ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 93  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение 2

Глава 1. Особенности преподавания математики детям младшего школьного возраста 5

1.1. Роль наглядно-образного и наглядно-действенного мышления в формировании вычислительных умений и навыков умножения и деления. 5

1.2. Психологические барьеры при формировании у младших школьников вычислительных умений и навыков умножения и деления. 20

II. Дидактические принципы программы "Школа 2000…" и их реализация при формировании вычислительных умений и навыков умножения и деления у младших школьников. 44

2.1. Основные принципы программы "Школа 2000…" 44

2.2. Методика формирования вычислительных умений и навыков умножения и деления. 51

2.3. Содержание заданий, направленных на формирование вычислительных умений и навыков умножения и деления с учетом принципов программы. 60

Список литературы 79

Приложения 83

Введение

В настоящее время произошла переориентация методической системы обучения математике на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной. Это обусловило появление новых проблем, связанных с нарушением сложившейся системы формирования вычислительных умений навыков.

Анализ развивающих учебников математики для начальной школы позволил сделать вывод, что все они в той или иной степени способствуют развитию познавательной активности учащихся, их творческого потенциала по формированию учебной деятельности.

Однако нельзя не констатировать тот факт, что большинство учителей оказались не готовыми к реализации идей развивающего обучения.

Особенно остро обозначились противоречия в практике формирования вычислительных умений и навыков. В силу сложившихся традиций учитель по-прежнему ориентируется на отработку частных случаев вычислительных приемов, используя для этой цели показ образца вычисления, однотипные примеры тренировочного характера, не уделяя при этом должного внимания работе по осознанию школьниками взаимосвязи системности их мышления.

Отмечается ухудшение качества вычислений учащихся, обучающихся по развивающим учебникам. Особенно пострадала культура устного счета.

Стремление учителей изменить ситуацию приводит к тому, что одни учителя используют в работе два учебника: один выполняет развивающие функции, другой (традиционный) - нацелен на формирование вычислительных умений и навыков. Другие учителя увеличивают объем домашних заданий. Это приводит к перегрузкам школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к математике, повышает тревожность детей, отрицательно влияет на их здоровье.

Список литературы

1) Антонова И.И. Обучаем математике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

2) Аракелян О.А. Некоторые вопросы изучения математики в средней школе. М.: Учпедгиз, 1960.

3) Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

4) Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии, №5, 1995.

5) Басова Л.А., Шубин М.А., Эпштейн Л.А. Лекции и задачи по математике: из опыта работы летней физико-математической школы в Карелии. М.: Просвещение, 1981.

6) Беляев Е.А., Киселёва Н.А., Перминов В.Я. Некоторые особенности развития математического знания. М.: Изд-во МГУ, 1975.

7) Бескин Н.М. Методика математики. Учебник для педагогических институтов. М.: Учпедгиз, 1947.

8) Библиотека учителя математики. Сборник статей // Составитель В.А. Гусев. М.: Просвещение, 1979.

9) Библиотека учителя математики. Сборник статей // Составитель В.А. Гусев. М.: Просвещение, 1979.

10) Василевский А. Б. Обучение решению задач по математике. Мн.: Высшая школа, 1988.

11) Волкова С.И., Столярова Н.Н. Преподавание математики // Начальная школа, 1990, №7, с.35-41.

12) Глейзер Г.И. Математика в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.

13) Глейзер. История математики в школе (4-6 кл.). М.: Просвещение, 1981.

14) Жуков Н.И. Философские проблемы математики. Мн.: Высшая школа, 1977.

15) Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.

16) Истомина Н.В. Методика обучения математике в начальных классах. Ярославль: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.

17) Истомина Н.В. Обучение математике // Начальная школа, 2002, №2, с.34-38.

18) Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков. М.: Академия пед. наук РСФСР 1962.

19) Карри Х.Б. Основания математической логики. М.: Мир, 1969.

20) Кедровский О.И. Методологические проблемы развития математического познания. К.: Наука, 1977.

21) Кожабаев К.Б. О воспитательной направленности обучения математике в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.

22) Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи. М.: Просвещение, 1980.

23) Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. (Материал для классных и внеклассных занятий). М.: Просвещение, 1981.

24) Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.

25) Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1981.

26) Кудрявцев Л.Д. Современная математика и её преподавание. М.: Наука, 1981.

27) Леман И. Увлекательная математика / Перевод с немецкого Ю.А. Данилова. М.:Знание, 1985.

28) Людмилов Д. С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике. Пермь, 1975.

Примечания:

Примечаний нет.