Ирония в творчестве у В. Ерофеева и В. Войновича

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 102  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теория иронии 16

1.1. Ирония как эстетическая категория 16

1.2. Ирония в художественной литературе 21

1.3. Игра как элемент иронии 29

Глава 2. Ирония в творчестве В. Войновича 39

2.1. Особенности творчества писателя 39

2.2. Поэтика раннего творчества В. Войновича 45

2.3. Ирония в повести "Путём взаимной переписки" 52

Глава 3. Ирония в творчестве В. Ерофеева 61

3.1. Особенности поэтики поэмы "Москва-Петушки" 61

3.2. Карнавальная традиция как проявление иронии в поэме 69

3.3. Приёмы иронии в поэме 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97

Введение

Конец 1960-х - 1970-х гг. связан с периодом застоя. Это время политических реакций, массовых высылок за рубеж деятелей литературы и культуры, гонения андеграунда и крушений идей утопизма . Этот период характеризуется духовным разложением общества, засильем потребительства, приоритетом материальных ценностей. Общество замыкается в частной жизни и проходит через испытание бытом.

Советская литература этого периода существовала как раздробленное художественное целое, в рамках которой выделялась:

а) публикуемая разрешенная литература (А. Твардовский, С. Залыгин, Ф. Абрамов и др.);

б) задержанная литература, которая не допускалась до массового читателя (Ю. Домбровский, В. Ерофеев, В. Высоцкий и др.);

в) литература русского зарубежья, в состав которой входили И. Бродский, А. Солженицын, В. Войнович и др.

Основными тематическими течениями в литературе второй половины XX века стали:

- военная проза и поэзия 1950-х - 80-х гг. (произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Астафьева, Г. Бакланова и др.);

- деревенская проза (Б. Можаев, С. Залыгин, В. Белов, В. Распутин и др.);

- городская проза, которая развивалась в 1960 - 1970-х гг. в жанре "молодёжной прозы" (В. Аксёнов, А. Битов, В. Максимов), в 1970 - 1990-х гг. в литературе "сорокалетних" (В. Маканин, Л. Петрушевская, М. Харитонов и др.);

- лагерная тема (А. Солженицын, В. Шаламов, Г. Владимов и др.).

Но кроме этих течений развивался и набирал силу отдельный блок нереалистичекого художественного мышления - постмодернизм, который реализовался в творчестве В. Ерофеева, А. Синявского, В. Аксенова, В. Пелевина, В. Сорокина, С. Соколова . "Высокий" постмодернизм с его трагическим скептицизмом, с бегством от реальности в тексты о реальности (материализующие сознание), с ощущением утраты самостоятельного слова (тотальная интертекстуальность), с отрицанием метафизики представлен поэзией И. Бродского.

Научно-техническая революция середины века вывела цивилизацию в новую стадию постиндустриального, технологического общества, создающего не только вторую природу, но вторгающегося в самоё структуру материи. Так возникает основа для второго кризиса реальности, более радикального, связанного с "исчезновением реальности", её миражностью, а не только с её абсурдностью. Следствием кризиса сознания и его выражением стало изменение художественной "картины мира": образ реальности становится не безусловным, одним из вариантов реальности, знаком текста, замещающего самоё реальность, симулякром, как это сформулировали теоретики постмодернизма.

В западноевропейской литературе новая эстетика проявилась в послевоенной прозе "нового романа", театра абсурда; но и в русской литературе на рубеже 50 - 60-х гг. вопреки сдерживающей силе канона соцреализма и возвращающемуся с "оттепелью" доверию реальности рождается "новая проза": "Колымские рассказы" В. Шаламова с идеей призрачности реальности и культуры, поэзия ленинградских поэтов ("филологическая школа" - Л. Лосев, В. Уфлянд, И. Бродский), смогистов (Л. Губанов), гротесковая проза А. Синявского ("Любимов"), В. Войновича ("Путём взаимной переписки"), поэзия и проза раннего А. Битова ("Жизнь в ветреную погоду"), на конец, "Москва - Петушки" Вен. Ерофеева.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 541 с.

2. Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 128 с.

3. Блок А.А. Записные книжки. 1901 - 1920 / Александр Блок; Под общ. ред. В.Н. Орлова и др. - М.: Худож. лит., 1965. - 662 с.

4. Богданова О.В. Современный литературный процесс. К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70 - 90-х годов XX века. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. - 312 с.

5. Вайль П., Генис А. Гражданская война. Фрагмент из книги "60-е" // Даугава. - 1990. - № 1. - С. 79 - 92.

6. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. - М.-Л.: Academia, 1937. - 620 с.

7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Т. 1: [перевод] / Вступ. ст. Ю.В. Перова. - Изд. 2-е, стер. - СПб.: Наука, 2007. - 621 с.

8. Гинзбург Л. Николай Олейников // Олейников Н. Пучина страстей: Стихотворения и поэмы. - Л., 1991. - С. 3 - 25.

9. Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. - М.: Слово, 1991. - 386 с.

10. Голобородова Т.Н. Феномен игры в культуре постмодернизма: проблемы философского анализа: Дис. … канд. философ. наук / Барнаул, 2000. - 157 с.

11. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 295 с.

12. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. - Минск: Экономпресс, 1999. - 179 с.

13. Демин И.Л. Художественна жизнь России 70 - 80-гг. - М.: Альфа и Омега, 1992. - 259 с.

14. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины XX века. - М.: Высш. шк., 2004. - 472 с.

15. Курганов Е. Анекдот как жанр. - СПб.: Академический проект, 1997. - 123 с.

16. Курганов Е. Похвальное слово анекдоту. - СПб.: Изд-во журнала "Звезда", 2001. - 288 с.

17. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Жизнь после смерти, или новые сведения о реализме // Новый мир. - 1993. - № 7. - С. 233 - 252.

18. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Никольскина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК Интервалк, 2001. - 1600 стб.

19. Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Ленинград: Наука, 1984. - 295 с.

20. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М.: Искусство, 1965. - 372 с.

21. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. - М., 1990. - 423 с.

22. Мышалова Д.В. Очерки по литературе русского зарубежья. - Новосибирск: ЦЭРИС; Наука, 1995. - 223 с.

23. Ницше Ф. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. К.А. Свасьян. - М.: Просвещение, 1993. - 574 с.

24. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. - М.: Политиздат, 1991. - С. 230 - 264.

25. Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учебник. - М.: Высш. шк., 1978. - 351 с.

26. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки: Исторические корни волшебной сказки: Собр. тр. / Ред. Г.Н. Шелогурова; Коммент. Е.М. Мелетинского, А.В. Рафаевой. - М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.

27. Рюмина М.Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.

28. Сергиенко А.В. Языковые возможности реализации иронии как разновидности импликации в художественных текстах: Автореф. дис. … канд. филолог. наук - Саратов, 1995. - 19 с.

29. Солодовникова О.В. Эстетизация современной культуры и формы её представления: Дис. … канд. философ. наук. - Томск, 2002. - 149 с.

30. Стасов В. Избранные сочинения: В 3-х томах. Т. 2. М., 1952. - 521 с.

31. Стеблин-Каменский М.И. Миф. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976. - 102 с.

32. Степанян Е. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. - 1992. - № 9. - С. 28 - 36.

33. Усманова А.И. Синтагматические средства выражения иронии в английской литературе XIX и ХХ веков: Автореф. дис. … канд. филолог. наук. - М., 1995. - 24 с.

34. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 693 с.

35. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 574 с.

36. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура: Сб. / Пер. с нем. А.М. Руткевича, В.В. Бибихина; Вступ. ст. А.М. Руткевича. - М.: Ренессанс, 1992. - 289 с.

37. Хализев В.Е. Модернизм и традиции классического реализма в русской литературе XX века // Филологические науки. - 2004. - № 6. - С. 109 - 117.

38. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 375 с.

39. Хёйзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

40. Черняк М.А. Современная русская литература. - СПб.; М.: САГА; ФОРУМ, 2004. - 412 с.

41. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. / Сост., пер. с нем., вступ. ст. Ю.Н. Попова. Т. 1. - М.: Искусство, 1983. - 479 с.

2. Литература по творчеству В. Войновича

42. Войнович В. Путем взаимной переписки // Дружба народов. - 1989. - № 1. - С. 90 - 120.

43. Бакалова З.Н. Слово как отражение авторской концепции в романе В. Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" // Литература "третьей волны". Сборник научных статей. Изд-во "Самарский университет", 1997. - С. 118 - 123.

44. Васюченко И. Чтя вождя и армейский устав // Знамя. - 1989. ? №10. - С. 214 - 216.

45. Заглавие Проза русского зарубежья (1970-1980-е гг. ) : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Е. Ю. Зубарева

46. Зубарева, Елена Юрьевна.

47. Ланин Б. Проза русской эмиграции (Третья волна): Пособие для преподавателей литературы. - М.: Новая школа, 1997. - 208 с.

48. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы. В 2 т.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Т. 2. 1968 ? 1990. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 688 с.

49. Литература "третьей волны" : Сборник научных статей / Самар. гос. ун-т; Самар. пед. ун-т; Адм. г. Самары; Ред. -сост. В. П. Скобелев

50. Мильштейн И. Владимир Войнович. После пира. И после чумы // Новое время. - 2000. - № 44. - С. 56 - 67.

51. Немзер А. В поисках утраченной человечности // Октябрь. - 1989. ? № 8. - С. 184 - 195.

52. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 1980-х - начала 1990-х годов ХХ века: Уч. пос. для студентов филологических факультетов вузов. - МН.: НПЖ "Финансы, учёт, аудит", "Экономпресс", 1997. - 231 с.

53. Обухов В. Современная российская антиутопия // Литературное обозрение. - 1998. ? № 3. - С. 96 - 98.

54. Объем 110,[1] с.

55. Объем 330 с.

56. Пономарёв Е. От Чонкина до Чонкина // Нева. - 2004. ? № 3. - С. 210 - 220.

57. Публикация М. : Изд-во Моск. ун-та , 2000

58. Публикация Самара : Самарский университет , 1997

59. Саморукова И.В. Метафизика анекдота в творчестве В. Войновича // Литература "третьей волны". Сборник научных статей. Изд-во "Самарский университет", 1997. - С. 113 - 118.

60. Шохина В. Восемнадцатое брюмера генерала Букашева // Октябрь. - 1992. ? № 3. - С. 198 - 202.

3. Литература по творчеству В. Ерофеева

61. Ерофеев Вен. Москва - Петушки. - М., 1990. - 156 с.

62. Ерофеев Вен.В. Москва - Петушки: С комментариями Эдуарда Власова / Предисл. Е. Попова; Коммент. Э. Власов. - М.: ВАГРИУС, 2000. - 573 с.

63. "Москва-Петушки": Историко-литературный и актуальный контекст // Новое литературное обозрение. - 1999. - № 38. - С. 300 - 314.

64. Встань и иди // Slavica Hierosolymitana. - 1981. - № 5 - 6. - С. 387 - 398.

65. Гайсер-Шнитман С. Венедикт Ерофеев "Москва - Петушки", или "The Rest is Silence". - Берн, 1984. - 373 с.

66. Живолупова Н.В. Паломничество в Петушки, или проблема метафизического бунта в исповеди Венички Ерофеева // Человек. - 1992. - № 1. - С. 70 - 79.

67. Зорин А. Опознавательный знак // Театр. - 1991. - № 9. - С. 120 - 128.

68. Кавадеев А. Сокровенный Венедикт // Соло. - 1991. - № 8. - С. 34 - 42.

69. Касаткина Т. Философские камни в печени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.kirovsk.narod.ru.

70. Комароми А. Механизм и смысл противоиронии в поэме Вен. Ерофеева "Москва - Петушки" // Материалы Третьей международной конференции "Литературный текст: проблемы и методы исследования". - Тверь: изд-во Тверского ун-та, 2000. - С. 69 - 75.

71. Курицын В. Мы поедем с тобою на "А" и на "Ю" // Новое литературное обозрение. - 1992. - № 1. - С. 62 - 74.

72. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или Диалоги с Хаосом // Знамя. - 1992. - № 8. - С. 45 - 53.

73. Липовецкий М. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики). - Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 1998. - 317 с.

74. Муравьев B.C. Предисловие // Ерофеев В.В. Москва - Петушки. - М.: Интербук, 1990. - С. 3 - 15.

75. Несколько монологов о Венедикте Ерофееве // Театр. - 1991. - № 9. - С. 100 - 118.

76. Сказа А. Традиции Гоголя и Достоевского в поэме "Москва - Петушки" Вен. Ерофеева // Вестник МГУ. Сер. 9: Филология. 4. 1995. - С. 52 - 64.

77. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пос. - 3 изд-е, испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2001. - Разд. Карта постмодернистского маршрута: "Москва - Петушки" Вен. Ерофеева. - С. 145 - 183.

78. Смирнова Е. Венедикт Ерофеев глазами гоголеведа // Русская литература. - 1990. - № 3. - С. 23 - 29.

79. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. - М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. - Разд. После карнавала, или Обаяние энтропии. Венедикт Ерофеев. - С. 254 - 274.

Примечания:

Примечаний нет.