РЕКОМЕНДАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА ПО ВОПРОСАМ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 137  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 8

1.1 Современное состояние проблемы социальной помощи несовершеннолетним из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8

1.2 Формы и методы социальной работы с несовершеннолетними из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 17

2. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Г. ХАБАРОВСКА 35

2.1 Гарантии и права несовершеннолетних из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 35

2.2 Организационно - управленческий контроль органов социальной защиты по соблюдению прав несовершеннолетних из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 47

3. РЕКОМЕНДАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА ПО ВОПРОСАМ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Г. ХАБАРОВСКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92

ПРИЛОЖЕНИЕ 98

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. За последнее десятилетие в России резко увеличилось количество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Число учреждений общественного воспитания выросло так быстро, что система образования не успела обеспечить их специально подготовленными, профессионально обученными кадрами. Чаще всего с воспитанниками работают вчерашние воспитатели детских садов, учителя-предметники и даже просто случайные люди. При этом известно, что контингент этих детей совершенно особый. Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию "агрессивный неудачник". Ко всему этому можно прибавить качества, формируемые уже самой обстановкой детского дома - конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.

Поэтому несовершеннолетние из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как никто другой нуждаются во внимании и поддержке со стороны государства. в правовом государстве любое действие правительства должно иметь правовое обеспечение, даже если оно имеет самые благие намерения, такие как, например, обеспечение нуждающихся детей. Именно поэтому особую актуальность в нашей стране приобретает вопрос правового обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многочисленные теоретические исследования, а также правоприменительная практика показывают, что без соответствующей проработанной, эффективной правовой основы невозможна организация социальной помощи такой незащищенной категории населения.

Однако проблема сиротства не сводится только к вопросам правового характера. Необходимо отметить, что существующая система работы - с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех ее возрастных этапах. Для решения этой проблемы в стране разрабатываются государственные программы по переводу детей из детских домов под опеку или на воспитание в семью. Однако современная образовательная и воспитательная система государственных учреждений для детей-сирот неэффективна с точки зрения их адаптации к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора своей взрослой социальной роли. Как следствие, происходит усиление асоциального поведения детей-сирот и масштабов их вовлечения в преступные группировки.

Трансформация российского общества сопровождается значительными дисфункциональными изменениями социальных институтов. Наиболее острой проблемой, которая в современных условиях приобретает все более жизненно важное значение, является институциализация детства. Нестабильность этого социального института, "размывание" его норм и ценностных оснований, сопровождаются усилением такого негативного процесса как социальное сиротство. Его сущность проявляется в том, что у подавляющего большинства детей-сирот, проживающих в государственных детских домах и специализированных учреждениях, имеются родители, но они, как правило, лишены судом или добровольно отказались от исполнения своих родительских прав. Таким образом, проблема сиротства - это не только правовая, но и социальная, и психологическая проблема. Некоторые исследователи перевели сиротство из разряда проблем общества в категорию его болезней.

Вместе с тем, не секрет, что в современном российском обществе не получило повсеместного распространения стремление к приему чужих детей, оставшихся без родителей. Поэтому на сегодняшний день тысячи детей остаются в учреждениях общественного воспитания: детских домах, интернатах. Данная категория несовершеннолетних нуждается в полном государственном обеспечении, как материальном, так и правовом. Однако и те дети, которые оказались в приемной семье также нуждаются в правовой поддержке со стороны государства. Кроме того, правовое обеспечение необходимо и самим детским учреждениям и приемным семьям. Именно отсутствие правовой и материальной поддержи во многих случаях выступает препятствием приема в семью несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. Данные факты наглядно свидетельствую о том, что тема данной дипломной работы является актуальной и требует пристального внимания. Кроме того, роль исполнительной власти не ограничивается выполнением предписаний законодателя о социальном обеспечении сирот, но также исполнительная власть обязана обеспечить надлежащий контроль и надзор в области социального обеспечения несовершеннолетних сирот. В этом вопросе показателен опыт органов исполнительной власти Хабаровского края, на примере которых в данной работе предлагается провести исследование указанной проблемы.

Изученность проблемы. Проблематика детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно широко разработана в зарубежной и отечественной науке в контексте исследований институтов семьи, образования, воспитания. В подавляющем большинстве источников сиротство рассматривается как проблема детства, которая обрывается на периоде вступления в самостоятельную жизнь. Однако проблемы правового обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в литературе недостаточно глубоко проработана.

В дореволюционный период отечественной истории социологический и правовой аспект сиротства подробно раскрыт российскими авторами А.Д. Стогом, А.И. Волковой, М. А. Ошаниным, А.И. Довгалевской. К историческому опыту решения проблемы призрения детей-сирот обращаются и современные исследователи A.M. Нечаева, В.Г. Бобровников, Л.В. Бадя, Е.А. Горшкова, В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова, В.В. Беляков, Н.Е. Смоленская. С конца 80-х - начала 90-х годов XX века проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, приобрели особую остроту в науке и социальной практике российского общества. В научный оборот введена категория "социального сиротства", разрабатываются теоретико-методологические основы исследования этого феномена российского детства, определяются новые подходы его изучения в изменяющихся условиях общества, выявляются различные факторы в связи с ростом социального неблагополучия российских семей. В трудах отечественных исследователей предприняты попытки анализа содержания детей-сирот в условиях государственных интернатных учреждений. Ряд авторов выявляют недостатки социального обеспечения указанных категорий несовершеннолетних, указывают пути совершенствования законодательной практики.

Цель данной работы - анализ правового регулирования социального обеспечения несовершеннолетних из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач:

1. Рассмотреть теоретические основы социальной помощи несовершеннолетним из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Провести анализ нормативно - правовой основы социального обеспечения несовершеннолетних из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Хабаровска.

3. Предложить рекомендации методического и прикладного характера по вопросам улучшения работы органов социальной защиты г. Хабаровска в отношении несовершеннолетних из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объект исследования: органы социальной защиты города Хабаровска.

Предмет исследования: нормативно - правовая база социального обеспечения несовершеннолетних из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также теоретико - методологическая основа социальной работы с указанными категориями несовершеннолетних.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена общенаучными принципами познания общественных явлений, трудами отечественных и зарубежных правоведов, социологов, психологов, философов, педагогов прошлого и современности. Особое внимание уделено теоретическим исследованиям механизма контроля и надзора в области исполнения законодательства о социальном обеспечении несовершеннолетних сирот. В работе учтена специфика социологического подхода к данной проблематике, которая заключается в том, что в центре внимания оказываются механизмы взаимодействия детей-сирот и общества, функционирующие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Теоретическими источниками явились основные законодательные и иные нормативные правовые акты государственных органов власти в области защиты прав ребенка и социальной поддержки детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований, полученные лично автором или при его непосредственном участии. Результаты исследования позволили предложить рекомендации методического характера по организации работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и рекомендации служат основой для дальнейшего изучения процесса социальной адаптации детей-сирот, совершенствовании правового механизма их социального обеспечения.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы социальной помощи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом социально - психологической стороны проблемы. Вторая глава посвящена анализу правового механизма социальной защиты указанных категорий несовершеннолетних. В третьей главе предложены результаты анализа социальной работы с детьми - сиротами, на основе чего предложены методические рекомендации совершенствования работы с сиротами, а также рекомендации совершенствования правового механизма социального обеспечения рассматриваемых категорий несовершеннолетних.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Современное состояние проблемы социальной помощи несовершеннолетним из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации .

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке .

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие "дети-сироты" отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров "социального" сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, п

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СПС Гарант

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // СПС Гарант

3. Федеральный закон №159-ФЗ от 21.12.96г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СПС Гарант

4. Федеральный закон от 28 мая 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СПС Гарант

5. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 "О приемной семье" // СПС Гарант

6. Семейный Кодекс Российской Федерации // СПС Гарант

7. Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 гг. // СПС Гарант

8. Постановление Правительства РФ от 7.11.2005 г. № 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию"" // СПС Гарант

9. Приказ Министерства образования РФ № 199 от 19.08.1999 г. "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) // СПС Гарант

10. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года/ Конвенция ООН о правах ребенка - извлечения. // Семейный Кодекс РФ с краткими комментариями: - М., 1996 г.

11. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам // СЗ РФ. 1995. № 17.

12. Закон Хабаровского края от 25.04.2007 № 119 "О мерах социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа".

13. Декларация прав ребенка // Документы ООН о детях, женщинах, образовании. М., 1995.

14. Абашин Э.А. Семейное право. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.

15. Алексеева И.А., Гордеев П.Н. и др. Дети риска. - СПб.: Сфера, 2002. - 366 с.

16. Адреса опыта: Обобщение и анализ опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы "Дети-сироты". - М.: СПК "Инфо", 1998. - 220 с.

17. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник.-Изд.2-е перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2000.

18. Беспалов Ю.В. Защита прав несовершеннолетних // Российская газета. № 1. 1997.

19. Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. М.: Логос, 2002.

20. Борисова В.А., Дмитриев А.И. Проблема возрастных ограничений // Государство и право № 11. 1999.

21. Буткина С. Эмансипация: Проблемы и перспективы//Хозяйство и право № № 27, 28. 1999.

22. Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001. - 284 с.

23. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства.- М.,2005.

24. Влияние детско-родительских отношений на формирование ситуации социального сиротства / Под ред. Алексеевой Л.С. - М.: Проспект, 2002. - 312 с.

25. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Кл. руководитель. - № 3. - 2000.

26. Гордеева М.В. Российская политика в интересах детей и ее роль в выполнении Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка // Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия ООН конвенции о правах ребенка. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.

27. Гражданское право. Том. 3 Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: "Проспект", 1999.

28. Гришина И.И., Гришин И.П. Семейное право. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

29. Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. М.: ИНФРА-М, 2004.

30. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 528 с.

31. Данилов Е.П. Справочник адвоката: семейные споры. Комментарии. Адвокатская и судебная практика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

32. Домашняя юридическая энциклопедия о детях: Ответы на все вопросы, сложные ситуации, консультации, советы /сост. Е.А. Игнатьева, М.Ю. Ильичева.// М.: Олимп, 1998.

33. Для воспитания детей нужны профессионалы // Журнал "Детский дом", 2007 г., № 3. С.4

34. Дроздова Л.П. Психологические особенности развития детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд. СГУ, 2004. - 446 с.

35. Загоровский А.И. Курс семейного права. М.: ИНФРА-М, 2003.

36. Залысина И.Л., Смирнова Г.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Материалы научно-практической конференции. - Псков: РКЦ "Центр-Про", 2004. - 460 с.

37. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. - М.: МИР, 2002. - 272 с.

38. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. - М., 2004.

39. Иващенко Г.М. Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений по реализации права детей на воспитание в семье // Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка.- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.

40. Колашникова А.А. "Брошенные дети" - проблемы социализации // Сборник научных статей студентов ФСН. - Нижний Новгород: Изд. НГУ, 2003. - 426 с.

41. Колобова В. Права ребенка в современной России // Русская мысль, 1998. 10-16 декабря, № 42-49.

42. Красницкая Г.С. Усыновление: вопросы и ответы. М., 2001 г.

43. Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения. Экономист, 2004, № 9.

44. Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход. Социологические исследования. 1998 г., № 4.

45. Магульская Е.Е. "Право социального обеспечения". - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997 г.

46. Мамай В.И. Научно-практический комментарий к семейному кодексу с постатейными материалами. М.: ИНФРА-М, 2003.

47. Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2-х частях. М.: ИНФРА-М, 1997 (по изданию 1902 г.). Ч. 2.

48. Мусаханов Р. Защита жилищных прав несовершеннолетних: реальная или мнимая? // Законность, № 10, 2000.

49. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: ПРОГРЕСС, 2002. - 328 с.

50. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни / Под общ. ред. Алексеевой Л.С. - М.: Проспект, 2001. - 312 с.

51. Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. - 77 с.

52. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. // Под ред. Мухиной B.C.- М.: "Прометей".- 2001 г.

53. Отчет о состоянии детских специализированных учреждений Хабаровского края, июнь 2005 // Региональный Благотворительный Фонд "Центр помощи беспризорным (обездоленным) детям" Хабаровской торгово-промышленной палаты. - Хабаровск, 2006.

54. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения // Выпуск 4. (И.В. Дубровина, Э.А.Минкова). - М.: Педагогика, 1995. - 246 с.

55. Плющ И.В. Правовые, организационные и психолого-медико-педагогические подходы обеспечения безопасности образовательного пространства в связи с проблемой роста социального сиротства // Сибирский учитель . - 2002. №1.

56. Практическая психология для учителей и родителей. // Под ред. Глазунова М.В. - М., 1999 г.

57. Постинтернатная адаптация детей-сирот / Под. ред. Шипициной Л.М., Абрамовой И.Г. - СПб.: ВЕЧЕ, 2001. - 352 с.

58. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990. - 378 с.

59. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. С. 80-86.

60. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2002 г.

61. Пчелинцева Л.М. Комментарий к семейному кодексу РФ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

62. Радина Н.К. Вклад "непсихологических" факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. - №3. - 2003.

63. Сорокин С. Имущественные права ребенка. // Российская Юстиция № 2. 2000 г.

64. Сорокин С. Конвенция ООН о правах ребенка//Российская Юстиция № 6. 1999.

65. Социальная педагогика. Курс лекций. / Под ред. Галазуровой М.А., - М.: Проспект, 2000. - 470 с.

66. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 736 с.

67. Столбов Г.В. Как увеличить размер алиментов. М.: Логос, 2002.

68. Фаршатов И. Охрана жилищных прав несовершеннолетних// Российская Юстиция № 8. 1999.

69. Хисматуллин С. Семейные суды по делам несовершеннолетних // Российская Юстиция № 3. 2000.

70. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Просвещение-АСТ, 2002. - 524 с.

71. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми "группы риска" в учреждениях социальной помощи и поддержки.- М.: Сфера, 1997. - 360 с.

72. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методы работы с детьми "группы риска". - М.: ВЕЧЕ, 2002. - 368 с.

73. Шуржунов Е.В. Опыт работы социально реабилитационного центра г.

Примечания:

Примечаний нет.