Исследование взаимосвязи типов организационных конфликтов от типа организационной культуры 2007-109

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 109  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Глава I. Теоретический анализ психологических особенностей функционирования организации 4

1.2. Общее понятие конфликтов 24

1.4. Влияние организационной культуры на взаимоотношения в трудовом коллективе. Обзор и критический анализ различных концепций 48

1.6. Выводы на основе анализа литературы, сделанного в данной главе 60

2.2. Методы исследования и обработки данных 63

( по Г. Хофштеде, Д. Боллинже) 63

2.5.2. Анализ результатов анкетирования 80

2.5.4. Результат по тесту Томаса 91

Три уровня организационной культуры (по Шайну) 98

Виды корпоративной культуры по Абрамовой С.Г. и Костенчук И.А. 99

Содержание отношений организационной культуры 100

Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации 100

Классификация конфликтов по Белову В.И. 101

Связь организационных культур, управленческих форм и типов совместной деятельности 101

Введение

Организация - это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины в конечном счете могут привести организацию и ее подразделения к состоянию напряженности и даже социального конфликта.

Отметим, что конфликты характеризуются двойственностью, так как их результаты могут быть и полезны, и вредны организации. Более того, ученые полагают, что конфликты не просто полезны организации, они формируют ее оптимальную структуру управления, влияют на организационную культуру.

Организационная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.

Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Поэтому пришло время серьезно заняться изучением деятельности организации с позиции организационной культуры. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.

Культура фирмы - не синоним понятия "климат". Культура сама предполагает климат, ценности, стиль, взаимоотношения в данной организации. В ее понятие входят: некие постоянно повторяющиеся характеристики поведения людей, например: ритуалы, формы проявления почтительности, манера поведения, нормы производственных групп; философия, которая определяет политику организации по отношению к работникам или заказчикам; "правила игры", которые надо соблюдать, чтобы преуспеть в организации.

Если рассматривать вопрос: "Почему процветающее предприятие является таковым с точки зрения культуры предпринимательства?", то здесь можно прийти к выводу о том, что кроме стратегии четких организационных структур, высококвалифицированных сотрудников процветающие предприятия располагают сильной культурой и особым стилем, четко выработанным имиджем и корпоративным духом. Все это вместе способствует достижению ведущих позиций на мировом рынке и сохранению конкурентных преимуществ.

Наши фирмы и предприятия, еще не ясно осознают, что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представления о ценностях пришли в движение. Не ясно осознают наши предприниматели и то, что на смену прошлым общепризнанным ценностям, таким как дисциплина, послушание, иерархия, власть, приходят другие: участие, самоопределение, коллектив, раскрытие личности, творчество.

Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую организационную культуру.

Феномен организационной культуры уже завоевал признание ученых и практиков во всем мире. Она не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех функционирования компании в долгосрочной перспективе. Если можно говорить о том, что организация имеет "душу", то этой "душой" является именно организационная культура.

Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы "Анализ зависимости организационных конфликтов от типа организационной культуры" актуальной и своевременной.

Цель данной работы: Проанализировать зависимость организационных конфликтов от типа организационной культуры.

Объект исследования - феномен организационной культуры.

Предмет исследования - зависимость организационных конфликтов от типа организационной культуры.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие организационной культуры, типы организационных культур.

2. Изучить классификация организационных конфликтов, способы их профилактики.

3. Проанализировать влияние организационной культуры на взаимоотношения в трудовом коллективе.

4. Рассмотреть взаимосвязь видов конфликтов со стилем руководства, со структурой организации, с коммуникациями в организации.

5. Организовать и провести исследование взаимосвязи типов организационных конфликтов от типа организационной культуры.

В связи с этим работа имеет научную новизну и практическую ценность, поскольку здесь собран и обобщен материал российских и зарубежных авторов по данной теме, проанализированы результаты проведённого исследования, которые можно использовать в конкретной работе.

Список литературы

1. Аверьянов Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.big.spb.ru

2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М.: Советское радио, 1974. - 264 с.

3. Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. - СПб.: Из-дательский дом "Нева", 2003. - 224 с.

4. Андреева Е. Л. Изменение подходов к понятию "организация" на современном этапе // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - № 29. - С. 30-37.

5. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 136 с.

6. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 328 с.

7. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - М.: ИПК ГС, 1996. - 488 с.

8. Белов В.И. Конфликты и культура их разрешения. - М.: РГУ, 2003. - 78 с.

9. Валяев А.М. Позитивное влияние конфликтов на коллектив. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spylog.com

10. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебное пособие в схемах. - М.: Белые аль-вы, 1999. - 160 с.

11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М.: Академический проект, 2005. - 522 с.

12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 416с.

13. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу "Менеджмент" / Под ред. А.И. Наумова. - М.: Гардарика, 1998. - 288 с.

14. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ. - М.: Дело, 1991. - 320 с.

15. Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организации и консультантам по управлению: Учеб. пособие. - М.: ВЕЧЕ, 1999. - 382 с.

16. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 700 с.

17. Грейсон Дж. К. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991. - 522 с.

18. Гришина Н.В. Психология конфликта. - С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. - 456 с.

19. Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб.: Питер, 2000. - 492 с.

20. Дизель Пол-М., Мак-Кинли У. Поведение человека в организации / Пер. с англ. - М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. - 170 с.

21. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб.: ВЕЧЕ, 2003. - 446 с.

22. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. - М.: Прогресс, 2000. - 436 с.

23. Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. - 2000. - № 12.

24. Дятлов А.Н., Плотников М.В. Общий менеджмент: курс лекций. - М.: Перспектива, 2004. - 468 с.

25. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. - М.: АРМАДА, 1998. - 511 с.

26. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для ву-зов. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.

27. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юристъ, 1996. - 462 с.

28. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации. - М.: Инфра-М, 2004. - 452 с.

29. Камерон К, Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. - СПб: Питер, 2001. - 320 с.

30. Кандария И.А. Формирование корпоративной культуры в организации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.magistr-mba.ru

31. Клаузевиц К. О войне. - М.: Госвоениздат, 1934. - 340 с.

32. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-пресс, 2000. - 174 с.

33. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломандина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 220 с.

34. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001. - 512 с.

35. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 472 с.

36. Кузнецов В. Западный опыт и наши экономические реформы // МЭиМО. - 1989. - № 3. С. 11.

37. Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996. - 336 с.

38. Лютенс Ф. Организационное поведение / Пер. с англ. 7-го изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 243 с.

39. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - 704 с.

40. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

41. Моргунов Е.Б., Рязанова Н.В. Бизнес-конфликтология. - М.: Перспектива, 2005. - 530 с.

42. Моргунов Е.Б. Организационный климат и организационная культура. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru

43. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986. - 286 с.

44. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 438 с.

45. Пригожин А.А. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях // Менеджмент № 1. - 1995. - М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма". С. 68.

46. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов и др.; Отв. ред. М.В. Удальцова. - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. - 150 с.

47. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность // Менеджмент. - № 7. - 1998. - М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма". С. 70.

48. Рюттингер Р. Культура предпринимательства (Перевод с нем.). - М.: ЭКОМ, 1992. - 240 с.

49. Самоукина Н. Конфликт: понимать - значит управлять // Кадровое дело. - № 5. - 2003. С. 8-19.

50. 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации: модуль 2". - 288 с.

51. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. - М.: Экономика, 2001. - 474 с.

52. Силбигер С. МВА за 10 дней / Пер. с англ. Э.В. Шустера - М.: ЗАО "Консультант Плюс", 2001. - 440 с.

53. Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 248 с.

54. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. - С-Пб.: Питер, 2001 - 263 с.

55. Типы руководителей - стили управления / Сост. Н.А. Некрасов. - Новосибирск: ВО "Наука", Сибирская издательская фирма, 1992. - 129 с.

56. Томилов В.В. Культура предпринимательства: Учеб. пособие. - СПб: Питер, 2000. - 176 с.

57. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю.Базарова. - М.: "Центр Кадровых Технологий - XXI век", 2004. - 516 с.

58. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: Изд-во ЭКМОС, 1999. - 256 с.

59. Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам "Менеджмент", "Маркетинг": Учеб. пособие. - М.: Фи-нансы и статистика, 1996. - 64 с.

60. Федяева Р.Х. Организационная культура и ответственность современных предпринимательских структур. - М.: Просвещение, 1997. - 290 с.

61. Фролов С.С. Социология организаций. - М.: Владос, 2001. - 472 с.

62. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - М.: НОТА-М, 2005. - 248 с.

63. Цой Л.Н. Место конфликта в корпоративной культуре организации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://businessman.in.ua

64. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 439 с.

65. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 712 с.

66. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - С-Пб.: Питер, 2002 - 336 с.

67. Шорохов Ю.И., Глушков А.В., Мамагулашвили Д.И. Организационное поведение: Учеб. пособие для студентов экономических факультетов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 128 с.

68. Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь. - М.: Инфра-М, 2000.

Примечания:

Примечаний нет.