ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПФФК

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 56  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение 3

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по вопросам исследования. 6

1.1. Профессиональное самоопределения личности в психолого – педагогической литературе. 6

1.2. Психолого-педагогические механизмы формирования профессиональной направленности личности. 11

1.3. Педагогическая направленность личности как фактор успешности в профессиональной направленности учителя 17

Глава 2. Организация и методы исследования 23

2.1. Организация исследования 23

2.2. Обработка материалов исследования методами математической статистики 28

2.3.Обработка данных исследования на персональном компьютере 30

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 31

3.1. Исследование структуры профессиональной направленности 31

3.2. Исследование успеваемости студентов 36

3.3. Выявление взаимосвязи между профессиональной направленностью личности и успеваемости студентов 38

3.3.1. Корреляционный анализ 41

Выводы 43

Литература 44

Приложения 48

Введение

ВВЕДЕНИЕ.

В современных условиях возрастают требования к каждому человеку как специалисту в определенном виде деятельности. Как показывает практика, почти во всех видах деятельности одного старания и желания недостаточно. Успешность во многом зависит от наличия у человека способностей и склонностей к этому роду деятельности, от его профессиональной направленности.

Данная проблема особенно актуальна в профессии педагога. Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением. От мастерства педагога, от его профессиональных качеств зависит будущее человечества[27].

В связи с падением в последнее время интереса к педагогической деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах.

Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс феноменов, который определяет успешность профессионального обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. В дальнейшем при обучении выявляется профессиональная непригодность, отсутствие склонности к педагогической деятельности, что ведет к негативным последствиям и психологическому травмированию студентов.

Согласно исследований таких зарубежных ученых как Р. Доре (1983), М.С. Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия выбранная в разрез профессиональной направленности личности человека негативно влияет на его здоровье, учащаются физиологические и психологические проблемы, а при удачном выборе профессии повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе [30].

В отечественной литературе изучению проблем профессионального становления личности педагога посвящены труды таких ученых как, Н.Н Андреева, Н.В. Кузьмина, А,А Реан, В.А Сластенин, Л.Ф Спирин.

В психологической литературе рассмотрению профессиональной направленности личности посвящены труды К.М Гуревича, Е.А Климова, Н.Д Левитова, А.Н. Леонтьева, Л.М Митиной,

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов об успешности усвоения профессиональных умений и навыков в такой специфической области как физическая культура и спорт. Поскольку зачастую требования, предъявляемые к профессиональным качествам студентов педагогического факультета физической культуры порой не соответствуют их внутренней структуре мотивов, склонностей и способностей. В будущем эти противоречия обостряются и приводят к негативным последствиям в учебной и профессиональной деятельности.

Целью настоящей работы явилось исследование взаимосвязи между успешностью в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов ПФФК .

Объект исследования: педагогический процесс по освоению базовых основ профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.

Предмет исследования: профессиональная направленность личности студентов ПФФК.

Исходя из выше изложенного нами, была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что наиболее успешными в процессе усвоения базовых основ профессиональной деятельности будут студенты имеющие профессиональную направленность в системе «Человек – человек».

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по проблемам исследования.

2. Исследовать индивидуальные психологические характеристики, определяющие профессиональную направленность личности студентов ПФФК.

3. Исследовать успеваемость студентов по практическому блокам Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022300 «Физическая культура».

4. Выявить зависимость между профессиональной направленностью личности и успеваемостью студентов ПФФК.

Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны те качества личности, обуславливающие успешность в профессиональной деятельности будущего или уже работающего учителя. Но недостаточно работ направленных на изучение зависимости успешности в учебной деятельности в стенах вуза от профессиональной направленности личности студентов Педагогических факультетов физической культуры.

Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности применения результатов исследования при профессиональном отборе студентов и разработке на их основе психолого–педагогических рекомендаций.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Алишев Н. В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии. М., 1987. – 167 с.

2. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. – 339 с.

4. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 236 с.

5. Божевич Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. – Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. – с. 45 – 53.

6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986. – 206 с.

7. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. – 272 с.

8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы нучно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М 2001г. 264с.

9. Зелинченко А. И., Шмелев А. Г.// Вестник МГУ, серия “Психология”, 1987, № 4. – с. 14 – 17.

10. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.

11. Кайданов Д. П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 1974. – 238 с.

12. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессиональног развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. Тр. – Грозный, 1980. С. 5-13.

13. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. – 300 с.

14. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996. – 400 с.

15. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. И доп. М., 1970. – 391 с.

16. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л., 1957-1960. – 264 с.

17. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. Ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.

18. Кузнецова И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии// Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. Коллегия: В. Б. Успенский (отв. Ред.) и др.]. – Ярославль, 1976. – 84 с.

19. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. – 183 с.

20. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. – 1984. - №1. – с. 20 – 27.

21. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985. – 32 с.

22. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. – 98 с.

23. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984. – 215 с.

24. Леви В. Л. Искусство быть другим. – М., 1980.- 207 с.

25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.

26. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. – 190 с..

27. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. – 215 с.

28. Мясищев В. Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей. [материалы конференций, 22-24 июня 1960 г. Ленинград]. Отв. Ред. Чл.-кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М., 1962. – 308 с.

29. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. Ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. – 254 с.

30. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Под ред. Л.М. Митиной. М. 2003г. 183с.

31. Психология и математика. Ред. Кондакова Н.И. М. 1986г. 212с.

32. Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – С-Пб. 2001г. 432с.

33. Рескина С. Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. Дис. Л., 1986. – 36 с.

34. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. – М., 1984. – 176 с.

35. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. – 136 с.

36. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.

37. Сластенин В.А, Мощенко А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя.//Сов. Педагогика. 1991 №10 с79-84.

38. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М 1976. –160с.

39. Статистика. Курс лекций. Под ред. Харченко Л.П., Ионина И.В. М.: 2000г.

40. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. – М., 1975. – 198 с.

41. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация// Советская педагогика. – 1989, №9. – с. 54 – 60.

42. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – 320 с.

43. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982. – 185 с.

44. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. – Л., 1968. – 120 с.

Примечания:

Примечаний нет.