Надзор прокуратуры за исполнением законов

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 77  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Понятие, сущность, значение и правовые основы надзора прокуратуры за исполнением законов, история возникновения и развития прокурорского надзора в России……………………………..

7

1.1. Сущность и значение прокурорского надзора…………………….. 7

1.2. История возникновения и развития прокурорского надзора в России……………………………………………………………………..

9

Глава 2. Особенности надзора прокуратуры за исполнением законов… 22

2.1. Предмет надзора прокуратуры и его правовые основы…………… 22

2.2. Полномочия прокурора……………………………………………. 29

2.3. Протест, представление, постановление прокурора и предостережение о недопустимости нарушения закона………………

50

Заключение………………………………………………………………. 59

Глоссарий…………………………………………………………………. 64

Список сокращений 66

Библиография……………………………………………………………. 67

Приложения……………………………………………………………… 76

Введение

Введение

Организация работы по каждому из видов прокурорского надзора связана как с особенностями самого предмета надзора, так и с теми полномочиями, которые закон предоставляет прокурору для реализации его надзорных функций.

Что касается полномочий прокурора в области надзора за исполнением законов, то они существенно отличаются от прав, предоставленных прокурору при других направлениях деятельности. Например, осуществляя надзор за следствием и дознанием, прокурор постоянно контролирует ход расследования (путем утверждения соответствующих документов, дачи санкций и т.п.), вне зависимости от фактов нарушения закона. Действуя в рамках общего надзора, прокурор проводит проверки лишь на основании поступившей в органы прокуратуры информации о таких фактах. Постоянный же надзор и контроль осуществляют органы контроля и другие государственные органы. Кроме того, прокурор не вправе отменить противоречащий закону правовой акт или устранить нарушение закона.

Общенадзорная работа прокуратуры района (города) осуществляется по нескольким относительно самостоятельным направлениям:

- надзор за соответствием законодательных актов органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов (что касается самих актов, то надзор за их исполнением является прерогативой других органов, прежде всего, органов контроля);

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- надзор за законностью привлечения граждан к административной ответственности;

- надзор за исполнением законов в области экономики, соблюдения банковского, финансового, налогового, антимонопольного и другого законодательства;

- надзор за исполнением законов судебными приставами.

Такое многообразие предметов надзора, без сомнения, создает дополнительные трудности в деятельности прокуратуры района, города: недостаточно просто распределить между сотрудниками территорию, отделы милиции или составы суда, как это делается при осуществлении надзора по иным направлениям. Поэтому особое значение имеет организация работы таким образом, чтобы прокуратура, не подменяя другие органы, не оставляла без внимания наиболее важные, актуальные участки надзора, для чего прокурору района (города) необходимо правильно определить все виды деятельности прокуратуры, выделить из них, с учетом специфики обслуживаемой территории, приоритетные и наиболее целесообразно распределить обязанности между имеющимися в его распоряжении сотрудниками.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются отделы, иногда - даже управления, включающие несколько отделов, осуществляющих разные виды общего надзора (например, отдел по надзору за соответствием издаваемых правовых актов законодательству, отдел по надзору за исполнением законов и охране прав граждан в социальной сфере, отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы), а также штат старших помощников, на правах начальников отделов: по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе, по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях, по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и т.д. Облегчает работу и наличие организационно-контрольного отдела, отдела писем, кабинета кодификации, прокуроров-методистов. При такой структуре проблема правильной организации работы не является столь сложной, как в нижестоящих прокуратурах, имеющих гораздо меньшее число сотрудников, из-за чего помощники прокурора по общему надзору зачастую занимаются одновременно и другими направлениями.

Распределение обязанностей по надзору за исполнением законов определяется руководителем прокуратуры района (города) в зависимости от штатной численности работников, количества поднадзорных органов, эффективности деятельности органов контроля и других государственных органов, общего состояния законности в регионе, иных факторов.

Говоря об эффективности работы прокуратуры на данном направлении надзора, необходимо заметить, что выполнение всех обязанностей, количество проведенных проверок, внесенных представлений и принесенных протестов само по себе не свидетельствует об удовлетворительной работе прокуратуры в целом и надлежащем исполнении обязанностей каждым из ее сотрудников. Поэтому каждый прокурорский работник должен понимать, что вышестоящий прокурор будет оценивать эффективность его деятельности не столько по объему проведенной работы, сколько по ее результатам.

Правоведы отмечают, что критериями эффективности деятельности прокурора по надзору за исполнением законов, прежде всего, являются:

- своевременность выявления допущенных нарушений законодательства и предусмотренных законом прав граждан, незаконных правовых актов;

- своевременность принимаемых мер прокурорского реагирования, правомерность их применения;

- использование всех необходимых в каждом конкретном случае предоставленных законом полномочий;

- восстановление нарушенных прав граждан, отмена незаконных правовых актов, возмещение причиненного материального ущерба;

- привлечение виновных к материальной, дисциплинарной, административной ответственности.

Проведенная работа должна оцениваться как по каждому критерию, так и в их совокупности.

Правовое регулирование надзора прокуратуры за исполнением законов, несомненно, нуждается и в совершенствовании.

Все вышесказанное свидетельствует о несомненной актуальности рассмотрения вопросов надзора прокуратуры за исполнением законов. Кроме того, актуальность данных вопросов подчеркивается и тем вниманием, которое уделяют им известные ученые-правоведы: В.И.Басков, Ю.Берестнев, В.Г.Бессарабов, А.Богдановский, В.Власов, А.Галузин, А.Г.Звягинцев, С.М.Казанцев, Н.В.Ласкина, А.Наумов, А.П.Никитин, А.В.Трикс и многие другие.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении надзора прокуратуры за исполнением законов.

Предметом – надзор прокуратуры за исполнением законов.

Цель работы – рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы надзора прокуратуры за исполнением законов.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

• раскрыть понятие, сущность и значение прокурорского надзора;

• проанализировать историю возникновения и развития прокурорского надзора в России;

• исследовать особенности надзора прокуратуры за исполнением законов;

• рассмотреть предмет надзора прокуратуры и его правовые основы;

• проанализировать полномочия прокурора;

• охарактеризовать протест, представление, постановление прокурора и предостережение о недопустимости нарушения закона;

• сформулировать выводы по теме исследования.

Для решения указанных задач предполагается использование логического и исторического методов исследования рассматриваемых вопросов.

Глава 1. Понятие, сущность, значение и правовые основы надзора прокуратуры за исполнением законов, история возникновения и развития прокурорского надзора в России

1.1. Сущность и значение прокурорского надзора

Прокурорский надзор - это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст.21 Закона о прокуратуре, предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Понятие прокурорского надзора тесно связано с понятием законности, поскольку законность обеспечивается благодаря осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства в различных сферах деятельности общества и государства. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства. А прокурорский надзор обеспечивает это неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства. На всей территории России необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и единственным органом государства, способным обеспечить это единство, может быть прокуратура. Для этого она была создана, в этом состоит ее главная задача.

Прокурорский надзор имеет существенное значение и в профилактике правонарушений, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования. Прокурорский надзор важную роль играет в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.

По материалам прокуратуры преступившие закон работодатели привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности. В последние годы в отношении работодателей, допустивших нарушения трудового законодательства, возбуждено 224 административных производства. По прокурорским документам каждый десятый был дисквалифицирован, а 250 – предостережены.

Прокуратура, осуществляя прокурорский надзор, выявляет многочисленные нарушения прав несовершеннолетних. За нарушение законодательств

Список литературы

Литература

1. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1998

2. Берестнев Ю. Российская правовая система и европейские стандарты, "Российская юстиция", N 1, январь 2001

3. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе органов государственного контроля в Российской Федерации.: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 2001.

4. Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране//Журнал российского права. 2003. N 9.

5. Бессарабов В.Г. Постсоветская российская прокуратура (1864-1917 г.г.)//Журнал российского права. 2003. N 3.

6. Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991г.г.)//Журнал российского права. 2002. N 12

7. Бессарабов В.Г. Пореформенная российская прокуратура (1864-1917г.г.)//Журнал российского права. 2002. N 10

8. Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864г.г.)//Журнал российского права. 2002. N 8

9. Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики. СПб., 2005. По изд. 1891

10. Бойков А., Скворцов К., Рябцев В. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры//Уголовное право. 1999. N 2

11. Власов В. У прокурора и судьи разные функции//Российская юстиция. 1995. N 9

12. Галузин А. Новое направление прокурорского надзора. Законность. 1999. №4

13. Григоров К.А. Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в современных условиях//Российское право в Интернете. 2004 (2)

14. Звирбуль В.К. Перспективы развития прокурорского надзора в правовом государстве//Советское государство и право. 1990. N 9

15. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российская прокуратура. XVIII век. М., 1994.

16. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993

17. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" М.:ООО "Новая правовая культура", 2007

18. Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001

19. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Отв. ред. А.А.Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Юрайт-Издат, 2006

20. Кругликов Л.Л. Не обошлось без ошибок..., "Российская юстиция", N 6, июнь 2006

21. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. - "Юстицинформ", 2006

22. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура?//Российская юстиция. 2001. N 9.

23. Мельников А. О состоянии и совершенствовании надзора за исполнением законов и законностью правовых актов//Законность. 1998. N 3

24. Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура - как институт общего надзора// "Российская юстиция", N 1, январь 2002

25. Никитин А.П. Прокурорский надзор за исполнением жилищного законодательства - приоритетное направление деятельности органов военной прокуратуры // "Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2005

26. Петрухин И. Исторический очерк деятельности прокуратуры//Отечественные записки. 2003. N 2.

27. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. 959 с.

28. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/Под ред. Окунькова Л.А. М.: БЕК, 1994.

29. Прокурорский надзор: Учебник/Винокуров Ю.Е. и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005

30. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник/Под ред. А.А. Чувилева. М.: Юристъ, 2000

31. Рябцев В.П., Блинова А.Ю. Ведомственные нормативные правовые акты: проблемы систематизации (на примере прокуратуры Российской Федерации)//Журнал российского права. 2002. N 10

32. Скуратов Ю.И., Шинд В.И. Конституционные основы места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации//Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 1994

33. Трикс А.В. Справочник прокурора - "Питер", 2007

Приложения

Приложение 1

Предостережение

о недопустимости нарушения закона

г.(пос.)_______________________ "__"____________________г.

Проверкой ______________________________________________________________,

(в порядке рассмотрения обращений граждан, иных сигналов

о нарушениях закона)

установлено, что ________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(кратко излагаются неправомерные действия должностного лица,

_________________________________________________________________________

наименование закона, которому они противоречат, наступившие

_________________________________________________________________________

и возможные последствия и т.п.)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Примечания:

Примечаний нет.