АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 114  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ 8

1.1. Понятие, функции и виды социальной защиты 8

1.2. Основные этапы исторического развития социальной защиты 16

1.3. Социальная ситуация в РФ 19

1.4. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения 26

1.5. Система финансирования социального обеспечения населения 33

1.6. Реформирование системы социальной защиты на современном этапе 40

ГЛАВА II. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА 45

2.1. Социально-экономическая характеристика Нижнего Новгорода 45

2.2. Анализ работы органов социальной защиты населения г. Нижний Новгород 45

2.3. Обеспечение социальными гарантиями в г. Нижний Новгород (программы социальной защиты) 51

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 57

3.1. Объективная необходимость реформирования социальной системы защиты населения 57

3.2. Перспективы развития и основные направления повышения эффективности социальной защиты г. Нижнего Новгорода 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93

ЛИТЕРАТУРА 96

ПРИЛОЖЕНИЕ 102

Введение

Социальная защита - неотъемлемый элемент любой нормально функционирующей социальной системы. Существовавшая в простейших формах на стадиях общественной жизни, с возникновением рыночной экономики становится самостоятельным видом общественной деятельности (выполняя роль своеобразного буфера), направленным на поддержку людей, не сумевших вписаться в новую экономическую среду.

В советской России проводилась социальная политика по защите социальных интересов граждан в основном в форме социального обеспечения, основанного на бюджетно-налоговых поступлениях. Переход к рыночной экономике потребовал глубоких реформ не только в экономике, но и в социальной политике. В настоящее время идет реформирование социальной защиты в направлении приспособления ее к рыночным условиям. Целью реформирования является повышение качества жизни, здоровья нации, повышение трудоспособности, защита человека в старости.

Социальная политика как бы зеркало, отражающее глубоко укоренившиеся социальные ожидания населения в целом. Эти, формирующиеся вне формальной структуры социальной политики ожидания, зачастую определяют её общий характер и потенциал.

Ключевым показателем нормативных ценностей общества является сам характер социальной политики. В некоторых странах социальные услуги, предоставляемые в рамках этой системы, рассматриваются главным образом как общественное благо, от пользования которым в выигрыше остаются все граждане. Другая ценность аналогичного характера - принцип солидарности, в соответствии с которым основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание намеренно перекладывается с пожилых, бедных и больных людей на молодых, богатых и здоровых, чтобы обеспечить предоставление необходимой социальной помощи всем членам общества.

В сложившихся экономических условиях в России предпринимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Были созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удалось сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения.

Вместе с тем эта работа проводилась недостаточно эффективно. Многочисленные льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате в обществе нарастало социальное иждивенчество, ограничивались возможности для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

В целом на сегодняшний момент ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально - экономической стабильности общества.

Актуальность темы исследования. На всех этапах исторического развития общества социальная защита была индикатором гражданской позиции государства. Ее эффективная организация является гарантом стабильности общества. Кризис общественных отношений 90-х годов наложил значительные отпечатки на развитие системы социальной защиты в настоящее время. Идеология патернализма советского периода усугубленная тенденциями перехода страны к рыночным отношениям в конце прошлого века сохранила экстенсивный тип данной сферы, присущий развитию общества в условиях всеобщего относительного дефицита со всеми вытекающими последствиями уравнительного распределения.

В последние годы в России социальную защиту населения рассматривают с точки зрения оказания социальной помощи нетрудоспособным, забывая при этом про огромный пласт трудоспособного населения, которое также нуждается в комплексе социальной защиты, как все группы населения. Определение основных направлений, структуры и форм совершенствования этого механизма имеет весьма актуальное значение для современного этапа развития общества.

Вопросам преобразования в социальной сфере сегодня обращено огромное количество исследовательских, научно-публицистических, журнальных работ.

Советская экономическая школа, исходя из идеи превосходства социалистического образа жизни, и отсутствия бедности обосновала определенную систему социальной защиты. Проблемы регулирования уровня жизни населения рассматривались через общественные фонды потребления в ключе формирования и реализации трудовых доходов. Этой области посвящены работы В.С. Андреева, Л.В. Забелина, Р.И. Ивановой, Б.В. Ракитского, Н. М. Римашевской, В. М. Рутгайзера, А.Н. Шохина и др. Здесь в значительной степени отражены методология и методика исследования народного благосостояния, вопросы влияния потребительских предпочтений отдельных доходных групп населения на общенациональный экономический рост, признается большое значение регулирования параметров жизни для функционирования нормального воспроизводственного процесса, планирование социальной нестабильности. (Э.Агабабьян, В. Белов, Т. Корякина, В. Костаков, В. Седов, А. Ткаченко).

Особое внимание заслуживают работы посвященное социальной защите трудоспособного населения, представленные авторами: Акиншиной Н.К, Богатыренко З.С., Боткина О.И., Ивановой Н.А., Кибанова А.Я., Колосовой Р.П., и др. На наш взгляд, работы данных авторов являются наиболее фундаментальными.

Экономическое направление социальной защиты периода перехода к рынку представлено пока лишь законодательными и распорядителями актами в этой области (Правовые акты Российской Федерации и местных органов власти).

Учебные пособия, статьи и публикации раскрывают отдельные наиболее насущные вопросы качества жизни, социологического статистического аспекта, не касаясь социальной защиты в совокупности явлений.

Дискуссионность многих моментов, острейшая актуальность проблемы обусловили выбор темы.

Цель исследования. Целью дипломной работы является исследование социальные гарантий и социальной защиты региона на современном этапе.

Задачи исследования. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обобщить теорию и практику развития механизма социальной защиты населения.

2. Выявить особенности механизма социальной защиты населения.

3. Проанализировать состояние действующего механизма социальной защиты населения и выявить недостатки, основные тенденции и резервы развития социальной защиты.

4. Проанализировать организацию социальной защиты населения в Нижнем Новгороде.

Объектом исследования является деятельность органов социальной защиты Нижнего Новгорода.

Предметом исследования является процесс предоставления социальных гарантий и социальной защиты населению Нижнего Новгорода.

Информационную базу исследования составляют отчетные документы органов управления социальной защитой России с 2003 по 2005 годы, нормативно - правовые документы Российской Федерации в области социальной защиты, статистические документы Министерства здравоохранения и социального развития, научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также Программа социально - экономического развития Нижнего Новгорода на среднесрочную перспективу (2004 - 2006 годы), данные Департамента социальной защиты населения Нижнего Новгорода, по вопросу организации социальной защиты населения.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Содержит основной текст, включает 2 рисунка, 4 таблицы. В списке использованной литературы 50 наименований.

Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования, раскрыта его информационная база.

В первой главе раскрываются объективные начала социальной защиты, выявляется его сущность и структура социальной защиты населения, рассмотрена социальная ситуация в РФ. Исследованы структурные и качественные изменения в социальной защите на современном этапе развития страны, выявлены основные тенденции, факторы в контексте развития экономических отношений в обществе.

Во второй главе проведен анализ организации социальной защиты населения в Нижнем Новгороде, исследованы программы социальной защиты населения.

В третьей главе определены основные направления и перспективы развития социальной защиты населения, предложена Программа по социальной защите молодежи Нижнего Новгорода, так как она является одной из наиболее значимых социально-демографических групп, обеспечивающих стабильность социально-экономического развития города.

В заключении формулируются основные выводы и даются рекомендации по повышению эффективности социальной защитой населения.

Список литературы

1. "Гражданский кодекс Российской федерации (Часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 26.03.2003).

2. "Налоговый кодекс РФ (Часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002).

3. ФЗ от 07.07.2003 № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ".

4. ФЗ от 11.11.03 № 139-ФЗС "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".

5. ФЗ от 25.10.2001 № 138-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 ФЗ "Об актах гражданского состояния"// В сборнике: Пенсионная реформа в РФ. С.124-144.

6. ФЗ от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

7. ФЗ от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 31.12.2002) "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001). ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с изменениями внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-ПК) "О трудовых пенсиях в РФ" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001).

8. ФЗ от 01.04.96 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

9. ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ (редакции Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 141-ФЗ, от 08.05.2004 № 34-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (принят ГД ФС РФ 15.12.2001).

10. ФЗ-198 от 29.12.2004 г. вступил в силу с 01.01.2005 г. "О минимальном размере оплаты труда" Изменение в ст.1 ФЗ.

11. Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 14 октября 2002 года № 118п "Об утверждении Порядка финансирования программ адресной лекарственной помощи".

12. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 153 "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития РФ".

13. Постановление Правительства Нижегородской области от 08.07.2005 № 159 "Об оплате труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Н.Новгорода".- "Нижегородские новости", № 131(3303), 20.07.2005, "Правовая среда", № 53(619), 20.07.2005.

14. Приказ Минздрава от 29.06.2005 № 573-В и ТФОМС Нижегородской области от 30.06.2005 159-О "Об организации лекарственного обеспечения больных туберкулезом и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, имеющих право на получение государственной социальной помощи". - "Нижегородская, правда", № 74(24515), 12.07.2005.

15. Приказ Минздрава Нижегородской области от 20.06.2005 № 501-В "О создании комиссии по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан".

16. Распоряжение Администрации г. Нижнего Новгорода от 30.03.2005 № 944-р "О дополнительном лекарственном обеспечении отдельных категорий пенсионеров города Нижнего Новгорода".

17. Письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 16/17.12.2001 № 8401-ЮЛ/КА-06, О координации действий органов социальной защиты субъектов РФ и региональных отделений Пенсионного фонда РФ по назначению пенсий на основании индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц"// "Пенсия" № 1, 2001.

18. Информационное письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 21.12.2001 № 9057-ЮЛ/ЛЧ-06-27/10509// "Пенсия № 1, 2002. С. 28-29.

19. Белозерова С. "Социальная составляющая промышленной политики" - ж. "Человек и труд", № 7, 2005 г., стр. 9-14.

20. Васильева Т.В. Оздоровление за счет средств ФСС России в 2005 году// Российский налоговый курьер, 2004, № 10.

21. Вельмяйкин С.Ф. Изменения в налоговом законодательстве в связи с реформой// "Налоговый вестник" № 6, 2005. С. 41-44.

22. Горбачева Ж.А Социальная политика в РФ: проблемы принятия и реализации управленческих решений за последние десять лет//Россия и современный мир, 2003 № 6.

23. Григорьева И.А.. Социальная политика и социальное реформирование . СПб, 2001

24. Доклад "О повышении доступности и качества медицинской помощи"// Заседание президиума Государственного совета "О повышении доступности и качества медицинской помощи" 11 октября 2005 года.

25. Дубова М.Д. Роль ЕСН в реализации социальной политики государства // Финансы, 2002, №12.

26. Забаева Ю. Всех бомжей разместят на рельсах// Ленинская смена №48 1-6.12 2005.

27. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2002.

28. Здоровая семья - здоровое поколение /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №13(144)- 2001 . - стр. 36.

29. Золотарев С.Ярмарка вакансий для инвалидов в Нижнем Новгороде// ИА ВолгаИнформ" 6.07.2005.

30. Клишин А.А., А.А.Шугаев. Экономико-правовые предпосылки усиления социальной защиты граждан РФ. М., 2001.

31. Коротаев А.В., Н.Н. Крадин, В.А. Лынша Социальная эволюция Кол.Монография.- М.: Логос, 2000.

32. Крылов Г.З. Подготовка к налоговой реформе//Финансовая газета, 23 января 2005 года.

33. Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики// Российский экономический журнал, 2005, №.1.

34. Лаврененко И.М.. Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации М., 2003.

35. Лупей Н.А., Степанова С.В., Социальное страхование в России: состояние и проблемы//Финансовый менеджмент, 2002 № 5.

36. Митрошенков О.А.. Социальная политика в России: мегатенденции 2000-2010 гг. М., 2000.

37. Нижегородцы с низким доходом получат дополнительные субсидии на услуги ЖКХ//Нижний Новгород. 12 января. ИФ-РЕГИОН.

38. Николаева О.Н. ЕСН: возможности оптимизации// Экономика и жизнь, 2003 № 4.

39. По материалам доклада Овчаровой Л.Н "Роль социальной политики"/Россия и современный мир, 2004 № 10.

40. Проблемы и направления реформирования системы социальной защиты и поддержки населения РФ// Шретер Е. Материалы VI региональной научной конференции "Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону". Ставрополь: СевКавГТУ , 2002.

41. Роик В.Социальный профиль бюджета 2006г//Ж.Человек и труд №11,2005.

42. Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты. Социальная и политическая ситуация в России в 2003 г. Доклад. РАН. М., 2003.

43. Рост тарифов на услуги ЖКХ в Нижегородской области в 2006 году может составить 23%//Нижний Новгород. 3 февраля. ИФ-РЕГИОН.

44. Скоробогатова В. "Социальная политика может и должна быть экономически целесообразной" - ж. "Человек и труд", № 4, 2005 г.

45. Смирнов С.Н.. Региональные аспекты социальной политики. М., 2001.

46. Соловьёв А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2001.

47. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: Сборник статей / Под ред. А.Ослунда, М.Дмитриева. М., 2004.

48. Социальная политика в России 21 века: Годичные научные чтения МГСУ: Материалы выступлений на пленарном заседании, секциях и круглых столах. 15 апреля 2004 г. М., 2004.

49. Социально-трудовая сфера в России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. А.К.Акимова, Н.А.Волгина. М., 2003.

50. Староверов В.И., Сметанюк С.И. Социальная политика новой России. Тюмень, 2004.

51. Сурков К. Новые подходы к социальной политике // Человек и труд. 2000. № 11.

52. Тедеев Э.К. Социальное партнерство в современной России: условия и экономический механизм. Диссертация на соискание степени канд. экон. наук. МГУ. М., 2003.

53. Федотовская Т.Н. Социальные аспекты проблемы бедности в современной России// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 20 (213).

54. Формирование бюджетов государственных внебюджетных фондов и обеспечение гарантий в области обязательного пенсионного страхования, социального страхования и бесплатной медицинской помощи// Материал выступления В.С.Гончарова на круглом столе в Совете Федерации по вопросу от 30.09.2003.

55. Экономические аспекты социальной политики в РФ: Международная конференция 12-13 ноября 2004 г. М., 2004.

56. Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2006 год и прогноз социально-экономического развития РФ. Сенчагов В.К, Гельвановский В.И., Славацкая Н.Г и др. - Изд-е ИЭ РАН,2005 Сб.

57. Яременко Г.А. Некоторые проблемы современной политики доходов населения в России"// Проблемы прогнозирования, 2005, № 3.

Примечания:

Примечаний нет.