ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 84  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6

1.1. Понятие и классификация дислексии 6

1.2. Характеристика младших школьников с умственной отсталостью 23

1.3. Семантическая дислексия у детей с умственной отсталостью 34

1.4. Основные направления диагностики и коррекции семантической дислексии у младших школьников с умственной отсталостью 38

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 47

2.1. Методика диагностики семантической дислексии у младших школьников с умственной отсталостью 47

2.2. Анализ результатов диагностики 51

2.3. Методика коррекции семантической дислексии у младших школьников с умственной отсталостью 56

2.3. Анализ полученных результатов 68

2.4. Выводы и рекомендации 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

ЛИТЕРАТУРА 76

ПРИЛОЖЕНИЕ 79

Введение

Актуальность темы исследования. Овладение чтением умственно отсталыми детьми характеризуется прежде всего значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования данного навыка. Если у нормальных детей в процессе овладения навыком чтения довольно быстро совершенствуется взаимодействие зрительных образов читаемого с соответствующими слуховыми и кинестическими представлениями, что способствует быстрому узнаванию слов и пониманию прочитанного, то у умственно отсталых детей взаимодействие зрительных, кинестических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, который наблюдается у нормальных детей. Значительно осложняется у умственно отсталых школьников процесс понимания читаемого. Нарушение смысловой стороны чтения при технически правильном чтении называется семантической дислексией.

Цель работы - исследовать особенности логопедической работы по коррекции семантической дислексии у младших школьников с умственной отсталостью.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

исследовать понятие и классификация дислексии;

дать общую характеристику младших школьников с умственной отсталостью;

рассмотреть семантическую дислексия у детей с умственной отсталостью

выделить основные направления диагностики и коррекции семантической дислексии у младших школьников с умственной отсталостью;

провести опытно-экспериментальную работу по коррекции семантической дислексии у младших школьников с умственной отсталостью, для чего:

" провести диагностику семантической дислексии у младших школьников с умственной отсталостью;

" разработать методику коррекции семантической дислексии у младших школьников с умственной отсталостью.

Объект исследования - процесс усвоения навыков чтения детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Предмет исследования - особенности логопедической работы по коррекции семантической дислексии у младших школьников с умственной отсталостью.

Степень разработанности проблемы. Проблема формирования первоначальных навыков чтения у детей является предметом исследования известных специалистов в области логопедии.

Впервые о данной проблеме заговорили в конце XIX - начале XX вв такие ученые, как А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др.

Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, отметим Р.А. Ткачеву, С.С. Мухину, М.Е. Хватцеву, Р.Е. Левину, А.Н. Корнева, особо выделим автора, посвятившего свои исследования работе с детьми с умственной отсталостью - Р.И. Лалаеву.

Методологической основой исследования являлись: теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, система обучения начальному чтению Д.Б. Эльконина; концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации высших психических функций (П.К.Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн).

Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, соответствовали цели, задачам работы: обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования; метод индивидуального комплексного обследования младших школьников; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; статистический анализ результатов, количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.

Новизна работы. В данной работе мы предприняли попытку разработать и опробовать методику коррекции семантической дислексии у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Теоретическое значение. Данное исследование позволит уточнить особенности диагностики и устранения нарушений смысловой стороны чтения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Практическая значимость. Полученные результаты можно использовать в практике логопедической работы по коррекции семантической дислексии у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М., 1977. Раздел V. Некоторые вопросы методологии психологического исследования. - С. 275-332.

2. Афанасьева Л.И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2005, №2. - С. 34.

3. Бейн Э.С. Величина отдаленного объекта восприятия умственно отсталых и глухонемых школьников. - В сб. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1940.

4. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. -М.,1981. -С. 11-23.

5. Выготский Л.С. Мышления и речь / Собр. соч. - М., 1982. - Т. 2. С. 6-361.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

7. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М., 1963. - С. 57.

8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М, Просвещение, 1981.

9. Занков Л. В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталого школьника (олигофрена) на первых этапах обучения.- Известия АПН РСФСР, вып. 37. М., 1951.

10. 3инченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. - М, 1983.

11. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательных школ. Киев, 1978.

12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - С-Пб.: МиМ, 1997. - 286с.

13. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать учим в диалоге.- СПб, 2007.

14. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у детей - М., 1983.

15. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.- СПб.: Союз, 2002.

16. Лалаева Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников // Дефектология. - 2003, № 3.

17. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.

18. Лапаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / - М.; Владос, 1998. - 224 с.

19. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

20. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.

21. Логопедические чистоговорки / Мусова И.Б. - М.: Гном-Пресс,1999. - 48 с.

22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

23. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.

24. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М., 2003. - 208 с.

25. Основы теории и практики логопеда / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968. - С. 7-30.

26. Певзнер М. С. Клиническая характеристика дегей-олигофренов, обучающихся во вспомогательной школе.- В сб.: Учебно-воспитательная работа в специальных школах, вып. 2 (75). -М., 1956.

27. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1968.

28. Пинский Б. И Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962.

29. Правдина О. В. Логопедия. - М., 1973. - С. 5-8.

30. Прядильщикова Ю.В, Из опыта работы логопеда в классах КРО // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2004, №6.- С. 62-67.

31. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.

32. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин. - СПб, 2007.

33. Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. - М.: ВЛАДОС, 1997.

34. Спирова P. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М., 1983

35. Ткаченко Т.А Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. - СПб.:Детство, 1998.

36. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969.

37. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18

38. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.

39. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1959.

40. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1997. - Ч. I, II.

41. Шиф Ж. И Подбор сходных цветовых оттенков и называние цветов - В сб.: Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. Л. В. Занкова и И.И. Данюшевского. - М., 1940.

Примечания:

Примечаний нет.