Анализ возможности формирования зрительной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 72  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ проблемы зрительной культуры в психологии и педагогике 5

1.1. Понятие зрительной культуры и её составляющие 5

1.2. Зрительное восприятие как основа зрительной культуры 14

1.3. Визуальное мышление в структуре зрительной культуры и его развитие 20

1.4. Педагогическая деятельность по проблеме воспитания зрительной культуры у дошкольников 27

Глава II. Исследование формирования зрительной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40

2.1. Организация и методы исследования 40

2.2. Анализ результатов исследования 46

2.3.Рекомендации по формированию зрительной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 50

Заключение 55

Список литературы 58

Приложение 1. Задачи и методы перцептивного обучения на различных возрастных этапах развития восприятия у детей 63

Приложение 2. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 65

Приложение 3. Формирование зрительной культуры на занятиях по изодеятельности 70

Приложение 4. Пример занятия в театральной студии 72

Введение

Конец 20 века войдет в историю под знаком визуальной культуры.

Поколение детей, родившихся в конце 80-х - начале 90-х годов, не представляет, что когда-то у людей не было телевизоров, соответственно не было возможности одним "кликом" пульта управления включать нужный канал и смотреть понравившуюся программу. "А что было, когда не было телевизора?" - этот вопрос все чаще звучит в детских репликах, обращенных ко взрослым. Но интересна даже не сама постановка вопроса, хотя и на ней можно остановиться. Примечательна реакция взрослых. Очень часто родители затрудняются с ответом. Что же было, когда не было телевизоров? Ответ так прост, что не сразу приходит на ум. Люди больше общались друг с другом: ритуалы общения были очень хорошо развиты в нашей культуре; проводили время за чтением книг. Чтение было и приятным времяпрепровождением, и работой, и поводом собраться единомышленникам. Сегодня все изменилось. Телевизор медленно, но верно отодвигает привычку читать на второй план. Хорошо это или плохо - это отдельный вопрос. Ясно, что данность, с которой мы имеем дело, ставит ряд сложных проблем перед людьми, занимающимися воспитанием детей.

Визуальная информация в настоящее время имеет огромное значение в учебной и трудовой деятельности человека. Через зрительное восприятие мы получаем до 90% информации и потому должны уметь адекватно воспринимать, перерабатывать и отображать ее.

Для формирования визуальной культуры у детей необходим комплексный и системный подход к развитию зрительного восприятия, воображения, визуального мышления и других познавательных процессов в учебной деятельности, опирающейся на принципы гуманистической педагогики ненасилия, успеха и творчества, которая учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учитывая всё выше сказанное, тему работы "Формирование зрительной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ" можно считать актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать возможности формирования зрительной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Объект исследования - зрительная культура.

Предмет исследования - формирование зрительной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие зрительной культуры и её составляющие.

2. Рассмотреть зрительное восприятие как основу зрительной культуры.

3. Изучить понятие визуального мышления и способы его развития.

4. Проанализировать педагогическую деятельность по проблеме воспитания зрительной культуры у дошкольников.

5. Организовать и провести исследование формирования зрительной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

6. Разработать рекомендации по развитию визуальной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, эмпирические методы изучения когнитивных процессов дошкольников, методы статистической обработки данных.

Гипотеза: Современному педагогу необходимо владеть различными способами формирования зрительной культуры старших дошкольников в условиях ДОУ.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В. В., Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: МПСИ 2000. - 416 с.

2. Алексеева В. В., Что такое искусство? - М.: Сов. художник, 1973. - 162 с.

3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Владос, 1994. - 372 с.

4. Бадарни А., Чурсина Н.П. Формирование зрительного восприятия в онтогенезе: кросс-культурное исследование // Материалы научно-практической конференции. - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru

5. Безруких М. М., Ступеньки к школе книга для педагогов и родителей. - М.: Дрофа 2001. - 254 с.

6. Бениаминова М. В. Воспитание детей. - М.: Медицина, 1985. - 272 с.

7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Мир, 1996. - 332 с.

8. Блонский П. П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

9. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕвроЗнак 2004. - 667 с.

10. Бондаренко Е. А., О психическом развитии ребенка (дошкольный возраст). - Минск: Нар. асвета, 1974. - 124 с.

11. Венгер Л.А. Вопросы детского восприятия // Дошкольное воспитание. - № 3. - 1967. С. 38.

12. Венгер Л.А. О развитии восприятия в раннем и дошкольном детстве // Дошкольное воспитание. - № 7. - 1963. С. 41.

13. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Наука, 1968. - 426 с.

14. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс 1988. - 464 с.

15. Гончаров О.А. Тяповкин Ю.Н. Возрастная динамика зрительного восприятия перспективы // Вопросы психологии. - 2005. - № 6. С.110-119.

16. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. - М.: Педагогика, 1999. - 252 с.

17. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим. - М.: Знание 1987. - 239 с.

18. Добрынин Н. Ф., Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1965. - 294 с.

19. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Просвещение, 1986. - 236 с.

20. Жубров С.В. Психологические механизмы формирования качества зрительного образа восприятия как фактор успешного обучения // Сибирский Учитель. - №4(28). - 2003. С. 17.

21. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность: Визуальное мышление в изобразительном искусстве. - Свердловск, 1991. - 260 с.

22. Залесский П. Новое поколение выбирает развлечения // Известия. - 02.06.2003.

23. Зельцер Э.Н. Формирование культуры художественного восприятия // Материалы научно-практической конференции. - Псков, 2002. - 418 с.

24. Зинченко В.П. Творчество понимания // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 4. С. 17.

25. Зинченко В.П., Мунипов В.М., Гордон В.М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. - 1973. - № 2. С. 29.

26. Зинченко В.П. Восприятие и действие // Доклад АПН РСФСР. - 1961. - №2. С. 5.

27. Зорин С.С., Веретенникова Л.К. Формирование визуальной культуры. - Глазов, 2002. - 188 с.

28. Иванова Г.А. Влияние средств массовой информации на чтение детей и работа библиотек // Материалы научно-практической конференции. - Псков, 2002. - 418 с.

29. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. - М.: Мысль, 1964. - 347 с.

30. Информационное общество: Сб. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 507с.

31. Книжная культура и воспитание. Материалы круглого стола // Отечественные записки. - 2004. - №3. С. 37.

32. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М.: ACADEMIA, 2001. - 320 с.

33. Крайг Г., Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

34. Кулагина И. Ю., Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М. : Сфера: Юрайт, 2001. - 464 с.

35. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 1981. - 584 с.

36. Лисина М.И. Специфика восприятия и общения у дошкольников. - Алма-Ата: Мектеп, 1989. - 212 с.

37. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 176 с.

38. Мацкевич М.В. "Войди в мир искусства". Опыт разработки программы для дошкольников. Экспериментальное методическое пособие / Под ред. Е.Г.Вансловой. - М.: Мирос, 1995. - 228 с. С.97-110.

39. Мацкевич М.В. Арттерапия и "проблемные дети" в музее // Ребенок в музее: новые векторы музейного движения / Отв. ред. М.Ю.Юхневич. - М.: Академический проект; РИК, 2006. - 364 с. С.91-106.

40. Молодцова Н.Г. Развитие у младших школьников способности понимать смысл зрительного образа // Начальная школа. - 2004. - № 2. С.87-93.

41. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1972. - 126 с.

42. Новлянская З.Н. Кудина Г.Н. Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. - 344 с.

43. Плаксина Л.И. Методика развития зрительного восприятия в процессе обучения // Материалы научно-практической конференции. - Псков, 2002. - 418 с.

44. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. - М.: Мир, 2002. - 224 с.

45. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1965. - 258 с.

46. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. - Тула, 1993. - 280 с.

47. Смирнова Е.О. Ребёнок у экрана // Дошк. воспитание. - 2002. - № 7. С. 31.

48. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1988. - 284 с.

49. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. С.47-55.

50. Тюнников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. С.31-38.

51. Усманова А. Визуальные исследования как исследовательская парадигма // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2005. - 464 с.

52. ФарверЛ А. Развитие зрительного восприятия и онтогенезе. Психофизиологический анализ // Мир психологии. - №2. - 2003. С. 114.

53. Хайдеггер М. Время картины мира. - М.: Мысль, 1989. -

54. Чудинова В. Кто учит ребенка читать в современном обществе? // Дошкольное образование. - №10. - 2002. С. 29.

55. Шехтер М.С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. - М.: Наука, 1981. - 264 с.

56. Ястребова С. Конкурс знатоков изобразительного искусства // Дошкольное воспитание. - 2004. - №2. С.61-66.

Примечания:

Примечаний нет.