Взаимодействие слова и наглядности на уроках истории в школах с интегрированным обучением

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 66  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1: Теоретические аспекты взаимодействия слова и наглядности в процессе обучения умственно отсталых детей 6

1.1. Психологическая характеристика учащихся школы “Интеграция” 6

1.2. Особенности и проблемы овладения учебными навыками умственно отсталыми детьми 18

1.3 Методы обучения умственно отсталых детей. Необходимость сочетания и взаимодействия словесных и наглядных методов в процессе обучения 20

1.4. Необходимость сочетания различных методов в процессе обучения с целью стимулирования учебной деятельности. Выбор оптимального сочетания методов обучения 28

1.5. Обеспечение наглядности материала как основа для обучения умственно отсталых детей 38

1.6. Работа с проблемными детьми в системе интегрированного обучения 41

Глава 2: Особенности сочетания слова и наглядности на уроках истории в условиях интегрированного обучения 43

2.1. Современные подходы к преподаванию истории в школах VIII вида 43

2.2. Сопоставление фронтальных и индивидуальных уроков истории в процессе обучения в школе “Интеграция” 46

2.3. Внедрение индивидуальных интегрированных уроков истории и изобразительного искусства для детей с умственными отклонениями как основа для взаимодействия слова и наглядности в школе “Интеграция” 48

2.4. Результаты эксперимента 54

2.5. Особенности проведения и общие выводы по исследованию 60

Заключение 62

Список литературы 64

Введение

Введение

Основной целью специального образовательного уч¬реждения для умственно отсталых школьников является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социальной реабилитации и интеграции в обществе. Одно из важнейших направлений под¬готовки связано с необходимостью осмысленной постановки образовательного процесса умственно отсталых детей. Развитие у навыков и умений в школьном возрасте является одной из основных задач формирования базовой культуры личности. Все это должно достигаться учителем на основе взаимодействия слова и наглядности. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Исследования ряда авторов (Л.В. Занков, М.А. Арнольдов, К.В. Баранов, О.Г. Зориня, А.Л. Капустин, И.Н. Логинова, Б.П. Пузанов, В.Л. Синев и др.) показывают возмож¬ность овладения умственно отсталыми школьниками знаниями и определенными мыслительными умениями при специально организованном учебном процессе. Однако анализ специальной психолого-педагогической лите¬ратуры позволяет говорить о том, что вопрос взаимодействии слова и наглядности в образовательном процессе умственно от¬сталых подростков не был предметом специального исследования.

Проблема исследования состоит в использовании анализируемых средств и методов применительно к умственно отсталым учащимся в образовательном процессе, т.к. при традиционном обучении данная деятельность носит у них неопределен¬ный, недостаточно осознанный характер.

Объект исследования – образовательный процесс учащихся в условиях интегрированного обучения.

Предмет исследования - процесс формирования знаний и навыков на уроках истории для детей с недостатками интеллектуального развития.

Гипотеза исследования. Умственно отсталые школьники затрудняются осмысленно воспринимать предмет истории не только вследствие особенно¬стей их психофизического развития и деятельности, объективной сложности ис¬торического материала, но и из-за недооценки педагогами значения интеллекту¬альных умений, неправильному подходу к обучению. Предполагается при помощи специально организованной системы коррекционно-педагогической работы, взаимосвязи в процессе обучения слова и наглядности сформировать у учащихся данное умение, что не только повысит у них качество знании по истории, но и будет способствовать их подготовке к осмысленному восприятию современных соци¬альных событий.

Цель исследования - разработка путей более эффективного формирования умений и навыков школьников, определение оп¬тимальных психолого-педагогических условий для успешного выполнения этого вида деятельности учащимися специальной школы.

Исходя из поставленной це¬ли и гипотезы определены задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты изучаемых вопросов.

2. Выявить особенности и исходный уровень умений учащихся спе¬циальной школы на уроке истории.

3. Проанализировать работу учителя истории школы с целью выявления условий для развития учебного процесса.

4. Разработать методику обучения учащихся с интеллектуальными недо¬статками в со¬ответствии с изучаемым программным материалом по истории.

5. Экспериментально апробировать эффективность разработанной методи¬ки в учебном процессе специальной школы.

Методологической и теоретической основой дипломной работы явились положения психологии и педагогики о единстве основных законо¬мерностей развития нормальных и аномальных детей, о развитии личности в деятельности, учение о поэтапном формировании умственных действий, положе¬ния о гуманизации и демократизации учебного процесса.

Методы исследования подбирались в соответствии с целью, задачами и ги¬потезой работы: анализ литературы по теме исследования; изучение опыта рабо¬ты учителе; анализ действующей учебно-программной докумен¬тации; беседы с педагогами и учащимися; индивидуальный констатирующий эксперимент; фронтальный обучающий эксперимент на уроках и во внеурочное время. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики, подвергались количественному и качественному анализу.

Эксперимент проводился в 5 классе школы с интегрированным обучением “Интеграция”

Список литературы

Список литературы

1. Аладинская Н.А., Патракеев В.Г. Критерии дифференцированной психолого-педагогической оценки учебной деятельности школьников с нарушениями интеллекта на занятиях по трудовой подготовке II. Дефектология. –1997. -№1. –С. 21-23.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. –М.: Аспект Пресс, 1996-376с.

3. Божович А.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте. М.: Просвещение, 1968. –82(2)с.

4. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход к психокоррекционной работе II Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. –1995. -№3. –С. 21-28.

5. Волковинская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного учреждения \\ Дефектология. –1999. -№4. –С.66.

6. Воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей и воспитателей. Под ред. В.Ф. Мачихиной. –М.: Просвещение, 1980/- 63, (1)

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии (Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

8. Граборов А.И. Очерки по олигофренопедагогике. М.:Учпедгиз, 1961.- 410 с.

9. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол.факультета педвузов и университетов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

10. Замский Х.С. История олигофренопедагогики: Учеб.пособ. для студ. высш.учеб.завед. – М.: Просвещение, 1974. – 391, (1).

11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992 г. – 222, (1) с.

12. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: Учеб.пособ. – Киев: Радяньска школа, 1978. – 85, (2) с.

13. Концепция подготовки к труду детей с отклонениями в развитии: Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды \ (Е.М.Старобина отв.ред., С.А.Стеценко, Н.В.Николаева и др.(. – Санкт-Петербург: Турусел,1997. – 48 с.

14. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методические основания зарубежных теорий профессионального развития \\ Вопросы психологии. – 1983. - № 5. – С. 158-164.

15. Коррекционное обучение – как основа личностного развития аномальных детей: Учеб.пособ. для студентов педвузов и дефектол.факульт. \Под ред. Л.П.Носковой. – М.: Педагогика, 1989. – 117, (1) с.

16. Лекция по технологии социальной работы: В 3-х частях \Под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Социально-технологический институт, 1998. – Ч.З. –190 с.

17. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственного отсталого ребенка в семье. – М.: Педагогика, 172. – 52, 2

18. Мачихина В.Ф. О состоянии трудового обучения, воспитания и профориентации в специальных школах для детей с поражением Ц.Н.С. Дефектология. – 1981. - № 4. – С.45-47.

19. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ.Пед.вузов /Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд.., испр. и доп. – М.: Изд. Центр. «Академия», 2000. – 192 с.

20. Натаров В.М. Методические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга, как активного метода обучения \\ Вестсник социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - № 4. – С. 3-9.

21. Научно-методические материалы Всероссийского совещания 26-27 сентября 2000 г.: Проблемы социальной воспитанников коррекционных школ-интернатов 8 вида для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей \Под ред. Т.П.Алексеева, С.И.Кошкарев, В.Б.Степанова. М.: - Боровичи, 2000. – 119 с.

22. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учит. и студ.дефектол.фак-тов пед.инст-ов \ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Школа – Пресс, 1994.- 416 с.

23. Ожогов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов \Под ред. Н.Ю.Шведовой – 22-е изд.; стер. – М.: Рус.яз., 1990. – 921, 3 с.

24. Основы психодиагностики: Учеб.пособ. для студ. пед.вузов /Под ред. А.Г.Шмелева. – М.: Ростов – на- Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.

25. Основы социальной работы: Учебник для студ. вузов /Отв.ред. П.Д.Павленок, - М.: Инфра – М, 1997. – 368 с.

26. Плахова Б.И. Школа предприятия: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками //Дефектология.- № 1993. - № 3. С.39.

27. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для восп. из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

28. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы /Под ред. Кан.пед.наук доц. А.М.Панова. – М.: Институт соц.работы, 1997. – 200 с.

29. Российская энциклопедия социальной работы Т.2. /Под ред. А.М.Панова. – М.: 1997. – 364 с.

30. Семья с ребенком-инвалидом: Серия «Школа для родителей» / Сост. В.С.Коваль, Е.Н.Карасева. – Сочи: ГУП «СПП», 2000. – 132 с.

31. Сермаев Б.В. Особенности трудового воспитания аномальных детей //Дефектология. – 1984. - № 3. – С.39-41.

32. Социальная работа: Учебник для студ.ВУЗов /Под общ. Ред. В.И.Курбатова. – Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001. – 572 с.

33. Справочное пособие по социальной работе / Л.С.Алексеева, П.В.Бобкова, Г.Ю.Бурлакова и др.; под ред. А.М.Панова, Е.И.Холстовой. – М.: Юристъ, 1977. – 165, 1 с.

34. Старобина Е.М., Стаценко А.С. Концептуальная модель организации профориентации детей-инвалидов //Материалы конференции «Инвалид в современном обществе. – С. – Пб. – 1994. – С.8-10.

35. Технология социальной работы: Учеб. /Под общ.ред. Е.И.Холостовой. – М.: Инфра – М., 2001. – 398, 1 с.

36. Теория социальной работы: Учеб //Под ред. Проф. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

37. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах): Учеб.пособ. //Под ред. Панова А.М., Холостовой Е.И. М., 1998.–190 с.

38. Томлин В.В. Учащихся необходимо готовить к жизни основательно //Дефектология. – 1993. - № 1. – С.36-29.

39. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб.пособ. для студ. ВУЗов. – М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 1999. – 430, 1 с.

40. Хабаров В.Т. Некоторые вопросы адаптации выпускников вспомогательной школы на производстве //Дефектология. – 1998. - № 4. –С.30-32.

41. Энциклопедический словарь Т.3. /Под ред.Б.А.Введенского. М.: «Печатный Двор, 1995. – 744 с.

Примечания:

Примечаний нет.