ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ЗАВИ-СИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ЕГО АКТИВНОСТИ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 40  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ДЕФИНИЦИЯ АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1. Проблема психологии активности, понятие ПА

1.2. Активность в игровой деятельности

ГЛАВА II. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

2.1. Развитие личности ребенка – дошкольника

2.2. Активность личности в деятельности

2.3. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника

ГЛАВА III. ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1. Общение и формирование личности

3.2. Общение со взрослыми и сверстниками

3.3. Влияние общения со сверстниками и взрослыми на развитие ПА детей

ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА V. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Данная работа направлена на изучение активности и типа общения до-школьников.

Человек не может существовать изолированно, вне человеческого обще-ства. Как существо социальное, человек постоянно взаимодействует с други-ми людьми. Ему необходимы разнообразные контакты – общественные, внутрисемейные и т.д. людям приходится вступать в различные отношения с социумом, независимо от их социально-экономического положения, миро-воззрения и т.д. поэтому стоит проблема отношений (общения) между свер-стниками, между взрослыми и детьми, ведь общение является средством обучения и воспитания.

В современном обществе наблюдается ярко выраженная тенденция к це-лостному, интегральному исследованию человеческой индивидуальности. Пример тому – созданная В.С.Мерлиным в 70-х гг. 20 века теория интеграль-ной индивидуальности.

По В.С.Мерлину, интегральная индивидуальность есть не что иное как целостная система свойств человека, отражающая специфический характер связи между ними. Исходя из этой теории, индивидуальность каждого чело-века содержит ряд иерархических уровней индивидуальных свойств, которые находятся между собой в многозначной связи. Между такими свойствами есть несколько звеньев, которые выполняют гармонизирующую роль, и ос-новным звеном В.С.Мерлин рассматривает индивидуальный стиль деятель-ности.

Исследования, проводимые Б.А.Вяткиным, касаются структуры стилей различных видов активности, их обусловленности свойствами разных уров-ней индивидуальности. В этих исследованиях показана взаимозависимость индивидуального стиля активности и связей свойств системы.

Проблема активности также является актуальной в связи с требованиями времени, с условиями жизни в современном обществе, требующими макси-мальной реализации потенциальных возможностей человека.

Каждый возрастной период развития личности имеет одной из своих ха-рактеристик ведущую активность, обладающую системообразующей функ-цией в структуре интегральной индивидуальности. В этом плане дошколь-ный возраст является недостаточно изученным и актуальность этой пробле-мы – несомненна – именно в этом возрасте происходит формирование основ личности и индивидуальности.

Игровая активность, как мера взаимодействия субъекта игровой дея-тельности, т.е. ребенка с партнерами по игре, исходящего из его собственной инициативы.

Целью работы является исследование влияния активности дошкольни-ка в игре на систему свойств индивидуальности.

Объект исследования: структура свойств интегральной индивидуаль-ности.

Предмет исследования: активность дошкольника.

Задачи исследования:

1. Теоретическое изучение проблемы активности в психологии.

2. Изучение роли общения в развитии личности дошкольника.

3. Теоретическое изучение влияния общения на психическую актив-ность дошкольника.

4. Выбор методов диагностического эксперимента.

5. Организация и проведение диагностического эксперимента.

6. Сравнение структуры свойств индивидуальности дошкольников с высокой и низкой степенью ПА.

7. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1980.

3. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Умственные способности как ком-по-нент интеллектуальной активности. /В кн. «Психологические исследова-ния интеллектуальной деятельности». Под ред. Тихомирова О.К. – М., 1979.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

6. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования лично-сти в онтогенезе //Вопросы психологии, 1976, №6.

7. Брудный А.А. О смысловых компонентах общения. / В сб. «Проблема общения в психологии». – М., 1981.

8. Вербицкий В.А. Активность субъекта и «подражание» информации – новые исследования в психологии. //Вопросы психологии. 1976. №2.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

10. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка /Психология личности: тексты. – М., 1982.

11. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстника-ми у детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 1985. №5.

12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. – М.: Просвещение, 1992.

13. Годовикова Д.Б. Развитие познавательной активности дошкольников как следствие их ориентировочно-исследовательской деятельности в новой си-туации. /«Новые исследования в психологии». 1974. №2.

14. Годовикова Д.Б. Соотношение активности детей в общении со взрослы-ми и в исследовании новых предметов. /В кн. «Общение и его влияние на развитие психики дошкольника». Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1974.

15. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. – Киров, «Ин-формационный центр», кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 1991.

16. Ильенков Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность?. – М., 1973.

17. Ильина А.И. О динамических качествах общительности //Вопросы пси-хологии, 1967, №5.

18. Килоева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

19. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1970.

20. Корчак Я. Избранное. – Киев, 1988.

21. Кошелева А. О контактах со сверстниками //Дошкольное воспитание. 1990, №11.

22. Краткий психологический словарь. – М., 1985.

23. Лисина М.И. и др. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М.: Педагогика, 1989.

24. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. – М., 1980.

25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

26. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе обще-ния со сверстниками и взрослыми. //Вопросы психологии, 1982, №4.

27. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев, «Штиница», 1987.

28. Лисина М.И., Шерьязданова Н. Специфика восприятия и общения у до-школьников. – Алма-Ата, «Мектеп», 1989.

29. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие по-знавательной активности //Вопросы психологии, 1982, №4.

30. Мерлин В.С. Очерк психологии личности. – Пермь, 1959.

31. Мир детства. Дошкольник. – М., 1979.

32. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

33. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.

34. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1973.

35. Немов Р.С. Психология. Т. 1,2,3. – М., 1998.

36. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педаго-гика, 1992.

37. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979.

38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиз-дат, 1982.

39. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной актив-ности личности. /Под ред. В.А.Мухиной. – М., 1981.

40. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. Рузской А.Г. – М., 1989.

41. Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. – М., 1990.

42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1999.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

44. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками //Дошкольное воспитание. 1988. №2.

45. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения. // Вопросы психологии, 1981. №2.

46. Трещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольни-ков. – Кишинев, «Штиница», 1989.

47. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.

48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

49. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

Примечания:

Примечаний нет.