Детско-родительские отношения как фактор формирования механизмов психологической защиты подростка

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 51  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ 5

1.1. Структура детско-родительских взаимоотношений в семье 5

1.2. Механизмы психологической защиты в структуре личности подростка и их взаимосвязь с особенностями семейного воспитания 13

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 27

2.1. Этапы исследования 27

2.2. Методики исследования 28

2.3. Результаты и их обсуждение 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Введение

Актуальность исследования. Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения.

Особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей.

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности.

В рамках данной работы проводится теоретический анализ влияния родительских отношений на формирование защитных механизмов личности подростка. Психологические защитные механизмы являются неотъемлемой частью личности. В то же время повышение уровня отрицания реальности, явное доминирование определенного рода защитных реакций способствуют дезадаптации личности, утрате способности к самоконтролю.

Данные положения подтверждают актуальность и значимость изучения особенностей формирования психологических защитных механизмов личности в практике консультационно-коррекционной работы психолога с подростками.

Объект исследования: защитные механизмы личности.

Предмет исследования: зависимость защитных механизмов личности подростка от типа детско-родительских отношений.

Цель: исследование зависимости защитных механизмов подростка от типа детско-родительских отношений.

В рамках исследования выдвинуты следующие задачи:

1) Исследовать детско-родительские отношения в группе подростков.

2) Исследовать защитные механизмы в группе подростков.

3) Выявить наличие зависимости защитных механизмов подростка от типа детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

1. При адекватных требованиях со стороны родителей используются зрелые типы психологической защиты;

2. Существуют половые особенности в формировании стратегий защитного поведения у юношей и девушек.

Методы исследования: метод тестов (методики Келлермана-Плутчика, опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» ВРР).

База исследования: средняя общеобразовательная школа №86. Выборка учащихся 10 классов – 30 юношей и 22 девушки. Исследование проведено в рамках естественно-научной парадигмы, культурно-исторического подхода.

Для обработки данных использованы методы параметрической статистики – корреляционный анализ по критерию Пирсона, анализ статистических различий по критерию Стьюдента, факторно-дисперсионный анализ.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Педагогика, 1993.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.

4. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии, 1979, № 4.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - Прогресс, 1983.

6. Бодалев А. А. Формирование личности — актуальная проблема комплексного психолого– педагогического исследования. // Психолого- педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с.9.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 1968.

8. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 2, с.46-55.

9. Бурменская Г.В., Кабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., МГУ, 1990.

10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997.

11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., Педагогика, 1991. - 125 с.

12. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.

13. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.

14. Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 439 с.

15. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психология пола у детей. - Л., Медицина, 1986.

16. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 1991.

17. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.: Вита-Пресс, 1997.

18. Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996.

19. Кон И.С. Категория «Я» в психологии. //Психологические журнал, Т.2, №3, 1981..

20. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., Просвещение, 1989.

21. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., Наука, 1988.

22. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства. Ижевск: издательский дом «Удмуртский Университет», 1999.

23. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. В сб. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

24. Лоренц К. Агрессия – М.: Эврика, 2001. – 175 с.

25. Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика. //Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999.

26. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 1997.

27. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. - Проблемы экспериментальной психологии личности. Уч. зап. Пермск. пед. ин-та, 1970, т. 77, вып. 6, с. 8-213.

28. Миссен П. Развитие личности в среднем возрасте. //Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982.

29. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. - Л.: 1976.

30. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 304 с.

31. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Знание, 1997.

32. Петровский В. А. К психологии активности личности. — Вопросы психологии, 1975, № 3, с.26-38.

33. Принцип развития в психологии. /под ред. Анциферовой Л.И. - М., Наука, 1978.

34. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

35. Психология для родителей. /под ред. Бодалева А.А. - Педагогика, 1989.

36. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

37. Развитие личности ребенка. - М., Прогресс, 1983.

38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. - 2000.

39. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Прогресс, 1987,

40. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.

41. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного "Я". //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 1, с.14-22.

42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. – 529 с.

43. Ротенберг. В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической медицины. // Вопросы психологии. №6, 1989. С. 22 - 28.

44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.

45. Сарыгина Л.В. Отклоняющееся поведение детей и подростков. //В сб. Дети и подростки в современном мире: защита, помощь, поддержка. г. Ижевск, №9, 1999.

46. Славина Л.С. Трудные дети. М.: Изд-во Института практической психологии, 1998.

47. Смелзер Н. Дж. Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7.

48. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3.

49. Социальная психология личности /под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. - М., Наука 1979.

50. Столин В. В. Внутренние преграды и конфликтные личностные смыслы. — В кн.: Тезисы VIII Закавказской конференции психологов. Ереван, 1980, с. 281-282.

51. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000.

52. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. – 448 с.

53. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., Просвещение, 1991.

54. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., МГУ, 1981.

55. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, Питер Пресс, 1997.

56. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 45 - 56.

57. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с.

58. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. – 649 с.

59. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: «Фолиум», 1996.

Примечания:

Примечаний нет.