Агрессивность детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и коррекция

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 116  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение

Глава 1. Модели изучения агрессии и агрессивного поведения

1.1. Теория влечения (психоаналитический подход).

1.2. Экологический подход.

1.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

1.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование.

2.1. Программа исследования.

2.2. Характеристика испытуемых.

2.3. Выбор методик исследования и их обоснование.

2.4. Результаты исследования.

2.5. Анализ результатов исследования.

2.6. Программа коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.

2.7. Выводы экспериментального исследования и

психолого-педагогические рекомендации.

Литература

Приложение

Введение

Согласно наиболее принятому определению, агрессия - это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [6].

Проблема агрессивности человека в отечественной психологической литературе представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводам публикациями [6], [2, 124], [10], [14, 102.]. Между тем за рубежом интерес к ней очень велик и не ослабевает до настоящего времени [11, 6.], [23, 806.], [24, 83].

Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения. "Мы не хотим сказать, что агрессия - это нечто, противоположное нравственности: некоторые формы агрессии не рассматриваются как аморальные. Но в большинстве случаев агрессия аморальна, поэтому те же механизмы, которые ответственны за нравственное научение, лежат и в основе социализации агрессивных импульсов", - пишут Р. Кратчфилд и Н. Ливсон [19, 68]. Далее они сопоставляют два приемлемых и взаимосуществующих определения агрессии. Первое основано на внешней оценке поведения: "Агрессия - это любой вид поведения, наносящий вред другому". Второе связывается с намерениями человека, т. е. с тем, о чем можно узнать лишь изучая побуждения человека: "Агрессия - это любые действия, имеющие целью причинение вреда другому" [14, 69].

Опираясь на сходные с приведенными определения агрессии, многие из психологов считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанной с борьбой за выживание. Но они же признают, что над агрессивными импульсами, агрессивными проявлениями в поведении человека возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием. "Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии" [19, 69]. В отечественной психологии большее значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Но тем не менее учитывается и возможность реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребенка [5], [13]. Большинство проявлений агрессии разными наблюдателями интерпретируется однозначно, как недопустимое, требующее коррекции поведение человека. Проявления агрессии различны: от прямого физического воздействия (применения силы), словесных оскорблений и запугивания оппонента грядущими неприятностями до косвенных замечаний и скрытых попыток осуществить принудительное управление поведением другого человека. Известны проявления агрессии, переходящие в болезненное состояние, не поддающиеся социализации. Но известны и такие поступки и действия, которые одними участниками группового конфликта интерпретируются как проявления агрессии, а другими - как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей.

Классификация проявлений агрессии:

1. Болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения);

2. Физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (как правило, это бывает связано с особенностями социализации, с закреплением норм антиобщественного поведения);

3. Различные виды агрессии, связанные с недостаточной усвоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность);

4. Все виды действий, которые одними наблюдателями интерпретируются как агрессивные (вызывают у них подозрение в посягательстве на чьи-то права, попытке причинить вред), а у других наблюдателей связываются с проявлениями активности, настойчивости.

Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией М. Раттер [25] называет такие ситуации, в которых главная проблема личности заключается в проявлении социально неодобряемых форм поведения. К ним относятся: плохие отношения с другими детьми, обнаруживающие себя в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративное неповиновение, разрушительные действия и лживость. Сюда же включают и антиобщественные поступки: пропуски уроков, срывы занятий, воровство, поджоги. При этом нужно помнить о том, что:

- дети, с раннего возраста агрессивные и задиристые, став старше, обнаруживают большую склонность к асоциальным проявлениям;

- дети с синдромом социальной дезадаптации чаще испытывают трудности во взрослой жизни: неудачная судьба, неудачные браки, низкие заработки, тоскливые однообразные социальные отношения, худшие профессии, большая склонность к употреблению алкоголя, наркотиков;

- синдром социальной дезадаптации чаще встречается у мальчиков.

Под другим углом зрения М. Раттер рассматривает агрессивность как один из факторов происхождения антиобщественного поведения, обозначая ее связь с другими факторами: такими как тяжелая обстановка в семье, многодетность, отставание в усвоении школьных знаний, неблагоприятная школьная атмосфера, стиль воспитания в семье, стиль воспитания и преподавания в школе.

В. Клайн [19], справедливо отмечая негативные аспекты проявления агрессии, считает, что в агрессивности есть и "определенные здоровые черты", которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям.

Агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к установлению справедливости, - считает Г. С. Хоманс. "В ситуациях разрешения справедливости люди ищут "распределительной справедливости" - беспристрастности в распределении поощрений и наказаний... Как реагируют люди, когда они чувствуют, что справедливость нарушается? Скрытый гнев, возмущение или по крайней мере рост напряженности являются наиболее частыми откликами" [19, 74]. По мнению многих авторов, как адаптивные можно рассматривать и агрессивные проявления, связанные с избавлением от фрустрации и тревоги [19], [25].

Рассматривая проявления агрессии у детей в рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, мы прежде всего отметим ту пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п. В целом же собственные агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Неслучайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.

Проявления агрессии в их активной форме определяются в первую очередь условиями воспитания, условиями социализации. Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность (под ней понимают степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка. По поводу первого фактора можно встретить согласие у многих авторов. Г. Эберлейн, например, определяет агрессивность как "отчаяние ребенка, который ищет признания и любви". По поводу второго фактора мнения не столь однозначны: одни авторы считают строгость наказания одной из причин агрессивности, другие - приводят примеры того, как в разных культурах строгость наказания приводит к разным последствиям [21].

Изучение различных концепций агрессии дает возможность рассмотреть данное психическое явление с разных сторон. Каждая теория имеет как позитивные аспекты, раскрывающие природу агрессии, помогающие понять ее сущность, так и спорные тезисы. Для нас наиболее понятной, отражающей практическую направленность, является теория социального научения.

Наш опыт взаимодействия с детьми показывает, что, действительно, дети перенимают агрессивные формы поведения своих родителей. Если в семье преобладает агрессивная модель воспитания (нетерпимость, раздражение, наказание), ребенок не овладевает гуманными конструктивными способами взаимодействия с окружающими.

Сущность агрессии и агрессивного поведения в психологической литературе трактуется по-разному. Понимание агрессии зависит от теоретической концепции, в рамках которой разрабатывается данная категория. Можно выделить несколько теорий, раскрывающих природу возникновения и формы проявления агрессивности человека: психоаналитическая теория, экологическая теория, фрустрационная теория и теория социального научения. Рассмотрим эти аспекты.

Список литературы

1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - В Н.: Игры, в которые играют люди.- СПб.: Лениздат, 1992 400 с.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. /Возрастная и педагогическая психология: Тексты.- М.: Изд. МГУ, 1992с.

3. Боулби Дж. "Психология развития" - М, 2003.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Спб.: Питер, 2001.- 352 с.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвещение, 1988.

6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.- 160 с.

7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956.

8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М.: Просвещение, 1992.

9. Данилова Е.Е. Детский тест "Рисуночной фрустрации" С. Розенцвейга. - М.: МГПМСЦ, 1997.

10. Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна,1997.

11. Заостровцева М.Н., Перешина Н.В. Агрессивное поведение: Коррекция поведения дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006 - 112 с.

12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1993.

13. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: ИЦ "Академия", 1995.

14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: РПА, 1997.

15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. "Возрастная психология", - Москва: ТЦ Сфера, 2003.

16. Лангеймер Й., Матейчик З. Типы депривации личности ребенка в учреждении. - Прага, 1984.

17. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 368 с.

18. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1992.

19. Минкова Э.А. Особенности развития личности ребенка в условиях детского дома. - Тула, 2006.

20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М.: Академический проспект, 2002.

21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми, - М.: Академический проспект, 2001.

22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М.: МГППИ, 1999.

23. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель Пресс, 2000.

24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М.: Педагогика, 1991.

25. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М.: "Изд-во ГНОМ и Д", 2005 - 160 с.

26. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф Рыбалко. - СПб.: Речь, 2006. - 688 с.

27. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2006.

28. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2005.- 400с.

29. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской, - М.: Просвещение, 1990.

30. Психология развития / Сост. И общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СпбГУ. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.

31. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.: Политиздат, 1997.

32. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Просвещение, 1988.

33. Романов А.А Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей (дошкольного и младшего школьного возраста): альбом диагностических и коррекционных методик. - М.: "Принт", 2000. - 65 с.

34. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М.: Просвещение, 1991.

35. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. Пособие. - М.: Флинта, МПСИ, 2003.

36. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: Просвещение, 1988.

37. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Социологические исследования. - 1992. - № 7.

38. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов/ И.А.Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2004.-351с.

39. Фурманов И.А, Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 319 с.

40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., "Педагогика", 1989 - С. 555.

41. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 1978.

42. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996. - 592 с.

43. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга: Методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2002. - 126 с.

44. Krech D., Crutchfield R., Livson N. Elements of psychology. N. Y., 1974/ Вопросы психологии, №1, 1992, пер. с англ. А.В. Александровой.

45. http://www.psychol-ok.ru.

Примечания:

Примечаний нет.