СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ УСЛОВНО

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 59  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

Введение. - 3-5 стр.

Глава 1.С пецифика социальной реабили- - 6-10 стр.

тации условно - осужденных

несовершеннолетних.

1.1.Понятие социальной реабилитации в - 6-10 стр.

социально - педагогической теории.

Глава 2.Социальные и психологические - 11-20 стр.

особенности личности категории

условно осужденных несовершенно-

летних.

2.1. Сущность понятия - условная мера - 11-13 стр.

осуждения

2.2. Особенности личности несовершеннолет- - 14-16 стр.

него правонарушителя.

2.3. Психолого-педагогические факторы - 17-18 стр.

появления несовершеннолетних правона-

рушителей.

2.4. Социально- психологические особенности - 19-20 стр.

появления криминогенных групп несовер-

шеннолетних.

Глава 3.Методы работы с условно-осужденными - 21-51 стр.

несовершеннолетними.

3.1. Работа с условно-осужденными в семье - 21-28 стр.

а). Факторы, способствующие появлению не- - 22-25 стр.

благополучных несовершеннолетних.

б). Формы и методы работы с условно осуж- - 26-28 стр.

денными несовершеннолетними в семье.

3.2. Работа с условно осужденными несовер- - 29-38 стр.

шеннолетними в учебном учреждении.

а). Работа с условно осужденными - 30-32 стр.

классного руководителя.

б). Работа с условно осужденными - 32-38 стр.

социального педагога.

3.3. Работа с условно осужденными несо- - 39-51 стр.

вершеннолетними различных категорий

специалистов.

а) Работа с условно - осужденными пси- - 39-41 стр.

холога.

б). Работа с условно осужденными несо- - 42-49 стр.

вершеннолетними инспектора ПДН.

в). Работа с условно осужденными несо- - 50-51 стр.

вершеннолетними в подростковом клубе.

Заключение . - 52-53 стр.

Литература. - 54 стр.

Введение

К вопросам воспитания сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов, писателей, политиков, психологов. Газеты пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: "Педагогические раздумья", "Осторожно дети!", "Шаги школьной реформы" и так далее и тому подобное. Высказываются множество мнений на множество наболевших проблем. Но это в печати, в свете студийных юпитеров и специально организованных дискуссионных "круглых столов". А что же в жизни, "на земле", среди нас?

В эпоху гласности привычным стало наблюдать, как корреспонденты с телекамерой задают вопросы прохожим на улицах. Застигнутые врасплох люди задумываются, отвечают, иногда сердятся, что их выставляют напоказ, задерживают и отвлекают от сиюминутных будничных дел. Как поведет себя "первый встречный", отвечая, например, на вопрос: "Кому и как надлежит ныне готовить к жизни маленьких граждан, которым предстоит начинать свою взрослую жизнь в 21 веке?" Многие недоумевают, пожмут плечами. Что тут спрашивать? В обществе давно существует и действует четко отлаженная система воспитания детей в семье, дошкольных учреждениях, школе, ПТУ, техникуме, в кружках, спортивных секциях, летних лагерях. Все это год от года совершенствуется, обновляется. Зачем голову ломать? Какие тут могут быть неожиданности, проблемы?

Может быть, так ответит большинство, и, скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания знают только понаслышке. Да они читали о рокерах, панках, и металлистах, о пьянстве и наркомании среди молодежи. Да они любят смотреть детективы и особенно модные сейчас телесериалы о мафии, бандитах и коррупции. Да они встречали в подъезде своего дома неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто должен заниматься этими детьми, кому в случае чего можно будет пожаловаться - родителям, учителям, наконец, в милицию. Короче говоря, все ясно бывает в основном сторонним и безразличным наблюдателям.

Человеческое общество, государство, кровно заинтересовано в собственном воспроизводстве, в возобновлении и развитии своей непростой структуры. Без специализированных общественных подразделений, "выводящих в люди" подрастающих человечков, никак не обойтись. Поэтому при всей усложняющейся структуре общества, при углубляющейся автоматизации и компьютеризации - доля педагогов, социальных работников, психологов, и других специалистов, среди всего трудоспособного населения неминуемо должна увеличиваться на непредсказуемую пока что величину.

Поломать, покалечить начинающуюся судьбу так легко. Еще проще, наверное, чем надломить юное деревце, растущее у оживленной дороги. Неудачно развернулся рядом неуклюжий грузовик, и хрупкое деревце, бывшее только, что зеленым и стройным сломалось. Как его потом выправить, вылечить, чтоб росло дальше, выше, чтоб росло без изъяна?

Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в молодости. Порой ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Ребята усваивают элементы частнособственнической психологии, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и общественных нормах, и советам и наставлениям старших. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.

Несовершеннолетний нарушитель закона - особый, наиболее трудный объект воспитания. Дело в том, что такой несовершеннолетний чаще всего отягощен уже укоренившимися отрицательными взглядами, представлениями, суждениями, дурными привычками и уродливыми формами поведения. Обычно он грубо противодействует положительному воспитательному влиянию, возводя между собой и воспитателем психологический барьер недоверия, отчужденности и даже враждебности. Преодолеть этот барьер - значит создать хорошие предпосылки для дальнейшего воспитательного воздействия. А здесь уже речь идет не только об умении воспитателя привить подростку и юноше те или иные положительные черты, свойства и качества, но и об искусстве исправления и перевоспитания, то есть о нейтрализации, искоренении, " снятии" сложившихся ранее отрицательных сторон духовного мира и поведения.

В чем причины антиобщественных поступков несовершеннолетних? Почему становятся возможным правонарушение и преступление? Каков духовный мир подростка - правонарушителя? Что следует предпринять, чтобы правонарушение не повторилось?

Исправление и перевоспитание - творческий процесс целенаправленного положительного воздействия на разум, волю и чувства несовершеннолетнего. Ремесленничество, применение одних и тех же приемов, методов, шаблонов здесь недопустимы и могут нанести только вред. Педагог должен уметь находить правильный путь, творчески используя чужой опыт и ориентируясь на собственное вдумчивое отношение к процессу воспитания. Отсюда очевидно, что большое значение приобретает пропаганда научных основ воспитания и доведение до воспитателей материалов, характеризующих психологию духовного мира и поведения несовершеннолетних.

Тот факт, что сегодня особенно остро ставится вопрос о несовершеннолетних правонарушителях, означает, что наше общество предъявляет все более высокие требования к проблемам воспитания и перевоспитания, несовершеннолетних. Предупредить правонарушение, преступление которое может совершить несовершеннолетний - обязанность каждого гражданина. В процесс воспитания детей и юношества включаются все новые и новые силы. Сотни педагогов и социальных работников школ и проф.тех. училищ, руководителей молодежных коллективов, миллионы родителей, наконец, сотрудники милиции принимают самое активное участие в искоренении чуждых нашему обществу явлений, отравляющих сознание подрастающего поколения.

В своей дипломной работе я попытаюсь рассмотреть все аспекты работы с несовершеннолетними правонарушителями и не просто правонарушителями а подростками совершившими уголовное преступление и осужденными судом к условной мере наказания. Это категория подростков до 18 лет и является объектом моего изучения. Это дети которые совершили уголовные преступления , а иногда и тяжкие , но не заключенные под стражу и не лишенные свободы. Они проживают вместе с нами , иногда и в одном дворе и на одной лестничной площадке. Они общаются с обычными детьми которые и не помышляли ни о каких правонарушениях а тем более преступлениях, т.е они проживают в нашем социуме. Не только перед специалистами , но и всеми нами стоит задача перевоспитания таких подростков , их социально - психологическая реабилитация. Это и является предметом данной дипломной работы .

В моей дипломной работе поставлена цель определить социально- психологические особенности личности категории условно- осужденных несовершеннолетних правонарушителей. Отсюда вытекает и задача дипломной работы - выявление наиболее успешных форм и методов работы с условно- осужденными несовершеннолетними и условий для их социальной реабилитации.

Список литературы

А.С.Макаренко "Проектировать лучшее в человеке..." Минск 1989г.

"По неписанным законам улицы..." / под ред.Ю.М.Хотченкова/

Москва, "Юридическая литература" 1991г.

Вестник МВД РФ "В центре внимания подросток, актуальные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних". Вильнюс-Красноярск 1992г.

К.Е.Игошев "Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего"

Свердловск 1973 г.

И.Б.Михайловская, Г.В.Вершишина "Трудные ступени, профилактика общественного поведения". Москва , "Просвещение" 1990г.

В.М.Бенюмов, О.Р.Костенко, К.М.Флоренсова "Вред алкоголя, никотина и наркотиков". Киев 1989.

"Роль правового воспитания в предупреждении преступлений несовершеннолетними" /методические рекомендации/. Омск 1989г.

"Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". Новосибирск 1994г.

"Уголовный кодекс Российской Федерации". Москва 1996г.

К.Н.Лаврова "Улица, компания, подросток". Москва, "Знание" 1987г.

А.А.Лиханов "Драмматическая педагогика" /очерки/. Москва "Педагогика" 1990г.

"Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних". Москва "Юридическая литература" 1986г.

Т.Е.Конникова "Проблемы воспитания подростков". Москва "Знание" 1972г.

"Законодательство об ответственности несовершеннолетних". Москва "Юридическая литература" 1970г.

В.А.Еремин "Улица, подросток, воспитатель". Москва, "Просвещение" 1991г.

А.В.Мудрик "Социальная педагогика". Москва "Академия" 2000г.

В.Г.Крысько "Социальная психология". Москва "Владос" 2001г.

"Энциклопедия психологических тестов". Москва 1999г.

"Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних" /сборник статей/ Тюмень 1985г.

С.М.Емельянов "Практикум по конфликтологии" Санкт-Петербург 2001г.

Н.И.Шевандрин "Психодиагностика и коррекция и развитие личности" Москва 1999г.

"Методика и технологии работы социального педагога" /под ред.Галагузовой, Л.В.Мардахаева / Москва, "Академия" 2002г

Примечания:

Примечаний нет.