Налоговая система Российской Федерации. Современное состояние и перспективы развития

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 89  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Содержание 2

Введение 3

1. Понятие налоговой системы. 6

1.1. Место и роль налогов в экономике. 6

1.2. История вопроса (развитие, сравнительный анализ налоговых систем, негативный опыт и т.д.). 10

1.3. Теоретические основы налогообложения (Смит, Кейнс, Лаффер, классицизм, неоклассицизм, экономическое содержание налогов и т.д.). 15

1.4. Налоговая система в РФ (система налогов, органы, налоговое законодательство и практика его применения, традиции налогообложения и основные принципы налоговой политики, в том числе распределения налогов по бюджетам, формам и методам налогового контроля, подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и т.п.). 24

1.5. Проблемные вопросы налогообложения в РФ 31

1.6. Выводы по разделу 1 (главе 1) 42

2. Налоговая политика в РФ. 45

2.1. Сущность, назначение и направленность налоговой политики. 45

2.2. Элементы налоговой политики. Влияние налогов на развитие экономики (рассмотреть влияние изменения элементов налогов (ставок, сроков и т.п.) на экономику и т.п.). 48

2.3. Меры, реализуемые в области налоговой политики в РФ, их влияние на экономику (сравнительный анализ с др. государствами бывшего соц. лагеря, анализ их относительных успехов) 57

2.4. Выводы по разделу 2 (главе 2) 63

3. Направления реформирования и перспективы развития налоговой системы РФ 65

3.1. Налоговая стратегия и ее составляющие 65

3.2. Разновекторная система налогообложения 72

3.3. Анализ зарубежного опыта реализации налоговой политики экономически развитых стран 74

Заключение 80

Перечень сокращений, условных обозначений и специальных терминов 83

Список использованной литературы 84

Приложение 1. Название 87

Приложение 2. Название 88

Приложение 3. Название 89

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Главная стратегическая экономическая задача России, по определению Президента РФ В.В. Путина, поставлена так - "За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны". Этот ориентир был озвучен 16 мая 2003 года в Послании Президента России Федеральному Собранию [15]. Таким образом, очевидно - Российским предприятиям нужны средства для развития, обновления материальной и технологической базы, наращивания масштабов производства. Изымать эти средства посредством нерационального налогообложения контрпродуктивно.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и обусловили реформирование налоговой системы. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Как показывает опыт развития других стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создаёт угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризисы неплатежей, падение объёмов производства, инфляция и другое.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Другая особенность экономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью предпринимательской сферы.

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживала величайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой системы в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в понимании того факта, что состояние налоговой системы - непременное условие эффективного управления ресурсами страны, успешного развития государства.

Целью работы является анализ состояния современной налоговой системы Российской Федерации, ее основных недостатков, тенденций развития и мероприятий по совершенствованию налогового администрирования.

Для реализации поставленной цели предполагается решить ряд взаимосвязанных задач:

- проанализировать место и роль налогов в экономике;

- провести исследование системы налогов РФ;

- рассмотреть функции налоговой политики фискального и экономического характера;

- показать развитие теории налогообложения и эволюция налоговых систем под воздействием практического опыта применения соответствующих теорий;

- вскрыть негативные тенденции в практике налогообложения в России;

- обозначить мероприятия проводимые органами государственного управления РФ при реализации государственной налоговой политики c формированием выводов по их эффективности.

Предметом исследования выступают система отношений с бюджетом и внебюджетными фондами.

Теоретическую и информационную основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по экономике, финансам, налогообложению, Законы РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные документы. При исследовании темы квалификационной работы использованы монографии известных авторов - экономистов - Александров И. М., Барулин С. В., Замирович Е.Н., а также специальные экономические издания, изучающие вопросы формирования налоговой политики в РФ.

Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / Консультант Плюс;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть 2 от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

3. Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

4. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8).

5. Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года N 2118-1

6. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Дашков и К, 2006.- 296 с.

7. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М.: Бератор - Пресс, 2006. - 144 с.

8. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учеб. пособие. 2006. С. 575.

9. Бабич А. М. , Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703 с.

10. Барулин С. В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. - М.: Финансы, 2006. - С. 203.

11. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2006. - 894 с.

12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2006. - 431 с.

13. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование: Учебник.- СПб.: Питер, 2006.- 634 с.

14. Горский И.В., Медведева О.Л. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. - М.: Финансы и статистика, 2007. С. 212.

15. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. - М.: МЦФЭР, 2002. - 384с.

16. Кашин В.А. О совершенствовании Налоговой системы РФ//Налоговый вестник. - М.: 2007, №12, с.32 -34.

17. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 26.

18. Маслова Д.В. Налоговый кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль// Финансы. - М.: 2007, №4, с.35-37.

19. Официальный сайт Минфина России. http:\\www.minfin.ru

20. Павлова Н.П., Гончаренко Л.И. Федеральные налоги и сборы с организации. - М.: Статус-Кво, 2006. - 584 с.

21. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение.- М.: МЦФЭР, 2007. - 336 с.

22. Приоритеты налоговой реформы в РФ// Экономист. - М.: 2006. №2 с.47-56.

23. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 741 с.

24. Налоги и налогообложение: Учебник. А.Э. Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич. - изд. "Питер", 2005 г.

25. Основы налогового права: Учебник. / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М. Инвест - Фонд, 1995г.

26. Налоги и налогообложение: Учебник. / А.И. Косолапов. - М. 2005 г.

27. Финансы: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.В. Ковалева - М. Проспект 2005 г.

28. Международные финансы: Учебник. /Под ред. И.Н. Жук. Минск БГЭУ 2001 г.

29. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник /Л.А. Дробозина и др. - М. ЮНИТИ, 2007 г.

30. Большой экономический словарь/Под ред. А.Н. Азрилиана. - М. Институт новой экономики. 2002 г.

31. Интернет - сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.nalog.ru.

32. Интернет - сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

33. Интернет - сайт Российского союза промышленников и предпринимателей.

34. Интернет - сайт Правительства РФ www.government.gov.ru

35. "Российская газета" . Федеральный выпуск №4307 от 2 марта 2007 г.

36. "Российская Бизнес-газета" №498 за 2005 г., №597 за 2007 г.

37. Интернет - сайт "Экономический словарь".

38. Лебедева Л. Что думают о налогах те, кто их платит // Экономика и жизнь. 2000. № 25. С.4

39. Пансков В. Г. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы 2000. № 1. С. 33, 34

40. Интернет - сайт .

41. Интернет - сайт .

42. Интернет - сайт .

43. Интернет - сайт www..

44. Интернет - сайт .

45. Интернет-сайт администрации Президента РФ www.kremlin.ru.

46. Интернет - сайт ИД " Коммерсантъ" .

47. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

48. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001.

49. Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2006, 872 с.

50. Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 167 с.

51. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 429 с.

Примечания:

Примечаний нет.