Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 64  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ 8

1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ 9

1.2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ 16

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ 29

2.1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ 30

2.2. ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ НА ПСИХИКУ 40

2.3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ 44

3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В МУ «КЦСОН» 50

3.1. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ 51

3.2. НАЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВОДИМОГО ТРЕНИНГА 54

3.3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64

Введение

Актуальность исследования: телесно-ориентированная терапия - это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии.

Древняя формула "Spiritus sano in corpore sano" - "в здоровом теле - здоровый дух не только не потеряла актуальность, но для современного "цивилизованного" человека стала еще злободневнее. Методы телесно-ориентированной психотерапии работают именно с психикой через тело. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нем блоков. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя желания и эмоции, человек прячет их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле "записаны" все пережитые человеком психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое, и телесные аспекты в психотерапии приобретают все большее значение. Психотерапевты стремятся пробудить жизнь. Они стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу.

В последнее время приобрели особую популярность психокоррекционные группы. Многие инновации в практике групповой психотерапии имеют своим источником группы, работа которых основана на приобретении их участниками непосредственного живого опыта. Участники группы постоянно исследуют всевозможные формы своего поведения и пытаются освоить что-то новое. Это новое открывается каждому, позволяет ему выявить, прежде всего, неизвестные стороны собственной личности, а это даёт толчок к дальнейшему самоисследованию. Кроме того, в психокоррекционных группах между участниками устанавливается обратная связь, которая позволяет им лучше осознать актуальные чувства и действия, и создаёт дополнительные возможности для самоизменения. Благодаря такого рода работе, участники становятся более сензнтивными, внимательными к чувствам других, у них повышается уровень самопринятия, усиливается позитивное отношение к себе, снижается уровень тревоги.

Цель исследования: изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

Объект исследования: телесно-ориентированная терапия

Предмет исследования – влияние телесно-ориентированной терапии на улучшение психологического здоровья человека

Задачи исследования:

1. Рассмотрение теоретических аспектов телесно-ориентированной терапии, в частности истории возникновения и основных концепций и направлений телесно-ориентированной терапии

2. Изучение психологического состояния человека как основной направленности телесно-ориентированной терапии, в частности изучение особенностей психологического состояния человека, изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психику, рассмотрение особенностей применения телесно-ориентированной терапии в коррекционной работе

3. Изучение эффективности применения телесно-ориентированной терапии для психологического здоровья человека, в частности описание психотерапевтических методик, а также анализ влияния внедрения телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье людей и динамику психологической среды.

Гипотеза исследования: предполагается наличие статистически значимой связи между проведением телесно-ориентированной терапии и снижением такого психологического расстройства как депрессия.

Методологическая основа исследования: в своем исследовании мы опирались на работы таких авторов, как В.Райха (вегетативная терапия), А.Лоуэна (биоэнергетический психоанализ), А.Янова (первичная терапия, или терапия первичного крика), Ф.Александера (комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз), М.Фельденкрайза (осознание и развитие телесной энергии, А.Минделла (процессуальная терапия), В.Баскакова (танатотерапия).

Методы исследования: анализ теоретических положений, психотерапевтические методы, тесты, методы математической статистики.

Научная новизна работы: телесно-ориентированная психотерапия является малоизвестным направлением психотерапии в России. В данной работе, рассмотрев теоретические концепции метода телесно-ориентированной терапии, попытаемся выявить положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

Практическая значимость: учитывая тот факт, что телесно-ориентированной терапии не имеет противопоказаний, можно сделать вывод, что этим техникам еще предстоит занять достойное место в деятельности тех, кто призван заботиться о психологическом здоровье человека.

Для медиков это действенный инструмент в борьбе с нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями. Для педагогов важно умение использовать материализованные особенности структуры личности (телодвижения, жесты, мышечные зажимы, позы) как средства обратной связи, способы аргументации и психокоррекции.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном учреждении социального обслуживания населения Заельцовского района г. Новосибирска. Всего в эксперименте участвовало 40 человек (20 – экспериментальная группа, 20 – контрольная группа)

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, трех рисунков, двух таблиц, шести приложений.

Список литературы

6. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., Медицина, 1997, с. 236.

7. Баскаков В. Свободное тело. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 224 с.

8. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.

9. Бодалев А. А. О предмете акмеологии. //Психологический журнал.– 1993.– Т. 14–№ 5.

10. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5.

11. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.

12. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. М. 2000

13. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.

14. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. – М.: «ИМЕДИС», 1998.

15. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.

16. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М, 1994.

17. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.

18. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

19. Дунаев И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»;ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. – 480 с.

20. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.

21. Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. СПб., 1994.

22. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник НМН СССР, 1982. т. 45, № 4, с. 29-33.

23. Карл Рудестам "Групповая психотерапия" - М, 2000.

24. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. // Пер. с англ. Москва, 1999. 238 с.

25. Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000.

26. Кнастер Мирка. Мудрость тела. // Москва, ЭКСПО, 2002.

27. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992

28. Кураев Г.А., Сергеев С.К. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология, 1996. № 1, с. 7-17

29. Лестер К. Защитные механизмы человеческой психики. М., 1963.

30. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. Телесноориентированный биоэнергетический психоанализ любви и сексуальности. // М.: Изд. В.П.Ильин, 1998. 194с.

31. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. N 1. С.31-38.

32. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.

33. Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. - М., 1986. – 192 с.

34. Лоуэн А. “Физическая динамика структуры характера”. М., 1996.

35. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. – 256 с.

36. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. // М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.

37. Марк Непп, Джудит Холл. Мимика, жесты, движения, позы. Невербальное общение. Учебник. / /М-Спб, 2004.

38. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2.

39. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.

40. Минделл А. Сила безмолвия. Как симптомы обогащают жизнь. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Серия: Концепции психотерапии, 2004.

41. Минделл А. Сновидение в бодрствовании. Методы 24-часововго осознаваемого сновидения. – М., 2004

42. Минделл А. Преобразование больших групп через конфликт и разнообразие. – М., 2003.

43. Минделл А. Тело шамана. Новый шаманизм для преображения здоровья, межличностных отношений и общества. – М., 2004.

44. Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. №5.

45. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. // Москва: Алтейа, 1998. 488 с.

46. Никитин В.Н. Пластикодрама. // Москва: Когито-центр, 2001.

47. Психотерапевтическая энциклопедия /Под редакцией Б. Карвасарского. СПб., 1998

48. Райх В. Анализ характера. – М., 2000.

49. Руководство по телесно-ориентированной терапии. // СПб: "Речь", 2000. 256с.

50. Романова Е.С. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996.

51. Рудестам К.. Групповая психотерапия. СПб., 1998

52. Свободное тело. Хрестоматия, сост. Баскаков В. // Москва, Самиздат, 2001.

53. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. СПб. 2000

54. Старк А. и Хендрикс К. "Танцевально-двигательная терапия". Пер. с англ. // Ярославль, 1994.

55. Техника групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001

56. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. // М.- СПб, 2000. 160с.

57. Фельденкрайз М. Искуство движения. Уроки мастера. // Москва, ЭКСМО, 2003.

58. Фрегер Р., Фейдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996. –76 с.

59. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 1992.

60. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под редакцией В. Баскакова. М., 19972. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. // Спб: Речь, 2003. 192с.

61. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.

62. Хорни К. Самосознание. М., 1996.

63. Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 211 с.

64. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996. – 736 с.

65. Юнг К.Г. Четыре работы о психологической типологии // Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996. – 736 с.

66. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии. Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. – Ярославль, 1998. т. 4. Вып. 2. – с. 364-366.

Примечания:

Примечаний нет.