ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА "СЕМЬЯ") 2009-83

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 83  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность и классификация технологий социальной работы с безнадзорными детьми 8

1.1. Понятие технологии социальной работы с безнадзорными детьми 8

1.2. Классификация технологий социальной работы с безнадзорными детьми 15

Глава 2. Использование технологий социальной работы с безнадзор-ными детьми в практической деятельности социального работника 23

2.1. Применение традиционных технологий социальной работы с безнад-зорными детьми 23

2.2. Инновационные технологии социальной работы с безнадзорными детьми в деятельности социального работника 31

Глава 3. Опыт работы центра социальной помощи семье и детям "Семья" 40

3.1. Практика работы Химкинского центра социальной помощи семье и детям "Семья" с безнадзорными детьми 40

3.2. Проект должностных обязанностей специалиста по социальной рабо-те с безнадзорными детьми 49

Заключение 56

Список литературы 61

Приложения 67

Введение

Актуальность темы. Актуальность данного исследования обусловлена технологической революцией, которая глубоко преобразовала и продолжает преобразовывать мир. Мощная интервенция технологизации в сферу преобра-зования живой и неживой природы при помощи достижений в науках, которые практически институционализировались именно как высокотехнологичные, це-ликом построенные на научных методах их осуществления, поставила вопрос о проникновении технологизации в сферу социальных процессов .

Возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочис-ленных групп специалистов. Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи технологий социальной работы (информационных, обучающих, внедренческих, управленческих и др.) можно своевременно разрешать соци-альные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастро-фы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.

Социально-экономические и политические преобразования обществен-ных отношений в наибольшей степени отразились на положении детей в Рос-сийской Федерации. Кризисные явления в обществе сопровождаются ростом эмоциональной напряженности и риском социальной и психической дезадапта-ции большинства семей, что не могло не привести к изменению коренной "си-туации развития детства" . При таких условиях значительными стали безнад-зорность, бегство детей из родительского дома, интернатов, приютов.

О количестве безнадзорных детей в наши дни не имеет точной информа-ции ни одно из министерств и ведомств. По различным данным число безнад-зорных детей в России составляет от 2 до 5 млн. человек .

На протяжении последних лет наблюдается рост детской и подростковой преступности. Безнадзорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, и не всегда законным путем, и, как следствие, постоянно пополняют ряды несо-вершеннолетних преступников. Число подростков, доставленных в милицию за различные правонарушения в 2008 году, превысило 1,15 млн. Десять лет назад их было ровно в два раза меньше. Среди доставленных 310 тыс. - это подрост-ки, едва достигшие 13 лет. 295 тыс. нигде не работали и не учились, а 45 тыс. оказались вообще неграмотными .

В то же время более чем в 2 раза увеличилось количество несовершенно-летних, совершивших убийства и покушения на убийства, в 1,5 раза - совер-шенных несовершеннолетними грабежей, в 2,4 раза - несовершеннолетних, за-держанных за незаконное приобретение и изготовление наркотиков. В десятки раз увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерически-ми заболеваниями, СПИДом. За последние пять лет число детей, состоящих на диспансерном учете по наркомании, возросло почти в 4 раза, по токсикомании - в 4,5 раза, а количество подростков, ежегодно признаваемых больными нар-команией, за десять лет возросло в 13 раз. Специфическая проблема несовер-шеннолетних - токсикомания и наркомания. Подростки злоупотребляют нарко-тиками в 7,5 раз, а одурманившими средствами в 12 раз чаще, чем взрослые. В среднем по России детская преступность составляет 9,6 % .

За последние годы вопрос детской безнадзорности неоднократно подни-мался и в правительстве, и в средствах массовой информации. Органы охраны правопорядка отлавливают юных бродяг по вокзалам и железнодорожным станциям, заключают малолетних преступников в специализированные учреж-дения. Медицинские работники, со своей стороны, обеспокоены распростране-нием инфекционных заболеваний, отсутствием санитарно-гигиенического кон-троля за данным контингентом лиц. Бьют тревогу представители общественных организаций, учителя и психологи.

Безнадзорность несовершеннолетних стала масштабной проблемой. От-торжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи, требует усиления заботы со стороны общества и, в первую очередь, государст-ва.

Объект исследования - социальная работа с безнадзорными детьми.

Предметом исследования являются технологии социальной работы с безнадзорными детьми.

Цель дипломной работы - проанализировать теоретические и практиче-ские аспекты использования технологий социальной работы в современной России в отношении безнадзорных детей.

Исходя из данной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

- представить классификацию технологий социальной работы с безнад-зорными детьми;

- изучить практику использования технологий социальной работы с без-надзорными детьми в деятельности специалиста на примере центра;

- разработать практические рекомендации по улучшению использования технологий социальной работы с безнадзорными детьми в центре.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных уче-ных по этой проблеме. Есть крупные монументальные работы. Среди них вы-деляются труды С.Н. Смирнова и Т.Ю. Сидориной , В.В. Бараташвили, Г.В. Сабитовой, В.В. Терехиной, Н.А. Шахиной , А.Н.Аверина . В этих работах рас-сматриваются теоретические основы формирования и реализации социальной политики, её история, особенности и влияние социальной политики на техноло-гии социальной работы. В них также включены нормативные документы и ин-формационно-методические материалы по вопросам разработки и внедрения эффективных технологий координации деятельности системы социальной по-литики в отношении безнадзорных детей и подростков.

Технологические аспекты исследования раскрываются в учебниках. В учебнике под общей редакцией Е.И. Холостовой рассматриваются теоретиче-ские основы технологии социальной работы, общие технологии социальной ра-боты, междисциплинарные технологии и методики социальной работы, кон-кретные технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и под-ростками и с их семьями. Учебное пособие под редакцией И.Г. Зайнышева раскрывает теоретико-методологические основы технологии социальной рабо-ты, инструментарий работы с различными категориями граждан по обеспече-нию их социальной защиты. Учебник под редакцией А.А. Чернецкой рассмат-ривает технологии социальной работы как инструмент повышения качества жизни конкретных социальных групп и общества в целом.

Практической основой исследования послужили работы С.В. Волковой, В.Ю. Барбышевой, Г.Г. Харитоновой , М.В. Гордеевой . В них раскрываются практический опыт центров по профилактике безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних.

Но, несмотря на значительное количество книг, брошюр, статей проблема применения технологий социальной работы с безнадзорными детьми остается недостаточно исследованной. Это и определило интерес автора к избранной те-ме.

Гипотеза. Только качественное использование традиционных и иннова-ционных технологий социальной работы с безнадзорными детьми и разработка и внедрение новых должностных обязанностей специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми улучшит социальное самочувствие детей, по-может вывести из неблагоприятной среды, вернет к нормальной жизни, повы-сит уровень их социальной защищенности и сформирует у них качества полно-ценных членов общества.

Список литературы

1. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кад-ров: Учеб. пособие. - М., 2004.

2. Агулина С.В. Социально-педагогические факторы, способствующие проявлению подростковой дезадаптации // Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования: Материалы научно-практической конферен-ции / Под ред. Н.Н. Сотникова. - Ставрополь: Ставрополье, 2002.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль-тирование. - М., 1993.

4. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Панкратов В.В. Криминологическая ха-рактеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершенно-летних // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы право-вой ответственности. - М., 1994.

5. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними право-нарушителями. - М., 1994.

6. Бараташвили В.В., Сабитова Г.В., Терехина В.В., Шахина Н.А. Про-блемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: нормативно правовые акты. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2002.

7. Барсукова Т.М., Быкова Н.В., Иванова Л.А., Снурникова Н.Н. Функции и задачи специализированного учреждения социальной защиты // Беспризор-ник. - 2003. - № 3.

8. Бирюкова Т.В. В заботах о детях улиц // Московская правда. - 2005. № 6.

9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

11. Волкова С.В., Барбышева В.Ю., Харитонова Г.Г. Практика примене-ния ювенальных технологий в социальных службах. - М., 2008.

12. Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних: Сб. науч. трудов / Отв. редакторы М.А. Алемаскин, Ю.В. Гербеев. - М., 2005.

13. Гиль С.С., Мартынова М.С. Опыт реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних" в регионах РФ. - М., 2004.

14. Гоголева А.В. Беспризорность: Социально-психологические и педаго-гические аспекты. - М.: Издательство Московского психолого-социального ин-ститута. - Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2008.

15. Гордеева М.В. Опыт регионов России по профилактике безнадзорно-сти, правонарушений и наркомании несовершеннолетних. - М., 2004.

16. Виттенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб., 1994.

17. Гусев Г.А. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация не-совершеннолетних. - М., 1993.

18. Девиантное поведение подростков: профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних: Методическое пособие. - Н., 1999.

19. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 2003.

20. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 2002.

21. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения пра-вонарушений. - М.: Юридическая литература, 2006.

22. Изабель Марти. Работа с детьми улиц: Пособие для социальных ра-ботников. - М., 2005.

23. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосо-ванием 12 декабря 1993 г.

24. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Про-свещение, 2007.

25. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в Рос-сии: Учеб. пособие. - М.: Наука, 1995.

26. Медведева И.Я. Дети нашего времени // АиФ. - 2004. - № 6.

27. Мельников В.П., Холостова Э.И. История социальной работы в Рос-сии: Учеб. пособие. - М.: "Маркетинг", 2002.

28. Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право. - 2004. - № 6.

29. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изм. от 23 июля 2008 г.): Принято Федеральным зако-ном РФ 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

30. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2004.

31. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. В.Д. Диденко. - М., 1997.

32. Основные технологии социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Кузнецовой. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.

33. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной дея-тельности и специальность в системе высшего образования // Российский жур-нал социальной работы. - 1995. - № 1.

34. Панов А.М. Организация работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Методи-ческие рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002.

35. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закиро-вой. - М.: Академия, 2008.

36. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности // Московский Комсомолец. - 2004. - № 3.

37. Поликарпова Т.Н. У тебя есть дом. - М.: ООО "Комментарий", 2003.

38. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная рабо-та: Учеб.-метод. пособие. - М., 1998.

39. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 2000.

40. Профессионально-этический кодекс социального работника России: Принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г.

41. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. - Т. 1.

42. Рыбцова Л.Л. Основы практики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проспект, 2003.

43. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холосто-вой. - М., 1997.

44. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // СОЦИС. - 2004. - № 3.

45. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учеб. пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЕ, 2004.

46. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям / Под ред. Е.И. Холостовой - М., 1997.

47. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.И. Жукова. - М., 1997.

48. Социальная работа с несовершеннолетними: Опыт организации соци-альной службы. - М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании", 2000.

49. Социально-психологические, социально-педагогические и индивиду-ально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершенно-летних / Под ред. В.Ф. Пирожкова. - М., 2005.

50. Социальные технологии: Учеб. пособие. - М.: Муниципальный мир, 2004.

51. Социальные технологии российских корпораций / Под ред. А. Шма-рова. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2005.

52. Текущий архив центра "Семья" 2009 г. - Дело № 8. - Лист № 4.

53. Текущий архив центра "Семья" 2009 г. - Дело № 32. - Лист № 3.

54. Текущий архив центра "Семья" 2009 г. - Дело № 46. - Лист № 5.

55. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах) / Отв. ред. А.М. Панов, Е.И. Холостова. - М., 1997.

56. Территориальные социальные службы: теория и практика функцио-нирования - М., 1995.

57. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2009.

58. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002.

59. Технология социальной работы: Учебник / Под ред. А.А. Чернецкой. - Ростов-н/Д: "Феникс", 2006.

60. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельно-сти / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.

61. Устав Государственного бюджетного учреждения Московской облас-ти "Химкинский центр социальной помощи семье и детям "Семья": Утвержден министром социальной защиты населения Московской области приказом от 10 сентября 2008 г. № 542.

62. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // СО-ЦИС. - 1995. - № 9.

63. Шахина Н.А. Реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Информационный сборник. - М., 2003.

64. Шипунова Т.В. Насилие мира взрослых как причина ухода детей на улицу и в преступность // Беспризорник. - 2003. - № 3.

65. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми "груп-пы риска". - М.: Издательство УРАО, 1999.

66. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М.: Центр общечеловече-ских ценностей, 2003-2004.

Примечания:

Примечаний нет.