Анализ опыта развития игровой культуры (на примере Центра Дополнительного образования г.Гурьевска)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 101  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1 Игровая культура как основа становления всесторонне

развитой личности…………………………………………………...8

1.1. Сущность и содержание понятия «игровая культура»…………8

1.2. Структурные составляющие игровой культуры………………17

1.3. Психолого-педагогические особенности игровой

Деятельности подростков………………………………………..27

Глава 2 Анализ опыта развития игровой культуры (на примере Центра

Дополнительного образования г.Гурьевска)……………………..35

2.1. Центр Дополнительного образования как специфическая

игровая площадка………………………………………………..35

2.2. Диагностика уровня развития игровой культуры участников

творческих коллективов Центра Дополнительного

образования………………………………………………….......48

2.3. Развитию игровой культуры подростка средствами

культурно-досуговой деятельности…………………………..59

Заключение…………………………………………………………………..67

Список используемой литературы…………………………………………70

Приложения………………………………………………………………….76

Введение

Игра - один из древнейших видов деятельности человека. Игральным фишкам, найденным на поселениях древнейших людей, около 7 тысяч лет. Однако долгое время отношение к игре было достаточно несерьезное. Конечно, игра как основной вид деятельности детей младшего возраста, признавалось всеми исследователями, но этим они как бы снимали необходимость прослеживать ее роль в деятельности других возрастных групп. Огромный всплеск интереса к игре связан с популярностью телевизионных игр, хотя качество некоторых игр оставляет желать лучшего.

Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

Игра - важнейший компонент технологии воспитания детей. Она является полигоном для их социальных проб, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.

С гуманизацией процесса образования проблемы организации игровой деятельности и игровых технологий стали серьезно волновать педагогов. За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игры значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.

Игре принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка, она является важнейшим видом детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (44, с. 19).

Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Успешное решение воспитательных задач игры во многом зависит от профессионального мастерства организатора игрового пространства, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированной на психологической основе игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, которая является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

В науке существуют самые различные теории игры, представители разных наук и научных школ спорят о ее сущности. И. Хейзинг, Ю. Левада и другие создали культурологическую концепцию игры. Философский анализ игры можно найти в работах Х.-Г. Гадамера, И. Канта, Ф. Шиллера и др. Игра с позиции психологов рассматривается в работах К. Коффки, Ж. Пиаже, 3. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна, П.Ф. Коптерева. В отечественной психологии исследованиями игры занимались М.Я. Басов, П.П. Блонский, но особый вклад в разработку теории детской игры внесли Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. В последние годы проводились и проводят исследования игры Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Г.Л. Лэндрет и др.

Роль игровой технологии в обучении и развитии раскрыта в работах П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова.

Сегодня игровая технология становится одной из организационных форм педагогического процесса в различных учреждения, в том числе и учреждений дополнительного образования, которая позволяет в значительной мере усилить воспитательную деятельность. Однако в процессе применения игровой технологии возникают различные проблемы и трудности. Для того, чтобы их преодолеть необходимо четко обозначить роль игры как средства социализации и развития личности. Основные задачи развития учреждений дополнительного образования требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современном мире. Решать их на настоящем этапе возможно лишь объединенными усилиями практики и науки, изучением, обобщением и научным осмыслением богатого опыта. Важность игры для педагогов учреждений дополнительного образования объясняется тем, что знание ее теории позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. Таким образом, тема данной дипломной работы представляется актуальной и значимой.

Цель нашей работы –формирование игровой культуры подростков формами культурно-досуговой деятельности ЦДО г.Гурьевска.

Задачи:

1. Изучить опыт и проблемы развития игровой культуры как основы становления всесторонне развитой личности.

2. Выявить эффективные формы культурно-досуговой деятельности по развитию игровой культуры школьников.

3. Исследовать специфику культурно-досуговой деятельности Центра Дополнительного образования г.Гурьевска.

4. На основе проведения анализа выявить уровень сформированности игровой культуры участников творческих коллективов ЦДО г.Гурьевска.

Объект исследования – подростки - участники творческих коллективов Центра Дополнительного образования г.Гурьевска.

Предмет исследования – влияние культурно-досуговой деятельности ЦДО г.Гурьевска на формирование игровой культуры школьников.

База исследования – Центр Дополнительного образования г.Гурьевска.

Методы исследования:

- анализ специальной литературы;

- анализ официальной документации;

- включены наблюдения;

- опрос;

- тестирование.

Рабочая гипотеза исследования: включение детей в культурно-досуговую деятельность Центра Дополнительного образования активно способствует формированию игровой культуры личности ребенка в целом.

Структура работы:

Исходя из вышеизложенных целей и задач нашей работы, нами предлагается следующая структура:

- введение;

- 2 главы;

- 6 параграфов;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Список литературы

1. Алмазова, Л. Книга для школьного заводилы: [Текст] / Л. Алмазова. - Ростов-на-Дону: Феникс 2004. - 320с.

2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: [Текст] / Н.П. Аникеева. - М: Педагогика, 1987. - 340 с.

3. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе: [Текст] / Н.П. Аникеева. - Новосибирск, 1989. – 322 с.

4. Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры: [Текст] / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 230 с.

5. Афанасьев, С. Методика организации конкурса: [Текст] / С. Афанасьев // Воспитание школьников. - 2001. - № 3 . - С. 18-23.

6. Байкова, Л.А. Технология игровой деятельности: [Текст] / Л.А. Байкова. - Рязань, 1994. - 139 с.

7. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. – 192 с.

8. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания: [Текст] / И.Е. Берлянд. - Кемерово, 1992 . – 288 с.

9. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: [Текст] / Э. Берн. - М.: Проспект, 2001. - 350 с.

10. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии: [Текст] /. -М., 1989. – 320 с.

11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: [Текст] / Л.И. Божович. - Педагогика, 1968. - 526 с.

12. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности: [Текст] / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. - 1978. - С. 163-165.

13. Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: [Текст] / Т.П. Войтенко. – М., 1997. – 90 с.

14. Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга: [Текст] / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М.: Флинта, 1998. - 128 с.

15. Воспитание детей в игре: [Текст] / Под ред. Д.В. Менджерицкой. - М.: Просвет 1979. – 234 с.

16. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. -№ 8. - С. 64-73.

17. Выготский, Л.С. Собр. соч.: [Текст] / Л.С. Выготский. - В 6 т. - М., 1981-1984. - Т. 3. - 412 с.

18. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание: [Текст] / О.С. Газман. - М.: Просвещение, 1987. - 178 с.

19. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: [Текст] / И.С. Гриченко: Учебно-методическое пособие- М.: ЦГЛ, 2002. – 80 с.

20. Давайте поиграем?: [Текст] / Метод, рекомендации. - Екатеринбург, 1991. - 20 с.

21. Давыдов, В.В. Избранные сочинения: [Текст] / В.В. Даыдов. - М.: ACT, 2001. - 488 с.

22. Егорушкина, П.О. Как провести конкурс: [Текст] / Метод. рекомендации. - Ленинград, 1989. - 41 с.

23. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: [Текст] / И.Н. Ерошенков. - М.: Владос, 2004. - 221 с.

24. 3апорожец, А.В., Маркова, Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: Педагогика, 1978. - 453 с.

25. 3имняя, И.А. Педагогическая психология: [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. – 384 с.

26. Игры - обучение, тренинг, досуг: [Текст] / Под ред. В.В. Петрусинского. - Книги 1-7, М., 1994-1995. – 322 с.

27. Игры на все случаи жизни [Текст] / А.В. Петров: Метод, рекомендации. - Новгород, 1995. - 32 с.

28. История психологии: [Текст] / Словарь-хрестоматия. - Минск: Харвест, 2002. - 460 с.

29. Исупов, К.Г. В поисках сущности игры: [Текст] / К.Г. Исупов // Философские науки. -1977. - № 6. - С. 23-30.

30. Катаева-Венгер, А.А. Трудный возраст: подростки сегодня: [Текст] / А.А. Катаева-Венгер. - М.: Школьная пресса, 2002. - 112 с.

31. Клубоведение: [Текст] / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.И. Чепелева. - М.: Просвещение, 1995. - 91 с.

32. Коптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология: [Текст] / П.Ф. Коптерев. - М., 1999. - 206 с.

33. Короткова, Н.А. Современные исследования детской игры: [Текст] / Н.А. Короткова // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С. 44-51.

34. Кошкина, Р. Организация досуга в дни школьных каникул: [Текст] / Р. Кошкина // Классный руководитель. - 2002. - № 6. - С. 23-29.

35. Кривко-Апинян, Т.А. Мир игры: [Текст] / Т.А. Кривко-Апинян. - М., 1993. - 90 с.

36. Кузнецова, В.В. Методика разработки педагогических игр: [Текст] / В.В. Кузнецова. – М, 1988. - 56 с.

37. Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростка: [Текст] / Б.В. Куприянов. - М.: Владос, 2001. - 216 с.

38. Кэдьюсон, X., Шеффер, Ч. Практикум по игровой психотерапии: [Текст] / Х. Кэдьююсон, Ч. Шеффер. – СПб.: Питер, 2002. – 416 с.

39. Ларионова, И. Конкурс эрудитов: [Текст] / И. Ларионова // Клуб, репертуар. - 1995. - 3 февраля. - С. 4.

40. Лебедева, И.А. Путешествие в страну игр: [Текст] / И.А. Лебедева. - Н. Новгород: НГЦ, 1998. – 661 с.

41. Лукачи, А. Игры детей мира: [Текст] / А. Лукачи. - М.: Педагогика, 1977. - 268 с.

42. Люблинская, А.А. Учителю о психологии школьника: [Текст] / А.А. Люблинская. - Просвещение, 1977. - 326 с.

43. Макеева, С.Г. Материалы к социально - нравственному портрету школьника: [Текст] / С.Г. Макеева // Начальная школа. - 1999. - № 4. - С. 53-61.

44. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: [Текст] / Д.В. Менджерицкая / Под ред. Т.А. Маркс. - М.: Педагогика, 1982. -126 с.

45. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Как играть с ребенком: [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Просвещение, 1990. – 118 с.

46. Мухина, В.С. Возрастная психология: [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1997. - 452 с.

47. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М: ВЛАДОС, 2001. - 640 с.

48. Обухова, Л.Ф. Детская психология: [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1998. -352 с.

49. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Сов. Энц., 1988. - 1586 с.

50. Педагогика и психология игры: [Текст] / Межвузовский сб. Новосибирск, 1985. - 238 с.

51. Пидкасистый, П.П., Хайдаров, Ж.С. Технология игры: [Текст] / П.П. Пидкасистый. - М.: МПУ, 1996. – 344 с.

52. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии элементами учебного пособия и научной фантастики: [Текст] / С.Д. Поляков. – М., 1996. - 228 с.

53. Пономарев, В.Д. Игровая технология праздничного досуга: [Текст] / В.Д.Пономарев. – Кемерово, 1995. - 92 с.

54. Прутченков, А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины: [Текст] / А.С. Прутченков //Педагогика. - 1999. - №3. - С. 121-126.

55. Психологический словарь: [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика, 1999. - 440 с.

56. Психология и педагогика игры дошкольника: [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. - М: Педагогика, 1966. - 462 с.

57. Психология: [Текст] / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

58. Ретюнянский, Л.Т., Бобахо, В.А. Веселая мудрость: игры для детей и взрослых: [Текст] / Л.Т. Ретюнянский, В.А. Бобахо. - М, 1994. - 97 с.

59. Российская педагогическая энциклопедия: [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова: Том 1. - М.: Большая российская энциклопедия, 1996. - 789 с.

60. Российская социологическая энциклопедия: [Текст] / Под ред. Г.В. Осипова. - М: Норма, Инфра-М, 1998. - 634 с.

61. Российский энциклопедический словарь: [Текст]. - М.: Рос. энциклопедия, 2002. – 1204 с.

62. Рубинштейн, С.Л. Основа общей психологии: [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Т. 2. - М.: Высш. шк., 1989. -390 с.

63. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: [Текст] / Г.К. Селевко. - М: Педагогика, 1998. – 354 с.

64. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: [Текст] / В.С. Селиванов. - М: Педагогика, 2002. - 386 с.

65. Сопельняк, А.Г. Детские интеллектуально-тренинговые игры: [Текст] / А.Г. Сопельник //Педагогика. - 1994. - № 1. - С. 45-50.

66. Тарасов, С.М., Попов С.П. Игры для всех: азартные и неазартные: [Текст] / С.М. Тарасов, С.П. Попов. – М., 1991. – 302 с.

67. Терский, В.Н., Кель, О.С. Игра. Творчество. Жизнь: [Текст] / В.Н. Терский, О.С. Кель. - М: Просвещение, 1966. – 270 с.

68.Толковый словарь русского языка: [Текст]. - М: Рос. энциклопедия, 2000. - 906 с.

69. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей: [Текст] / А.П. Усова. – М.: Педагогика, 1976. - 116 с.

70. Устименко, В.И. Место и роль игрового феномена в культуре: [Текст] / В.И. Устименко // Философские науки. - 1980. - № 2. - С. 11-19.

71. Чаган, Н.Г. Игры и творчество: Теория, практика, проблемы: [Текст] / Н.Г. Чаган. – М., 1986. - 45 с.

72. Чудакова, Н.В. Праздники для детей и взрослых: [Текст] / Н.В. Чудакова. - М.: Свет, 1997. - 438 с.

73. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения в 4 томах: [Текст] / С.Т. Шацкий. - М., 1964. -288 с.

74. Шмаков, С.А. Ее величество игра: [Текст] / С.А. Шмаков. - М.: РОСТ, 1992. - 246 с.

75. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры: [Текст] / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1999. – 362 с.

76. Щедровицкий, Г.П. Игра и детское общество: [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Дошкольное воспитание. - 1964. - № 11. - С. 48-56.

77. Эльконин, Д.Б. Психология обучения в младшем школьном возрасте: [Текст] /. – М.: Просвещение, 1974. - 280 с.

78. Эльконин, Д.Б. Психология игры: [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Минск: Свет, 1998. - 349 с.

79. Эльконин, Д.Б. Психология обучения: [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1974. - 280 с.

80. Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: [Текст] / М.Г. Яновская. - Просвещение, 1974. - 187 с.

Примечания:

Примечаний нет.