Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам выявления и устранения предпосылок речевых нарушений у детей третьего года жизни

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 93  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения предпосылок речевых нарушений у детей раннего возраста 6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика речевого и психического развития детей третьего года жизни 6

1.2. Особенности нарушения речи у детей преддошкольного возраста 13

Глава II. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам выявления и устранения предпосылок речевых нарушений у детей третьего года жизни 19

2.1. Анализ организации воспитательной работы с детьми третьего года жизни 19

2.2. Анализ методических рекомендаций по вопросам выявления предпосылок речевых нарушений 30

2.3. Анализ методических рекомендаций по вопросам устранения предпосылок речевых нарушений 36

Глава III. Экспериментальная работа по устранению предпосылок речевых нарушений детей третьего года жизни 46

3.1. Организация и методы экспериментальной работы 46

3.2. Выявление предпосылок речевых нарушений детей третьего года жизни на начальном этапе экспериментальной работы 51

3.3. Система занятий по устранению предпосылок речевых нарушений 60

3.4. Анализ эффективности экспериментальной работы 77

Заключение 87

Список литературы 90

Приложение

Введение

В настоящее время остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением предпосылок речевых нарушений. В практике работы логопедов при выявлении речевых нарушений чаще всего используются традиционные логопедические приемы, что не всегда дает необходимые результаты.

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяют необходимость коррекции нарушений речи у детей в состоянии со стимуляцией развития всех сторон, сенсорных и психических функций, осуществления тем самым формирование речи как целой психической деятельности.

Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком

индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.

В.П.Вахтеров [9] – первый в России – предпринял попытку дать на основе собственных наблюдений целостную картину развития речи ребенка. Его последователями стали М.П.Феофанов, Н.И.Жинкин [13], И.О.Синица. Проблемам развития детской речи было уделено большое внимание в работах Л.С.Выготского [8], Д.Б.Эльконина [53, 54, 55], Ф.А.Сохина [43], А.Н.Гвоздева [10] и других психологов и лингвистов. Большой вклад в разработку теории и методики развития речи детей внесли Е.Н.Тихеева [45], Е.А.Флерина, О.С.Ушакова [48, 49].

Система логопедического воздействия при устранении предпосылок речевых нарушений имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения происходит с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико – грамматической стороны речи и связного высказывания.

В логопедической теории и практике мало изученными являются вопросы симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у детей, недостаточно разработаны методы дифференциальной диагностики; отсутствуют оптимальные методы коррекции.

Мы предлагаем дифференцированную логопедическую работу, которая может способствовать выявлению и преодолению речевых нарушений у детей.

Цель работы заключается в изучении и разработке комплексной дифференцированной логопедической работы по выявлению и преодолению речевых нарушений у детей 2,5 – 3 лет.

Объектом нашего исследования являются предпосылки речевых нарушений у детей 2,5 – 3 лет.

Предметом исследования является комплексная дифференцированная логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей 2,5 – 3 лет.

Выдвигаем следующую гипотезу: комплексное дифференцированное логопедическое воздействие может способствовать устранению предпосылок речевых нарушений у детей 2,5 – 3 лет.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам изучения предпосылок речевых нарушений у детей до 3-х лет.

2. Анализ методической литературы, посвященной устранению предпосылок речевых нарушений у детей до 3-х лет.

3. Подбор диагностических методик по выявлению предпосылок речевых нарушений у детей до 3-х лет.

4. Выявление предпосылок речевых нарушений у детей до 3-х лет.

5. Организация обучающего эксперимента с целью преодоления речевых нарушений.

6. Проведение наблюдений динамики в преодолении речевых нарушений у детей раннего возраста, участвующих в формирующем эксперименте и сравнение результатов обследования детей экспериментальной и контрольной групп.

В процессе исследования применялись следующие методы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, диагностические задания).

3. Сравнительный метод.

4. Математико-статистическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальная база исследования: МДОУ № 402 г. Новосибирска. Эксперимент проводился с детьми 2,5 – 3 лет в количестве 20 человек.

Теоретические основы данной работы; результаты исследователей: Н.М.Аксариной [1], Р.А. Белова – Давид [3], Л.С. Выготского [8], А.Н.Гвоздева [10], М.Г.Елагиной [11, 12], Л.Ф.Обуховой [32], Г.Ю.Окуневой [33], Л.Г. Парамоновой [35], Ф.А. Сохина [43], О.С.Ушаковой [48, 49] и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами в работе с детьми 2,5 – 3 лет.

Список литературы

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1987.

2. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. - С.344 – 351.

3. Белова – Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Медицина, 1978.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.

5. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1980. – 380с.

6. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. – Новосибирск: НГПУ, 2003.

7. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.

8. Выготский Л.С. Психология. – СПб.: Питер, 2001.

9. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошколь¬ном возрасте: Методическое пособие. / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис - пресс, 2005.

10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961.

11. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии - 1987. - №5.

12. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем детстве // Вопросы психологии. - 1987. - № 2.

13. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Просвещение, 1998. – 376с.

14. Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. – Л.: ЛГПИ, 1978.

15. Ипполитова А.Г. Из опыта логопедической работы. / Под ред. М.М.Сироткина. – М., 1953.

16. Калинина Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.

17. Козырева Л.А. Развитие речи. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160с.

18. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

19. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб.: Наука, 1994.

20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Медицина, 2000.

21. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004.

22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.

23. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 248с.

24. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. – М., 1975.

25. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973.

26. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 160с.

27. Мартынова Р.И. Основные формы расстройств у детей в сравнительном плане с позиций количественного подхода. – М.: Просвещение, 1972.

28. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей. – М., 1985.

29. Мешкова Л.В. Развитие речи детей. – СПб.: Питер, 2002.

30. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л.: ЛГПИ, 1987.

31. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Т.2.

32. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Просвещение, 1995.

33. Окунева Г.Ю. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. - Пермь: Знание, 1999.

34. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973.

35. Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвуз. сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1986.

36. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005. – 304с.

37. Расстройства речи у детей и подростков./ Под ред. С.С.Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1963.

38. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999.

39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1.

40. Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма. / Психические и речевые нарушения у детей. – Л.: Наука, 1979.

41. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. – М.: Юнвес, 2000. - 156с.

42. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 428с.

43. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 326с.

44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672с.

45. Тихеева Е.А. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

46. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. /Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина.- М.: Педагогика, 1984.- 160с.

47. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1972. – 284с.

48. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 56с.

49. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – 287с.

50. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Просвещение, 1974. – Т.1. - 348с.

51. Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.

52. Фролов Е.А. Логопедия. – М.: Просвещение, 1999. – 198с.

53. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960.

54. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989.

55. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Примечания:

Примечаний нет.