ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ И РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 2005-85

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 85  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты агрессивного поведения 9

1.1. Возрастные особенности агрессивного поведения 9

1.2. Роль семьи в проявлении агрессивности у детей 13

1.3. Особенности развития личности ребенка в социально-неблагополучной семье 18

ГЛАВА II. Диагностика агрессивности детей и разработка методов психокоррекционной работы 24

2.1. Исследование агрессивности детей из социально-неблагополучных семей 24

2.2. Технология индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми 27

2.3. Технологии групповой терапевтической работы с агрессивными детьми 42

2.4. Разработка методов психокоррекционной работы с агрессивными детьми 57

2.4.1. Интерактивные игры и упражнения для детей, склонных к агрессивному поведению 59

2.4.2. Релаксационные техники, используемые в коррекционной работе с агрессивными детьми 69

2.5. Контрольный эксперимент 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

ЛИТЕРАТУРА 80

Введение

Социально-неблагополучная семья, как стихийное бедствие всегда сопровождала общество, вследствие различных факторов, влияющих на основную ячейку государства - семью.

Все чаще в прессе и средствах массовой информации появляются сообщения о различных трагедиях, происходящих в семьях, где есть проблемы, связанные с алкоголизмом, наркоманией, нарушениями закона. Зачастую свидетелями этого становятся дети.

Актуальность проблем коррекции агрессивности детей из социально-неблагополучных семей вполне очевидна, поскольку такие дети составляют группу повышенного риска. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера не может не оставить след в душе ребенка, не повлиять на ход развития его личности.

Семья закладывает основы для дальнейшего становления и развития ребенка как полноценного члена общества, как личности. Но какие морально-этические нормы может привить семья, в которой отсутствует уважение, доверие, доброта и любовь? Дефективное воспитание может привести к уродству характера ребенка, к изменениям в его психике и личности, которые подчас с трудом поддаются коррекции.

Как правило, дети из неблагополучных семей имеют ряд проблем в обучении, общении со взрослыми, сверстниками. Таких детей видно сразу: беспокойные. Вспыльчивые, агрессивные, неуправляемые - можно предположить о наличии у них как минимум акцентуации характера.

Детские врачи могут привести множество примеров, когда подобные изменения характера оказываются стойкими, длительными, нарушающими приспособление ребенка к окружающей среде, когда результатом неблагополучия в семье, а, следовательно - дурного воспитания, становятся стойкие извращения характера, рассмотрения и исправление которых уже выходит за рамки педагогики и являются компетенцией врачей и психологов.

Отнюдь не уникальными являются повышенная агрессивность и жестокость детей. Дети, живущие в деспотичных семьях, где царствуют лицемерие, ложь, почти всегда обречены на то, чтобы быть в психологическом отношении рабами, а когда появится возможность получить власть, пусть самую незначительную, превратиться в еще более злобных и жестоких, чем их родители.

Чаще всего жестокость возникает под влиянием воспитания и психологии того микросоциального коллектива, который окружает определенного человека. Если в человеке не формируют систему совестливого, гуманного отношения к людям и ко всему живому, если в семье преобладает зависть, нетерпимость, нежелание понимать и уважать другого, не допускают разных подходов ко многим явлениям, если нет доброжелательности, почтительности, чувства собственного достоинства. То и жестокость рано или поздно проявится у детей. Ведь они в силу своей повышенной внушаемости часто имитируют поведение взрослых.

Ребенок, не имеющий сильных биологических аномалий, становится таким, каким его "делает" окружение: если окружающие хотят, чтобы ребенок был добрым, он будет добрым, но если обстоятельства будут воспитывать в нем жестокость, он будет жестоким, так как способность противостоять окружающему воздействию незначительна. Велика роль воспитания, когда жестокость обусловлена главным образом психическими расстройствами.

Явление агрессивности у детей привлекает внимание многих исследователей. Так немецкий ученый У. Раухфлейш разработал ряд индексов, среди них - индекс направленности агрессии . Этот индекс выражает тенденцию направлять на себя агрессивность, исходно адресованную вовне.

Считается, что при нормальном развитии личности значение этого индекса должном быть близко к 1, поскольку как чрезмерные "угрызения совести", так и повышенная внешняя агрессивность разрушительны для личности. У детей из неблагополучных семей "внешнеобвиняющих" реакций в три раза больше, "самообвиняющих", что свидетельствует о повышенной агрессивности.

Исследователи придерживаются на этот счет различных точек зрения. Самое простое объяснение - плохая наследственность, врожденность агрессивных реакций . По-видимому, действительно бывают случаи, когда агрессивность детей имеет сугубо биологическую природу и по существу должна быть расценена как проявление психического заболевания. Однако этим нельзя объяснить массовую агрессивность детей из неблагополучных семей.

Другие исследователи , акцентируя свое внимание на агрессивности подростков, рассматривают ее как проявление возрастной закономерности, обусловленной половым созреванием. Однако агрессивность у таких детей наблюдается задолго до наступления пубертата.

Наиболее простое психологическое объяснение возникновения агрессии у детей состоит в том, что агрессия есть следствие фрустрированности потребности в родительской, материнской любви. Некоторые добавляют , что у таких детей не удовлетворены и все другие социальные потребности - в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т.п. - и именно эта тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности.

В качестве важной причины возникновения агрессивных реакций отмечаются также дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность Я-концепции, которые могут служить как причиной, так и следствием постоянного глубокого эмоционального дискомфорта. У детей, растущих в неблагоприятной обстановке, часто отсутствуют способы социального подкрепления представлений о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. При этих условиях такой глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в агрессию.

По мнению других ученых каждый человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности, т.е. стремление освоить и изучить мир, реализовать себя . При нормальном воспитании агрессивность ведет к творчеству и гармоничному совершенствованию человека. При дефектном воспитании конструктивная агрессивность преобразуется в деструктивную, поскольку, вне зависимости от знака - положительного или отрицательного, потенциал агрессии должен найти свой выход для сохранения психического и физического здоровья. Исследования показали, что и конструктивная и деструктивная агрессия предохраняет человека от психосоматических заболеваний.

Таким образом, целью данной дипломной работы является изучение методов коррекционной работы в отношении агрессивности детей 10-11 лет из социально-неблагополучных семей (СНС) и оценка их эффективности.

Такая цель определила постановку следующих задач:

­ определить возрастные особенности агрессивного поведения;

­ определить роль семьи в проявлении агрессивности у детей;

­ выявить особенности развития личности ребенка в СНС;

­ провести диагностику уровня агрессивности детей из социально-неблагополучных и из нормальных семей;

­ сравнить результаты диагностики контрольной группы и группы испытуемых;

­ определить технологии индивидуальной и групповой коррекционной работы с агрессивными детьми;

­ разработать методы психокоррекционной работы, направленные на снижение уровня агрессивности у детей;

­ описать результаты, полученные в ходе проведения контрольного эксперимента после внедрения коррекционной работы;

­ сделать выводы об эффективности коррекционной работы с агрессивными детьми.

Объектом нашего исследования являются дети из социально-неблагополучных семей в возрасте 10-11 лет.

Предмет исследования - проблемы коррекции агрессивности как возможных нарушений в личностном развитии ребенка из социально-неблагополучной семьи.

Гипотезы исследования:

1. Уровень агрессивности у детей из социально-неблагополучных семей выше, чем у детей из благополучных семей.

2. После проведения психокоррекционной работы с агрессивными детьми в возрасте 10-11 лет уровень агрессивности значительно снижается.

Методологическую основу исследования составили положения, выработанные в социологии, возрастной психологии, педагогике. При исследовании использовались следующие методы и приемы: изучение научной, психолого-педагогической литературы; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент; беседа; коррекционная работа.

Эмпирическую базу исследования составили 20 учеников 5 класса (10-11 лет), предварительно разделенные на две группы: в первой группе - дети из социально-неблагополучных семей (10 человек), вторая группа - контрольная, которая состояла из детей, воспитывающихся в достаточно благополучных семьях (10 человек).

Структурное построение работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении определяются актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотезы исследования и структурное построение работы. Определены методологическая и эмпирическая базы исследования.

Первая часть первой главы включает теоретический материал, касающийся основных аспектов специфики детского агрессивного поведения и оценки роли семьи в формировании этого поведения.

Вторая глава посвящена исследованию по выявлению уровня агрессивности детей из социально-неблагополучных семей и сравнение полученных результатов с контрольной группой (дети из нормальных семей). Затем предлагаются методы психокоррекционной работы в отношении агрессивности детей 10-11 лет из социально-неблагополучных семей, и проводится контрольный эксперимент, доказывающий эффективность коррекционной работы и демонстрирующий снижение уровня агрессии у таких детей.

В заключении формулируются выводы по результатам проведенного исследования, даются практические рекомендации.

Список литературы представляет собой библиографический перечень литературы, использованной в проведении данного исследования.

Список литературы

1. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.

2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.

3. Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб, 1998.

4. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. Л., 1985.

5. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. М., 1999.

6. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 1. С. 42-45

7. Бережкова Е.И. Агрессивность младших школьников // Актуальные проблемы современной психологии. Ученые записки ЛГОУ им. А.С. Пушкина. СПб., 2003. С. 104-107.

8. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

9. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003.

10. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.

11. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994.

12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

13. Вагин И.О. Психология жизни и смерти. СПб.: Питер, 2001.

14. Васильев Н.Н., Васильева Е.А. Технологии профессионального общения. Ярославль, 2000.

15. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. 2000. № 2. С. 12-19.

16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.

17. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2002.416 с.

18. Гилинский Я.И., Юнацкевич П.И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. СПб., 1999.

19. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. СПб., 1993.

20. Гульдан В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Дис... на соиск. уч. ст. д-ра психол. наук. М., 1985.

21. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб.: Питер, 1998.

22. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. № 2. 2001. С. 60-72.

23. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

24. Заваденко Н.Н. и др. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей. М., 2002.

25. Захаров А.И. Опыт групповой психотерапии при неврозах детского и подросткового возраста. Л., 1986.

26. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Изд. 2-е. М., 1993.

27. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.

28. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982. 216 с.

29. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие. СПб., 2001.

30. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М., 2003.

31. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. пособие. Минск: Белорусская наука, 1999.

32. Кагтони В., Новак Т. Как делать все по-своему. СПб.: Питер, 1995.

33. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 1998.

34. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореф. дис... на соиск. уч. степ. канд. пс. н., СПб., 1996.

35. Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. СПб., 1998.

36. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

37. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

38. Кропотов Ю.Д. ММД - не только медицинская проблема // Психологическая газета. № 10. 2000.

39. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб.: 1996.

40. Курбатова Т.П., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности "Hand-тест" (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1995.

41. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М.: Генезис, 1998.

42. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. 1990. № 5.

43. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс: Универс, 1994.

44. Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1993.

45. Мак-Вильямс н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998.

46. Масагутов Р. М. Детская подростковая агрессия. Уфа: УГНТУ, 2002.

47. МКБ - 10. Классификация психических и поведенческих расстройств. ВОЗ, Женева; СПб., 1998.

48. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999.

49. Мураяма С. Дети и школа в эпоху изобилия // Вопросы психологии. № 6. 1994. С. 140-147.

50. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. 3-е международное издание. СПб.; М., 2003.

51. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

52. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Лубовского В.И. Смоленск, 1994.

53. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 1997.

54. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1986.

55. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

56. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

57. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб: Речь, 2000.

58. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001.

59. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., 1997.

60. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Издательский центр "Академия", 2002.

61. Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М., 2000.

62. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков. М., 2000.

63. Раскин В.Н. Семинар-тренинг "Стресс и стрессоустойчивое поведение" // Сб. "Технологии социально-психологических тренингов". М., 2001.

64. Раскин В.Н. Уверенное поведение в тренинге коммуникативных умений // "Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения", тезисы ежегодной региональной научно-практической конференции, 22-23 апреля 2003. СПб.: ГИПиСР, 2003.

65. Ратинова Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных действий: Дис. канд. психол. наук. М., 1998.

66. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

67. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001.

68. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2002.

69. Рудестам К. Групповая психотерапия. М: Прогресс, 1990.

70. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика. М., 2001.

71. Сафуанов Ф.С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 327-342.

72. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Изд. 2, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2001.

73. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков // Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. СПб., 2002.

74. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000.

75. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Г.М. Иващенко, Н.С. Кантонистова, М.М. Плоткин и др. М., 1996.

76. Социология молодежи / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

77. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.

78. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью // Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998.

79. Фернхем А., Хейвем П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.

80. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М: Наука, 1989.

81. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

82. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

83. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995.

84. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1996. Т. 1.

85. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов: В 2 т. Братислава, 1988. Т. 1.

86. Шарп Ф. Семинары. СПб., 1998.

87. Шерешевский А.М. и др. Агрессия и порнография. СПб., 1998.

88. Шляхтпина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.

89. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. СПб., 1999.

90. Эйдемиллер. Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

91. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Метод. указания / Под ред. Б.Д. Карвасарского. Л., 1984.

92. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. СПб., 1999.

93. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб., 2000.

94. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб., 2001.

95. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2002.

96. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Метод, руководство. СПб.: Иматон, 2001.

Примечания:

Примечаний нет.