Работа социального педагога с неформальными объединениями подростков

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 86  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей работы социального педагога с неформальными объединениями подростков 10

1.1Неформальные объединения в молодежной культуре 10

1.2Практика деятельности социального педагога с неформальными объединениями подростков 22

Выводы по главе 1 33

Глава 2. Модель социально-педагогической работы с неформальными объединениями подростков 35

2.1.Методика работы социального педагога с неформальными объединениями подростков. Особенности модели социально-педагогической работы 35

2.2Критерии и показатели социально-педагогической работы с неформальными объединениями подростков 41

2.3 Программа опытной экспериментальной работы 52

Выводы по главе 2 56

Глава 3 Экспериментальное исследование особенностей работы социального педагога с неформальными объединениями подростков 57

3.1 Проведение эксперимента и анализ полученных результатов 57

3.2Методические и практические рекомендации социальному

педагогу 61

Выводы по главе 3 67

Заключение 68

Список литературы 71

Приложения 76

Введение

Актуальность. В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, - возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания, нарушение норм морали, рост самоубийств).

Во всех этих позициях несовершеннолетний подросток, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность.

Обзор исследований отечественных и зарубежных авторов позволил выяснить, что наиболее часто встречающиеся понятия, обозначающие трудности несовершеннолетних, - это: трудные, трудновоспитуемые, трудно обучаемые, педагогически запущенные, социально запущенные, безнадзорные, девиантные, делинквентные. криминальные, дискомфортные и, наконец, дезадаптированные. Одним из сложнейших явлений современности является все возрастающее количество неформальных объединений, в состав которых входят подростки и деятельность которых далека от праведных и нравственных норм.

Молодежные неформальные объединения, порой, экстремистской направленности, являются серьезной проблемой для любой страны современного мира, так как способствуют формированию у молодых людей установок, отрицающих многие ценности существующего общества.

Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся "неформалами" не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика "неформалов", относительная независимость и самостоятельность.

Существуют два обстоятельства, обуславливающие необходимость социально-педагогического исследования в данной сфере. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время в нашей стране наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений. Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни.

Проблема исследования особенностей трудных подростков, составляющих основной контингент неформальных объединений, рассмотрена в объективе внимания социологической, педагогической и психологической науки с разных сторон (А.А.Александров, Н.А.Алемаскин, В.Г.Баженов, А.А.Беликов, С.А.Беличева, Я.Л.Коломинский, А.И.Кочетов, А.Е.Личко, А.А.Реан, И.А.Невский, Л.С.Славина, Д.И.Фельдштейн и др.). Особенно оперативно проявила себя социально-педагогическая наука в изучении рассматриваемой данной проблемы начиная с середины 90-х годов, что выразилось в появлении целого ряда научных исследований с соответствующей проблематикой.

Попытку монографического охвата проблемы социально-психологической работы с подростками можно обнаружить в исследовании Д.Х.Вафина, в котором автор целостно раскрыл как самостоятельный раздел педагогику перевоспитания. В монографии, в частности, он дает представление об особенностях педагогического процесса исправления и перевоспитания т подростков, рассматривая принципы, формы и методы коррекционно-воспитательной работы с детьми подросткового возраста.

В последнее время государство пыталось привести в жизнь федеральные законы и программы, которые помогли бы молодому поколению адаптироваться в обществе, но на современном этапе развития нашего государства экономические факторы наряду с политической обстановкой не дают возможности государству, и в том числе обществу, осуществлять все программы и федеральные законы о молодежи, а те законы и программы, которые все таки работают, не приносят позитивного результата для Росси в целом. Очевидно, что этих законов и программ не достаточно и мы можем отметить, что не систематизированы направления работы социального педагога с неформальными объединениями. С учетом выявленных противоречий мы формулируем тему нашего исследования: "Работа социального педагога с неформальными объединениями подростков".

Цель исследования: раскрытие сущности, содержания и особенностей социально-педагогической работы с неформальными объединениями подростков.

Объект исследования: процесс коррекционно-воспитательной деятельности социального педагога, направленной на социально-педагогическую поддержку и реабилитацию подростков, входящих в состав неформальных объединений.

Предмет исследования: разработка обоснованных социально-педагогических технологий коррекционно-воспитательной работы с неформальными объединениями подростков.

Анализ научных источников, обобщение передового педагогического опыта, позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: эффективность процесса коррекционно-воспитательной работы с неформальными объединениями подростков повысится, если будет:

-обеспечено соответствие создаваемой программы социально-педагогической поддержки подростков определенной концептуальной предпосылке (гуманистической парадигме воспитания);

-подобрана организационная модель структуры функционирования социально-педагогической поддержки и реабилитации подростков из неформальных объединений.

Мы считаем, что внедрение подобранной модели социально-педагогической работы с подростками, входящими в неформальные объединения, в практику работы социального учреждения окажет положительное влияние на уровень развития в целом и дезадаптивности подростков.

Цель, предмет и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

1.На основании проведения анализа научной психолого-педагогической и социальной литературы дать сущностную характеристику неформальным объединениям в молодежной культуре, рассмотреть особенности, сущность и виды неформальных объединений;

2.рассмотреть организационную модель структуры функционирования социально-педагогической поддержки и особенности деятельности социального педагога с неформальными объединениями подростков;

3.выявить критерии и показатели социально-педагогической работы с неформальными объединениями подростков;

4.разработать программу опытно-экспериментальной работы и провести экспериментальное изучение уровня дезадаптированности подростков, входящих в состав неформальных объединений;

5.подобрать методические и практические рекомендации социальному педагогу по работе с трудными подростками, входящими в состав неформальных объединений.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

-идеи гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Ш.А.Амонашвили, Р.А.Валеева, О.С.Газман, И.А.Зимняя, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, В.Г.Рындак и др.);

-важнейшие положения социальной педагогики, возрастной психологии, конфликтологии;

-педагогическое наследие А.С.Макаренко как великого теоретика и практика в работе с трудными детьми и малолетними преступниками;

-идеи социальной работы (В.Г.Бочарова, Л.А.Волович, И.А.Давлиев, В.Ш.Масленникова, В.Д.Семенов, Р.А.Фахрутдинова), превентивной психопедагогики (С.А.Беличева), ресоциализации личности (А.В.Пищелко, Л.Ю.Сироткин, А.Н. Хузиахметов).

- теории развития личности в различных видах деятельности (А.Г.Асмолов, Ю.К.Бабанский, Ю.Н.Караулов, И.Я.Лернер и др.).

- теории педагогических технологий (В.П.Беспалько, З.И.Калмыкова, М.В.Кларин, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, П.И.Третьяков, М.А. Чошанов, Н.Е.Щуркова и др:);

- исследования особенностей подросткового возраста в процессе становления; личности (Б.С.Волков, В.С.Мухина, Д;И.Фельдштейн, Л.М.Фридман и др.)

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);

3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.

Этапы исследования:

1-й этап (ноябрь 2007 - декабрь 2007гг.) - определение проблемы исследования и его отдельных концептуальных положений, анализ теоретических источников с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы;

2-й этап (декабрь 2007-январь 2008гг.) - определение гипотезы исследования, его цели и задач; проведение отдельных элементов констатирующего эксперимента с целью обоснования актуальности проблемы;

3-й этап (январь 2008- март 2008 гг.) - основной этап, на котором был проведен психолого-педагогический эксперимент, позволивший выявить научные подходы к проблеме исследования, определить структуру, содержание, основные направления социально-психологической работы с трудными подростками, входящими в состав неформальных объединений, осуществления и разработать методические основы ее организации.

4-й этап - (март 2008 - май 2008гг.) - завершающий этап, на котором проводилась опытная проверка теоретических и практических выводов, полученных в ходе исследования, изучалась их эффективность, осуществлялось внедрение в практику воспитания научно-педагогических и методических рекомендаций; оформление работы.

Экспериментальный опыт проходил на базе образовательного социально-реабилитационного центра г. Москвы. В эксперименте принимали участие 10 детей подросткового возраста 16-17 лет, являющиеся фанатами футбольной команды "Спартак" и создавшие неформальное объединение болельщиков данной команды на базе данного социального центра.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в ней обоснованы концептуальные положения социально-педагогической поддержки подростков, водящих в состав неформальных объединений, разработана модель структуры функционирования социально-педагогической поддержки данных подростков в условия социально-реабилитационного центра, включающая совокупность следующих компонентов: концептуальные предпосылки, содержательный компонент, "агенты" деятельности по оказанию социально-педагогической поддержки, спектр специальных технологий профилактики девиантного поведения подростков; определена качественная специфика и дано понятие социально- педагогических технологий перевоспитания подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения, результаты и выводы, полученные в ходе исследования, разработанные теоретические и методические материалы могут быть использованы при подготовке к социальной, коррекционной и воспитательной работе студентов профессионально-педагогических учебных заведений и в системе повышения квалификации работников образования, а также при подготовке воспитателей для работы с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались методологическим подходом, опирающимся на современные достижения различных отраслей научных знаний, реализацией комплексных методов исследования, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, количеством испытуемых, результатами апробации, использованием качественного и количественного анализа полученных результатов.

Объем и структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Часть материала представлена в виде таблиц и диаграмм.

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: изд. Центр "Академия", 1997г

2.Авербух В., Владимиров Д. Коричневый марш // Российская газета. 2002. № 76.

3.Активизация деятельности правоэкстремистских организаций // ИТАР ТАСС. Серия "СЕ". 1992. 20 марта.

4.Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 1977 г., 380 с.

5.Антонова Г.П., Икунина З.И., Антонова И.П., Антонова Н.А. "Возрастная и педагогическая психология", М.2002

6.Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.,1993. - 199 с.

7.Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. - М.,1988.

8.Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации трудных подростков// Психологический журнал.-М.,1984.- Т.5.- С. 48-54.

9.Беличева С.А. Сложный мир подростка - Свердловск: Средне-Уральское кн. Изд-во 1984.

10.Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. // Вестник психосоциальной и коррекционо-реабилитационной работы. - 1995 г. №1. с.3

11.Белякова Н.В. Комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации // Гуманитарные исследования / Омск. гос. Пед. ун-т. -Омск, 1997.-Вып.2

12.Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми.- Киров, 1994.

13.Березин Ф.В.Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988.

14.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.: Совершенство, 1997.- 298 с.

15.Бородин Д.Ю Основные направления деятельности Московского центра социально-психологической помощи подросткам. "Четвертый мир" // ВПКРР. -1995. №2 с.-60

16.Василькова Ю.В., Васильева Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. - М.: Издательский центр "Академия" 1999 г.

17.Выготский Л. С. Собр. Соч.: в 6 т. М.,1992г

18.Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. - 1999. -№2. -с.99-109.

19.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск Харвест, 1997.

20.Грищенко Л.А., Алмазов Б.И. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся -Свердловск, 1987.- 78 с.

21.Заика Е.В. и др. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением// Вопросы психологии.-1990.-N 4.- С.83-90.

22.Злобин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1982 г

23.Ионин Л.Г. Социология культуры. М, 1996. С.165-166.

24.Камаева Г.И.Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитац. работы. - 1999. -№1. с -73.

25.Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - 1999.

26.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр "Академия". 2000. с.6 - 7.

27.Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997, 138 с.

28.Кон И.С. "Социология молодежи" В кн.: "Краткий словарь по социологии"- М., 1988г.

29.Кондратьев М.Ю.Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопросы психологии. - 1997.-№3 С.-69-78.

30.Коробкина З. В., Попов В. А. Наркобизнес и наркомания в 20 веке. Владимир, 1999.

31.Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, Л.А. Ярошевского. Ростов-на-Дону. 1999.

32.Крейдун Н.П. Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его динамика в условиях изоляции от общества (на материале несовершеннолетних правонарушителей).-Киев,-1991.-19 с.

33.Куканова Е.В. Предупреждение "синдрома дезадаптации" // Школьные технологии. - 1998. №5. - с.217-220

34.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001 г., 464 с.

35.Личко A.Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1983.

36.Мануйлов Ю.С.Средовой подход в воспитании // Педагогика-2000. №7

37.Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. 8 кл. Спб., "Речь", 2003, 119 с.

38.Молодцова Т.Д. "Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков" Ростов - на - Дону, 1997г.

39.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1993.

40.Обухова Л.Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996 г.

41.Психологические тесты / Под ред. А.А, Карелина: В 2 т. Т.2. .- М., 2002. - С.223-228.

42.Психологическая энциклопедия: психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана/, Спб., "Прайм - Еврознак", 2003, 416 c.

43.Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др; Под ред.И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение,1991.-303 с.

44.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - т.1 - 488 с.; т.2 - 328 с.

45.Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999 г., 720 с.

46.Самоукина Н. Психологическое консультирование подростков и старших школьников //Частная школа .-1997 - С.54-60.

47.Семигин Г. Ю. Политическая энциклопедия. М., 1999

48.Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции. Казань, 1996.

49.Сергеев С А. Молодежные субкультуры в республике // "Социологические исследования". 1998, №11, С.95.

50.Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции. - М.: 1996.

51.Спепанов В.Г.Психология трудных школьников: Учеб. пособие. - М.: Изд. центр "Академия", 1997.

52.Султанова М.А. Феномен контркультуры в массовом сознании // Контркультура и социальные трансформации. Сб. тезисов сов.философов. XVIII ВФК. М., 1988.

53.Филонов Л Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Вопросы психологии. 2000. №2

54.Шаронов А.В. Молодежь и общество: Проблемы социальной адаптации в современном мире. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1996. -№1. с -47.

55.Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. - М. Роспедагенство, 1996.

56.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1991г.

57.Ярцев Д.В Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. №6. с.54-58

58.Brake M., The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. London, 1995, P.8.

59.Sozialpadagogische Arbeitsprinzipien // Sozialpadagogik des Kindes- und Jgendalters: eine Einfuhrung / Hrsg. von Lothar Bohnisch. 2. Aufl. Weinheim; Munchen: Juventa Verlag, 1993.

60.Krafeld F. -J., Lutzebdck E ., Schaar G., Storm C., Welp W. Akzeptierende Jugendarbeit mit rechtsextremen Jugendlichen? // Iugend und Gewalt: uber den Umgang mit gewaltbereiten Ougendlichen / Hrsg. von Hubertus Heil, Muzaffer Perik, Peter-Ulrich Wendt. Marburg: Schuren, 1993.

61.Welp W. Wenn ihr Probleme mit uns habt, heult euch aus. Jugendsozialarbeit mit Skinheads // Die Skins: Mythos und Realitat / Hrsg. von Klaus Farin. Bad Tolz: Verlag Thomas Tilsner, 2001.

Примечания:

Примечаний нет.