономический рывок, как только ситуация это позволит.

Очень важно, что государство явно признало необходимость принятия самых решительных мер для поддержания экономики. Это решение противо-положно политике, которую российская власть проводила в предыдущие го-ды. Несмотря на колоссальные природные ресурсы и потенциально очень высокий спрос на социальные услуги, государство последовательно снижало свою активность в экономике, фокусируясь лишь на бюджетной консолида-ции и эффективности сбора налогов. Отказ от большого количества функций и либерализация многих рынков услуг позволили снизить расходы консоли-дированного бюджета до 33-35% ВВП, а федерального бюджета - почти до 20% ВВП. Государство исполняло функцию крупнейшего сберегающего агента в экономике - профицит бюджета в последние годы устойчиво пре-вышал 5% ВВП. Такая политика позволила властям накопить значительные резервы как в форме золотовалютных, так и в форме бюджетных резервов: Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния. Существующая бюджетная система предполагает, что государство может использовать нако-пленные средства для поддержания экономики в условиях ухудшившейся внешней конъюнктуры либо в условиях экономического кризиса. Можно ожидать, что в сложившихся условиях резко усилится давление на прави-тельство, побуждающее не накапливать резервы, а вкладывать их в экономи-ку.

Нынешний кризис имеет две особенности, которые отличают его от предыдущих. Во-первых, он развивается очень резко, фактически происхо-дящие события на финансовых рынках ведут к беспрецедентному разруше-нию стоимости. Фондовые биржи в обычных условиях хорошо предсказыва-ют развитие ситуации в реальной экономике, являясь ее барометром, опере-жающим отражением; сегодня же происходит столь резкое сжатие финансо-вых рынков, а вместе с тем и денежного предложения, которое в значитель-ной степени толкает экономику к рецессии. Отказ финансовой системы, вы-ражающийся в кризисе ликвидности и кризисе доверия, уже сказывается на реальной экономике - экономические агенты отказываются от обычной мо-дели поведения по максимизации прибыли, вместо этого концентрируясь на обеспечении выживания бизнеса, повышении уровня ликвидности и умень-шении риска контрагентов.

Вторая особенность кризиса состоит в том, что он является глобаль-ным, а это означает, что меры, предпринимаемые отдельными национальны-ми правительствами для поддержания своих экономик, могут оказаться не-эффективными. При этом, как показывает опыт последних недель, даже ко-ординированные действия правительств крупнейших экономик могут не иметь решающего долгосрочного эффекта. Это, конечно, не означает, что нужно совсем отказаться от попыток хоть как-то повлиять на ситуацию: вполне реально обеспечить продолжение функционирования основных эко-номических систем, дав возможность частной экономике приспособиться к меняющимся условиям ведения бизнеса. В условиях России каналы проник-новения кризиса в экономику - это снижение спроса на сырьевые товары (для нефти - снижение цен, для металлов, вероятно, - снижение физиче-ских объемов экспорта) и фактическое закрытие рынков капитала.

Национальные правительства, в том числе российское, предпринимают шаги по поддержке "жизнеобеспечивающих" функций банковской системы (таких, как своевременное проведение платежей и расчетов) и сохранению жизнеспособности основных товарных рынков и сферы услуг. Для достиже-ния этих целей были сделаны значительные шаги по поддержанию уровня ликвидности в банковской системе, в частности смена собственности в ряде финансовых организаций, банкротство и прекращение функционирования которых могло бы иметь очень тяжелые последствия для всей системы. Пра-вительство и ЦБ РФ постоянно расширяют и совершенствуют меры по пре-доставлению ликвидности в систему, и события последних недель доказыва-ют успешность этих действий. Смена собственников в банках не вызвала резкой паники среди населения, банковская система продолжает выполнять расчетные и платежные функции.

Активные меры предпринимаются и по оказанию адресной поддержки реальному сектору экономики. В пакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце сентября, пожалуй, самой заметной и эф-фективной стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. Это ре-шение продемонстрировало готовность властей проявлять гибкость в быстро меняющихся условиях. Правительство проводит консультации с представи-телями отраслей экономики, определяя риски для их деятельности и плани-руя возможную господдержку. Сектор пассажирских авиаперевозок на мо-мент написания статьи является единственным (за исключением финансового сектора, где трудно будет избежать резкого замедления кредитования эконо-мики), где финансовый кризис продолжает нарушать нормальное функцио-нирование ряда компаний.

Как только будет достигнута фаза стабилизации, можно ожидать, что режим "ручного пожаротушения" будет сменен на проведение планомерной политики, целью которой станет поддержание приемлемых уровней эконо-мического роста и уровня жизни населения. Инструментарий, которым об-ладает правительство для этого периода, очень широк и включает в себя не только бюджетные средства (в том числе суверенные фонды), но и компании, находящиеся в собственности государства, сам государственный аппарат, а также недавно созданные госкорпорации. Специалисты полагают, что по крайней мере в ближайшие годы приоритетом в деятельности госкорпораций и компаний, в которых государство является крупнейшим акционером, будет не максимизация прибыли, а поддержание уровня производства и сохранение занятости и уровня оплаты труда. Государство располагает резервами и ин-струментарием для того, чтобы в ближайшие годы заместить часть экономи-ческой активности, которая осуществлялась в предыдущие годы частным сектором. В 2006 - первой половине 2008 гг., несмотря на множество объ-явленных программ и планов, инвестиционная деятельность государства бы-ла минимальной, и это объяснимо: экономика и так находилась на грани (ли-бо уже в состоянии) перегрева. Сегодня в условиях, когда спрос частного сектора снижается, наступает идеальная возможность для реализации круп-ных инфраструктурных проектов, развития транспортной системы, размеще-ния крупных оборонных заказов, которые позволят перевооружить армию. Высвобождение ресурсов за счет снижения спроса в частном секторе снизит стоимость проектов для государства, одновременно подготавливая платфор-му для будущего роста. Инвестиционная и хозяйственная деятельность госу-дарства в ближайшие годы способна создавать спрос как на продукцию ре-сурсных компаний, так и на рабочую силу, в том числе квалифицированную.

Кризис также предоставляет уникальную возможность для проведения "весенней уборки" в экономике. Резкое замедление темпов роста активов в банковской системе открывает "окно" для значительной и столь необходимой консолидации сектора, уменьшения количества банков. Также возникает удобный момент для оптимизации состояния рынка труда. Если государство будет в ближайшие годы работать над тем, чтобы создать условия для более легкой миграции (как внутри страны, так и международной), это позволит снизить стоимость труда для бизнеса в момент, когда возобновится быстрый экономический рост. В этой связи оправданы государственные действия, в том числе бюджетные расходы, направленные на развитие ипотеки и жи-лищного строительства, развитие транспортной инфраструктуры вообще и дорожного строительства в частности. Необходимы также шаги по упроще-нию регистрационных режимов и правил, связанных со сменой места жи-тельства. Вполне можно ожидать, что в условиях ухудшившихся условий резко сократятся отрасли, успешно развивавшиеся в "тепличных" условиях, но в России не имеющие преимуществ, которые делали бы их стратегически важными для страны. Очевидно, что государству часто приходится баланси-ровать между интересами потребителей (или экономики в целом) и произво-дителей (корпоративные, региональные, отраслевые приоритеты), и острота этого выбора повышается во время кризиса.

Цель данной работы - проанализировать влияние монетарной политики на экономическую деятельность конкретного предприятия.

Для реализации указанной цели в работе решались следующие задачи:

- анализ монетарной политики и монетарного регулирования в двух-уровневой банковской системе;

- анализ монетарной политики РФ в условиях мирового финансового кризиса;

- анализ влияния монетарной политики государства на финансово-экономическую деятельность предприятия.

Информационная база работы - научная и научно-методическая лите-ратура, материалы периодической печати, аналитические издания, материалы информационных интернет-порталов.

Список литературы

1. Абыкаев Н.А., Бочаров В.В. Инвестиционный потенциал и экономиче-ский рост. // Экономист. 2004. № 6.

2. Авдокушин Е. Инвестиции нуждаются в сопровождении / Эксперт. 2005. № 48.

3. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маковикова Г.А. Экономическая теория. - СПб: Питер, 2006.

4. Батяева А. Масштабы не инвестирования в российской промышленно-сти // Вопросы экономики. 2001. № 10.

5. Благодатин А., Л. Лозовский Б., Райзберг Б. Финансовый словарь. - М.: Инфра-М, 2007.

6. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учеб. пособ. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004..

7. Бороздин Ю. Обменяли 100 на 40. Экономическая газета. № 6 от 08.02.2007.

8. Булатов А. Капиталообразование в России// Вопросы экономики. - 2006. - №3.

9. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе// Вопросы эко-номики. - 2004. - №1.

10. Вахрин В.И. Инвестиции: Учебник - М.: Издательско-торговая корпора-ция "Дашков и Ко", 2002. - 384с.

11. Вестник Банка России. - 13 декабря 2006. - № 68.

12. Голиченко О. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. - М.: Наука, 2006.

13. Ендовицкий ДА. Комплексный анализ и контроль инвестиционной дея-тельности: методология и практика / Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. - М.: Финансы и статистика, 2001.

14. Заика И., Крюков А. Национальная экономики и инвестиции// Экономист. - 2003. - №7.

15. Зимин И.А. Реальные инвестиции. Учеб. пособ. - М.: "ТАНДЕМ", изд-во "ЭКМОС", 2000.

16. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление и финансирова-ние: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА 2006.

17. Инвестиции в Россию. Вопросы экономики 2007. № 10,11.

18. Ишмаев И.А. Системное управление государственной собственностью субъекта Российской Федерации.- М.: МСЭИ, 2006.

19. Каминский. M. Прямые иностранные инвестиции /Финансы и кредит. 2006. № 5

20. Кирин А.В., Бакатин Д.В., Хорошилова А.В, Регулирование иностранных инвестиций в экономически развитых странах. - М.; Изд-во МГУ, 2001.

21. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.:Финансы и статистика, 2007

22. Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. - М.: Финансы и статистика, 2004.

23. Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. - М.: Финансы и статистика, 2005.

24. Концепция государственной инвестиционной политики на период до 2010г. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2001. -№1.

25. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособ. - М.: Фи-нансы и статистика, 2001.

26. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001.

27. Лившиц В.Н., Лившиц С.В. Об одном подходе к оценке эффективности производственных инвестиций в России.//Оценка эффективности инве-стиций. Сб. трудов. -М.:ЦЭМИ РАН, 2000.

28. Львов Д.. Россия: рамки реальности и контуры будущего. Доклад на за-седании секции экономики ООН 14 ноября 2006. - М.: 2006, № 11.

29. Маковецкий М. Особенности инвестиционного процесса в России. Ин-вестиции в России. 2002. № 2.

30. Марголин A.M., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. - М.: "ТАНДЕМ", изд-во "ЭКМОС", 2006.

31. Маренков Н.Л., Маренков Н.Н. Управление инвестициями российского предпринимательства. - М.: Эдиториал УРСС, 2006.

32. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное 4-пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.

33. Мельникова Н. Иностранные инвестиции в экономике России// Эконо-мист. - 2003. - №4.

34. Методические рекомендации по расчету эффективности инвестицион-ных проектов. Официальное издание. -М.: "Экономика", 2007.

35. Мырынюк А. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России// Еженедельная газета "Стройка". - 2001. - №16.

36. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Деньги и кредит. - М:. 2006, № 11.

37. Перламутров В. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России. - М.: Экономика, 2007.

38. Регионы России. Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата // Эксперт. 2008. № 41.

39. Розанова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России// Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. - 2000. - №4.

40. Российская экономика: тенденции и перспективы. Сентябрь, 2003. - М.: ИЭПП, 2003.

41. Сергеев И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и доп./И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. - М.: Финансы и статистика, 2002.

42. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование ин-вестиций. - М.: Финансы и статистика, 2006.

43. Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Яновский В.В. Организация и фи-нансирование инвестиций. М., 2002

44. Социально-экономическое положение России январь-ноябрь 2006 г. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006.

45. Тальская М. Послезавтра. Эксперт. - 2006. - № 47.

46. Черкасов В.Е. Международные инвестиции.- М.: Дело, 2003.

47. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики

48. http://www.iet.ru - Институт экономики переходного периода

49. http://www.cbr.ru - Центральный банк Российской Федерации

50. http://www.finansy.ru - Финансы России

Примечания:

Примечаний нет.