Поэтика создания образов лирического субъекта в поэзии В.С. Высоцкого

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 96  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Содержание.

Введение 3

Глава I. Поэтическая система поэзии В.С. Высоцкого. 9

1. Полифонизм, многогеройство в творчестве В.С. Высоцкого. 9

2. Семантическая структура образов лирического субъекта. 19

Глава II. Особенности военной лирики. 33

1. Взгляд на войну извне: война, как объект описания. Локальная и временная сфокусированность войны в произведениях В.С.Высоцкого. 33

2. Поэтика создания образа солдата на войне. 41

Глава III. Реализация личности в пограничной,

экстремальной ситуации. 54

1. Преодоление, жизнь на грани в творчестве В.С.Высоцкого. 54

2. Человек и стихийные силы природы. 59

Глава IV. Образ "потерянного" человека.

Деградация личности и общества. 69

Глава V. Поэтика создания образа Влюбленного, его многогранность. 78

1. Многогранность образа влюбленного в творчестве В.С. Высоцкого. 78

2. Соотношение ролевого образа и лирического "Я" В.С. Высоцкого. 83

Заключение 88

Литература 92

Введение

«Среди нехоженых дорог одна – моя…»

В.С. Высоцкий

Введение.

Поэтический постулат, заложенный в этой известной строчке В. Высоцкого, абсолютно точен, аскетически ограничен и лирически достоверен: поэт лишь тот, кто идет нехоженой дорогой, по своей тропе. Сама жизнь В. Высоцкого, необычность его личности, голоса, стихов - все соединено в этой строке, знаменуя собой существование в нашей духовной культуре еще одного Поэта. Однако как у всякой правдивой поэтической мысли, и у этой - “среди нехоженых дорог - одна моя” - есть своя социально-литературная предыстория. Потому что прежде, чем выйти на непройденные маршруты, надо набраться сил там, где прошагали тоже когда-то для них нехожеными тропами и тоже своими - другие.

Приход В. Высоцкого в советскую поэзию при всей своей неожиданности был в значительной степени закономерен. Конец 50-х - начало 60-х гг. - время, которое и сегодня общественным сознанием оценивается как “время надежд”. Это было начало поэтического творчества дерзкой и талантливой плеяды “громких лириков” - Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского; становление “овечкинского периода” в нашей литературе, когда суховатый и нелицеприятный очерк взял на себя большую часть литературной нагрузки и когда аналитические выкладки, сатирические портреты В. Овечкина (“Районные будни”) и Г. Н. Троепольского (“Записки агронома”) впервые заставили общественность задуматься над вопросами экономической, политической организации нашей жизни в государственном и нравственно-духовном аспектах.

М. Слуцкис писал тогда, что аналитический подход литературы к жизни в союзе с лирическим даст очень интересный результат, и не ошибся. Доказательство тому - философская лирика А. Твардовского 60-х гг., рождение мощной прозы “деревенщиков”, а потом прозы Ю. Трифонова, В. Тендрякова, в драматургии - появление А. Вампилова, чуть позже - А. Гельмана, Ленинианы М. Шатрова... Правда, к середине 60-х гг. аналитическая и лирико-психологическая тенденции все более тяготеют не столько к единству, сколько к отталкиванию. С одной стороны оказалось “громовое “Мы!”, с которым вступили в жизнь и в литературу поэты открытой тенденциозности”. С другой - негромкое, но выразительное, насыщенное глубоким драматизмом переживаний “я” Н. Рубцова, А. Прасолова, А. Жигулина. Творчество Б. Окуджавы с середины 50-х до середины 60-х гг. занимало особое место. Подкупая особой “домашностью”, доверительностью, предельно сокращающей дистанцию между поэзией, музыкой - высоким - и слушателем, его песенная лирика мягко, но настойчиво открывала для нас возможность другого взгляда на общепринятое, давно привычное. Более того, Б. Окуджава постоянством своего поэтического выражения (одновременно через слово и музыку) утверждал эту возможность как необходимость во всем и для всех.

Однако если посмотреть на литературу тех лет как бы с высоты временного от нее сегодняшнего нашего отстояния, то “общий план” атмосферы общественного и личностного сознания 50-60-х, и особенно 60-70-х гг., можно представить словами одного из героев романа С. Залыгина “Соленая падь” (1967): “Ищут все нынче. Все и каждый. Не каждый знает, чего ищет...”. На этом фоне всеобщего поиска гражданских и духовных точек опоры в новых общественно-исторических условиях и вместе с тем такого же всеобщего ощущения неясности, куда именно направить этот поиск в окружении правильных, привычно неопровержимых, прекрасных слов о нашей жизни и о нас самих, необходимо было появление феномена Высоцкого. Его ирония, высекающая правду о состоянии на всех, буквально на всех этажах общественной жизни, его романтическая бескомпромиссность, возвращающая засоциологизированным понятиям ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ПРАВДА, ЛОЖЬ, БОРЬБА, ПОБЕДА, СМЕРТЬ, СТРАХ, ВЫСОТА их полузабытое духовное содержание, наконец, самый его голос, режущий наш привычный к гармонии слух, беспокоящий и поразительно естественный, т. е. такой, какой есть, а не тот, что профессионально отшлифован, - все вместе это прямо было обращено к человеческому достоинству каждого, выбивало из гражданского полусна, давало многим и многим искомую духовную точку опоры. Как всякий большой художник, В. Высоцкий точно угадал, откуда надо начинать: от разговора бытового, повседневного, от того самого быта, к которому прирастали все сильнее, до неотделимости, начинать надо от себя. Отсюда множественность самых разных персонажей в его поэзии, их откровенные монологи о своем (что купил, что достал, что выпил, кого встретил, о чем услышал, что перетерпел и т. д.), отсюда и обращение к темам житейских обстоятельств каждого и среди них - к теме судьбы.

В творчестве В.С.Высоцкого было много такого, что невозможно втиснуть в прокрустово ложе привычных представлений. В его песнях были и сарказм, и ирония. Советские критики находили в них "упадочнические мотивы" и "рекламу антиобщественных элементов". Стихи его не печатали, песни на радио и телевидении не исполняли, считая их "приблатненными куплетами улицы"...

Но голос его доходил до поклонников барда с магнитофонных лент и записей, сделанных на рентгеновских пленках. Его песни сразу запоминались. Если он пел о войне, то смотрел на нее глазами рядового солдата. Ему не довелось воевать, война застала его ребенком, но он был сыном военного и многое знал о фронте и тыле. Если же пел он о жизни вокруг себя, то видел ее суровые стороны, потому в голосе его было так много жесткой беспощадности.

В.Высоцкий весь был в движении, жил головокружительными ритмами своего времени. Новая общественная волна вынесла его на гребень. Имя его переплеталось с именами Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадуллиной, Евгения Евтушенко. Совершенно естественно молодой воспитанник МХАТа нашел свое место в новаторском театре на Таганке.

Несомненно, песенно-поэтическое творчество Высоцкого тесно связано с общественной ситуацией 60-х - начала 80-х годов, с житейской и творческой биографией и личными качествами. Новаторство Высоцкого в авторской песне ощущалось настолько остро, что не оставалось никакого сомнения: талант поэта-песенника синтетичен. И жанр, в котором этот талант проявился, уникален. Да, песни Высоцкого находились "на стыке" трех систем жанров: литературного, музыкального и, условно говоря, эстрадно-исполнительского.

Сплав поэзии и музыки позволил Высоцкому в эпоху застоя "докричаться" до масс, разбудить разум и души людей. Время, в которое он жил, было враждебно ему своей тишиной. И вот тут-то и раздался и вскоре зазвучал по всей стране голос барда. "Он был вызван к жизни самим временем. И никто из всех многочисленных новоявленных "мейстерзингеров" не мог сравниться с ним ни по силе его духовной мощи, ни по глубине его тоски, ни по его сарказму. Он создал в своем творчестве тот новый характер "героя", потребность в котором уже давно стала назревать в нашем обществе... Отсюда его работа на износ, отсюда же хриплый, надрывный голос - надо было успеть сказать людям так много, а сил было мало, и он был один" (Л.К.Долгополов).

В.С. Высоцкий написал более шестисот песен. Это неслыханно много, и естественно, что, как в горном хребте есть вершины повыше и пониже, так и песни у него есть пронзительные до боли, а есть забавные или горькие, нежные или едкие, и все - разные.

«В мировой песенной практике, которая сейчас породила тысячи исполнителей и авторов, нет, говорят сведущие люди, ничего похожего на тот многоцветный и многолюдный мир, который возникает в песнях Владимира Высоцкого. Кажется, что Россия спрессовалась в ком любви и боли, веселья и отчаяния, горьких раздумий и пронзительных озарений.

Народ не дарит свою любовь случайным людям» - писал Александр Митта в 1980г.

Чем больше времени отделяет нас от безвременной гибели Владимира Высоцкого, тем более отчетливо обозначается масштаб его роли в формировании народного самосознания в глухую эпоху семидесятых. Кем он был прежде всего - артистом, певцом, бардом, поэтом? Неповторимость его хриплого голоса многие склонны относить в первую очередь к актерским талантам. Другие же считают, что неповторимость Владимира Высоцкого, органически соединившего в себе несколько талантов сразу, состоит прежде всего в его авторской самобытности как ПОЭТА.

Заслуга Высоцкого как поэта прежде всего в том, что он смело ввел в литературу яркий и сочный, многозвучный и мусорный язык улицы, все многообразие различных слэнгов - от блатарей до спортсменов. Его песенные стихи, несмотря на их внешнюю обманчивую простоту, сложны и по смысловому, и по метафорическому наполнению, полифоничны. Сложные песенные строки Высоцкого с изысканнейшими четырехстопными и дактилическими рифмами поются на свободном дыхании и звучат как естественный разговор. Наряду со звучными и неожиданными ассонансами и метафорами Высоцкий как настоящий художник стремительно развивает сюжет на лаконичном песенном пространстве. Его герои точно и выпукло обозначены даже в самых, казалось бы, скупых диалогах. Наконец, Высоцкий, помимо чисто литературной одаренности, обладал главным качеством, необходимым для настоящего поэта: он - яркая личность с нестандартным мышлением, что не мешает ему разговаривать на общедоступном языке и быть "своим" для самых разных категорий слушателей.

Именно неповторимость Высоцкого как поэта и личности делают заведомо невозможными все многочисленные попытки его эпигонов подражать ему. Его поэтическая интонация уникальна. Вместе с тем, как поэт, он во многом явился предтечей модернистов и постмодернистов.

Масштабы и уникальность поэтического творчества Высоцкого неоспоримо обеспечивают ему достойное место в отечественной словесности и свидетельствуют об актуальности темы данной работы.

Цель работы – исследование поэтики создания образов лирического субъекта в поэзии В.С. Высоцкого.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:

• рассмотреть поэтическую систему поэзии В.С. Высоцкого;

• описать особенности военной лирики;

• исследовать реализацию личности в пограничной, экстремальной ситуации в творчестве В.С. Высоцкого;

• рассмотреть образ "потерянного" человека на примере стихотворений "Песня конченого человека", "Дом";

• описать поэтику создания образа Влюбленного, его многогранность, соотношение ролевого образа и лирического "Я" В.С. Высоцкого.

Объектом исследования является творчество В.С.Высоцкого.

В качестве предмета исследования избрана поэтика создания образов лирического субъекта в творчестве В.С. Высоцкого.

В процессе исследования были использованы следующие материалы: автобиографические очерки, стихи и пени автора, в том числе малоизвестные, cтенограммы монологов автора, воспоминания друзей В.С. Высоцкого, книга М. Влади «Владимир, или прерванный полет», критические статьи и заметки, рецензии, отзывы, эссе, исследования творчества В.С. Высоцкого российскими и авторами, а также материалы, размещенные в сети Интернет (официальный сайт В.С. Высоцкого).

Глава I. Поэтическая система поэзии В.С. Высоцкого.

1. Полифонизм, многогеройство в творчествеве В.С. Высоцкого.

Понять грандиозный вклад В.С. Высоцкого в развитие русского и мирового искусства слова можно путём изучения основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста. Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества В.С.Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.

Всякому, кто бывал на концертах В.С.Высоцкого, известно, сколь разнообразными средствами достигался неповторимый художественный эффект. Он складывался из нескольких компонентов, где наряду с текстом и музыкой играли роль и жест и мимика актёра, и то совершенно невыразимое настроение аудитории, которое позволяло каждому буквально слиться с исполнением. Увы, подобный эффект мы уже никогда не воспроизведём. Ни одна видеоплёнка, тем более магнитная запись не передаёт вдохновенного синтеза.

Самый трудный вопрос, насколько музыка и слово - два компонента — напоминают нам о синтезе. Ответить на него можно будет лишь после того, как будет описано своеобразие поэтики Высоцкого.

Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. На поверхностный взгляд, поэзия Высоцкого должна сопротивляться попыткам выделить в ней черты какого-либо единства; она подчеркнуто многожанрова, полифонична, многолика.

Список литературы

Литература

1. Ахманова О.С., Гюббенет И.В. Вертикальный контекст как филологическая проблема // Вопросы языкознания. 1977. № 4.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.

1. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. М., 1991.

2. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор. М., 1994.

3. Бондаренко В. Время красного быка: Ещё одна загадка 1937 года. М.: Палея, 2000;

4. Влади М. Владимир, или Прерванный полет.-М.: Прогресс, 1989

5. В.С. Высоцкий: исследования и материалы.- Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1990

6. Высоцкий В. Монологи // Юность. 1986. № 12.

7. Высоцкий В. С. Четыре четверти пути. М., 1988.

8. Высоцкий В. Избранное / Сост. А. А. Доброхотов; Предисл. И. Шефановской. СПб.: Диамант: Золотой век, 2000.

9. Высоцкий В.С. . Ростов н/Д.: Феникс, 2000 .

10. Высоцкий В.С. Я не люблю / Сост. В. Коркин. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. Высоцкий В.С. Кони привередливые / Сост. В. Коркин. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

11. Высоцкий В.С. “Золотые мои россыпи...”: Строки, ставшие крылатыми / Сост. Т. и С. Зайцевы; Крат. предисл. Вл. Новикова. М., 2000.

12. Высоцкий В.С. Я, конечно, вернусь / Л. Аннинский “Вечная разгадка?” М.: ЭКСМО-Пресс, 1999

13. Высоцкий В.С. Я жив! / Сост. А. Корин. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

14. Высоцкий В.С. Где же наша звезда?: Песни. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

15. Высоцкий В.С. [Проза] / Предисл. А. В. Кулагина. М.: Вагриус, 2000

16. Высоцкий В., Мончинский Л. Черная свеча. М.: АСТ; Идеалстрой, 2000.

17. Высоцкий В. Монологи со сцены / Лит. запись О. Л. Терентьева. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.

18. Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы // Студенческий меридиан. 1988. № 1. С. 51.

19. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. — М., 1984

20. Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. М., 1979.

21. Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. – М., 1980.

22. Золотухин В.С. Секрет Высоцкого: Дневниковая повесть / Сост. Б. Акимов; С. Вдовин.-. М.: Алгоритм, 2000

23. Изотов В.П. Щ: 25 слов из “Словаря поэзии Владимира Высоцкого”; Изотов В.П. Высоцкий и рубеж тысячелетий: Сб. ст. Орёл: ОГУ, 2000.

24. Методический аспект «Словаря поэзии Владимира Высоцкого» // Параметризация способов словообразования: По материалам одной защиты. Стеногр. и ст. Орёл: ОГУ, 2000. С. 64–67; 67–68.

25. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. – М., 1976.

26. Карякин Ю. О песнях В. Высоцкого // Лит. обозрение. 1981. № 7. С.

27. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1977.

28. Кулагин А.В. Авторская песня // Русская литература ХХ века: 11 кл. Учеб. Кулагин А.В.

29. А.В.Кулагин "Все судьбы в единую слиты" // Нева -1990 №3

30. Военная тема в поэзии В.Высоцкого// Болдинские чтения. Ниж. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1999.

31. для общеоразоват. учеб. заведений: В 2 ч. / Под общ. ред. В. В. Агеносова. М.: Дрофа, 2000. Ч. 2Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). – М., 1996.

32. Крымова Н. Мы вместе с ним посмеемся // Дружба народов, 1985. № 8. С. 252-253

33. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.,1970. С. 269.

34. Лихачев Д.С. Поэзия садов. — Л., 1982, с.17.

35. Макарова Б.А. Фольклорные мотивы в лирике Высоцкого: (Из опыта преподавания лит. в V кл.) // Рус. словесность. 2000. Март — апр. (№ 2). С. 59–63.

36. Немец Г.П. Семантико-синтаксические средства выражения модальности в русском языке. Ростов-на-Дону, 1989.

37. Новиков В. И. Влыдимир высоцкий: Жизнь и творчество. М.: Кн. магазин “Москва”, 2000.

38. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М., 1995.

39. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.

40. Перевозчиков В. Владимир Высоцкий: правда смертного часа и посмертная судьба. М.: Политбюро, 2000.

41. Пономарёва Т.В., Трофимова Е.Б. О восприятии трансформированных фразеологизмов носителями русского языка: (На материале поэзии В. Высоцкого) // Языковая концепция регионального существования человека и этноса: Тез. докл. к науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. А. И. Воробьёвой. Барнаул: Изд-во Алтайс. ун-та, 1999. С. 154–156.

42. Попов В.И. Нравственно-воспитательный аспект. // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Тез. докл. науч.-практ. конф. 25–26 февр. 1999 г. Екатеринбург: УрГПУ, 1999. Т. 3. С. 20–21.

43. Попов В.И. Педагогический потенциал жизни и творчества В.Высоцкого. (1938–1980): (Обзор лит.) // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Тез. докл. науч.-практ. конф. 23–24 дек. 1999 г. Екатеринбург: УрГПУ, 2000. Т. 3.

44. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. С.-Петербург, 1993

45. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., - Т. 4., 1984.

46. Роднянская И. Б. Лирический герой // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 185.

47. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.

48. Скобелев А., Шаулов С. Менестрели наших дней // Лит. Грузия. 1986. № 4. С. 163,

49. Томенчук Л.Я. “Их голосам всегда сливаться в такт ” // Муз. жизнь. 1988. № 20. С. 30-31.

50. Томенчук Л.Я. Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек Днепропетровск: Изд-во "СIЧ", 2003

51. Толстых В. И. В зеркале творчества (В. Высоцкий как явление культуры) // Вопр. философии. 1986. № 7. С. 117

52. Трифонов Ю. Он был очень русским человеком // Сов. Россия. 1988

53. Туровская М. Это было при нас // Высоцкий В. С. Я, конечно, вернусь... М., 1988. С. 191-192.

54. Турчин А. Жажда бытия. (Раздумья над стихотворениями Владимира Высоцкого, написанными на материале Великой Отечественной войны) // Болдинские чтения. Ниж. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1999.

55. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977

56. Уварова С.В. Сопоставительная характеристика военной темы в поэзии Высоцкого и Окуджавы // Мир Высоцкого: Исследования и материалы / Сост. А.Е.Крылов, В.Ф.Щербакова. Вып. III. Т. 1. - М., 2003

57. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

58. Шафер Н. О так называемых "блатных песнях" Владимира Высоцкого.-Павлодар, Казахстан 2004

59. Ходанов М. Спасите наши души!..: О христианском осмыслении поэзии В. Высоцкого, И. Талькова, Б. Окуджавы и А. Галича. М.: Отчий дом, 2000

60. Язык и культура: Учебное пособие /Под ред. Л.Г.Саяховой. Уфа, 1995

Примечания:

Примечаний нет.