Анализ и совершенствование системы управления сферой образования на примере Рособрнадзора

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 79  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Классификация и общая характеристика образовательных учреждений

1.2 Основы государственной политики в области управления системой образования

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Государственное управление в сфере образования на федеральном уровне

2.2. Функции, цели и задачи Рособрнадзора в сфере образования

2.3. Основные направления деятельности Рособрнадзора

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1. Организационно-правовые проблемы

3.2. Финансово-экономические проблемы

3.3 Основные направления по совершенствованию системы управления сферой образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется возрастающей ролью образования в условиях постиндустриального общества. На международном уровне концепция развития образования находится в центре внимания ЮНЕСКО. О системном кризисе образования на Западе заговорили уже в конце 60-х гг. ХХ в. В России он обострен и связан с кардинальными изменениями в общественный жизни, вызванными сменой общественно-политического строя и переходом к рыночной экономике.

Современная система образования сталкивается с множеством препятствий - существуют проблемы правового регулирования деятельности образовательных учреждений, ведется недобросовестная конкуренция на рынке образовательных услуг, отсутствует четкая государственная политика в этой сфере, в том числе с учетом вхождения России в Болонский процесс.

Актуальность исследования динамики количественного и качественного управления системой российского образования вызывается также потребностью использования многолетней и оправданной зарубежной практики существования образовательных учреждений и их места в общей системе образования развитых стран мира.

Интерес исследователей к изучению системы управления образования обусловлен ролью образовательной среды в развитии современного общества. Становление и развитие образования молодого поколения рассматриваются в контексте модернизации системы российского образования в целом, которое в свою очередь детерминировано модернизацией государства и общества. С начала 90-х гг. появилось большое количество научных работ, авторы которых критически осмысливают историю отечественного образования, оценивают достижения и недостатки данной системы, изучают проблемы образовательной среды в исследуемый период, практику модернизации образования.

Таким образом, историография свидетельствует, что исследованию модернизации системы образования уделяется определенное внимание, но недостаточно изученными остаются вопросы определения стратегий государственного управления развитием образовательной среды в условиях новых вызовов XXI века - грядущего демографического спада, интеграции российской системы образования в европейское образовательное пространство, деятельности образовательных учреждений по формированию в общественном сознании положительного образа образования, адекватного его реальной роли в современном обществе. Поэтому системное осмысление практики государственного управления сферой образования в рамках избранной темы представляется оправданным.

Объект исследования: государственная система управления образованием России.

Предмет исследования: Принципы, методы и формы государственного управления Рособрнадзора в сфере образования.

Цель исследования: системный анализ государственного управления сферой образования, пути его дальнейшего совершенствования в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

" рассмотреть организационные и правовые, аспекты российской системы образования как объекта государственного управления;

" исследовать основы государственной политики в сфере образования;

" проанализировать организационные основы государственного управления в сфере образования;

Источниковая база исследования. Важным источником являются официальные документы, прежде всего, законы РФ, постановления и другие документы Правительства РФ, министерств и ведомств, программного значения документы - "Национальная доктрина образования в Российской Федерации", "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.", "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу".

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. - "Российская газета", 25 декабря 1993.; СЗ РФ.2007. № 30. Ст. 3745

2. Всеобщая декларация прав человека, Утверждена и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. //Права человека. Сборник международных документов. -М..2009.-С. 34-142.

3. Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952г.Ст.2//Права человека. Сборник международных документов. -М. 2007.-С. 150.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I от 30 ноября 1994 года (ред. От 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ, 1994, №1, ст.43;

5. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть II от 26 января 1996 года (ред. От 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 1996, №1,часть 1, ст. 45;

6. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть III от 1 ноября 2001 года (ред. От 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552.

7. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (с изменениями 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта 2006 г.) // СЗ РФ. 1996 № 2. Ст. 1357.

8. Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СЗ РФ, 1996, N 35, ст. 4135; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10)

9. Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; 2000, N 2, ст. 162; 2001, N 1, ст. 20; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"//Российская газета от 3з декабря 2008 года.

11. Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ,от 21.12.2004 № 171-ФЗ)// Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766. "Российская газета" - 27.12.2004

12. Федеральная программа развития образования, утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.// СЗ РФ. 2005. № 9 Ст. 5412.

13. Указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004//СЗ РФ.-2004.-№11.-Ст.945;

14. Указ Президента РФ "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20.05.2004//СЗ РФ.-2004.-№21.-Ст.2023.

15. Положение "О федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (в редакции Постановлений Правительства РФ от 07.10.2006 N 606,от 21.07.2008 N 552, от 07.11.2008 N 814)// Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 300

16. Положение "О Правительственной комиссии по образованию", утверждённое Постановлением Правительства РФ от 30.08.2002г.№646 //СЗ РФ.-2002.-№З6.-Ст.3484.

17. Положение "О Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки", утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004г. № 300//СЗ РФ.-2004,-№26.-Ст.2670.

18. Положение "О Министерстве образования и науки РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 №280//СЗ РФ.-2004.-№25.-Ст.2562.

19. Положение "О Федеральном агентстве по образованию", утв. Постановлением Правительства РФ от 17.067.2004г № 121//СЗРФ.-2004.-№ 25.-Ст.2570.

20. Положение "О Федеральном агентстве по науке и инновациям", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2004г.№281//СЗ РФ.-2004.-№25.-Ст.256З

21. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. N 393.

22. Постановление правительства РФ от 21.07.2008 № 552 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам деятельности федеральной службы по надзору в сфере

образования и науки"// Российская газета от 29.07.2008 г.

Специальная литература

1. Административное право: Учебник/ Под. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М, 2008.-С.599.

2. Атаманчук ГВ. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2008.

3. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. Москва. "Норма". 2006 г.

4. Братановский С.Н. Государственное управление образованием в России.-Саратов,2007.-С.153-154.

5. Братановский, Ю.Н. Царёв Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности.-Волгоград.,2007.-С.55.

6. Вердиев Д.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды. Дис. ..д-ра. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2007.

7. Вишняков В,Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству //Журнал российского права.-2008.-№10.-С.11-23

8. Герасимова Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: Автореф. дис…канд.пед.наук. - Оренбург, 2005. - 18с.

9. Горский, В.А., Журкина, А.Я. Система дополнительного образования детей. Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО.// Дополнительное образование / В,А. Горский, А.Я.Журкина. -2009. №3-4. - с.6-14

10. Государственное управление образованием в России/Отв. ред. С.Н. Братановский. -Саратов,2008.

11. Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. -М.,2006.-С.84-107.

12. Ерицян А.В. Надзорная форма государственной деятельности в России (вопросы теории): Монография,-Белгород,2008.-С.97;

13. Жураковский В.М., Кураков Л.П. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования.- М.,2008.-С.75-78.

14. Законы рынка в сфере образования.- Томск.,2005.-С.13

15. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление . М.: Центр "Педагогический поиск", 2007, - 224 с.

16. Кондратов П.Е. Модернизация образования как задача социального управления // Высшее образование сегодня.- 2008.-№3.-С.14.

17. Конин Н.М. Российское административное право.-Саратов,2007.

18. Кузнецов С.В, Децентрализация общества как объективная необходимость развития демократического государства //Взаимодействие уровней власти в условиях федерализации. Тезисы докладов и сообщений на международной конференции. Апрель 2002г..

19. Лунев А.П. Совершенствование государственного управления системы высшего образования в регионе. Дис. ..д-ра экон. наук.-М.,2006.

20. Манохин В.М" Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. -М,2007.

21. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности/ Под ред.

С.Н. Братановский, Ю.Н, Царёв.-Волгограл.,2004.

22. Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования.-М.,2008.

23. Ольшанский В., Волжская Н. Престиж должности и авторитет личности // Директор школы. - 2006. -№4 - с.3-10.

24. Отношение к нововведениям: мнение ректорского корпуса//Вестник высшей школы.-200.- М.2007.-С.21-22.

25. Павлова Н.Г. Организационно-экономический механизм управления системой высшего профессионального образования региона. Дис. ..канд. юрид. наук. Н.Новгород,2007.

26. Пильдес, И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в УДО: автореф. дис. … канд. пед. наук - СПб, 2007 - 18 с.

27. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. - 2007. - №6. - С.34-40.

28. Сарагоса Ф.Н., Завтра всегда поздно. Москва: "Высшая школа", 2005 г.

29. Саркисов П.Д. Современные аспекты управления высшим образованием в России/Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№4.-С.81-88;

30. Смелзер Н., Социология. Москва: "Свет", 2004 г., стр. 427

31. Старилов Ю.Н. Административное право. В 2 частях. Часть 1: История. Наука. Нормы.-Воронеж,2008.

32. Сырых В.М. Образовательное право гак отрасль российского права. -М"2008.-С. 110-114.

33. Татур Ю.Г. Образовательная система России,-М.,2009.

34. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования. /Составитель В.С. Гиршович.-М.,2005.

35. Тучков Н.Ф. Административно-правовое регулирование общего образования России. Дис... канд. юрид. наук. -М..2006.-С.171.

36. Управление персоналом организации /Под.ред. А.Я.Кибанова. М.: ИНФРА-М,2007.

37. Филиппов В,М, Модернизация российского образования. -М"2007.

38. Фролов П.Т. Школа молодого директора. - М.,2005.

39. Царьков А.Н. Концептуальные основы нитегрированного высшего образования в Российской Федерации// Вопросы социологии. 2005. № 6. С. 72-73

40. Чиркин В.Е. Президентская власть//Государство и право. 2007.№5.

41. Шкатулла В.И. Образовательное право. М. 2009.

42. Шудегов В.Е., Буслов Е.В., Рожков И.А. Проблемы и перспективы законодательного регулирования статуса педагогических работников// Право и образование.-2002.-№3.-С.5

Примечания:

Примечаний нет.