Словарная работа на уроках русского языка и чтения в начальных классах

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 64  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы методики словарной работы в начальной школе

1.1. Состояние словарной работы в школе

1.2. Дидактические требования к словарной работе

1.3. Принципы проведения словарной работы

1.4. Словарная работа на уроках русского языка

Глава II. Методика словарной работы в начальной школе

2.1. Приемы и методы словарной работы на уроках русского языка

2.2. Методы работы над трудными словами

Глава III. Практическая часть.

3.1. Из опыта работы учителей начальных классов по организации и проведения словарной работы

3.2. Опорные схемы по русскому языку

3.3. Фрагменты словарно-орфографической работы на уроках русского языка

3.3.1. Пример 1

3.3.2. Пример 2

3.3.3. Пример 3

3.3.4. Пример 4

3.3.5. Пример 5

3.4. Использование двустиший при работе над словарными словами

Заключение

Литература

Введение

Тема "Словарная работа на уроках русского языка и чтения в начальных классах" очень важна, т.к. практическое овладение русским языком требует в первую очередь знания определенного количества слов. Поэтому при первоначальном обучении учащихся русской речи одно из главных мест занимает словарно-орфографическая работа. Задачей словарно-орфографической работы является накопление необходимого для речевой деятельности запаса слов, усвоение законов их сочетаемости, различных лексических значений. Постепенное обогащение словарного запаса учащихся позволяет разнообразить виды и формы словарной работы, конкретизировать и уточнять лексическое значение ранее изученных слов. Например, усвоение нового слова храбрый даст возможность уточнить значение уже известного учащимся слова смелый. Обогащение словарного запаса учащихся даст возможность учителю объяснять значения слов, не прибегая к родному языку, т.е. средствами русского языка.

Русский язык - один из богатейших языков мира. Однако, вряд ли можно найти человека, который владел бы всем словарем современного русского литературного языка. В своей практической деятельности человек употребляет лишь определенное количество слов, поэтому не только в начальных, но и в старших классах нет необходимости, да это и немыслимо, овладеть всем словарем русского языка.

Для активного усвоения в начальных классах предусматривается определенный словарный минимум.

Основными вопросами методики преподавания русского языка являются вопросы: чему учить и как учить.

Нас интересует вопрос - чему учить? Какие именно слова должны усвоить и употреблять учащиеся в своей речи? Из каких принципов или критериев исходить при отборе слов для минимума?

Основными критериями отбора словаря для активного усвоения в начальных классах следует считать частотность употребления и практическую необходимость слов.

Для практической деятельности, повседневного общения на русском языке человек должен знать наиболее употребительные слова. Данные о степени употребительности той или иной лексической единицы приводятся в специальных частотных словарях современного русского литературного языка. Однако, следует иметь в виду, что частотный словарь и словарь - минимум - это не одно и то же. В частотном словаре могут быть слова с высокой употребительностью, но не нужные в данном случае учащимся для речевой деятельности. И, наоборот, в словарный минимум могут входить такие слова, которые отсутствуют в частотном словаре, но являются в практической деятельности необходимыми. Поэтому вторым основным критерием отбора лексики для активного усвоения является практическая необходимость.

Для начальных классов должны быть отобраны такие слова, которые позволяли бы ученику выражать на русском языке простые мысли, понимать собеседника в пределах требований, предусмотренных программой. Таким образом, задача состоит в том, чтобы отобрать оптимальный лексический минимум.

Кроме двух указанных основных критериев существует ряд дополнительных принципов, которые позволяют более объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения. К ним относятся:

1) сочетаемость с другими словами;

2) многозначность;

3) словообразовательная ценность.

Другим не менее важным критерием отбора слов для активного усвоения является многозначность, прямо связанная с сочетаемостью. Чем 5 больше число значений слова, тем выше степень его сочетаемости с другими лексическими единицами. Кроме того, следует помнить, что основным условием реализации лексического значения слова является его сочетаемость. Учащиеся начальной школы должны усвоить наиболее употребительные прямые значения. Они являются прямыми названиями предметов, действий, признаков, состояний.

Очень важным является принцип словообразовательной ценности, исходя из которого следует отобрать слова, обладающие словообразовательными способностями. Это даст возможность не включать в списки слова. Которые легко могут быть образованны, и усвоены учащимися в процессе словообразования по известным им моделям. Такие слова составляют потенциальный словарный запас учащихся.

Основными источниками пополнения словарного запаса учащихся являются разговорные уроки, повседневная речевая практика, чтение.

Начиная с первого класса на каждом уроке в результате речевых ситуаций (диалог, беседа, экскурсия, рассказ) учащиеся усваивают новые слова, закрепляют ранее усвоенные.

Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений, сочетаемости с другими словами очень эффективными видами работы являются беседы по картине, описания предметов.

Методические приемы проведения словарной работы, характер вопросов зависят от подготовки учащихся в первом классе, учитель обычно задает подсказывающие вопросы, помогает учащимся выбрать нужные слова.

Во втором и третьем классах вопросы усложняются.

Одним из главных источников пополнения словаря учащихся является чтение. Начиная с уроков обучения грамоте при чтении каждого текста, предусмотренного программой, дети усваивают новые слова, речевые конструкции, новые значения ранее изученных слов.

В целях обогащения словаря учащихся могут быть использованы различные технические средства: кино, магнитофонные записи, диафильмы, диапозитивы.

Источником обогащения словаря учащихся могут быть экскурсии, походы, проведение каникул или определенного времени в среде с русским языком общения.

Таким образом, источники пополнения словарного запаса учащихся разнообразны.

В программах начальных школ в минимум слов, предусмотренных для активного усвоения, включены наиболее частотные, в практическом отношении ценные, доступные для детского возраста. Этими словами пользуются дети в своей повседневной речевой практике. Они и составляют активный словарный запас.

Правильное определение количества слов для активного усвоения является очень важным вопросом. На основе экспериментальных исследований психологи доказывают, что завышение объема учебного материала приводит к существенным трудностям. Поэтому не следует гнаться за большим количеством слов.

Необходимо добиваться закрепления каждого нового слова.

Наряду с активным словарем учащиеся имеют и пассивный словарь, состоящий из слов, которые они понимают при чтении газет, журналов, книг, в речи учителя и других людей, а также при слушании радио и телепередач. Большинство слов пассивного словаря учащиеся не используют в своей речи, однако, постепенно эти слова переходят в активный, поэтому учитель должен стремиться к пополнению не только активного, но и пассивного словаря.

При нормировании слов для усвоения на уроке в первую очередь необходимо учитывать реальные возможности учащихся. По этому вопросу в методической литературе имеются самые разнообразные мнения.

Учитель планирует свою работу так, чтобы учащиеся на каждом уроке усваивали в среднем 3-4 новых слов. Количество слов для усвоения на уроке зависит от степени доступности лексического значения, сочетаемости слов, от методических приемов семантизации слов.

Почти на каждом уроке пополняются не только активный словарь, но и пассивный словарь учащихся.

Исходя из того, что тема "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах" очень важна, можно выдвинуть предмет, объект, проблему, гипотезу и задачи исследования.

Объект исследования: Процесс обучения младшего школьника русскому языку и чтению, пополнение его словарного запаса.

Предмет исследования: Формы, методы и средства, помогающие обогатить активный словарь учащихся.

Проблема: Каковы наиболее эффективные формы, методы и средства работы со словарными словами в начальных классах.

Цель: провести исследования в начальных классах, сравнить результаты, определить наиболее эффективные методы и способы словарной работы.

Гипотеза исследования: Эффективность словарной работы могут быть достигнуты при следующих условиях:

1) методической подготовленности учителя к осуществлению словарной работы;

2) создание творческой атмосферы на уроках, взаимопонимания;

3) построение урока на основе гуманизма и педагогического сотрудничества.

Задачи исследования:

1. Определить важность и необходимость словарной работы на уроках русского языка и чтения.

2. Определить этапы работы учителя над словарным словом.

3. Рассмотреть особенности методики работы над словом в начальной школе.

4. Рассмотреть многообразие методов и приемов работы со словарным словом.

Список литературы

1. Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроке русского языка. / Начальная школа. 2000. - №3.

2. Бессчастная Е.И., Серикова О.С. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка. / Начальная школа. 1999. - №8.

3. Бойцова А.Ф. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.

4. Буржунов Г.Г., Пахонова З.П., Тамбиева Д.М. Методика преподавания русского языка. - Л.: "Просвещение", 1980.

5. Варгина Т.В. Пусть учебник любит слово. / / Начальная школа. 1993. - №7.

6. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. / Пособие для учителя. М.: "Просвещение", 1983.

7. Гараева Г.Ш. Урок чтения. / Начальная школа плюс до и после. 2003. - №3.

8. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. / Начальная школа. 1995. - №1.

9. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. Пособие для учителя. "Просвещение", 1988.

10. Горецкий В.Г., Гручиников П.А. Работа над предложением и связной речью в начальных классах. Сборник статей. "Просвещение", 1967.

11. Дружинин А.П. Словарная работа по русскому языку в начальной школе. Методическое пособие для учителей. Сараник, 1964.

12. Евланова Н.Г., Чехаева С.А. Современный урок русского языка в национальной школе. Пособие для учителя. Л.: "Просвещение", 1987.

13. Ераткина В.В. Работа с непроверяемыми написаниями. / Начальная школа. 1994. - №1.

14. Калишникова В.К. Словарная работа на уроках русского языка в I-III классах. М.: "Просвещение", 1970.

15. КАнаткина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 1991.

16. Канаткина В.П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. / Начальная школа. 1993000. - №6.

17. Колосов П.И. Словарная работа на уроках литературного чтения. М., 1958.

18. Кохичко А.Е. Этилогический анализ как методический прием при обучении орфографии. - М., 1989.

19. Кустарева В.А. Методика русского языка. - М., 1982.

20. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975.

21. Львова М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М.: "Просвещение", 1985.

22. Основы методики русского языка в 4-8 классах. Пособие для учителя. / Под ред. Текучева А.В. и др. / М.: "Просвещение", 1983.

23. Пахнова Т.М. Обогащение словарного запаса учащихся при изучении синтаксиса. / Русский язык в школе.

24. Приступа Г.Н., Демидова Н.И., Ераткина В.В. Словарно-орфографическая работа на уроках чтения. / Начальная школа. 1996. - №5.

25. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. М.: "Просвещение", 1976.

26. Раицкая Г.В. Работа над словами с непроверяемыми безударными гласными. / Начальная школа. 1996. - №1.

27. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1979.

28. Рыжкова Г.И. Использование игровых приемов. Л., 1995.

29. Сальникова Т.Т. Методика преподавания речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. учебных заведений. М.: Воронеж: Институт практической психологии, 1996.

30. Смирнова В.В. Опорные схемы по русскому языку в начальной школе. / Начальная школа плюс до и после. 2002. - №9.

31. Титова Н.Ф. Культура речи. Издательство Академии Педагогических наук. М., 1960.

32. Тригорян Л.Т. Язык мой - друг мой. М.: "Просвещение", 1976.

33. Уткина Т.И. Работа с непроверяемыми гласными. Л., 1989.

34. Шувалова Н.А. Использование двустиший при работе над словарными словами. / Начальная школа. 2003. - №7.

Примечания:

Примечаний нет.