Использование наглядных пособий и дидактических материалов в процессе обучения грамоте умственно отсталых детей

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 79  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 6

1.1. Специфика умственной отсталости (олигофрении) 6

1.2. Принципы и подходы к исследованию умственной отсталости 15

1.3. Специфика недоразвития чтения и нарушений письменной речи у олигофренов 21

1.4. Подходы к обучению грамоте умственно отсталых детей 31

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 49

2.1. Описание исследования 49

2.2. Анализ результатов по методике Т.Б. Филичевой 58

2.3. Содержание дидактических подходов к развитию грамоты у умственно отсталых детей 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Введение

В последние годы в силу влияния негативных социально - экономических, экологических, генетических факторов возрастает число детей, рождающихся с отклонениями в развитии, с риском возникновения таких отклонений, все чаще процесс протекания беременности у матерей сопровождается различными осложнениями.

Влияние неблагоприятных факторов способно спровоцировать возникновение симптомов умственной отсталости как у новорожденных детей, так и недоразвитие мозговых структур у плода в период беременности матери. Умственная отсталость ребенка (олигофрения в различной степени) может способствовать «выпадению» этого человека в дальнейшем из всей системы социальных отношений, порождает тяжелую ситуацию в семье данного ребенка. Актуальным становится не только изучение причин и условий умственной отсталости, методов ее ранней диагностики, но и коррекции негативных проявлений. Особенно сильно при умственной отсталости страдает интеллектуальная сфера личности. В силу того, что большое значение приобретает развитие адаптационных навыков умственно отсталого ребенка к социуму, создание условий для коррекции дефекта, необходимо создавать педагогические условия для адаптации ребенка к условиям обучения в массовой школе. В первую очередь, это касается развития навыков грамотного чтения и письма у умственно отсталых детей.

Механизм нарушения чтения и письма у детей интересовал ученых на различных этапах разработки проблемы. Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями. Известно, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает взаимодействие целого ряда психофизиологических компонентов. Обязательными условиями для их слаженной работы является достаточно устойчивое внимание ребенка, нормальное развитие фонематического восприятия, звукопроизносительной, просодической, лексической и грамматической сторон речи.

Необходимая при обучении письму ассоциация зрительных и слухо-речедвигательных представлений с кинестетическим образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями, в которых функциональные возможности двигательного анализатора играют значительную роль. По Н. А. Бернштейну, управление движениями осуществляется разными уровнями мозга, которые в онтогенезе структурно и функционально оформляются постепенно, взаимодействуя и соподчиняясь в определенных ритмах, характерных для тех или иных видов деятельности. В частности, он полагает, что мышечная активность при письме “очень ритмична и протекает как упругое колебание по почти чистой синусоиде - элементарнейшей из всех кривых колебательного движения”.

Как показывает анализ литературы по проблеме умственной отсталости, дети-олигофрены, начиная с первого класса, имеют проблемы на уроках письма, переходя в разряд стойко неуспевающих по этому предмету.

В целом, особую актуальность приобретает создание и практическая апробация коррекционно-развивающих программ для повышения уровня письменной и устной речи, овладения структурой слова, расширения словарного запаса у детей младшего школьного возраста с синдромом умственной отсталости, коррекции дисграфии и других нарушений письма. Коррекционные занятия имеют наибольший эффект, когда проводятся в доступной пониманию детей-олигофренов форме, а именно – с использованием наглядных пособий и дидактических материалов.

В рамках данной дипломной работы поставлена цель теоретического и эмпирического изучения особенностей формирования и коррекции нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста, страдающих олигофренией.

Задачи:

1. Теоретический анализ специфики синдрома умственной отсталости.

2. Изучение специфики и видов нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста, страдающих олигофренией.

3. Анализ методов коррекции грамотности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

4. Проведение эмпирического исследования эффективности коррекционных занятий по повышению уровня грамотности у умственно отсталых детей с использованием наглядных пособий и дидактических материалов.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. — 1950. — Вып. 70.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

3. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии, 1997, №1.

4. Блейхер В.М., Крук И.С., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 448 с.

5. Бурменская Г.В., Кабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., МГУ, 1990.

6. Вартапетова Г.М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией// Сибирский учитель, 2001: № 3(13)

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

8. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И.В. Дубровиной. М.И. Лисиной - М., 1982.

9. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.

10. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.

11. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

12. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.

13. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1995.

14. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения.— М.,1958.

15. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1998. - 528 с.

16. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, Вища школа, 1985.327 с.

17. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. — М., 1972.

18. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 2001.

19. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1990.

20. Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии. М., 1973.

21. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. — М.,1971.

22. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

23. Колповская И. К., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.

24. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у детей — М., 1983.

25. Логопедическая работа в коррекционных классах / Лапаева Р.И. - М.; Владос, 1998. - 224 с.

26. Логопедия. Учебник для вузов. /Волкова Л.С. М.:Владос. 1998. 680с. (П/76)

27. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

28. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. —М.,1950.

29. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.

30. Муравьева Н. Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы/ Под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956 – c.

31. Мухамедрахимов Р.Ж. Игротека для детей с риском отставания в развитии: опыт русско - шведского сотрудничества // Вопросы психологии, 1997, №4.

32. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.

33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

34. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей /Под ред. Т.А.Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981.

35. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.— М., 1968.

36. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов. М.: Просвещение, 1968. - 160 с.

37. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1969. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.-- М., 1969.

38. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с.

39. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразователыной школы, имещих нарушения речи//Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПБ.: Образование, 1992. - 140с. - с. 124 - 131

40. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной, М.К.Акимовой, Е. М.Борисовой и др. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

41. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.

42. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.

43. Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 1997..

44. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. №3.

45. Соботович Е.Ф.,Голиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. — М.. 1979.

46. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: МГУ, 1980

47. Спирова Л. Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М., 1965.

48. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М.: Рольф, 2000.

49. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков , Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.

50. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей, логопедов / Калинина И.Л. М.:ФЛИНТА.

51. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

52. Фонетическая ритмика: Практикум /Власова Т.М. М.: ВЛАДОС,. 1997. 376с.

53. Хрестоматия по логопедии. Т. 2 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 656с.

54. Шахнарович А.М. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика в онтогенезе /В сб. Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л.: Изд-во ГПИ им. А.И.Герцена, 1989. - 160 с.

Примечания:

Примечаний нет.