ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. е365242

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. 8

1.1 Основные подходы к изучению проблемы детско-родительских отношений. 8

1.2 Классификации и характеристики стилей родительского воспитания. 13

1.3 Особенности детско-родительских отношений в неполной семье. 28

Выводы по главе 1. 32

2. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 34

2.1 Изучение влияния детско-родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка дошкольного возраста. 34

2.2 Коррекция влияния детско-родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка дошкольного возраста. 39

2.3 Анализ результатов экспериментальной программы коррекции влияния детско-родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка. 56

Выводы по главе 2. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 68

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 71

Введение

Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка. Ведущую роль в это время играет взрослый. Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. В семье, как в первом микромире, складываются первые представления ребенка о мире, о добре и справедливости, ответственности и долге. Семья с её постоянным и естественным воздействием формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей действительности, овладение навыками общения, приобщение его к человеческой культуре. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка всю жизни.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе. У ребенка же выросшего в атмосфере чрезмерного внимания рано развиваются черты эгоизма и эгоцентризма.

Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Неполной, по формулировке социологов, называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

Божович Л.И. в работе "Этапы формирования личности в онтогенезе" установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный "механизм", определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это

Список литературы

. Как быть родителями.-М.: Просвещение;1986.

46. Спок Б. Разговор с матерью: книга о воспитании.М.: Просвещение;1990.

47. Синяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.2002.

48. Фромм А. Азбука для родителей. - М., 1994.

49. Фромм Э. Искусство любви. - Минск, 1991.

50. Фромм А. Азбука для родителей //Пер.И.Г.Константиновой.-Л.: Лениздат,1991.

51. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. ' Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1993.

52. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.

53. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М., 1993.

54. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС,2003. - 272 с.

55. Чуковский К.И. От двух до пяти. М, 1990.

56. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений.Курс лекций.-М.: Апрель-Пресс,ЭКСМО-Пресс;2000.

57. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.

Примечания:

Примечаний нет.