Социальная защита детства в условиях реформирования российского общества
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 64 |
Формат: doc |
Год: 2006 |
Содержание |
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты детства в современных условиях 7 1.1. Детство как социальный феномен: теоретико-методологические предпосылки изучения ……………………………………………………..7 1.2. Современные проблемы детства в социальном измерении 20 1.3. Деятельность государства и социальных институтов по социальной защите детства в условиях реформирования Российского общества 27 Глава 2. Практическое исследование беспризорности в РФ 40 2.1. Обоснование проведения практического исследования беспризорности 40 2.2. Цель, задачи, проведение эксперимента, анализ результатов 49 Заключение 55 Список литературы 58 Приложение 61 |
Введение |
Введение Актуальность выбранной темы объясняется тем, что детство, его специфические особенности до сих пор должным образом не изучены. Не существует науки о детстве как самостоятельной отрасли знания. Отсутствует целостный комплексный подход к детству как социально - педагогическому явлению. Однако всеми признается факт, что детство - это ближайшее будущее народа, страны, и для хорошей старости, как говорил Плутарх, основание закладывается в молодости. Под воздействием среды, воспитания, образования растущий человек из существа биосоциального становится существом социально - биологическим, он присваивает ценности, культуру, права и потребности, определенной социально-демографической группы населения, а вот собственные права дети не в состоянии защищать и отстаивать самостоятельно. Поэтому они и должны быть объектом особой социальной и правовой заботы государства, школы, семьи и учителя. И это один из социальных феноменов детства. Создание понятий "дети", "детство", "детскость", "феномен детства", "положение детей и их место в структуре общества" до сих пор трактуется неоднозначно. В физиологии и психологии концом детства и началом юности считается период психофизиологических изменений, связанных с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). В социологии всех, кому исполнилось 14 лет, относятся к категориям "молодежь". Медицинская статистика учитывает состояние детей лишь до 14 лет. Начальный возраст трудовой деятельности действующим законодательством определяется с 15 лет, а паспорт выдается человеку в 16 лет. В Семейном кодексе России "ребенком" признается лицо, не достигшее 18 лет, т.е. возраста совершеннолетия. Детство как этап индивидуального развития рассматривается в медико-биологических и психологических науках, в педагогике - это период интериоризации опыта старших поколений младшими. Конвенция ООН о правах ребенка называет ребенком человеческое существо от рождения до достижения 18 - летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигнет совершеннолетия раньше. Гражданский кодекс России признает правоспособность граждан с момента его рождения и до смерти, а дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия , т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста, но в случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Таким образом, людей до 18 лет можно отнести к категории "дети". За их жизнь и судьбу несут ответственность не только родители (усыновители, опекуны), но и образовательные учреждения, государство в целом. При этом дет не могут влиять на формирование правительства, которое принимает решение об их судьбах, т.к. не имеют права избирательного голоса. И это еще один феномен детства. Детство как стадия жизненного цикла человека связана с развитием организма, становлением и развитием его личности, присвоением системы знаний, норм, ценностей, социальных ролей, что позволяет ребенку в дальнейшем стать полноценным членом общества. Но детство - особое социальное явление, определяющее будущее общества. Работа состоит из теоретической и практической частей. Цель теоретическое части- проанализировать теоретико-методологические подходы к определению детства как социального явления. Задачи теоретической части- во-первых, раскрыть понятие детства как социального явления, во-вторых, рассмотреть современные проблемы детства в социальном измерении, в-третьих, проанализировать деятельность государства и современных институтов общества по социальной защите детства на современном этапе. Цель практического исследования - изучить социальные факторы беспризорности детей в Москве. 1) выявить масштабы детской беспризорности в стране и городе Москве; 2) выявить основные причины возникновения детской беспризорности и безнадзорности. 3) выявление кризисных семей, способствующих росту беспризорников в Москве. Предметом исследования являются причины, порождающие попадание детей в трудную жизненную ситуацию. Объектом исследования являются беспризорные дети в Москве. Гипотезы: 1. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, на уровне системы взаимодействия медицинских, учебных заведений, правоохранительных органов и служб социальной защиты. 2. В силу разных причин увеличивается число семей, которые не могут, а иногда и не хотят создавать условия для воспитания и образования своих детей. 3. Беспризорность и правонарушения идут в связке, причины антисоциального поведения чаще всего находятся в семье. 4. Первопричина беспризорности и преступности кроется в семье и, только укрепляя эту ячейку общества, данное явление можно свести к минимуму. В качестве метода сбора первичной информации будет использоваться метод анкетирования, т.к. этот метод имеет достаточное количество преимуществ: • экономичнсоть; • возможность использования вычислительной техники; • возможность опроса большого количества людей в достаточно сжатые сроки. Место проведения – г. Москва Название инструментария – Выявление социальных причин детской беспризорности в Москве В анкете «Выявление социальных причин детской беспризорности в Москве» – вопроса. Социально-демографический блок расположен в начале анкеты и представлен – вопросами. Единица наблюдения дети-подростки от 7 до 17 лет, находящиеся в приютах и на улицах г. Москвы. Выборочная совокупность 20 человек. |
Список литературы |
Список литературы 1. Ариес Ф. Возрасты жизни / Философия и методология истории: сборник статей. М. 1977. 2. Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. – 1984. – Т.5. – №6. 3. Беличева С А. Основы превентивной психологии. — М., 1993. 4. Демоз Л. Психоистория (Эволюция детства). Ростов -на -Дону. 2005 5. Иконникова С.Н. Защитный пояс культуры и стратегия отношения к детству / Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа. Сборник статей и материалов международной конференции (15-17 мая 2004). Самара. 2005 6. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука.1988. 7. Кон И. С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. – М., 1988. 8. Кочетов А. И., Вердинская И. И. Работа с трудными детьми. - М., 1986. 9. Кравченко А. И. Социология. - М.: Центр, 2004 10. Куган Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган; Челябинск, 2005 11. Кураева Л.Г. Детство как социокультурная ценность. Дис. канд. социол. наук. Саратов. 2004 12. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Дис. доктора культурол. наук: Самара. 2005 13. Куруленко Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Вестник СамГУ. Самара: СамГУ. 2004. № 1. 14. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства / Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа. Сборник статей и материалов международной конференции (15-17 мая 2004). Самара. 2005 15. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. 16. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч. в 8 т.-М., 1987. – Т. 7. 17. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения. М.: Наука. 1988. 18. Молевич Е.Ф. Общая социология. Раздел III. Социальная структура общества. Самара: СамГУ. 2004 19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола. 2005 20. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2005 21. Осипова А. А., Астахова К. М., Солтовец А. В. Из опыта работы Ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2005. – №2. 22. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СП б. 2004 23. Петровский В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003 24. Проблемы безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних // Справка Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России 07.05.2005 г. 25. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. 26. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. – М., 2003 27. Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ТО ЮНПРЕСС. 2000. 28. Фрис С. Социология молодежи. Перевод Е.Л. Омельченко / Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2004 29. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. |
Примечания: |
Примечаний нет. |