Формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми людьми на примере ГУ ЦСО "Лосиноостровский"

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 72  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

1. Теоретические аспекты проблемы одиночества пожилых людей……. 7

1.1. Пожилые люди как социальная общность…………………………… 7

1.2. Одиночество пожилых, как социальная проблема…………………. 18

1.3 Роль социальной работы в оказании помощи одиноким пожилым

людям…………………………………………………………………………27

Выводы………………………………………………………………………..35

2. Формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми

людьми на примере ГУ ЦСО "Лосиноостровский"……………………... 36

2.1. Характеристика ГУ ЦСО "Лосиноостровский"……………………….36

2.2. Обоснование форм и методов преодоления одиночества пожилых

людей в работе ЦСО………………………………………………………… 41

Выводы……………………………………………………………………….. 58

Заключение…………………………………………………………………... 61

Список литературы…………………………………………………………...63

Приложение………………………………………………………………...... 68

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема одиночества пожилых людей во всем мире носит универсальный характер. В России на фоне массовой бедности населения, проблема одиночества пожилых людей стоит особенно остро. Проблема одиночества пожилых людей проявляется как невостребованность, отчужденность их в обществе, ощущении своей ненужности, бесполезности. В связи с этим, поиск эффективных форм и методов социальной работы, направленных на преодоление одиночества в пожилом возрасте является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Трансформация социально-экономических отношений и политических условий жизнедеятельности российского общества потребовала новой социальной политики государства и развития в связи с этим новых видов профессиональной деятельности и подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих ее реализацию. Одним из новых видов профессиональной деятельности стала социальная работа, связанная с оказанием социальной поддержки и помощи различным социально-демографическим и возрастным группам населения, в том числе и людям пожилого возраста, как наименее экономически защищенной и численно растущей доли российского населения.

Социальная работа с пожилыми людьми представляет особый вид профессиональной деятельности. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в ее современном понимании является сложным и системным процессом целенаправленной организации профессионально-прикладной деятельности, ориентированной на действенное индивидуальное разрешение проблем пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Основные проблемы людей пожилого возраста связаны с ухудшением здоровья, бедностью и одиночеством.

Данная дипломная работа посвящена изучению проблемы одиночества пожилых людей, а также изучению возможностей социальной работы в этом направлении.

Объект исследования данной дипломной работы - проблема одиночества пожилых людей.

Предмет исследования - организация форм и методов социальной работы в преодолении проблемы одиночества пожилых людей.

Цель дипломного исследования - изучение форм и методов преодоления одиночества пожилых людей в практике социальной работы.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать пожилых людей как социальную общность;

2) рассмотреть одиночество пожилых людей, как социальную проблему;

3) проанализировать роль социальной работы в оказании помощи одиноким пожилым людям;

4) провести анкетный опрос одиноких пожилых людей с целью выявления их потребностей, интересов; определения возможного ресурса пожилых людей в преодолении их одиночества;

5) обосновать формы и методы преодоления одиночества пожилых людей в работе ЦСО.

Гипотеза. Формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми людьми должны учитывать их потребности во влечении в активную трудовую деятельность, что позволит им раскрыть свой потенциал, почувствовать свою нужность в обществе, в значительной степени избавиться от чувства одиночества.

Степень освещенности в литературе проблемы преодоления одиночества пожилых людей больше носит психологический характер, чем социальный. В теории и практике социальной работы изучаемая проблематика слабо освещена.

Современные отечественные исследователи М.Д.Александрова, Б.Г.Ананьев, В.М.Васильиков, Т.В.Карсаевская, И.И.Мечников, Н.Н.Сачук, Э.Россет, Е.И.Холостова, Д.Ф.Чеботарев, А.Т.Шаталов, В.А.Ядов, Н.П.Щукина, Р.С.Яцемирская рассматривают старение и профессиональную деятельность специалистов социальной сферы с системных позиций дифференцированного учета социально-статусного положения, опыта пожилых людей, их социального восприятия в среде и самовосприятия как специфической социовозрастной группы.

Теоретические аспекты социально-педагогической работы с пожилыми людьми, вопросы подготовки к ней специалистов отражены в исследованиях Б.П. Битинаса, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, В.И. Загвязинского, И.Д. Зимней, А.В. Иващенко, Н.П. Клушиной, P.M. Куличенко, Л.В. Мардахаева, В.Ш. Масленникова, В.А. Монастырского, Л.Я. Олифиренко, А.М. Панова, Н.М.Сажиной, В.А. Сластенина, Н.В. Соловьевой, В.И.Спириной, Г.Н. Филонова, В.А.Фокина, Т.Ф. Яркиной и др.

Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людбми отражены в работах С. А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, Э.Ш. Камалдиновой, В.М. Капицина, В.В. Колкова, Л.И. Кононовой, А.И. Ляшенко, В.П. Мошняги, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы дипломной работы был использован комплекс методов:

- теоретические: анализ литературы, систематизация, обобщение;

- эмпирические: анкетный опрос.

Для обработки результатов использовался описательный качественно-количественный анализ.

Исследование было проведено на базе ГУ ЦСО "Лосиноостровский" г. Москвы. Для исследования было отобрано 60 одиноких пожилых людей, из них 30 мужчин и 30 женщин. Возрастные границы выборки - 60-65 лет.

Положения, выносимые на защиту:

1. Пожилые люди нуждаются не только в качественном уходе, но и в активизации их способности к труду, творчеству.

2. Вовлечение одиноких пожилых людей в активную трудовую деятельность в значительной степени избавляет их чувства одиночества.

3. Формы и методы преодоления одиночества пожилых людей должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными.

Новизна исследования заключается в недостаточной проработанности социальной работы с пожилыми людьми по проблеме преодоления одиночества. Данное исследование можно использовать, как в теоретических разработках по исследуемой проблеме, так и в практическом применении в работе с проблемой одиночества пожилых людей.

Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в обобщении опыта социальной работы с одинокими пожилыми людьми. Результаты исследования могут быть использованы в работе центров социального обслуживания с целью совершенствования их деятельности по преодолению проблемы одиночества пожилых людей.

Структура дипломной работы представлена введением, двумя основными главами, заключением, списком литературы, приложением.

В первой главе дипломной работы представлены теоретические аспекты проблемы одиночества пожилых людей.

Во второй главе представлено практическое исследование потребностей, интересов одиноких пожилых людей; обоснованы формы и методы преодоления одиночества пожилых людей в работе ЦСО. Анализ сопровождается двадцатью пятью рисунками, тридцатью восьми диаграммами, одной таблицей.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10.12.95г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Российская газета, 19.12.95, №243.

2. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подход// Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. - М.: изд-во "Институт психологии РАН", 2007. - 178 с.

3. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет.- М.: Дашков и К, 2005.-197с.

4. Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности //Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. - Набережные Челны: Изд-во Камского гос. политех. института, 2006. - с. 3-7.

5. Барбру Л. Психосоциальная помощь населению. - М.: Флинта, 2001. - 232 с.

6. Белоконь О.В., Фролова И.А. О положении пожилой семьи в обществе: Российский, Европейский, Индонезийский варианты // Современные проблемы старения населения в мире: тенденции, перспективы, взаимоотношения между поколениями, - М.: МАКСЛресс, 2004. - С. 131-139.

7. Бодалев А.А.. Программа курса: общая и прикладная акмеология (для слушателей и аспирантов).- М.: Академия, 2004. - 384 с.

8. Бондарева Т.В. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми // Высшее образование в России. - 2006. - №11. - с.23-25.

9. Бондарева Т.В. Старение как важная социально-педагогическая проблема //Новые технологии обучения, воспитания, самообразования и творческого развития специалистов в высшей школе: Материалы межвузовской научно-методической конференции.- Орел: Военный институт правительственной связи, 2007. - С.7-11.

10. Бондарева Т.В. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе с пожилыми людьми // Актуальные проблемы профессионального образования в условиях модернизации высшей школы: Сб. научных докладов и тезисов межвузовской научно-практической конференции. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2007. - с.102-106.

11. Бондарева Т.В. Влияние окружающей среды на здоровье и жизненную активность пожилых людей // Актуальные проблемы социальной педагогики: Сборник научных работ аспирантов, соискателей, докторантов / Составитель и отв. редактор Г.М.Коджаспирова.- Москва: РГСУ, 2006. - с.121-128.

12. Бычкунов А. Е. К вопросу об использовании социальных технологий в преодолении дезорганизации в обществе // Социологические исследования. 2008. № 6. - С. 43-50.

13. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2004.- 446 с.

14. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 2. -209 с.

15. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2005.- 274 с.

16. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. Минтруда и социального развития РФ - Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения. - М., 2001. - 226 с

17. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - М.: Инфра-М, 2008.- 213 с.

18. Здравомыслова Е.Л. Социология тендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2009.- № 1.- С. 29-38.

19. Зимбардо Ф. Социальное влияние. - М.: Дашков и компания, 2000.- 387 с.

20. Еремеева, Т.С. Непрерывная профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе // Высшее образование сегодня. -2007. - № 7. - С.45- 47.

21. Иванов В.Н. Социальные технологии в государственном управлении. - М.: Юнити-Дана, 2007.- 344 с.

22. Кастельс М. Информационная эпоха, экономика, общество, культура. - М.: Инфра, 2006.- 242 с.

23. Котельник Г. Геронтология и гериатрия. - М.: Медицина, 2005.- 317 с.

24. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия. 2006. -288 с.

25. Кулешов А. Проблемы аналитических исследований в социальной сфере // Социс. 2008. № 5. - С. 112-115.

26. Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий. -М.: МГУКИ, 2002.- 244 с.

27. Малкина - Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. - М.: ФиЗ, 2005. - 368с.

28. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование.-М.: Наука, 2005.- 240 с.

29. Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости // Социс. -2006. -№ 4. - С. 62- 65.

30. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза: ИПК и ПРО, 2004.- 314 с.

31. Нефедова Т.В. Некоторые аспекты социальной среды старения в странах Запада // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. - М.: Психолог. институт РАО.- 2004 - С. 237-239.

32. Образ будущего: опыт социолого-философского анализа / под ред. Р.А. Зотова и А.А. Козлова. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006.- 287 с.

33. Осадчий Э.Д. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе с пожилыми людьми // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. -М.: Психолог. институт РАО.- 2004 - С. 242-244.

34. Осколкова О.Б. Старение населения в странах Европейского Союза: проблемы и суждения. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - 187 с.

35. Основы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 2005. -89 с.

36. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - М.: Триада, 2007.- 432 с.

37. Поднебесная У.Б. Феномен старости в исторической перспективе. // Материалы международной конференции "История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее - IV Московские встречи по истории психологии. -М: МГУ, 2006.-с.44-49.

38. Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы. Национальный доклад. - М.: Права человека, 2002. с. 54.

39. Покровский Н.Г. Лабиринты одиночества. - М.: Владос, 2003.- 292 с.

40. Психология социальной работы /Под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

41. Прайда К.Д. Социально-психологические аспекты партнерского взаимодействия в сфере социальной защиты населения // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. - М.: Психолог. институт РАО.- 2004 - С. 249-251.

42. Россия в цифрах: статистический справочник. -М.: ФСГС, 2006.- 246 с.

43. Россия в цифрах: статистический справочник. -М.: ФСГС, 2007.- 248 с.

44. Россия в цифрах: статистический справочник. -М.: ФСГС, 2008.- 251 с.

45. Ромашина Е.В. Морально-этические проблемы социальной работы в профессиональной подготовке будущих специалистов //Социально-педагогическая деятельность: вопросы теории и практики. Научно-педагогические чтения.- М.: МГСУ, 2007.- С. 25-29.

46. Социальная геронтология: современные исследования. /под ред. Н.Ф. Шахматова.-М.: Медицина, 2004.- 462 с.

47. Социальное управление: учеб. пособие / под ред. А.Г. Гладышева, В.Н. Иванова, В.И. Патрушева.- М.: Высшая школа, 2006.- 271 с.

48. Стародубов В.И., Белоконь О.В., Иванкова Л.В. Качество жизни пожилых (по результатам опросов).- М.: ЦНИИОИЗ, 2006.- 277 с.

49. Старость. Популярный справочник / Под ред. Л.И. Полехиной - М.: ФиЗ, 2006.- 428 с.

50. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. - М.: Агентство "ФАИР", 2007.- 244 с.

51. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002г. - 457 с.

52. Топчий Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. -М.: ВЛАДОС, 2007.- 218 с.

53. Тора К.Биксон, Карен С. Рук, Жаклин Д. Гудчайдс. Жизнь старого и одинокого человека. - М.: Триада, 2006.- 360 с.

54. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики. - М.: Педагогика, 2002. - 192 с.

55. Фирсов М.В., Е.Г. Студенова. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Инфра-М, 2007.- 422 с.

56. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2002. - 296с.

57. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2005. -340с.

58. Чавычалова В.В.Индивидуально-психологические особенности адаптации к старости //Социально-педагогическая деятельность: вопросы теории и практики. Научно-педагогические чтения - М.: МГСУ, 2007.-с.71-76.

59. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М.: Инфра-М, 2005.- 213 с.

60. Шмелева Н.Е. Третий возраст и его проблемы // Российский журнал социальной работы. - 2001. -№ 4. - С. 63-67.

61. Щанина, Е. В. Пути активизации социального поведения пенсионеров // Сборник статей III Всероссийского социологического конгресса. - М., 2006.- С. 110-114.

62. Яновский Г.Д. Современный проблемы качества жизни пожилых граждан России // Успехи геронтологии. - 2008. Выпуск 17. - С. 59-71.

Примечания:

Примечаний нет.