КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 62  | Формат: doc  | Год: 2003  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и управление педагогическим конфликтом 6

1.1. Детерминанты педагогического конфликта 6

1.2. Технология управления межличностными конфликтами 15

Глава 2. Способы и методы разрешения и предупреждения конфликтных

ситуаций 20

2.1. Конструктивность педагогических реакций в кризисные моменты 20

2.2. Деловые и личные конфликты учителя со школьниками и

особенности их преодоления 25

2.3. Такт учителя 34

Заключение 38

Список использованной литературы 39

Введение

Процесс нравственного развития школьников предполагает постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности. Он призван обеспечить накопление и осознание ребенком эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения, их развитие, что в свою очередь послужит совершенствованию и реализации в образе жизни ученика всей совокупности моральных ориентиров.

Данный процесс обусловлен двусторонним характером соотношения в нем позиции ученика, поскольку он представлен и как субъект самого процесса, и как объект воспитания. Действенность процесса находится в зависимости от характера взаимодействия этих позиций, педагогической обеспеченности движения ребенка от позиции объекта ко всё более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта. Динамика позиции ребенка дает возможность рассматривать процесс этического развития личности как результат продуманной педагогической стратегии системного подхода в воспитании, в котором существенная роль отводится средствам актуализации нравственного потенциала личности, методам дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся.

Но процесс нравственного развития личности школьника в условиях современной системы обучения зависит от многих факторов. Огромную роль играют конфликтные ситуации и способы их разрешения, чему и посвящена данная работа.

Конфликтология как отрасль знания о противоречиях, их развитии и преодолении в процессе общения субъектов учебно-воспитательного процесса, переживает этап становления. Успешная разработка ее проблем предполагает интеграцию педагогики с другими науками, в первую очередь, с психологией - социальной, возрастной, педагогической. Следует отметить, что именно психологи - Л.А. Петровская, М.М. Рыбакова и другие - первыми приступили к исследованию столь сложных реалий школьной жизни. О плодотворности междисциплинарного подхода к изучению стрессогенных конфликтов учителя и учащихся свидетельствует исследование В.И. Журавлева.

Актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности учебно-воспитательного взаимодействия, обусловлена потребностями школы, процессами ее демократизации и гуманизации.

Длительное время в теории и практике конфликты в педагогическом общении - оценивались односторонне, как нежелательные явления, следствие ошибочной линии поведения воспитателя, его недостаточной требовательности.

Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе "учитель-учащиеся", преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, именно их преодоление требует от учителя профессионального мастерства.

Специфика педагогического конфликте заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным статусом. Говоря спортивным языком, учитель и ученик выступают в разных весовых категориях. Цель учителя, как воспитателя, руководителя заключается не в том, чтобы победить, навязать ребенку свое решение, а, наоборот, укрепить его волю и разум, пробудить добрые чувства.

Что касается конфликтного взаимодействия учителя с коллегами, родителями учащихся, школьной администрацией, то оно подчиняется общепринятым нормам делового общения и может быть предметом специального рассмотрения.

Современные исследователи справедливо подчеркивают: "Императивная педагогика - педагогика бесконфликтная, поскольку деятельность в ее рамках основывается не на решении проблем, а на копировании и трансляции образцов уже известной деятельности".

Конфликты не разрешались, а подавлялись. Традиционные педагогические реакции на нарушение детьми школьного порядка и режима отличались репрессивностью.

Конфликтная ситуация является всегда экстраординарной и перевод ее в русло продуктивного взаимодействия требует от педагога творческого подхода, высокой коммуникативной компетентности, преодоления стереотипов авторитарной педагогики.

Серьезные пробелы в развитии педагогической конфликтологии негативно сказываются на уровне профессионального мышления современного учителя, оборачиваясь неумением преодолевать естественно возникающие коммуникативные трудности. Думается, что наблюдающийся феномен отчуждения учащихся от школы и учителя, столь распространенные дидактогении и скулофобии в значительной мере объясняются принципиальными просчетами в регуляция межличностного общения.

Этот вывод подтверждают данные В.С.Безруковой. В системе профессионально-технического образования учащиеся, находящиеся в состоянии то скрытой, то открытой войны с педагогами, составляют не менее 30%. Основную причину "отверженности" подростков исследователь усматривает в распаде воспитательных отношений, начавшегося в школе.

Культура разрешения межличностных конфликтов имеет не только воспитательное, но и дидактическое значение. Так, зарубежные ученые связывают высокую результативность японской системы образования с умением учителей избегать прямых столкновений с детьми, находить в проблемных ситуациях компромиссные решения.

Для того, чтобы дать достаточно полную характеристику любому явлению, необходимо изучить комплекс его внутренних и внешних связей, их взаимозависимость. С научной точки зрения важно выделить и четко определит!, содержание терминов, с помощью которых описываются те или иные закономерности. Выявление сущности педагогического конфликта опирается на использование системы понятий: межличностного противоречия, объекта, предмета, субъектов конфликта, инцидента и других.

Освоение понятийно-терминологического аппарата составляет основу процесса формирования профессиональной конфликтной компетентности учителя.

Проблемой данного исследование является выявление влияния конфликтных ситуаций и путей их разрешения на процесс нравственного воспитания.

Объектом исследования выступает процесс нравственного воспитания личности в разрешении конфликтной ситуации.

Предметом исследования выступают пути и средства в разрешении конфликтных ситуаций.

Целью исследования является выявление особенностей возникновения конфликтных ситуаций и путей их разрешения, а также - их влияния на процесс нравственного воспитания.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ и изучить взгляды педагогов на проблемы возникновения конфликтных ситуаций.

2. Определить влияние нравственного воспитания на пути разрешения конфликтных ситуаций.

3. Выявить наиболее эффективные способы и методы разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций, выявить их влияние на нравственное воспитание, провести экспериментальную работу.

Методы, применяемые при написании данной работы, следующие: анализ проблемы, синтез, сравнение конфликтных ситуаций, противопоставление, анализ литературы, построение гипотез, методы моделирования, наблюдение, беседа, изучение и обобщение изученного опыта.

Список литературы

1. Алексеева Е.В., Байтингер О.Ю. Наш проблемный подросток. М.: Дело, 2006.

2. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лету / Педагогический поиск. - М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. - М., 1983.

4. Аникеева Н.Д., Винчикова Г.В., Смирнов С.А.. Режиссура педагогического взаимодействия. Учебн. пособие. - Новосибирск, 1991.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.

6. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

7. Безрукова В.С. Педагогика профессионально-технического образования. Актуальные проблемы. Текст лекций. - Свердловск, 1991.

8. Битинос Б.П., Катоева Л.И.. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 2003. №2.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984.

10. Гитинова Н.В. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учащимися // Психология учителя. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. - М., 1988.

11. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т.2. - М., 2002.

12. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. - М., 2005.

13. Кирдяшкина Т.А. Уровень невротизации как фактор профотбора на профессию учителя // Псих. пробл. профориентации учащихся. - Челябинск, 1990.

14. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. Минск, 2006.

15. Кондратьева С.В., Семчук Л.А. Конфликты: причины возникновения и пути разрешения // Практическая психология. Метод, реком. цгк. учит. - Гродно, 2002.

16. Консервативные тенденции в современной буржуазной педагогике. Сб. научн. трудов.-М., 1989.

17. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты - М., 2002.

18. Корчак Я. Как любить детей. - М., 1968.

19. Культура общения учителя Методич. рекомендации,-Л., 1990.

20. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. М.: Просвещение, 2006.

21. Макаревич Р.А. Некоторые пути совершенствования психологической подготовки студентов к педагогической деятельности//Психология подготовки к педагогической деятельности. Респ. межв. научи. сб. Психология. Вып. 11. - Мн., 1990.

22. Мещерякова Ю.С., Сорокина А.И. Значение включения отрицательных эмоций в сферу общения младенцев со взрослыми для развития предметно-манипулятнвной деятельности // Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Сб. научн, тр. - М., 1990.

23. Мухаметдянова Г.В., Рожков М.И., Юдин В.П. Социальная защита. - Казань, 2003.

24. Научно-техническое образование: сущность, состояние, перспективы развития. - М., 2002.

25. Орлов Ю.М. Проблемы педагогики ненасилия // Педагогика. №4. 2003.

26. Педагогическая энциклопедия. - М., 1968.

27. Пергаментщик Д.А. Психология травматического стресса //Адукацыя ш выхаванне, 2003. №2.

28. Петровская Л.А. Воспитатель - подросток: пути развития диалога // Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990.

29. Плаксин С.И. Отклонения от норм социалистического образа жизни в молодежной среде: сущность и пути преодоления. - М., 1986.

30. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. - Казань, 1991.

31. Психология развивающейся личности. Под ред. А.В.Петровского. - М., 1987.

32. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988.

33. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 2005.

34. Рыданова И.И. Педагогические конфликты. М.: Академия, 2006.

35. Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения. Автореф. канд. псих. Наук. - М., 1989.

36. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М., 1983.

37. Скаткин М.Н. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. - М., 1988.

38. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. -Киев, 1991.

39. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. - Саратов, 1972.

40. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.

41. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю.- Ижевск, 1981.

42. Тальчук А.А. Заболеваемость абитуриентов педагогического института // 3аболеваемость, работоспособность и пути оздоровления студентов. Материалы симпозиума. - Мн., 1991.

43. Трускалов В.В., Стрелков В.Б. Активность в общении и фамилии // Проблема общения в процессе обучения и воспитания в педвузе. - Уфа. 1983.

44. Философский словарь. Изд. 4. - М., 1981.

45. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Проспект, 2006.

46. Шешмурина А.И. Основы этической культуры. СПб.: ПИТЕР, 2006.

47. Ясхокова Л.Я. Стрессоустойчивость и профессиональный потенциал личности // Первые международные научные московские чтения. Тезисы докладов. - М., 1991.

Примечания:

Примечаний нет.