Куклы и механизмы в творчестве Э.Т. Гофмана

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 108  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение

Глава I. Западноевропейский романтизм и место в нем Эрнста Теодора Амадея Гофмана

1.1. Особенности западноевропейского романтизма, его поэтическая семантика и символика

1.2. "Кукольный мир" европейских романтиков как проявление мятежного и трагического мировосприятия

Глава II. Эрнст Теодор Амадей Гофман как представитель немецкого романтизма XIX века

2.1. Нравственно-эстетические искания писателя. Вопросы его мировоззрения

2.2. Образы оживающих кукол в произведениях Гофмана как символ утраты человечности

2.3. Реализация концепции пустоты и механистичности в творчестве Гофмана

2.4. Мотив разборного человека в творчестве Гофмана

Глава III. Гофмановские традиции в творчестве русских писателей XIX и XX века

3.1. Русская Гофманиана

3.2. Место художественных приемов и образов Гофмана в творчестве А. Блока

Заключение

Список литературы

Введение

В своем страстном стремлении видеть мир таким, каким он должен быть, романтики выдают должное за истинно существующее, а реальное объявляют пустой формой. Эта концепция обусловливает возникновение символических тенденций в искусстве.

Ощущение двойственности бытия, мучительного разлада между идеалом и действительностью пронизывает все творчество романтиков. Формами выражения раздвоенности мира являются символические образы механизмов и кукол в творчестве Э.Т. Гофмана.

Цель работы - рассмотреть роль образов механизмов и кукол в творчестве Э.Т. Гофмана.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить особенности западноевропейского романтизма, его поэтическую семантику и символику;

- показать, как в образах кукол предстает перед нами трагическое существование человека в мире;

- определить нравственно-эстетические воззрения писателя;

- проанализировать образы оживающих кукол в произведениях Гофмана как символ утраты человечности;

- определить, какими средствами реализуется концепция пустоты и механистичности в творчестве Гофмана;

- проанализировать нравственно-эстетические взгляды Гофмана;

- проследить развитие мотива разборного человека в произведениях Гофмана;

- проанализировать русскую гофманиану на примере творчества М.Ю. Лермонтова, В.Одоевского, А. Блока;

- определить влияние образов и поэтики Гофмана на произведении русских писателей.

Теоретической основой дипломной работы станут труды С. Шлапоберской, Д. Чавчанидзе, С.И. Сахарова, М. Свердлова, А.В. Карельского, Н.С. Лейтес, Л.Б. Ботниковой, В. М. Жирмунского, Н.Я. Берковского и других исследователей. Рассмотрением связей и реминисценций творчества Э.Т. Гофмана с творчеством русских писателей занимались Л.Б. Ботникова и В.В. Королева. Однако в науке нет единства в оценке творчества Э.Т. Гофмана. Поэтому обращение к теме дипломной работы является актуальным. Это обращение поможет нам понять, под влиянием чего формировалась эстетика Гофмана, его творческие принципы, мировоззрение и какое влияние оказали они на развитие литературы.

Пристальное внимание к творчеству Гофмана не случайно. Художественный мир этого писателя чрезвычайно своеобразен. Кроме того, Гофман оказал существенное влияние на немецкую и русскую литературу. В XIX веке его творчество привлекало к себе взоры многих известных писателей России. Он был одним из самых читаемых авторов в нашей стране.

Гипотеза исследования - появление и развитие в творчестве Э.Т. Гофмана образов кукол и механизмов продиктовано близостью его эстетической позиции взглядам романтиков и нравственно- эстетическими исканиями писателя.

Объект рассмотрения - творчество Э.Т. Гофмана.

Предмет исследования - образы кукол и механизмов и их роль в творчестве писателя.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Завершает дипломную работу список литературы.

Во введении поставлены цели и задачи работы, акцентируется внимание на актуальности темы дипломной работы, на ее недостаточную изученность в науке.

Первая глава посвящена проблеме западноевропейских традиций и определению места творчества Э.Т. Гофмана в западноевропейской литературе.

Вторая глава дипломной работы представляет собой аргументированное доказательство того, что образы механизмов и кукол являются одними из ведущих в поэтике Гофмана. Они вызваны своеобразием мировосприятия и эстетики писателя.

В третьей части работы анализируется влияние творчества Гофмана на русскую литературу.

Работу завершают выводы и список литературы.

Поэтический мир Гофмана таит в себе множество противоречий. Анализ поэтической системы писателя требует больших усилий. Такой анализ должен предполагать установление точных соотношений между различными гранями его поэтического сознания.

Список литературы

1.Адоньева С.Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. - Л.: ЛГУ, 1989

2.Асмус В.Ф. Немецкий романтизм. - М., 1964

3.Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963

4.Байрон Д.Г. Избранные произведения в 2 томах. Том 1 / Составитель О.Афонина. - М.: Художественная литература, 1987

5.Бердяев Н.А. Философия собственного духа. - М.: Наука, 1994

6.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Художественная литература, 1973

7.Бент М.И. Немецкая романтическая новелла и проблемы ее изучения // Филологические науки. - 1989. - N.I. - С.27

8.Бент М.И. От философской повести к новелле-сказке: "Необыкновенная история Петера Шлемиля" А. Шамиссо // Филологические науки. - 1992. - № 1

9.Берновская Н.М. Об иронии Гофмана // Художественный мир Э.Т. А. Гофмана. - М., 1982

10.Ботникова А.Б. Страницы русской гофманианы // Художественный мир Гофмана. - М.: Наука, 1982. Сборник

11.Ботникова А.Б. Пушкин и Гофман: (К вопросу о формах литературных взаимосвязей) // Пушкин и его современники. - Псков, 1970

12.Ботникова А.Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература. - Воронеж, 1989

13.Ботникова Л. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература. (Первая половина XIX века). - Воронеж, 1977. - С. 91 - 94

14.Ботникова Л. Б. Сказка немецкого романтизма // Немецкая романтическая сказка. - М.: Прогресс, 1980

15.Браун Ф. М. Немецкий романтизм // История западной литературы / Под ред. Батюшкова. - Т. I. - M., 1912

16.Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966

17.Гинзбург Л. О психологической прозе. - Л., 1977

18.Гофман Э.Т. А. Песочный человек. - М.: Текст, 1999

19.Гофман Э. Т. А. Крейслериана. Житейские воззрения Кота Мурра. Дневники. - М., 1972

20.Гофман Э. Т. А. Сочинения / Составитель Л.С. Калюжная. - М.: Звонница, 2000

21.Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т.- М., 1968, т. 1. - С. 251

22.Гофман Э.Т.А. Новеллы. - М.: Правда, 1991

23.Гофман Э.Т.А. Песочный человек // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1994. - Т. 2

24.Гофман Э.Т. А. Новеллы. - М.: Художественная литература, 1983

25.Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.1. - М.: Художественная литература, 1991

26.Грановский Г.Н. и его переписка. Том 2. - М., 1897

27.Грете Ионкис. Загадочный и многоликий Гофман. - М., 2005

28.Дружинин А. Собрание сочинений. Том 8. - СПб., 1867

29.Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972

30.Жирмунская Н. Новеллы Гофмана в сегодняшнем мире / Э.Т.А.Гофман. Новеллы. - Л.: Лениздат, 1990

31.Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб: Аксиома; Новатор, 1996

32.Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992

33.Карельский А.В. Немецкий Орфей: беседы по истории западных литератур. - М., 2007

34.Кениг Г. Я. Очерки русской литературы. - СПб., 1862

35.Королева В.В. Реминисценции новеллы "Дон Жуан" Э.Т.А. Гофмана в творчестве А. Блока // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2007.- №2

36.Королева В.В. "Принцесса Брамбилла" Э.Т.А. Гофмана. К проблеме двойничества // Русское литературоведение в новом тысячелетии: Материалы 4 Международной научной конференции, - М, 2005

37.Королева В.В. "Пьеса А.Блока "Балаганчик" и новелла Э.Т.А Гофмана "Принцесса Брамбилла" // Филологические штудии: Сборник научных трудов. Выпуск 10. - Иваново, 2006

38.Королева В.В. А. Блок и Э.Т.А. Гофман. К проблеме двойничества // Шахматовский вестник. - М., 2007

39.Лермонтов М. /О. Собр. соч.: В 4-х т. М.; Л.: Наука, 1981, т. 4

40.Лейтес Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. - Пермь, 1984

41.Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А.С. Дмитриева. - М.: издательство МГУ, 1980. - С. 2004

42.Нейман Г. В. Фантастическая повесть Лермонтова. - Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1967. - № 2. - С. 18. - 28

43.Одоевский В. Ф. Русские ночи. - Л., 1975

44.Одоевский В. Ф. Сочинения. - СПб., 1844, ч. III

45.Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым. - СПб., 1896

46.Сахаров В.И. Гофман / Художественный мир Гофмана. - М.: Наука, 1982

47.Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман. - М., 1991

48.Семенов Л. Лермонтов и Лев Толстой. - М., 1914

49.Скотт В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана // Вальтер Скотт. Собрание сочинений в двадцати томах. - Т. 20. - М.-Л.: Художественная литература, 1965

50.Санд Ж. Собрание сочинений в 15 томах. Том 1. - М.: Художественная литература, 1992

51.Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы. - Т. 6. - М.: Наука, 1989

52.Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж, 1973

53.Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и врем. - Рига: Знание, 1988

54.Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. - Л., 1967

55.Фрейд 3. Жуткое (о новелле Э.Т.А.Гофмана "Песочный человек") // З.Фрейд. Художник и фантазирование. - М., 1999

56.Чирков Н. М. О стиле Достоевского. - М., 1964

54.Чистова И. С. Прозаический отрывок М. Ю. Лермонтова "Штосе" и "натуральная" повесть 1840-х годов // Русская литература. - 1978. - № 1. - С. 120 - 129

57.Чавчанидзе Д. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана // Э.Т.А.Гофман. Золотой горшок и другие истории. - М., 1981

58.Шлапоберская С. Сказка и жизнь у Э.-Т.-А. Гофмана. - М., 1989

59.Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966

60.Ingham N. IV. Е Т. A. Hoffmann's Reception in Russia. Wurzburg, 1974

Примечания:

Примечаний нет.